суббота, 25 марта 2017 г.

Допинг в СССР 4

Автор: Андрей Антонов
Опубликовано в журнале «Железный Мир №02 2014»
Допинг в СССР 4Сергей Сарсания. Анаболические стероиды и спортивная работоспособность
Мы продолжаем публикацию автореферата профессора Сергея Константиновича Сарсания посвященного воздействию анаболических стероидов на организм спортсменов. Сегодня мы поговорим, пожалуй, о самом изученном их действии – способности увеличения силовых показателей. В данном обзоре впервые показано сравнительное действия приема двух анаболических стероидов применяемых «соло»: нерабола (метандиенона) и ретаболила (нандролона деканоата). Напомним, что во время проведения этого эксперимента, советским ученым были доступны только это два стероидных препарата, производимых в компании «Гидеон Рихтер» в дружественной нам социалистической Венгерской Народной Республике. Тогда и зародилась известная прибаутка советских олимпийцев: «Скажи, кто твой тренер? – Гидеон Рихтер!»
В современной литературе посвященной ААС, сейчас часто можно встретить мнение, что нандролон бесполезный в силовых видов спорта препарат. Что его нельзя принимать соло из-за выраженной прогестагенной активности. Что дозировки препарата менее 200 мг в неделю дают лишь легкий анаболический эффект и тд. Я думаю, что приверженцам этого мнения будет очень познавательно ознакомиться с результатами представленного эксперимента, в объективности которого у нас нет не малейших сомнений.
Кстати, сам профессор Сергей Константинович Сарсания являлся и является категорическим противником одновременного приема двух и более анаболических стероидов и в беседе со мной утверждал, что за свою многолетнюю практику в этой области ни разу не встречал фактов какого-либо преимущества стероидных «коктейлей» перед приемом препарата «соло».
Анаболики и сила
Хотя, как это следует из приводимого обзора литературы, влияние анаболиков на рост силы совершенно очевидно, в своих исследованиях мы также изучали связь между приемом анаболиков и проявлением силы спортсмена. Эксперименты были проведены с тяжелоатлетами одного из вузов Москвы, со спортсменами, занимающимися атлетической гимнастикой, а также с отдельными спортсменами, специализирующимися в легкой атлетике. Помимо силовых показателей, изучались такие морфологические признаки, как вес и поверхность тела, величины 8 кожно-жировых складок, абсолютное и относительное количество жирового компонента веса тела, абсолютное и относительное количество тощей массы, а также периметры груди, плеча, предплечья, бедра и голени. Все антропометрические измерения определялись по методике, принятой НИИ Антропологии МГУ.
Вес тела в значительной степени подвержен влиянию спортивной тренировки и с функциональной точки зрения разделяется на тощую массу и резервный жир. Тощая масса тела линейно связана с такими функциональными показателями, как потребление кислорода в покое и во время работы, объемом циркулирующей крови и минутным объемом сердца (Миллер и Блайт, Е.Н.Беркович). Бускирк и Тейлор обнаружили высокую корреляцию между тощей массой и максимальным потреблением кислорода (r = 0,91) а Ган и Кларк — между уровнем основного обмена и тощей массой (r = 0,7-0,8). Все это позволяет говорить, что изменение компонентов веса тела отражает характер и направление в организме обменных процессов и является весьма информативным морфофункциональным показателем.
Динамика изменения некоторых морфологических признаков до и после проведения месячного эксперимента, во время которого испытуемые (студенты института физической культуры) тренировались три раза в неделю с тяжестями для развития силы, проведена в табл.5.

Изменение морфологических признаков у спортсменов
экспериментальной и контрольной групп до и после
месячного эксперимента





Испытуемые обеих групп тренировались с тяжестями, но испытуемые экспериментальной группы применяли анаболики обычного и пролонгированного действия. Для сравнения эффективности действия анаболиков экспериментальная группа была разделена на две подгруппы. Одна подгруппа получала ежедневно неробол: если вес спортсмена превышал 80 кг — 15 мг в день, если был ниже 80 кг — 10 мг; другая подгруппа принимала внутримышечно ретаболил: если вес спортсмена превышал 80 кг — 1раз в 7 дней, если ниже 80 кг, 1раз в 10 дней.
Как видно из табл.5 под влиянием тренировки и анаболиков произошли существенные изменения всех указанных морфологических признаков. Особо следует отметить увеличения веса тела на 2,64 кг и одновременно тощей массы на 3,55 кг (разница статистически достоверна при Р<0,0001). В то же время количество жирового компонента уменьшилось на 0,88 (достоверно при Р<0,05). Это позволяет считать, что увеличение веса тела у наших испытуемых произошло за счет значительного увеличения тощей массы тела, большую часть из которой составляет скелетная мускулатура, и снижения жирового компонента веса тела. В контрольной группе также произошли подобные сдвиги: увеличение веса тела и тощей массы, уменьшение жирового компонента и толщины кожно-жировых складок, но эти изменения статистически недостоверны (Р>0,05).
Эти данные подтвердили гипотезу о том, что для быстрого увеличения морфофункциональных показателей и соответственно быстрого роста мышечной силы использование анаболиков в спортивной тренировке дает хорошие результаты.

Изменение морфологических признаков у спортсменов экспериментальной и контрольной групп до и после месячного эксперимента




Как видно из табл.6, в которой представлены изменения морфологических и физиологических показателей под влиянием приема анаболиков обычного и пролонгированного действия, внутримышечные инъекции ретаболила оказали значительно больший эффект на увеличение изученных морфологических признаков по сравнению с приемом неробола. Это же подтвердилось при изучении изменений статической силы основных мышечных групп сгибателей и разгибателей предплечья, плеча, бедра, голени, туловища, а также сгибателей стопы, которая измерялась динамометром В.М.Абалакова с индикатором часового типа по методике Б.М.Рыбалко.
Следует указать, что прирост силы произошел значительнее в более крупных мышечных группах таких, как разгибатели туловища (на 20,15 кг) и разгибатели бедра (на 20,2 кг) и сгибатели стопы (на 25,8 кг), а в остальных исследованных группах прирост был минимальным.
Таким образом, резюмируя данные, приведенные в табл.5 и 6, можно сделать вывод, что анаболики существенно увеличивали вес, тощую массу тела, силу разгибателей туловища и значительно уменьшали жировой компонент тела. Сравнение влияния на эти же показатели анаболиков обычного и пролонгированного действия, как видно из табл.6, позволяет отдать предпочтение ретаболилу.
В этом же эксперименте исследовалось влияние анаболиков на показатели, отражающие качество выносливости и скорости. Как видно из табл.6, величина PWC170, по которой мы судили о развитии выносливости, увеличилась на 10% под влиянием ретаболила и на 4,8% под влиянием неробола. Аналогичные сдвиги имели место и в отношении МПК.
Это позволяет нам рекомендовать применение ретаболила спортсменам, специализирующимся в видах спорта, связанных с развитием выносливости: внутримышечная инъекция 1мл ретаболила 1 раз в 10 дней для спортсменов ,чей вес превышает 80 кг, и 1 раз в 14 дней — для спортсменов, чей вес меньше 80 кг.
Было изучено также влияние анаболиков на проявление быстроты, поскольку некоторые исследователи высказывали мнение, что увеличение веса тела и мышечной силы неблагоприятно отражается на скорости выполнения движения. Испытуемым давалось задание — как можно быстрее произвести сгибание и разгибание выпрямленной верхней конечности. Результаты эксперимента показали, что анаболики достоверно снижали время, затраченное на движение правой рукой, однако не удалось выявить, какому из анаболиков — обычного или пролонгированного действия — отдать предпочтение.
По такому показателю, как время одиночного сокращения камбаловидной (о.с.к.м.) и икроножной мышц (о.с.и.м.) явное предпочтение следует отдать ретаболилу, после инъекции, которого достоверно уменьшалось время одиночного сокращения обеих групп мышц, т.е. увеличивалась скорость мышечного сокращения, в то время как прием неробола недостоверно несколько увеличивал время одиночного сокращения (табл.6).
Доказательства положительного влияния анаболиков на скоростные качества спортсменов мы получили, исследуя у тяжелоатлетов влияние анаболиков на проявление силы во времени. Испытуемым давалось задание — показать максимальный результат в становой тяге и как можно быстрее достигнуть значения силы, равные 25, 50, 75 и 90% от максимальной. Измерения проводились в начале и после 20-дневного сбора. Одна группа спортсменов не принимала анаболики, другая — получала неробол по 15 мг в день, а третья — 1мл ретаболила 1 раз в неделю. Спортсмен группы, не использующей анаболики, снизил свой результат в максимальной тяге на 18кг (10%), а в достижении 75% от максимальной силы уменьшил время на 4 мсек (4%). Спортсмен группы, использующей неробол, увеличил свой результат в максимальной тяге на 30 кг (12%), а в достижении 75% от максимальной силы уменьшил время на 7,7 мсек (6,5%). Спортсмен группы, получающей ретаболил, увеличил результат в максимальной силе на 17 кг (12%), а в достижении 75% от максимальной силы уменьшил время на 7,5 мсек (9%), а другой спортсмен этой же группы уменьшил время достижения 75% от максимальной силы на 27 мсек (20%).
В результате эксперимента было выявлено, что у всех спортсменов уменьшилось время достижения 50 и 75% от максимальной силы, что позволило судить о правильной подводки спортсменов к соревнованиям.
Таким образом, проведенные эксперименты не подтвердили часто высказываемые опасения относительно того, что прием анаболиков, сопровождающийся увеличением мышечной массы и мышечной силы, снижает скоростные показатели спортсменов. Более того, как показали наши исследования, использование анаболиков в сочетании со спортивной тренировкой приводит наряду с увеличением силы и кросту скоростных возможностей спортсменов, проявляемых в исследованных нами движениях.
Из применяемых нами анаболиков наилучший эффект на развитие силы, скорости и выносливости оказывал анаболик пролонгированного действия — ретаболил. Достоинством ретаболила следует считаь и то, что в отличие от неробола его применение высококвалифицированными спортсменами дает больший прирост силы, скорости и выносливости, но меньший прирост веса . У спортсменов же менее низкой квалификации ретаболил увеличивает вес в большей степени, чем неробол. Поэтому высококвалифицированным спортсменам, особенно специализирующимся в видах спорта, связанных с выносливостью (лыжные гонки, биатлон, велосипедный, конькобежный и гребной спорт, легкая атлетика — средние и длинные дистанции), а также в видах спорта, где следует удерживаться в своих весовых категориях (тяжелая атлетика, бокс, борьба) и не иметь лишнего веса (гимнастика, фехтование), для повышения спортивной работоспособности и ускорения восстановительных процессов следует применять анаболики пролонгированного действия.
Анаболики и спортивная работоспособность
Анаболики обычного и пролонгированного действия вызывают значительный прилив сил, повышенный аппетит, хорошее настроение, желание тренироваться и более полное восстановление после тренировок. Все это позволяет резко увеличить тренировочную нагрузку и добиваться более высоких спортивных результатов.
В качестве примера приведем динамику результатов в контрольных упражнениях у метателя копья, принимавшего в течение двух недель по 15 мг неробола ежедневно. Вес спортсмена увеличился на 2,5 кг. За прошедшие 2 недели спортсмен значительно увеличил объем тренировочной нагрузки, доведя количество метаний утяжеленных и обычных копий до 150 бросков в день. За 2 недели спортсмен выполнил 1140 бросков. При этом самочувствие, оцениваемое самим спортсменом по 10-бальной системе было хорошим: оценка колебалась от 7 (четыре дня) до 10 баллов (три дня). Изменений пульса утром в условиях определения основного обмена не наблюдалось, он составлял 60 уд/мин. Спортсмен прибавил абсолютно во всех контрольных упражнениях: в жиме лежа — 5кг (4%), в жиме стоя — 10кг (10%), в приседании — 10кг (5%), в метании копья с места — 6м (11,5%), в беге на 30 м со старта — 0,1 сек.(2,5%), в прыжке в длину с места — 10 см (3,4%).
Прыгун в длину, получивший при подготовке к соревнованиям в закрытом помещении три инъекции 1 мл ретаболила (один раз в десять дней), сумел хорошо подготовиться к соревнованиям, повысить скоростные показатели в беге на 30 м с хода и показать свой лучший в это сезоне результат. Интересно и то, что, несмотря на сохранение постоянного веса до и после приема анаболиков, улучшились результаты в приседании со штангой, во взятии штанги на грудь и, как уже отмечалось, в беге на 30 м с хода. Время одиночного сокращения икроножной мышцы уменьшилось после использования ретаболила на 20 мсек (13,5%), а результат в прыжке в длину увеличился на 16 см (2%).
Эти примеры можно было бы продолжить, но и из приведенных данных, освещающих состояние вопроса о влиянии анаболиков на силу и спортивную работоспособность, явственно следует вывод о положительном действии анаболических препаратов на различные стороны спортивной работоспособности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий