Значение белков для живого организма общеизвестно. Они составляют основу органов и тканей, из них строятся ферменты, многие гормоны и биологически активнее вещества. С их помощью реализуются генетические, адаптационные и другие программы организма.
Повышение функциональных возможностей организма спортсмена и достижение высоких спортивных результатов при систематических тренировках также имеют в качестве материальной основы закономерные перестройки в структуре и обмене белков.
В связи с этим для контроля за адаптацией к нагрузкам, оценки тренировочного эффекта и своевременной коррекции процесса подготовки спортсменов одним из важнейших показателей должен являться такой, который отражает состояние белкового обмена. В настоящее время для этой цели наиболее надежным, простым и информативным показателем при работе на выносливость является концентрация в крови мочевины — одного из конечных продуктов распада белков. Этот показатель дает возможность судить о состоянии и балансе белкового обмена.
Для того чтобы научиться практически использовать предложенные нами критерии, позволяющие по динамике показателя мочевины крови проводить контроль за адаптацией к нагрузкам, рассмотрим те изменения, которые происходят в белковом обмене в процессе работы на выносливость.
При непрерывной циклической работе умеренной мощности продолжительностью свыше 30—-40 мин., характерной для тренировки бегунов на выносливость (темповый кросс, фартлек, длинные отрезки с небольшими интервалами бега трусцой и т. п.), в организме спортсмена начинают истощаться запасы углеводов, необходимых для энергообеспечения бега. Для восполнения запасов углеводов часть собственных белков организма (главным образом, белков мышц) распадается до аминокислот, из которых и образуются углеводы. Кроме того, в процессе работы часть белков “изнашивается” и независимо от углеводного обмена подвергается распаду.
Таким образом, после любой тренировки достаточной длительности и интенсивности мы сталкиваемся с фактом разрушения собственных белков организма. При этом неизменно возрастает концентрация мочевины в крови как одного из конечных продуктов распада белков. При следующем за тренировкой отдыхе в организме происходят восстановительные процессы, сопровождающиеся восполнением (синтезом) разрушенных белков, что обусловливает снижение концентрации мочевины в крови. В норме восстановление белкового обмена должно заканчиваться к следующей тренировке, о чем будет говорить достижение исходного уровня мочевины. Однако, как показывает практика, нередко наблюдаются те или иные отклонения в процессе восстановления белков, что приводит к значительному снижению работоспособности, а иногда к заболеваниям и травмам. В большинстве случаев показатель мочевины крови указывает на нарушения в белковом обмене раньше, чем это чувствует сам спортсмен или замечает тренер. Именно в этом и заключается большая практическая значимость данного показателя для контроля за адаптацией к нагрузкам.
Приведенные выше соображения послужили основанием для выработки критериев и практических рекомендаций по использованию показателя мочевины крови для текущего контроля за спортсменами, тренирующимися на выносливость. Для выработки нормативов нами было проведено более трех тысяч определений. Мочевина крови определялась утром в покое натощак по общепринятой методике с использованием стандартного набора для определения мочевины.
Было установлено, что исходный уровень мочевины у спортсменов, как и у лиц, не занимающихся спортом, достаточно индивидуален и находится в пределах 35 ±5 мг%. В качестве индивидуальной нормы реакции на нагрузку примерно в 65% случаев встречается величина 40 мг%. На основании ежедневного исследования мочевины в недельных микроциклах нами были выявлены три типа реакции на нагрузку.
При первом типе реакции наблюдается выраженная корреляция между величиной нагрузки, выполненной за день, и динамикой концентрации мочевины крови утром следующего дня. Так, например, после тренировки, включавшей кросс в аэробном режиме, работу над техникой и ритмическую гимнастику, утром следующего дня показатель мочевины находился на исходном уровне. После тренировки, состоящей из темпового и аэробного кроссов, показатель мочевины однократно достиг величины индивидуальной нормы реакции на нагрузку— 40 мг%. После наибольшей в микроцикле нагрузки, включавшей утром фартлек, а вечером работу на длинных отрезках и кросс, показатель мочевины утром следующего дня несколько превысил 40 мг%, однако после дня отдыха почти вернулся к исходному уровню, а на третий день достиг нормы.
Проведенные нами медико-биологические и педагогические наблюдения показали, что наличие характерного для первого типа реакции параллелизма между динамикой нагрузок и показателя мочевины крови (при условии, что последний на протяжении двух дней подряд не превышает среднегрупповые нормы) указывает на хорошую адаптацию к нагрузкам. Физиологическое значение реакции первого типа состоит в том, что изменения в белковом обмене, возникающие под влиянием нагрузок и сопровождающиеся катаболизом (распадом) белков во время и сразу после работы, переходят в период восстановления в анаболическую фазу, сопровождаясь повышением функциональных возможностей организма. Наличие у спортсмена стабильной реакции первого типа при хорошем самочувствии и отсутствии противопоказаний со стороны здоровья может являться достаточным основанием для дальнейшего увеличения нагрузок.
При втором типе реакции нарушается прямая взаимосвязь между характером выполняемых нагрузок и реакцией на них со стороны показателя мочевины крови. Нарушение, характерное для этого типа реакции, состоит в том, что повышение нагрузок сопровождается не увеличением, а снижением концентрации мочевины, причем в ряде случаев уровень мочевины опускается ниже исходного уровня. Причина столь парадоксальной реакции заключается, видимо, в том, что спорт смен выполняет нагрузки на фоне незавершенного восстановления белков, разрушенных в предыдущих тренировках. В этом случае образование мочевины тормозится в связи с использованием ее в предыдущий период для активного синтеза разрушенных белков.
Реакция второго типа наблюдается примерно у 10% спортсменов, причем сами легкоатлеты при этом не предъявляют каких-либо специфических жалоб, и состояние недовосстановления определяется по данным показателям мочевины крови Отсутствие жалоб в данном случае не свидетельствует о благополучии и не дает основания для выполнения нагрузок в прежнем, а тем более в увеличенном объеме. Наши наблюдения показали, что сохранение или увеличение нагрузок при втором типе реакции неизменно ведет к возникновению третьего типа реакции — нарушений в белковом обмене, в то время как снижение нагрузок на фон восстановительных мероприятиях приводит к первому (нормаль ному) типу.
Следовательно, своевременное распознание второго типа реакции имеет большое практическое значение, с одной стороны, в связи с тем, что это начальная фаза изменений в белковом обмене, легко поддающаяся восстановлению без каких-либо отрицательных последствий для организма спортсмена. С другой стороны, при этом типе реакции нет субъективных жалоб, в связи с чем ее легко просмотреть, а это может грозить более серьезными нарушениями в белковом обмене и снижением работоспособности.
При выявлении второго типа реакции спортсмену необходимо на 1—2 дня снизить нагрузки, заменив их восстановительными кроссами в аэробном режиме (40—60 мин. в день), плаванием (30—40 мин.), прогулками на свежем воздухе. В эти дни рекомендуется использовать и такие средства восстановления, как баня и общий массаж, увеличить время ночного сна и дозу суточного потребления витаминов (особенно группы В). Как правило, этих мероприятий бывает достаточно для восстановления.
Третий тип реакции характеризуется тем, что исчезает какая-либо зависимость между динамикой нагрузок и изменением показателя мочевины крови. Нередко на фоне снижения нагрузок отмечается рост концентрации мочевины и наоборот, причем чаще всего встречается стабилизация показателя мочевины на уровне, превышающем среднюю стандартную норму в течение более двух суток или дальнейшее его увеличение независимо от характера нагрузок в недельном микроцикле.
Возникновение третьего типа реакции связано с нарушениями в белковом обмене и свидетельствует о преобладании процессов распада белка над восстановительными (анаболическими) процессами. Это указывает на то, что используемые нагрузки неадекватны функциональным возможностям спортсмена и адаптация к ним протекает плохо. Однако в первые дни появления третьего типа реакции спортсмены предъявляют жалобы преимущественно общего характера (повышенная утомляемость, забитость мышц, болевой печеночный синдром и т. п.), что затрудняет установление истинной Причины недомогания и проведение необходимых восстановительных мероприятий. Именно в этих случаях использование показателя мочевины имеет наибольшую практическую помощь. Отметим, что продолжение тренировок в прежнем объеме на фоне симптоматического лечения (по отдельным жалобам) при наличии третьего типа реакции приводит к значительным нарушениям в различных органах и тканях (в первую очередь в мышцах) и возникновению тяжелых травм.
При выявлении третьего типа реакции необходимо немедленно снизить тренировочные нагрузки сроком на 5—7 суток, причем в первые 1—2 дня можно дать спортсмену полный отдых, затем в течение двух суток рекомендуются нагрузки, как при втором типе реакции, а уже на четвертые-пятые сутки можно постепенно наращивать нагрузки, главным образом за счет объема. Кроме того, следует увеличить на 150—200 г количество углеводов в пище или принимать чистую глюкозу в сочетании с белковыми препаратами. Целесообразно также в два-три раза увеличить потребление поливитаминных препаратов. Из физиотерапевтических средств назначаются: общий регулярный массаж, суховоздушная и паровая баня, барокамера на конечности, электросон. В дальнейшем можно выводить спортсмена на запланированные нагрузки под контролем показателя мочевины.
Таким образом, практическое использование в тренировочном процессе показателя мочевины крови и трех типов реакции по этому показателю позволяет надежно контролировать состояние белкового обмена у легкоатлетов, тренирующихся на выносливость, оценивать характер их адаптации к нагрузкам и тем самым обеспечивать успешное протекание тренировочного процесса, своевременно внося в него коррективы и проводя восстановительные мероприятия.