среда, 4 февраля 2015 г.

WADA, учись проигрывать!

Гендиректор WADA Дэвид ХОУМЭН и президент агентства Крейг РИДИ. Фото AFP
Надо ли пересматривать результаты старых соревнований после каждого допингового скандала?
Обозреватель "СЭ" считает: борцам с допингом нужно изменить подход к делу и перестать диктовать спортсменам свои условия.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
За все время, что в спорте идут баталии вокруг допинга и борьбы с ним, мне ни разу не довелось услышать внятное объяснение: почему расширение временного диапазона исследования проб сначала до восьми лет, а потом до десяти лет было правильным и прогрессивным. Только потому, что такие правила были придуманы в достаточно узком кругу специалистов-медиков?
Их я вполне понимаю, кстати. Спорт всегда давал колоссальный простор для любых исследований. Но вся наша жизнь – это улица с двусторонним движением. Поэтому позволю себе задаться вопросом: что дают существующие правила спорту?
Чистоту? Отнюдь. Давно известно: изобретение новых методов воздействия на результат всегда на шаг опережает появляющиеся технологии борьбы. А вот минусы очевидны. Дело ведь не только в том, что спортсмен, получивший на тех или иных соревнованиях золото, вполне может по истечении какого-то времени быть этой награды лишен. Когда такое происходит, теряется смысл во множестве других вещей. Например, в работе журналистов, стремящихся не только показать красоту победы и апофеоз ликования, но и запечатлеть эту победу в истории – как документальный факт.
Ну да, запечатлели. А потом выясняется, что чемпион-то – вовсе не этот. А тот, что стоял, убитый горем, на второй или третьей ступени пьедестала. Или вообще не попал на него, а лежал, скрючившись, на полу раздевалки и скулил от бессилия. Он не догадывался, что через пять, а то и десять лет его найдет награда, отобранная у обманщика. Заодно где-нибудь в раздевалке ему эту награду и вручат.
Удивительно, не правда ли? С одной стороны, телевидение все больше диктует спорту свои условия. Нужно, чтобы олимпийские финалы в плавании проводились в полночь, как будет в Рио-де-Жанейро-2016? Нет проблем. Но то же самое всесильное ТВ безропотно терпит, когда Олимпийские игры превращаются в игры закулисные. Игры для узкого круга людей, придумавших себе идею тотальной чистоты спорта и неплохо при этой идее кормящихся.
Нет, я не за то, чтобы поощрять обман. Но если уж мы так любим повторять хрестоматийное “Быстрее, выше, сильнее”, логично, как мне кажется, распространить это и на тех, кто осуществляет борьбу с допингом. Обязать, скажем, определять нарушителей до того, как победителям будут вручены награды. Если для этого нужно брать пробы за час до старта – нет проблем. Существует же в борьбе и штанге давно устоявшаяся процедура взвешивания? Сказать, что она стопроцентно честна, я не возьмусь. Давно известно: спортсмен, сгоняющий перед взвешиванием по 8-10 кило, потом набирает их так же быстро и зачастую выходит на помост далеко не с тем с весом, который подразумевает его категория. Но разве кого-то это интересует, когда спортсмены стоят на пьедестале? Таковы правила, и они – незыблемы.
Восемь лет назад мы обсуждали эту тему с Вячеславом Фетисовым. Он тогда сказал:
– Если человеку уже вручена награда, как можно потом ее отобрать? В профессиональном хоккее такое немыслимо. Если тебе вручили Кубок Стэнли, никто и ни по каким причинам никогда не сможет забрать его назад. Сейчас есть предложение, которое будет рассматриваться на конгрессе WADA: чтобы взятые пробы хранились восемь лет и могли бы быть исследованы в любой момент. С моей точки зрения это – нонсенс. Ты заканчиваешь выступать и восемь лет должен жить в страхе?..
В те времена Фетисов был одним из руководителей WADA. И именно он, когда предложение о восьми годах было оглашено, сразу попытался убедить облеченных более высокой властью коллег, что надо четко определиться. Если антидопинговая служба не успела провести допинг-контроль и дисквалифицировать нарушителя до награждения, спортсмену вручают медаль, и никаких дальнейших манипуляций быть уже не может. Потому что в противном случае в спорте высших достижений сомнению будет подвергнуто абсолютно все.
Так, собственно, сегодня и происходит. Не думаю, что при тех средствах, которые сейчас вкладываются в борьбу с допингом, не существует методов, позволяющих провести анализ пробы в течение суток, а то и нескольких часов. Просто для того, чтобы встать на эти позиции, "борцам за чистоту" нужно, прежде всего, переломить собственную психологию. А именно: признать, что они – точно такая же часть зрелища, как те, кто бьется за победу на стадионе. И они тоже могут как выиграть, так и проиграть. Пока же, если называть вещи своими именами, WADAустроила из большого спорта свой собственный "неприкасаемый" бизнес. И его целью все чаще выглядит банальное желание поймать именно чемпиона – чтобы резонанс был максимальным. Ухватить, так сказать, свою "минуту славы". Любой ценой.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ04.02.2015

Допинг без срока давности

Юлия ЗАРИПОВА и Лэнс АРМСТРОНГ лишились из-за допинга своих главных побед в карьере, но успели погреться в лучах славы. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"/REUTERS
Надо ли пересматривать результаты старых соревнований после каждого допингового скандала?
Олег ШАМОНАЕВ
В ближайшее время российская бегунья на 3000 метров с препятствиями Юлия Зарипова за нарушение антидопинговых правил будет лишена золотой медали Олимпиады в Лондоне. Произойдет это через два с половиной года после соревнований. За это время легкоатлетка успела искупаться в лучах славы и получить огромные призовые. Но теперь ее главный успех в карьере будет вычеркнут из истории, а эмоции, которые мы получили, наблюдая за триумфом Зариповой на Играх-2012, окажутся обесцененными. Не превращают ли подобные истории в фарс все крупные спортивные старты?
ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ
Любой пересмотр результатов – во имя справедливости или ради борьбы с допингом – событие крайне болезненное. Но одно дело, когда оно происходит вскоре после окончания соревнований, и совсем другое – когда новые чемпионы появляются спустя много лет благодаря дисквалификациям соперников. Конечно, борьба с допингом – дело важное и нужное, однако изменения в старых медальных раскладах задним числом в последнее время приобрели угрожающий масштаб. Только в результате скандала с семью российскими атлетами в январе этого года придется пересмотреть как минимум восемь итоговых протоколов Олимпиад и чемпионатов мира.
Конечно, спортивные результаты порой оказываются перечеркнутыми не только из-за допинга. Например, в футболе в результате коррупционных скандалов, ошибок судей или, скажем, недостойного поведения болельщиков аннулировали итоги матчей или целых турниров. В гимнастике случалось перераспределение медалей из-за фальсификации возраста спортсменов. И даже "Формулу-1" не минула сия чаша – здесь отбирали победы и за нарушения регламента, и за технический шпионаж. Однако все это – частные случаи.
Именно допинговые дела сейчас становятся главным фактором при пересмотре спортивной истории. Зарипова – 26-й олимпийский чемпион, лишившийся своего титула из-за допинга. Но большинство ее предшественников были наказаны не позднее, чем через несколько дней после соревнований. Теперь же антидопинговые органы получили возможность исследовать биопробы, замороженные много лет назад, и пересматривать результаты, давно покрывшиеся толстым слоем пыли.
ПЕРЕСМОТРУ ПОДЛЕЖИТ
Самой показательной стала история американского велогонщика Лэнса Армстронга. В 2012 году на основании свидетельских показаний (а не положительных допинг-проб) он был лишен семи титулов победителя "Тур де Франс", самый ранний из которых был завоеван в 1999-м, то есть за 13 лет до вынесения приговора. Российский велосипедист Денис Меньшов расстался с титулом вице-чемпиона "Большой петли-2010" через четыре года после завершения гонки. Всего с 1999-го по 2010-й задним числом были отменены 14 итоговых результатов из первой тройки генеральной классификации "Тура".
В 2012-м еще один американский велогонщик Тайлер Хэмилтон признался, что выиграл Олимпиаду-2004 с помощью запрещенного вещества и был лишен золотой медали, хотя с момента его нечестной победы минуло уже восемь лет. Еще больше времени – восемь с половиной лет – потребовалось МОК, чтобы отнять медаль Игр-2004 у российского тяжелоатлета Олега Перепеченова и легкоатлетки Светланы Кривелевой – в этом случае был проведен повторный анализ замороженных проб. Через семь лет после триумфа на Играх в Сиднее-2000 лишилась своих наград американская легкоатлетка Мэрион Джонс. И это только самые вопиющие истории…
А в ближайшее время подобных инцидентов наверняка станет еще больше. Во-первых, из-за того, что антидопинговые органы получили возможность исследовать замороженные пробы на протяжении десяти лет после того, как они были взяты. Методы обнаружения допинга становятся все совершеннее. И вероятность того, что запрещенные вещества, пропущенные при первом тестировании, в итоге будут обнаружены, тоже растет. Во-вторых, новая программа биологических паспортов основана на сравнении проб спортсменов, взятых на протяжении длительного периода. Чтобы найти криминальные отклонения в биопробах, требуется несколько лет – и потом еще более года на расследование, а также вынесение приговора. Именно так было в случае с российскими чемпионами по спортивной ходьбе.

Лэнс АРМСТРОНГ в олимпийском Сиднее
.
ФАНТАСТИКА КАК РЕАЛЬНОСТЬ
Перспектива, что обман рано или поздно раскроется, – мощный рычаг давления на допингеров. Однако есть и другая сторона медали. Наказание спортсмена спустя после долгой паузы редко дает тот же медиаэффект, что и его победа. За десять лет вполне может вырасти новое поколение болельщиков, которое просто не будет помнить об успехах чемпиона былых времен. Да и радость того, кто получит медаль годы спустя в результате дисквалификации соперника, несравнима с эмоциями на соревнованиях. Уже был случай, когда спортсмен получил медаль посмертно: погибший в 2003 году казахстанский велогонщик Андрей Кивилев в 2012-м поднялся на третье место в генеральной классификации "Тур де Франс-2001".
Кроме того, после манипуляций со старыми результатами болельщики и спонсоры чувствуют себя обманутыми. Теперь они уже не могут быть уверенны, что герой любых следующих соревнований не окажется допингером, и итоги стартов не будут пересмотрены. Согласитесь, трудно себе представить, что ФИФА вдруг признает ошибку советского лайнсмена Тофика Бахрамова в финале футбольного ЧМ-1966 и вместо англичан объявит чемпионом сборную Германии. А вот в циклических видах спорта подобные повороты сегодня – уже не фантастика, а реальность.
НЕПРИКОСНОВЕННЫЕ ПРИЗОВЫЕ
В результате аннулирования старых побед возникает сложный вопрос с призовыми за отобранные награды. Сейчас существует правило: допингер, отбывший дисквалификацию, в случае возобновления карьеры должен вернуть бонусы, полученные на коммерческих стартах (в том числе – на этапах Кубка мира). Как правило, с этим спортсмену помогают национальные федерации. Однако сейчас министр спорта России Виталий Мутко призывает отказаться от такой практики. Более того, в трудовые договоры российских спортсменов с Центрами спортивной подготовки вносятся положения, что в случае положительного допинг-теста атлет обязан вернуть государству деньги, потраченные на его подготовку.
Как подобное можно осуществить на практике, пока непонятно. Ведь подготовка, как правило, проходит в составе сборных, и никто не знает, как будет вычисляться сумма, потраченная на конкретного спортсмена. Не ясно, должен ли допингер возвращать еще и призовые, выплаченные ему из государственного или местного бюджета за аннулированные призовые места на Олимпиадах и чемпионах мира. Здесь речь порой идет о миллионах рублей, которые давно потрачены – особенно если аннулируются титулы десятилетний давности. А если спортсмен не сможет вернуть необходимую сумму? Его что, посадят в долговую яму? Или заставят отрабатывать долг на лесоповале?.. Получается, что успешным атлетам тратить призовые теперь не рекомендуется. Лучше положить в банк и ждать целых десять лет – пока антидопинговые органы не завершат реанализ всех проб!
По идее есть альтернатива: вообще не употреблять запрещенные вещества. То есть выходить на старт с чистой совестью и не бояться разоблачений после своих побед. Но готов ли хоть бы один профессиональный спортсмен – при сегодняшних фармакологических программах, диетах и сложных средствах восстановления – дать голову на отсечение, что в его пробе через десятилетие внезапно не всплывет какая-нибудь гадость?..

Победа на финише еще не
 значит победу в принципе.
ГРОМКИЕ ИНЦИДЕНТЫ С ПЕРЕСМОТРОМ РЕЗУЛЬТАТОВ МНОГО ЛЕТ СПУСТЯ
Спортсмен
вид
Н
А
Р
Лэнс АРМСТРОНГ США
велошоссе
2012
1999
13
Антонио ПЕТТИГРЮ США
легкая атлетика
2008
1997
11
Кристал КОКС США
легкая атлетика
2010
2001
9
Олег ПЕРЕПЕЧЕНОВ Россия
тяжелая атлетика
2012
2004
8
Светлана КРИВЕЛЕВА Россия
легкая атлетика
2012
2004
8
Юрий БЕЛОНОГ Украина
легкая атлетика
2012
2004
8
Иван ТИХОН Белоруссия
легкая атлетика
2012
2004
8
Ирина ЯТЧЕНКО Белоруссия
легкая атлетика
2012
2004
8
Тайлер ХЭМИЛТОН США
велошоссе
2012
2004
8
Татьяна КОТОВА Россия
легкая атлетика
2013
2005
8
Ольга КУЗЕНКОВА Россия
легкая атлетика
2013
2005
8
Надежда ОСТАПЧУК Белоруссия
легкая атлетика
2013
2005
8
Андрей МИХНЕВИЧ Белоруссия
легкая атлетика
2013
2005
8
Кристиан ХОФФМАН Австрия
лыжи
2011
2003
8
Мэрион ДЖОНС США
легкая атлетика
2007
2000
7
Ян УЛЬРИХ Германия
велошоссе
2012
2005
7
Н – год вынесения наказания, А – первый год аннулирования результатов, Р – через сколько лет были аннулированы результаты.
Олег ШАМОНАЕВ04.02.2015

"Нарушителей на пьедестале быть не должно"

Фото REUTERS
Надо ли пересматривать результаты старых соревнований после каждого допингового скандала?
Наталья ЖЕЛАНОВА, начальник отдела антидопингового обеспечения и межведомственного взаимодействия Минспорта РФ:
– Пересмотр результатов соревнований для нарушителей антидопингового законодательства – это политика Всемирного антидопингового агентства (WADA), что достаточно четко отражено в кодексе организации. Более того, если раньше пробы могли перепроверять в течение 8 лет, то с 1 января 2015 года срок их хранения возрос до десяти. Считается, что такая мера будет эффективной. Сейчас каждый спортсмен понимает, что даже если метода обнаружения каких-то препаратов сегодня нет, то завтра или послезавтра он обязательно появится. То есть наказание неизбежно. И результаты, показанные в день обнаружения положительных допинг-проб, аннулируются автоматически. При этом соблюдается баланс между виной и наказанием. Так, периоды между пробами, согласно новому кодексу, под санкции сами собой не попадают. Яркий пример – недавнее дело пятерых ходоков. Их дисквалифицировали по паспорту крови, но не на весь срок, а только на те периоды, на которые приходились "пики". То же самое – с многоборкой Татьяной Черновой. Результаты между нарушениями сохранены.
При этом нужно понимать, что даже через 10 лет проба анализируется только на те субстанции, которые были запрещены во время забора. Болельщикам тяжело, я понимаю. Но поэтому санкции и ужесточаются, чтобы желающих нарушать правила становилось все меньше. В данном случае 10-летний срок возможности реанализа работает как превентивная мера. Если спортсмен идет нечестным путем, над ним висит дамоклов меч. И это приносит плоды.
Евгений КОРОТЫШКИН, призер Олимпиады-2012 по плаванию:
– Думаю, что лишать медалей за допинг справедливо. Человек, уличенный в применении запрещенных веществ, вряд ли начал принимать их в тот же день. Зачастую прослеживается система. Что касается титулов, то вот вам свежий пример. Нашего пловца Виталия Мельникова в прошлом году поймали на эритропоэтине, а сейчас он спокойно снимается в каких-то журналах. Как человек, уличенный в нарушении правил, может рекламировать, скажем, здоровый образ жизни? Его по-прежнему позиционируют как чемпиона Европы и рекордсмена мира, хотя без допинга он не завоевал ни одного международного титула. Я убежден, что такого допускать ни в коем случае нельзя.
Да, пересмотр результатов задним числом неприятен. Но таковы правила игры, и они всем известны. И, скажем, человек с седьмого места, в случае дисквалификации первых шести, станет чемпионом совершенно заслуженно. Людей, которые применяют запрещенные препараты, не должно быть на пьедестале. Так что лично я к практике аннулирования медалей отношусь нормально. Я – за здоровье! Ведь допинг порой ведет даже к развитию раковых болезней. Это ужасно. По мне все допингеры по делу сидят на скамье позора.
Владимир ИВАНОВ04.02.2015