воскресенье, 12 января 2014 г.

Биомеханические предпосылки тренировки дыхательной системы спортсменов


                Во многих видах физической деятельности человека, в частности, во многих видах спорта, установлена довольно тесная взаимосвязь между дыхательными движениями и  движениями тела и его звеньев. При этом нарушение данной взаимосвязи в некоторых видах спорта (плавание, гребля и т.д.) приводит к существенной перестройке биомеханической структуры упражнения.
               Характер дыхания обуславливает эффективность выполнения этих движений, во-вторых, дыхательные движения (ритм, частота и глубина) организуются в соответствии с биомеханикой самого движения.
              Так, например, известно (Фарфель В., Фрейдберг В.), что наибольшее мышечное усилие развивается при задержке дыхания (натуживании),  чуть меньшее – при выдохе, а самая меньшая – на вдохе. Данный факт объясняет, почему во многих видах спорта спортсмены стараются сочетать выдох с силовыми фазами соревновательного движения.
              Известно также, что рост интенсивности физических упражнений, особенно в циклических видах, сильно затрудняет произвольное управление дыханием. Сочетание фаз дыхания с движениями можно условно охарактеризовать как «анатомический» и «биомеханический» способы дыхания.
            Анатомический способ реализуется в движениях, в которых увеличению объема грудной клетки соответствует вдох, а способствующих уменьшению грудной клетки – выдох (упражнения, входящие в комплекс утренней гимнастики, разминочные упражнения и т.д.).
           Биомеханический способ реализуется в движениях, в которых выдох происходит в фазах движения, характеризующимися наибольшими силовыми проявлениями, а вдох – с фазами относительного расслабления. Так, в гребле выдох производится во время гребка, а вдох – при заносе весла.           Биомеханический способ организации дыхания используется в видах спорта с относительно не высокой частотой движения (гребля, плавание, конькобежный спорт и т.д.). Чем выше частота движения, тем труднее реализовать этот способ дыхания.
                При дыхании следует акцентировать выдоха не вдох. В этом случае поступающий в легкие воздух из атмосферы смешивается в легких с меньшим количеством остаточного воздуха, в котором содержание кислорода значительно ниже, а содержание углекислого газа значительно выше, чем во вдыхаемом воздухе.
               По мере роста интенсивности выполнения упражнения частота дыхания растет, а глубина дыхания уменьшается. По-видимому, это связано с тем, что главенствующую роль в управлении дыханием начинают играть «сигналы» от задействованных в упражнении мышц, а не произвольное управление.
               В то же время глубина дыхания практически напрямую связана с активностью дыхательных мышц. Так, при глубине дыхания в 30 – 40% от ЖЕЛ (Жизненная Емкость Легких) задействованы диафрагма и внутренние и наружные межреберные мышцы. При глубине дыхания 40 -65% ЖЕЛ включаются большие грудные, грудно-ключечно-сосцевидные, лестничные и зубчатые мышцы, а при глубине дыхания свыше 65% ЖЕЛ включаются практически все мышцы пояса верхних конечностей и брюшного пресса.
             Эти данные могут рассматриваться как руководство к действию при подборе/выборе тренировочных средств для тренировки дыхательных мышц/дыхательной системы спортсменов и физкультурников.
             Целенаправленная тренировка дыхательных мышц необходима и спортсменам и физкультурникам и простым обывателям. Эффективность действия дыхательной системы в значительной степени зависит от уровня развития дыхательных мышц. Поэтому совершенствование дыхательных мышц является одной из главных проблем/задач построения здорового тела, в котором, как говорится, здоровый дух.
             В то же время, из нормальной и спортивной физиологии дыхания известно, что физическая нагрузка меняет как характеристики дыхания, так и «источник» управления процессом дыхания. То есть, чем выше интенсивность выполняемых физических упражнений, тем большую роль в управлении дыханием и работой дыхательных мышц играют «сигналы», поступающие от работающих мышечно-сухожильных структур опорно-двигательного аппарата.
              При этом более эффективно развиваются практически все жизненно важные функциональные системы (сердечно-сосудистая, нервно-мышечная, иммунная, кровотока и т.д.) человека, а дыхательные мышцы совершенствуются без изменения кинематической и динамической структур выполняемого движения. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно для спорта.
              Известно, что не тренированные дыхательные мышцы могут «воровать» до 70% вдыхаемого кислорода у мышц, задействованных в двигательном акте, снижая эффективность его выполнения и эффективность действия основных функциональных систем организма. Так, появление «отдышки» с повышением частоты сердечных сокращений и значительным увеличением артериального давления при выполнении физических упражнений,  связано  именно со снижением уровня развития дыхательных мышц.
               Развитие силы и «выносливости» дыхательных мышц улучшается при их тренировке или функционировании их под нагрузкой. Нагрузкой может являться выдох с сопротивлением потоку выдыхаемого воздуха.
              Из практики спорта известно, что использование вибростимуляции мышц колебаниями  низкой частоты (16 – 30 Гц) повышает эффективность их (мышц) совершенствования.
               При выдохе с постоянной дополнительной нагрузкой, кроме нагрузки на дыхательные мышцы, происходит повышение давления в бронхах и легких, сохраняя дыхательные пути открытыми дольше, чем при выдохе без сопротивления, даже если бронхиальная стенка ослаблена или не стабильна (бронхиальный коллапс). Транспорт мокроты со стенок бронхов несколько улучшается, по сравнению с выдохом без нагрузки.
               Выдох с переменной нагрузкой, с частотой изменения 12 – 30 Гц, вызывает следующие явления.
               Во-первых, поток выдыхаемого воздуха из ламинарного становится турбулентным – возникают колебания давления выдыхаемого воздуха с частотой, задаваемой нагрузочным устройством. В этом случае бронхи «работают» следующим образом (рисунок 1).
Рисунок 1. Схема «работы» бронхов при использовании низкочастотной нагрузки потоку выдыхаемого воздуха.
               Изменения уровня давления в дыхательных путях вызывают колебания бронхов с аналогичной частотой. То есть, когда сопротивления выдоху нет совсем, бронхи могут и не расширяться (бронхиальный коллапс) (рисунок 1.1.).
               В момент, когда сопротивление выдоху растет, давление нарастает и бронхи расширяются (рисунок 1.2). Быстрое уменьшение сопротивления выдоху вызывает снижение давления, и бронхи несколько сужаются (рисунок 1.3). Последующее быстрое увеличение давления вновь расширяет бронхи (рисунок 1.4). Быстрое изменение давления потока выдыхаемого воздуха и ,как следствие этого, его скорости, способствует улучшению отделения мокроты от бронхиальных стенок и ее (мокроты) дальнейшему выводу из легких (рисунок 2).

Рисунок 2. Схема «транспортировки» мокроты из легких при использовании переменной низкочастотной нагрузки потоку выдыхаемого воздуха.
              Таким образом, использование сопротивления потоку выдыхаемого воздуха, изменяющегося с низкой частотой (12 – 30 Гц) позволяет получить следующие положительные феномены:
1. Увеличить нагрузку на дыхательные мышцы, развивая их силу и выносливость.
2. Держать дыхательные пути открытыми в фазе выдоха, предотвращая бронхиальный коллапс.
3. Углублять вдох и выдох.
4. Улучшить транспортировку слизи, повышая легочную вентиляцию.
5. «Включать» в процесс дыхания участки дыхательных путей с недостаточной аэрацией.
6. Увеличить поток воздуха в конце фазы выдоха (увеличить жизненную емкость легких).
7. Подавлять кашлевое раздражение.
                Известные в настоящее время устройство, реализующие вышеописанный эффект, может быть использованы только в стационарном положении и предназначено для лечения и профилактики муковисцидоза.
В то же время известно, что именно физические упражнения являются фактором, активно стимулирующим работу дыхательных мышц. Именно «афферентация … с проприорецепторов локомоторного аппарата служит дополнительным и очень важным стимулом» развития мышц, обеспечивающих эффективное функционирование дыхательной системы спортсмена.
               Поэтому для развития дыхательных мышц целесообразно использовать такие устройства, которые можно применять как в разминке, так и непосредственно в основной части тренировочных занятий, не оказывая существенного влияния на специалированность двигательных действий с позиции кинематики и координации работы мышц (Голомазов и др., 2001).
               Недостатком предлагаемого устройства  является и то, что этот тренажер нельзя использовать при плавании. В то же время известно, что плавание само по себе является прекрасной тренировкой для дыхательных мышц.
              Так, по данным Е.С.Садовникова (1979) и В.И. Кебкало (1981, 1988) «..одно только погружение в воду вызывает у человека снижение жизненной емкости легких на 8- 10%. Работа вентиляторного аппарата в воде и его кислородная стоимость в 1.5 – 1.8 раза превышает аналогичные дыхательные режимы, выполняемые в условиях суши».
               Еще раз подчеркиваем, что  для спорта очень важно «сопряженное» тренировочное воздействие тренажера, которое не нарушало бы техники тренируемого движения. В этом случае эффект от тренировки значительно возрастает.
               Учитывая все вышеизложенное, авторским коллективом ООО «Спорт Технолоджи» было разработано и изготовлено принципиально новое, не имеющее аналогов в мире,  устройство для тренировки дыхательных мышц в движении, в том числе и в воде, получившее название «Новое дыхание» (далее Тренажер).
               Тренажеры для тренировки дыхательных мышц в движении «Новое дыхание» относятся к классу механических тренажеров для тренировки различных групп мышц с использованием низкочастотной механической вибрации (16 – 30 Гц).
              Принцип действия тренажера основан на одновременным использовании физических и физиологических факторов:
- регулируемое механическое сопротивление потоку выдыхаемого воздуха:
- низкочастотная вибрация потока выдыхаемого воздуха:
- интенсивность выполнения физических упражнений.
              Вариация и взаимодействие этих факторов усиливает адаптационный эффект перестройки функциональных систем организма человека/спортсмена для выбранного вида деятельности или вида спорта при работе с тренажером по сравнению с дыхательными тренажерами Фролова и "Самоздрав".              
               Для оценки влияния предлагаемого устройства на характеристики внешнего дыхания спортсменов было проведено экспериментальное исследование.
              Целью исследования являлось экспериментальное обоснование возможностей использования Тренажера в тренировке спортсменов различного уровня подготовленности.
              В ходе исследования планировалось:
              1. Изучить особенности характеристик внешнего дыхания спортсменов различного уровня подготовленности в условиях выполнения нагрузки возрастающей мощности с использованием Тренажера.
             2. Провести сравнительный анализ эффективности процесса дыхания спортсменов при выполнении физических нагрузок при нормальном дыхании и с использованием Тренажера.
             3. Выявить предпосылки для использования Тренажера в подготовке спортсменов различной квалификации.
               Предполагалось, что полученные результаты будут являться предпосылками для разработки методики использования  Тренажеров в подготовке спортсменов различной квалификации.
              В исследовании приняли участие 2-е группы спортсменов. Первая группа состояла из 5-ти спортсменов (возраст 19-22 года, вес 69+/-3.6 кг), специализирующихся в большом теннисе (1-ый разряд, КМС). Во вторую группу входили участники, не являющиеся профессиональными спортсменами, но регулярно занимающиеся фитнессом и оздоровительным бегом, со «стажем» занятий от 10-ти до 15-ти лет, средний возраст 30-38 лет, вес 76+/-5.9 кг.
                Изучение особенностей характеристик внешнего дыхания участников эксперимента при выполнении нагрузки возрастающей мощности с использованием Тренажера и в нормальных условиях проводилось при выполнении предельной мышечной работы ступенчато возрастающего характера «до отказа» испытуемого работать дальше.
                 Предлагалось выполнить две нагрузки предельного характера на механическом велоэргометре «Монарк» в нормальных условиях и с использованием Тренажера (в дальнейшем «Маска» и «Тренажер»). Вариант «Маска» - это работа в газовой маске без дополнительного сопротивления потоку выдыхаемого воздуха. Вариант «Тренажер» - работа с Тренажером. 
               При использовании различных вариантов дыхания характер задаваемой нагрузки сохранялся и представлял следующую процедуру.
После двух минутного забора выдыхаемого воздуха и крови (исходное состояние) сидя в рабочем положении на велоэргометре испытуемым предлагалось выполнить ступенчато возрастающую работу  «до отказа» с одним из двух вариантов дыхания. Начальная мощность работы составляла 240 кгм/мин (40 Вт; 0,5 кР).
               Темп педалирования предлагалось поддерживать постоянным на протяжении всего времени работы – 80 оборотов в минуту, что могло контролироваться испытуемым по счетчику оборотов.
Повышение нагрузки осуществлялось путем увеличения сопротивления (мощности работы) на 240 кгм/мин (40 Вт; 0,5 кР) через каждые две минуты (согласно рекомендациям Astrand P.O. et al., 1977; Головачев А.И. с соавт., 1998).
              При выполнении тестовых нагрузок с различными вариантами выполнения дыхания постоянно, через каждые 15 секунд, регистрировали показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) и темпа педалирования (ТП) с помощью специализированного спорттестера  S 725 (Финляндия), концентрацию лактата в конце каждой ступени работы, по остановке и на 3-ей минуте восстановления, а также параметры внешнего дыхания в конце каждой минуты работы и восстановления (в течение первых 3 минут) в течение 30 секунд.
                Для забора выдыхаемого воздуха на испытуемом закрепляли специальную маску, оснащенную трехходовым клапаном, или Тренажер, который через специально разработанный и изготовленный переходник, подключался к трехходовому клапану. Анализ концентрации газов в выдыхаемом воздухе (после их забора в мешки Дугласа) осуществлялся на блоках газометрического анализатора «Бекман» (США) ОМ-II и LB-2, соответственно для %О2 и %СО2. Объем выдыхаемого воздуха определялся с помощью спирометра сухого типа «Оксимер» (Германия).
             Заметим, что каждое последующее исследование различных вариантов дыхания, проводилось через трое суток, с учетом времени, необходимого для полного восстановления израсходованного гликогена (Волков Н.И., 1969).
              Регистрируемые показатели обеспечивали не только исследование особенностей внешнего дыхания спортсменов, но и характера деятельности основных систем энергообеспечения.
              В каждом варианте выполнения тестового упражнения («Маска» и «Тренажер») оценивались и анализировались следующие характеристики выполненной работы и внешнего дыхания:
Тр                   - время работы в тесте, мин;
Nmax              - предельная мощность, достигнутая в тесте (кгм/мин);
Nmax/kg       - предельная мощность работы, приведенная к единице веса спортсмена (кгм/мин/кг);
МПК              - максимальное потребление кислорода абсолютный (л/мин) и относительный (мл/мин/кг) показатели;
МВЛ              - максимальная вентиляция легких, л/мин;
КИО2            - коэффициент использования кислорода, %;
%СО2           - процент углекислого газа в выдыхаемом воздухе, %;
ДК                  - дыхательный коэффициент;
Лактат           - концентрация лактата в крови, мМ/л;
О2-долг         - «алактатная» фракция кислородного долга, л;
ЧСС               - частота сердечных сокращений, уд/мин;
КП                  - кислородный пульс, мл/уд;
NАТ                - мощность анаэробного порога, кгм/мин/кг;
VO2АТ           - потребление кислорода на уровне АТ, мл/мин/кг;
ЧССАТ           - частота сердечных сокращений на уровне АТ, уд/мин;
                              Результаты исследования и их обсуждение
         С целью более правильного понимания особенностей внешнего дыхания при использовании Тренажера напомним, что основой Тренажера является специальное нагрузочное устройство, воспроизводящее при выдохе низкочастотную вибрацию в сочетании с регулируемым сопротивлением небольшой величины.
         В связи с этим мы были вправе ожидать проявления различий при сравнительном анализе динамики легочной вентиляции для обеих групп испытуемых, что и подтвердилось результатами эксперимента (рис.3, 4).
         Выявлено, что использование Тренажера уменьшает объем легочной вентиляции с увеличением мощности выполняемой работы по-видимому, в силу конструктивных особенностей Тренажера.
         Значительное влияние на длительность работы с увеличением мощности работы оказывает и степень подготовленности и, по-видимому, специфика двигательной деятельности испытуемых.
         Так, в 1-ой группе испытуемые отказывались выполнять задание на 12-ой минуте работы, что соответствовало мощности работы 480 Вт, тогда как во 2-ой группе «отказ» наблюдался на 8-ой минуте – 320 Вт.
          В 1-ой группе значительные различия в легочной вентиляции проявились уже на 4-ой минуте работы (2-ая ступень нагрузки) и составили в среднем 5.55 л/мин (-14.2%).
          Во 2-ой группе эти различия были отмечены только на 6-ой минуте работы – 5.4 л/мин (-10.2%).
           В 1-ой группе различие по величине легочной вентиляции между дыханием без сопротивления и с сопротивлением после 4-ой минуты резко увеличивалось и при отказе от работы достигло 45,6% или 52,0 л/мин.
           Этому моменту соответствовала 12 минута работы. При этом величина легочной вентиляции при работе с Тренажером составляла в среднем 62,0 л/мин, а для дыхания  в маске 141,0 л/мин (рис. 3).Во 2-ой группе различия  в легочной вентиляции в момент «отказа» (8-ая минута работы) составили в среднем  20.4% или 15, 4 л/мин. При этом величина легочной вентиляции при работе с тренажером равнялась 61.6 л/мин, а для дыхания в маске – 76 л/мин.
            Необходимо отметить, что при снятии нагрузки легочная вентиляция во 2-ой группе уменьшалась значительно быстрее, чем в 1-ой, и на 3-ей минуте восстановления была меньше, чем в начале эксперимента.

Влияние использования Тренажера на динамику коэффициента использования кислорода КИО2   выражается в следующем (рис. 5 и 6).
      
            Из рисунка 5 видно, что в 1-ой группе различия в КИО2 при использовании Тренажера отмечаются с 3-ей минуты (2-ая ступень нагрузки). Далее отмечается быстрой нарастание КИО2 до 5-ой минуты работы (3-ая ступень нагрузки), где различие по данной характеристике достигает 16.3 % (при значениях КИО2 5.2% и 4.3% для вариантов «Тренажер» и «Маска» соответственно). Рост КИО2 с меньшей скоростью продолжается до 10-ой минуты (конец 5-ой ступени нагрузки), когда различия достигают 33% (при значениях КИО2 5.6% и 4.2% для вариантов «Тренажер» и «Маска» соответственно). Далее значения КИО2 для варианта «Тренажер» несколько уменьшаются до момента «срыва» (12-ая минута, 6-ая ступень нагрузки). Различие по данной характеристике в момент «срыва» равны 51.2% (при значениях КИО2 5.3% и 3.5% для вариантов «Тренажер» и «Маска» соответственно).
           Из рисунка 6 видно, что у испытуемых 2-ой группы значения КИО 2 меньше, чем у участников 1-ой группы, что говорит о влиянии уровня подготовленности спортсменов на КИО2.  По-видимому, этот же фактор влияет на динамику изучаемой характеристики на первых минутах работы (рис.6). Различия для вариантов «Маска» и «Тренажер» начинают проявляться только в конце 2-ой ступени нагрузки (4-ая минута) и составляют 11.4% (при значениях КИО2 3.9% и 3.5% для вариантов «Тренажер» и «Маска» соответственно). Далее скорость нарастания КИО2 несколько снижается, однако рост данной характеристики продолжается до момента «отказа», где различия равны 30.3% (при значениях КИО2 4.3% и 3.3% для вариантов «Тренажер» и «Маска» соответственно).
              Динамика процентного содержания углекислого газа в выдыхаемом воздухе %СО2  в обеих группах представлена на рисунках 7,8.
             Из рисунков видно, что динамика этой характеристики в обеих группах практически одинакова. Однако абсолютные значения %СО2  выше у испытуемых 1-ой группы.
            Следует отметить, что в обеих группах различия по КИО2 и %СО2 между вариантами «Маска» и «Тренажер» увеличиваются к 7 – 8 минуте работы (4-ая ступень нагрузки), что соответствует вхождению в зону анаэробного порога, когда Тренажер не позволяет увеличить объем легочной вентиляции.
            В то же время для 1-ой группы испытуемых было выявлено следующее. Если характер динамики %СО2 сохранялся от начала и до конца работы, то нарастание КИО2 продолжалось до 10-ой минуты (5-ая ступень нагрузки), а затем отмечалось некоторое снижение данной характеристики.
           Именно с этого момента увеличивается скорость нарастания дыхательного коэффициента ДК в 1-ой группе (рис.9). Значение ДК на 11-ой минуте резко возрастало (с 1.11 на 10-ой минуте до 1.25 на 12-ой минуте работы). Разница между вариантами

«Маска» и «Тренажер» составляла на 10-ой минуте 9.9%, а на 12-ой – 17.9%.

              Полученные данные о динамике ДК для 1-ой группы при работе и в период восстановления свидетельствуют о более прогрессивном «закислении» организма спортсменов при работе с Тренажером.
             Так, при работе с Тренажером, уровень ДК, превышающий значение 1.0 достигается на 7-ой минуте, а при работе с «Маской» - только на 10-ой (рис. 9).
             Динамика ДК во 2-ой группе показана на рисунке 10. Из рисунка видно, что при работе с Тренажером, значение ДК, практически равное 1 (0.99), было получено на 6-ой минуте работы. А при варианте «Маска» - на 10-ой. То есть, при работе с Тренажером «закисление» организма участников 2-ой группы происходило несколько раньше, чем у спортсменов 1-ой группы.
              Как видно из рисунков 11, 12 динамика потребления кислорода в обеих группах имеет одинаковый характер. МПК в режиме работы «Тренажер» меньше, чем в режиме работы «Маска».Однако были выявлены следующие различия.
             Во-первых, абсолютные значения МПК в первой группе несколько больше, чем во второй. Во-вторых, в первой группе различия появились уже на 3-ей минуте работы (вторая ступень нагрузки), а во второй – на 4-ой минуте работы (конец второй ступени нагрузки).

              Полученные данные свидетельствуют, что дыхание с применением Тренажера приводит к снижению уровня потребления кислорода и, как следствие этого, увеличение коэффициента использования кислорода.
              Динамика частоты сердечных сокращений в обеих группах испытуемых представлена на рисунках 13, 14.

             Из рисунка 13 видно, что до 5-ой минуты работы (начало 3-ей ступеньки нагрузки – 60 Вт) ЧСС практически одинакова для обеих вариантов работы – «Маска» и «Тренажер». В дальнейшем, с увеличением мощности работы, ЧСС при работе с Тренажером больше, чем в обычных условиях (вариант «Маска») до 11-ой минуты (6-ая ступень нагрузки) и к моменту «отказа» (12-ая минута работы, конец 6-ой ступеньки нагрузки, 240 Вт) ЧСС для исследуемых вариантов работы практически одинаков.
              Во второй группе испытуемых динамика ЧСС совершенно другая.
Уже с 1-ой минуты рабаты ЧСС при работе с Тренажером значительно (на 9.1%) больше, чем при работе в обычных условиях. Различия отмечены в течение всего времени выполнения упражнения. В момент «срыва» (8-ая минута работы, 4-ая ступень нагрузки) разница в значениях данной характеристики равна 9.4%.

              Из рисунка 14 видно, что «пульсовая стоимость работы» при использовании Тренажера ниже, чем при работе в обычных условиях.
              Так, работа с Тренажером при нагрузке 40 Вт соответствует работе в обычных условиях с мощностью 80 Вт, что по значениям ЧСС соответствует 110 – 112 уд/мин.Работа на пульсе 140 уд/мин соответствует значениям мощности 160 Вт (Тренажер) и 200 Вт (Маска) (рис. 14).
              Полученные результаты позволяют предположить, что выполнение упражнения с Тренажером дает более высокую активацию функционирования сердечно-сосудистой системы на стандартную нагрузку.
             При исследовании динамики лактата (рис. 15, 16) было выявлено, что в обеих группах уже с первых стандартных ступеней нагрузки при работе с Тренажером его (лактата) величина была больше, чем при выполнении упражнения в обычных условиях.
             Правда, в 1-ой группе на 4-ой минуте работы величина лактата в варианте «Тренажер» несколько меньше, чем в варианте «Маска» (1.26 и 1.34 мМ/л соответственно). Во 2-ой группе также на 4-ой минуте значения лактата для вариантов «Маска» и «Тренажер» одни и те же – 0.9 мМ/л. В остальных замерах значения лактата в обеих группах в варианте «Тренажер» больше, чем варианте «Маска».
              На момент «отказа» в 1-ой группе разница в значениях лактата составила 0.3 мМ/л или 4.3%. Во 2-ой группе также 0.3 мМ/л, но это уже 16.7%.
              Полученные данные свидетельствуют, что по отношению к нормальному дыханию использование Тренажера приводит к снижению уровня максимальной анаэробной производительности, а на стандартных ступенях нагрузки (до уровня и на уровне анаэробного порога) вызывает более высокую скорость его накопления (в связи с недостатком запрашиваемого потребления кислорода), что свидетельствует о возможности использования Тренажера для более раннего создания условий гипоксии (разработки искусственной управляемой гипоксической среды).
               Заметим, что именно недостаток свободного кислорода во время выполнения мышечной работы на стандартных ступенях нагрузки, не позволяет осуществлять текущее окисление молочной кислоты до углекислого газа и воды, поскольку его поступление в организм как раз и ограничено объемом поступаемого воздуха (и именно минутным объемом дыхания), и этот недостаток не может быть компенсирован увеличением коэффициента использования кислорода и повышением частоты сердечных сокращений.
                                     Заключение
              В целом проведенное исследование показало, что основным лимитирующим фактором прекращения предельной мышечной работы, выступает недостаточный объем поступаемого в организм спортсменов кислорода, связанный конструктивными особенностями Тренажера, вызывающей резкое снижение скорости потока выдыхаемого воздуха и, тем самым, увеличивающей длительность дыхательного цикла. Причем наиболее ярко это проявляется в зоне анаэробного порога и выше, где управление процессом дыхания не может быть произвольным.
              Полученные результаты убедительно свидетельствуют, что среди других показателей внешнего дыхания нам не удалось найти характеристики, столь же существенно (как легочная вентиляция) ограничивающие возможности дыхательной системы участвовать в процессе потребления кислорода. Однако при этом, следует учитывать, что весь комплекс исследуемых показателей дает основание предположить, что применение Тренажера при мышечной работе различной интенсивности, способствует созданию условий искусственной гипоксической среды  (см. динамику дыхательного коэффициента и концентрации лактата на «стандартных» ступенях нагрузки при дыхании в нормальных условиях и с применением Тренажера).
Выводы
             1. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что при сравнении с нормальным дыханием использование Тренажера приводит к значительному ограничению потока выдыхаемого воздуха, начиная с первой ступени нагрузки и до ее окончания («отказа» от работы), что подтверждается статистически достоверными различиями показателей легочной вентиляции, не зависимо от квалификации спортсменов.
             2. При увеличении мощности работы недостаточный объем поступаемого воздуха в организм спортсмена (связанный с ограничением объема легочной вентиляции) при выполнении дыхания с использованием Тренажера, приводит к значительному повышению концентрации углекислого газа и, как компенсаторного механизма, соответствующего увеличения коэффициента использования кислорода. Вместе с тем повышение коэффициента использования кислорода, адекватного уровню углекислого газа, не происходит, что и приводит к повышению значения дыхательного коэффициента выше 1,0.
             3. Результаты исследования динамики потребления кислорода свидетельствуют, что дыхание с применением Тренажера приводит к снижению уровня потребления кислорода (за счет недостаточного объема легочной вентиляции и роста величины коэффициента использования кислорода).
             4. Установлено, что дыхание с Тренажером приводит к более высокой активации функционирования сердечно-сосудистой системы на стандартную нагрузку, но не позволяет достичь максимально возможного уровня для спортсмена.
             5. Результаты исследования динамики лактата свидетельствуют, что по отношению к нормальному дыханию использование Тренажера приводит к снижению уровня максимальной анаэробной производительности,, а на стандартных ступенях нагрузки (до уровня и на уровне анаэробного порога) вызывает более высокую скорость его накопления.
Полученные результаты явились предпосылками для проведения педагогического эксперимента по выявлению эффективности использования Тренажера в тренировке физкультурников и спортсменов различной квалификации.

СЕМАКС


"Разгон" мозга

 

Приближается сезон экзаменов и сессий. Существуют ли действенные и, главное, безопасные способы улучшить работу мозга и активизировать память?
ЭКСПЕРТЫ:
Константин Анохин,
доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН и РАМН, заведующий лабораторией нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН;
Марьяна Безруких,
доктор биологических наук, профессор, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования.


«ВИАГРА ДЛЯ МОЗГА»
Нет школьника или студента, который не мечтал бы о волшебных таблетках, которые помогут выучить все за последнюю ночь. Да и многие родители не видят ничего плохого в том, чтобы во время экзаменов давать ребенку препараты, улучшающие работу мозга. Такие средства делятся на три группы.

Стимуляторы (производные амфетаминов и некоторые другие). По результатам крупного международного опроса, 20% студентов хотя бы раз использовали их во время подготовки к экзаменам. Они далеко не безобидны: могут вызвать сердечно-сосудистые осложнения, судороги, галлюцинации. В России стимуляторы запрещены.
Ноотропы – препараты для улучшения умственной деятельности. Изначально они разрабатывались для лечения болезни Альцгеймера, нарушений мозгового кровообращения, синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ). Однако все больше людей рассматривают их в первую очередь как «виагру для мозга».
Сегодня ведется активный поиск препаратов, которые могли быть направленно стимулировать память. Определенные успехи есть: в последние годы российские ученые предложили три новых вещества, обладающих мягким когнитивным эффектом. Но... «Одна из основных проблем ноотропов в том, что механизм их действия на мозг до конца еще не понятен, – говорит Константин Анохин. – Сегодня всерьез обсуждается риск развития психической зависимости от них. Мозг может начать требовать вещество, при котором чувствовал себя на подъеме. Особенно опасно это для детей и подростков».
В любом случае ноотропы – не одноразовая «скорая помощь» накануне экзамена. Эффект накапливается не сразу, и принимать препарат нужно не от случая к случаю, а курсом (во время которого, кстати, возможны неприятные побочные эффекты -– раздражительность, перепады настроения…). Курс же подбирается врачом индивидуально, в зависимости от цели. А такой цели, как «выучить все за одни сутки, весь семестр отдыхая в свое удовольствие» в медицине (пока) не существует.
НОЧЬ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ
Вечером накануне экзамена физиологи советуют отдыхать. Конечно, не гулять до утра на дискотеке – но расслабиться, встретиться с друзьями, а главное, как следует выспаться. Это очень важно: именно во время сна происходит закрепление информации в памяти и перевод ее из кратковременного в долговременное хранение. Активированные за день нервные окончания ночью перестраиваются, растут и укрепляются, а с ними укрепляется и память. Вот почему бессонные ночи перед экзаменами бесполезны, а то и вредны. Планируя мозговой штурм, знайте: помимо времени на освоение информации вам потребуется ночь на ее «созревание».

БАДы. Кофеин, растительные препараты, регуляторы обмена веществ, аминокислоты... Большинство таких пищевых добавок достаточно безвредны, но и малоэффективны. Самые популярные – гинкго билоба, гуарана, элеутерококк и корень женьшеня. Эффект первого точно не доказан; остальные три, по данным исследований, оказывают ноотропное и когнитивное действие, однако специалисты настроены скептически. «С БАДами надо быть еще осторожнее, чем с медицинскими препаратами, – говорит Марьяна Безруких. – Они не проходят клиническую экспертизу, и мы не знаем, какой эффект они могут дать».

ДИЕТА ВУНДЕРКИНДОВ

Статьи под заголовками «Диета для ума» можно найти даже в женских журналах. И действительно, работа мозга во многом зависит от того, что мы едим.
•    Жиры. Мозг на 60% состоит из них, поэтому им нужно уделять особое внимание. Никаких строгих диет! Особенно важны жирные кислоты омега-3 (ALA, EPA и DHA). Их много в рыбе, особенно в лососевых, семенах льна, креветках, киви, орехах. Суточная доза жирных кислот омега-3 – от 300 до 1000 мг.
•    Другой важный компонент – белки. Из творога, сыра, мяса, рыбы, яиц мы получаем триптофан и тирозин – важнейшие аминокислоты, необходимые мозгу. Без них наша способность запоминать приблизится к нулю. Кроме того, гарантированы нарушения нормальной работы мозга, перепады настроения, быстрая утомляемость.
•    Важный показатель – количество антиоксидантов в пище. Напряженная умственная деятельность требует высокого метаболизма в клетках мозга, а в результате образуются свободные радикалы. Рекомендуется ежедневно набирать как минимум 3000–6000 единиц антиоксидантной активности (ORAC – Oxygen Radical Absorbance Capacity). Сделать это нетрудно: всего 80–100 г свежей черники, ежевики, малины, клубники или 50 г клюквы или черной смородины.
•    Витамины группы В влияют на передачу нервных импульсов. Их особенно много в натуральных мясных и молочных продуктах, есть и множество витаминных комплексов и БАДов с ними.
•    Для работы мозга важны два фосфолипида – лецитин и холин. Их много в яйцах и печенке; холин есть также в бобовых, капусте, шпинате, сое. Как советует Медицинский институт Национальной академии наук США, холина следует употреблять не меньше 425–550 мг/день.
ПОВТОРЯТЬ!
У нашей памяти есть свойство: созданные ассоциации самопроизвольно разрушаются примерно через 40–60 минут, если их не закрепить повторением. Точно доказано: чтобы запомнить как следует, нужно повторять с достаточно большими интервалами. Вот алгоритм, который позволит задержать в голове максимум знаний.
Если надо запомнить текст:
* первый раз мысленно повторите новую информацию сразу после запоминания;
* второй раз – через 15–20 минут;
* третий – через 6–8 часов (обязательно в тот же день);
* четвертый – на следующий день.
Если надо запомнить точную информацию (например, формулы):
* второе повторение – через 40–60 минут;
* третье – через 3–4 часа (в день запоминания);
* четвертое – в течение следующего дня.

•    Пожалуй, самый важный нутриент для умственной деятельности – глюкоза, то есть сахар. У мозга практически нет запасов энергии; глюкоза – главное его «топливо», и он потребляет ее со скоростью 100 мг в минуту, или 6 г в час.
Школьники, которые не завтракают, хуже учатся: недостаток сахара в крови снижает умственную активность.

Вывод из этого перечня довольно парадоксальный. «Никакой специальной еды для мозга или диеты вундеркиндов не существует, – утверждает Марьяна Безруких. – Просто питание должно быть здоровым, рациональным и сбалансированным всегда, а не только во время экзаменов. Родители должны следить, чтобы ребенок получал достаточно витаминов и минеральных веществ, ел зеленые салаты, фрукты, пил натуральные соки. И, конечно, не переходил во время сессии на перекусы из бутербродов: в этот период совершенно ни к чему дополнительный стресс от нерационального питания».
КАК ВЫСТРОИТЬ ГРАФИК ПОДГОТОВКИ 
Выше головы прыгнуть невозможно: свои ограничения есть и у нашей памяти, и у организма в целом. И их обязательно надо учесть в режиме подготовки.
Серьезная умственная нагрузка для подростка и взрослого возможна в течение 40–45 минут. После этого необходим 10–15-минутный перерыв. Конечно, не для того, чтобы закрыть книгу и включить компьютер. Перерыв – время смены деятельности, физических упражнений, релаксации. Полезно сделать упражнения для глаз. Можно прилечь, расслабиться, свободно подышать, поставить спокойную любимую музыку…
Не обязательно обеспечивать абсолютную тишину во время занятий. «Некоторым детям и взрослым тихо бубнящий радиоприемник или негромкая музыка даже помогают сосредоточиться, – замечает Марьяна Безруких. – Ведь именно так, при фоновом шуме, мы привыкаем работать в школе. Поэтому совет родителям: не запрещайте ребенку заниматься под радио, телевизор, музыку, если ему так легче. Лишь бы звук был не очень громкий и не очень ритмичный».
После 3–4 циклов интенсивной работы по 45 минут обязательно нужно сделать перерыв подольше. Пообедать и… как минимум час–полтора погулять! «Сэкономить на прогулке – значит, украсть это время у самого себя, – говорит Марьяна Безруких. – Без нее вся дальнейшая учеба неэффективна».
Вернувшись, можно снова сесть заниматься – еще один 3–3,5-часовой блок с перерывами. После которого физиологи настоятельно рекомендуют… закончить. Теперь можно поужинать, снова погулять часок, а дальше – отдыхать. Конечно, желания не всегда совпадают с возможностями, и часто бывает нужен третий блок занятий. Но в любом случае закончить надо не позже полуночи. «После этого времени заниматься бесполезно, в голове ничего не останется», – утверждает Марьяна Безруких.
Запоминание информации, как любую работу, надо планировать. Если есть три дня и 120 вопросов к экзамену, то распределить подготовку надо равномерно. При этом учесть правило: второй день будет успешнее первого (ведь сначала надо «вработаться»), но последний день уже не так хорош, как второй (ближе к концу аврала неизбежен спад). Зная это, распределяем материал, не забывая оставить в последний день время на повторение.

КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМИНАТЬ 
«Бессмысленно просто сидеть и читать учебник, – говорит Марьяна Безруких. – Нужно выделять главные мысли. Именно поэтому полезно делать шпаргалки: таким образом ученик составляет краткий конспект – выделяет для себя основные пункты».
ЧТО ЛЮБИТ НАША ПАМЯТЬ
Информация легче запоминается, если:
1) она интересна, спорна или неожиданна;
2) эмоционально окрашена;
3) наложена на уже имеющиеся знания;
4) подается в контексте (например, изучать зоологию проще и быстрее в музее зоологии, звезды – в планетарии, а не по учебнику);
5) запоминание происходит в процессе какого-то физического действия (при ходьбе или даже просто стоя запоминается лучше).

Чтобы запомнить, обязательно надо повторить изученное хотя бы раз. Причем перечитывать не весь материал, а выписки, конспекты – то есть результат своей осмысленной проработки.
Поможет и мнемотехника – набор приемов для запоминания информации с помощью ассоциаций и дробления на простые блоки. Например, запомнить номер телефона или код 19179111204495 довольно сложно. Но если разбить его на несколько групп – 1917-911-1204-495, будет уже легче. А если еще и привязать к каждой группе смысловую ассоциацию – например, 1917 – год Октябрьской революции, 911 – телефон службы спасения, 1204 – день и месяц первого полета в космос, 495 – код Москвы – то информация запомнится быстро и надолго.
«Эффективность запоминания увеличивается, если мы используем разные способы ее восприятия: читаем, рассказываем, слушаем в изложении других, рифмуем и напеваем на знакомый мотив, рисуем схему или пиктограмму… – говорит преподаватель мнемотехники Никита Петров. – Чем больше каналов восприятия задействовано, тем лучше».
Но, конечно, все эти методы действуют не в последнюю ночь перед экзаменом, а если взяться за подготовку всерьез и заранее. «Если вы или ваш ребенок хоть раз попробуете готовиться к экзамену, рационально распланировав время, качественно отдыхая, правильно питаясь, то сразу увидите преимущества. И никакие стимуляторы вам не понадобятся», – уверяет Марьяна Безруких. «Натуральные методы стимуляции – тренировка памяти, регулярные умственные нагрузки – дают не такой быстрый и заметный эффект, как медицинские препараты, но зато не наносят вреда», – соглашается Константин Анохин.

ВЫВОДЫ «ЗДОРОВЬЯ»

1. Быстрые способы улучшить работу мозга и стимулировать память небезопасны для здоровья и не всегда надежны. Медленные не вредят здоровью, но и не работают, как скорая помощь: начинать нужно заранее.
2. Если в процессе подготовки не соблюдать режим работы и отдыха, никакие чудодейственные препараты не помогут. Ночь перед экзаменом – время для сна, а не для последних попыток хоть что-то выучить.
3. Чтобы не тратить время и силы на бессмысленную зубрежку, нужно учиться работать с информацией: выделять основную мысль, использовать методы рационального запоминания.

Референсные значения анализов - пределы и показатели диапазона нормы медицинских анализов или диапазоны референсных значений и что они означают

Показатели нормы

Что считают нормой для лабораторных анализов?
Определение термина "референсный диапазон"
Влияние возраста и пола
Роль других факторов
Когда "нормы" не рассматривают
Значения вне диапазона
О чем здесь не упоминается
Распространенные заблуждения

Что считают "нормой" для лабораторных исследований?

"Результаты исследования выходят за пределы нормы" - говорит Вам врач, изучив листок результатов анализа, испещренный цифрами. Вы встревожены - значит, Вы больны? Что может означать это заключение, "За пределами нормы"? Насколько это опасно? На эти вопросы можно ответить так: отклонение результатов исследования от нормы означает, что необходимо дополнительное обследование.
Результаты исследования, как и любую другую медицинскую информацию, необходимо анализировать только комплексно. Рассмотрим, например, один из наиболее широко используемых медицинских показателей - частоту сердечных сокращений. Вы можете прямо сейчас определить его значение, посчитав пульс на запястье в течение минуты. Большинство людей знают, что "нормальная" частота сердечных сокращений составляет около 70 ударов в минуту. Однако как было определено, что это значение "нормальное"? Для этого пришлось определять частоту пульса у миллионов людей в течение многих десятков лет.
Возможно, Вы знаете также, что у бегунов-марафонцев и вообще у спортсменов частота пульса нередко оказывается значительно ниже - для них "нормальной" окажется и частота, равная 55 ударов в минуту. В то же время, когда человек поднимается по лестнице, частота пульса, равная даже 120 ударов в минуту, окажутся для него нормальной. Это значение превышает пределы нормы для положения в покое, но считается "нормальным" для ситуации активной физической нагрузки.
Следовательно, частоту сердечных сокращений, как и любой другой медицинский показатель, следует анализировать в контексте. Не зная соответствующего контекста, оценить результаты любого исследования невозможно. Чтобы понять, какие значения частоты сердечных сокращений являются нормальными именно для Вас, врач должен знать нормальные значения для большинства людей Вашего возраста, а также уровень Вашей физической активности в момент определения этого показателя (или за несколько минут до этого). При оценке всех клинико-лабораторных показателей результаты, полученные для данного пациента, сравнивают с так называемым "референсным диапазоном" (его нередко называют также "нормой", но в настоящее время этот термин считают недостаточно точным; причины для этого рассмотрены на следующей странице).

Каково определение термина "референсный диапазон"?

Для некоторых исследований возможны только два варианта результатов: "есть" или "нет". Положителен ли результат посева из глотки на стрептококк? Выявлены ли антитела к вирусу, свидетельствующие об инфицировании?
Однако значительно больше оказывается исследований, результат которых определяется контекстом проведения исследования. Обычно в описании результатов исследовании указывают полученные значения показателей и референсный диапазон (или "норму"). Например, описание результатов исследования на содержание тиреотропного гормона (ТТГ) может выглядеть как: 2,0 мМЕ/мл, диапазон нормальных значений 0,4–4,0 мМЕ/мл. Результаты исследования свидетельствуют, что полученное значение находится в пределах референсного диапазона.
Каким образом был определен этот диапазон? Проще всего представить его, как среднее значение показателя, полученное в результате обследования большого количества здоровых людей.
Первым этапом определения референсного диапазона служит выявление группы людей, для которых этот диапазон будет использоваться: например, для здоровых женщин в возрасте 20–30 лет. Затем у достаточно большого количества людей из этой группы определяют данный показатель. Для полученных данных рассчитывают среднее и диапазон нормальных значений (равный плюс-минус 2 стандартных отклонения от среднего).
Термин "референсный диапазон" представляется более правильным, чем термин "диапазон нормальных значений", поскольку подчеркивает относительность этих данных и возможность их применения только к определенной группе людей. Использование референсных диапазонов вместо нечетко определенных "норм" позволяет описать условия применения данных сравнительных показателей наиболее точно. При оценке результатов обследования различных групп людей становится очевидно, что "нормальные" значения показателя для одной группы не всегда оказываются нормальными для другой. Например, при беременности многие биохимические показатели организма женщины изменяются, поэтому для беременных женщин определены специальные референсные диапазоны значений этих показателей.

Влияние возраста и пола

Для многих показателей единого референсного диапазона, который можно применять для всех людей, не существует, поскольку на результаты исследования могут влиять возраст и пол обследуемого, а также большое количество других факторов. Щелочная фосфатаза - это фермент, находящийся в клетках, из которых образуются кости, поэтому его концентрация в костях увеличивается в соответствии со скоростью образования новых костных клеток. У детей и подростков высокий уровень щелочной фосфатазы не только нормален, но и желателен - поскольку у ребенка должны расти здоровые кости. Однако такой же уровень у взрослого человека свидетельствует о заболеваниях: остеопорозе, метастазах опухолей костной ткани (когда она начинает расти вне костей) или других. Поэтому при обследовании большого количества людей в разных возрастных группах получены различные референсные диапазоны.
В процессе нормального старения снижаются также уровень гемоглобина и гематокрит (показатель количества эритроцитов). Кроме того, при многих исследованиях необходимо учитывать пол обследуемого:
Креатинин образуется в процессе нормального обмена веществ в мышцах, после чего выделяется в кровь и удаляется из организма почками. Его уровень нередко используют для оценки эффективности работы почек. Поскольку у мужчин мышечная масса выше, чем у женщин, референсный диапазон для мужчин оказывается более высоким, чем для женщин. Аналогична ситуация с формой фермента креатинкиназы, называемой КФК-МВ. Она выделяется в кровь при повреждении мышечных клеток сердца, и высокий уровень КФК-МВ свидетельствует о повреждении сердечной мышцы, поэтому по уровню этого фермента диагностируют сердечные приступы (стенокардию). Поскольку у мужчин мышечная масса выше, уровни КФК у них также оказываются более высокими. Когда это исследование только внедряли, у многих пожилых женщин уровень КФК-МВ оказался значительно ниже, и не достигал порогового значения для диагностики сердечного приступа, и в этой возрастной группе женщин частота выявления сердечных приступов оказалась заниженной.
Другой пример: у женщин при менструациях кровопотеря может сопровождаться снижением уровней гемоглобина и гематокрита. Таким образом, референсные диапазоны для этих показателей необходимо оценивать с учетом, как возраста, так и пола обследуемого.

Другие факторы, влияющие на результаты исследований

Обычно лаборатории одновременно с результатами исследования сообщают также референсный диапазон результатов для данного обследуемого с учетом его возраста и пола. После этого врачу необходимо будет оценить полученные результаты в соответствии с индивидуальными данными о пациенте, включая получаемые им лекарственные и растительные препараты. Кроме того, на результаты исследования может повлиять множество других факторов: потребление кофе, курение, прием алкоголя или витамина С; диета (вегетарианская или мясная); стресс или состояние тревоги; беременность. На некоторые результаты может повлиять даже положение тела обследуемого в момент проведения исследования, а также наличие физических нагрузок перед его проведением. Например, при вставании из положения лежа могут повыситься уровни альбумина и кальция в крови.
На результаты исследования может повлиять и ряд редко учитываемых факторов, например, профессия обследуемого, высота над уровнем моря, расстояние от океана. Кроме того, на результаты ряда исследований может повлиять физическая нагрузка (в частности, при нагрузке повышаются уровни креатинфосфокиназы - КФК, аспарагиновой аминотрансферазы - АСТ, лактатдегидрогеназы - ЛДГ). Кроме того, при длительных интенсивных физических нагрузках (например, у марафонцев и тяжелоатлетов) могут повышаться уровни тестостерона, лютенинизирующего гормона (ЛГ), тромбоцитов.
Все эти примеры показывают, что для правильной оценки результатов лабораторных (как и амбулаторных - проводимых на дому) исследований образцы крови и мочи важно получать в стандартизованных условиях. При подготовке к исследованию от обследуемого требуется соблюдать указания врача, например, прийти для сдачи крови для исследования утром и натощак. Соблюдение этих указаний позволит провести анализ максимально близко к общим требованиям, и тем самым максимально приблизить результаты исследования к референсным для данной группы пациентов.

Когда "нормы" не рассматривают

В некоторых исследованиях, например, при определении уровня холестерина, в подавляющем большинстве случаев вместо определения референсных диапазонов достаточно только оценить, не превышает ли результат определенного порогового значения, так называемого "красного флажка". В научных исследованиях показано, что, когда уровень холестерина повышается до 200 миллиграмм на децилитр, риск поражения сердца увеличивается настолько, что необходимо начинать лечение; при этом соотношение результатов исследования с диапазонами статистически "нормальных" значений уже не играет роли.
Кроме того, референсные диапазоны не рассматривают и в ряде других ситуаций. Например, определение содержания в крови определенного препарата у пациента, находящегося в бессознательном состоянии, проводят для оценки предполагаемого действия этого препарата, а не соотношения концентрации с референсным диапазоном.
Кроме того, врачебная оценка требуется при выраженном изменении показателей, имеющих медицинское значение, даже если они не выходят за пределы референсного диапазона.

Как оценивают результаты исследований, выходящие за пределы референсного диапазона?

Согласно вероятностной статистике, за пределы истинного референсного диапазона может выходить каждый двадцатый (или 1 из 20, или 5%) результат исследования; поэтому результат отдельного исследования нельзя считать статистически значимым. Обычно результаты исследований выходят за пределы референсного диапазона только незначительно. Тем не менее, следует помнить, что, у здорового человека если одно и то же исследование повторить 20 раз, с высокой вероятностью один из результатов этого исследования окажется вне пределов референсного диапазона, притом, что никаких нарушений здоровья у обследуемого при этом нет.
Безусловно, иногда результаты, выходящие за пределы референсного диапазона, свидетельствуют о заболевании. Первое, что следует сделать врачу, чтобы проверить это - повторить исследование. Возможно, выход результата исследования за пределы референсного диапазона был связан с одной из причин, упомянутых выше, либо были нарушены правила обработки образца для исследования (образец крови не был заморожен, либо сыворотка не была отделена от эритроцитов, либо образец держали в тепле).
Обычно лаборатории приводят результаты исследования с учетом возраста и пола обследуемого, а врач при их оценке учитывает также и другие факторы, в частности, диету и уровень физической активности обследуемого, а также получаемую им лекарственную терапию. Если какие-либо факторы могут повлиять на результаты исследования, не забудьте сообщить о них врачу.

Почему в этом документе не приводятся конкретные референсные диапазоны?

Хотя мы довольно подробно обсуждаем вопросы, касающиеся референсных диапазонов, самих этих диапазонов в нашем документе почти не приведено. Причин для этого несколько:
  • Международные стандарты приняты только для очень небольшого количества показателей (например, для уровней холестерина, глюкозы, простатспецифичного антигена). В отношении этих немногочисленных показателей были предприняты значительные усилия по стандартизации всех лабораторных методов исследования и форм описания их результатов. Мы упоминаем принятые целевые уровни этих показателей. Эти пороговые значения следует отличать от референсных диапазонов, поскольку они служат "красными флажками" для принятия медицинских решений, а не являются статистически "нормальными" диапазонами. Для большинства других исследований референсные диапазоны каждая лаборатория, проводящая данное исследование, определяет самостоятельно. Различные лаборатории пользуются разными видами оборудования и применяют различные методы проведения исследований. Это означает, что лабораториям приходится устанавливать собственные референсные диапазоны, и указывать наряду с полученным результатом исследования также и референсный диапазон для него. Таким образом, врачу и пациенту необходимо пользоваться референсным диапазоном, указанным проводящей исследование лабораторией, а не какими-либо теоретически рассчитанными или почерпнутыми из литературы значениями референсных диапазонов.
  • Различные лаборатории описывают результаты многих исследований в различных единицах, национальных или международных. В США лаборатории нередко пользуются "условными единицами", а в Европе, как и в других частях света - международными, описанными в системе СИ ("systeme internationale," или SI). Например, для содержания железа референсный диапазон может составлять в условных единицах 400–1600 мкг/л (микрограмм на литр), в то же время в системе СИ он равен 7,16–28,6 мкмоль/л (микромоль на литр). Если ваша лаборатория пользуется для определения референсных диапазонов единицами, отличающимися от приводимых в нашем документе, их одновременное применение может приводить к значительным затруднениям и ошибочным оценкам. В случае возникновения каких-либо сомнений советуем обратиться к врачу.
  • Мы пытаемся обеспечить Вас информацией, но не заменить консультацию врача. Мы надеемся, что Вы сможете лучше понять, что собой представляют лабораторные исследования, но мы не можем предсказать все факторы, которые могут повлиять на результаты проводимых Вам исследований, поэтому в отсутствие дополнительных данных не беремся оценивать их результаты.
Если Вам требуются дополнительные разъяснения относительно результатов исследований, обратитесь к врачу.

Распространенные заблуждения

В отношении результатов исследований и референсных диапазонов существует два распространенных заблуждения:
Мнение: "Отклонение результатов исследования от нормы означает наличие заболевания".
Истина: Выход результатов исследования за пределы референсного диапазона не всегда означает наличие заболевания - это только знак для врача о необходимости дополнительного обследования. Иногда отклонение результатов исследования от нормы встречается и у совершенно здоровых людей - но право решения об этом лучше предоставить врачу.
Возможно, что результат исследования окажется среди тех 5% нормальных результатов, которые оказываются за пределом статистически определенного референсного диапазона. Кроме того, следует помнить, что на результаты исследования может повлиять большое количество факторов, не означающих наличия заболевания: например, высокий уровень глюкозы в крови может быть связан не с диабетом, а с высоким содержанием сахара в диете. Уровень липидов (жиров) может оказаться высоким, если обследуемый незадолго до получения крови для исследования поел. Уровень ферментов печени может на некоторое время повышаться после употребления алкоголя, и это повышение не обязательно свидетельствует о циррозе. На рынке постоянно появляются новые лекарства, и лаборатории не всегда успевают проверить, не влияет ли прием этих лекарств на результаты исследований. Нередко оказывается, что многие из этих лекарств влияют на результаты некоторых исследований, причем такое изменение результатов не имеет медицинского значения. Скорее всего, при выявлении отклонений результатов от референсного диапазона врач решит повторить исследование. Иногда измененные результаты, особенно находящиеся вблизи границы референсного диапазона, нормализуются самостоятельно. Кроме того, врач попытается найти объяснение выявленным изменениям результатов; возможно, это будет одно из объяснений, приведенных выше. Ключевым вопросом при этом будет: насколько результат отклоняется от референсного диапазона?
Если результаты обследования позволят выявить заболевание, врач сможет уточнить его тяжесть. Однако для ответа на эти вопросы очень редко оказывается достаточно одного исследования.
Мнение: "Если результаты исследования нормальные, никаких заболеваний нет".
Истина: Безусловно, получить такие результаты приятно, но они вовсе не гарантируют, что все в порядке. Результаты исследований у здоровых и больных людей часто перекрываются, поэтому при анализе результатов всегда сохраняется небольшая вероятность пропустить имеющееся заболевание. Аналогично тому, как у некоторых здоровых людей результаты исследований выходят за пределы референсного диапазона, у некоторых больных результаты лабораторных исследований оказываются в пределах этого диапазона. Если Вы стараетесь соблюдать здоровый образ жизни, такие результаты показывают, что Вы на правильном пути. Однако если Ваше поведение сопряжено с наличием факторов риска, например, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, диетическими погрешностями, эти результаты окажутся хорошими только до поры до времени, и не следует ожидать, что они будут сохраняться долго. Хорошие результаты исследований - это не индульгенция на неправильный образ жизни.
Если ранее у Вас были выявлены отклонения лабораторных показателей, появление нормальных результатов исследований, безусловно, свидетельствует о благоприятном изменении в течение заболевания. Однако во многих случаях врач все же решает повторить исследования через несколько месяцев, чтобы убедиться в сохранении благоприятных изменений и доказать наличие соответствующей тенденции.
Наименование
Единицы
измерения
Референсные значения
Иммунологические исследования
Тиреоидная группа
ТТГмкМЕ/мл0,4 - 4,0 Беременные 0,2-3,5
Т 3 общийнмоль/л1,3-2,7
Т 3 свободныйпмоль/л2,3-6,3
Т 4 общийнмоль/л54-156
Беремен.Iтр 100-209
Беременные II, IIIтр 117-236
Т 4 свободныйпмоль/л10,3-24,5
Беремен.Iтр 10,3-24,5
Беремен.II,IIIтр 8,2-24,7
Тиреоглобулиннг/мл<56
Тироксинсвязывающий глобулиннмоль/л259-575,5
А/т к тиреоглобулинуМЕ/мл 
А/т к тиреоидной пероксидазеМЕ/мл<35
А/т к рецептору ТТГМЕ/л1,8 - 2,0 пограничный
>2,0 положительный
Репродуктивная группа
ФСГмМЕ/млФолликулиновая фаза-2,8-11,3
Середина цикла - 5,8 - 21
Лютеиновая фаза - 1,2 - 9,0
Оральные контрацептивы-0-4,9
Постменопауза -21,7-153
+заместит. терапия - 9,7-111,0
Мужчины 0,7-11,1
ЛГмМЕ/млФолликулиновая фаза-1,1-11,6
Середина цикла-17-77
Лютеиновая фаза-0-14,7
Оральные контрацептивы-0-8
Постменопауза-11,3-40
Мужчины -0,8 -7,6
ПролактинмМЕ/лЖенщины: 40,3 - 530
Фолликулиновая фаза -98-784
Середина цикла - 134 - 975
Лютеиновая фаза- 104 - 848
Беременность Iтр.68-912
Беременность IIтр.276-3519
Беременность IIIтр.276-6742
Мужчины - 53 - 360
Тестостероннмоль/лMужчины:
20-49 лет 8,5-55,5;
> 50лет-6,3-26,8;
Женщины:0-2,8;
Оральные контрацептивы-1,9-2,5
Бер-сть Iтр.1-8;
IIтр.1-6,9;
IIIтр.1-6,6;
Постменопауза-0-2,6
Свободный тестостеронпг/млМужчины: М=16 (5,5-42)
Женщины: М=1,3 (0-4,1)
Эстрадиолпмоль/лФоликулиновая фаза 0-587
Середина цикла 124-1468
Лютеиновая ф-за 101-905
Постменопауза Мужчины: 0-206
Прогестероннмоль/лФолликулиновая фаза-0-3,6
Середина цикла-1,52-5,46
Лютеиновая фаза-3,02-66,8
Оральные контрацеп.-1,08 -3,0
Беременность Iтр.29,6-105,6
Беременность IIтр.93,8-159
Беременность IIIтр.264,6-508,8
Постменопауза 0-3,18
Мужчины 0-2,4
ГСПГнмоль/лМужчины: 13-71
Женщины: 18-114
Гормоны надпочечников
ДГЭАмкмоль/лЖенщины: 0,9 - 11,7
Беременность Iтр.3,1-12,5
Беременность IIтр.1,7-7
Беременность IIIтр.0,86-3,6
Mужчины: 2,2 - 15,2
17 ОН-прогестероннг/млДети 1-12лет 0,07-1,2
Мужчины 0,5-2,4
Женщины:
Фол. фаза 0,2-1,2;
Лют. фаза 1,0-3,1;
Менопауза 0,2-1,3;
Бер-сть I тр. 1,3-3,0;
II тр. 2,0-5,0;
III тр. 5,0-8,3
Кортизолнмоль/лДо полудня 138 - 690,
После полудня-0,5 утренних значений
Нефрины в суточной мочемкг/сутМетанефринНорметанферин
Нефрины в плазме кровипг/млНорметанефринМетанефрин <90
Катехоламины (адреналин, норадреналин, дофамин) кровь/моча В крови:
адреналин - до 100 пг/мл
норадреналин - до 600 пг/мл
дофамин - до 100 пг/мл
В моче:
адреналин - до 20 мкг/сут
норадреналин - до 90 мкг/сут
дофамин - до 600 мкг/сут
Гормоны гипофиза
АКТГ (забор крови только непосредственно в лаборатории)пг/мл0 - 46
СТГ (гормон роста)нг/мл0,06 - 5,0
Диагностика анемии
Витамин В12пг/млНорма 180 - 900
Погран. значения 130 - 180
Недостаточность 0 - 130
Фолиевая кислотанг/мл3-17
ЭритропоэтинмМЕ/мл2,6-34
Ферритиннг/млмуж: 20-350
жен: 10-150
беременность:
1 тр - 60-90
2 тр - 25-70
3 тр - 10-15
Диабетология
С-пептиднг/мл0,9-4,0
Иммунореактивный инсулинмкМЕ/мл4,3-15,3
Микроальбумин в суточной мочемг/сут0-25
Маркеры остеопороза
Остеокальциннг/мл3,1-13,7
Дезоксипиридинолин (моча!)nM/mMcrea
tinine
Мужчины 2,3 - 5,4
Женщины 3,0 - 7,4
Маркеры аутоиммунной патологии
Антитела к фосфолипидам IgG/IgM - скринингМЕ/мл 
Антитела к кардиолипину суммарныеМЕ/мл 
Комплекс аутоантител к фосфолипидам (IgG/IgM к b2-гликопротеину, кардиолипину, фосфатидилсерину, фосфатидилинозитолу, фосфатидиловой кислоте) с заключениемЕд/мл<=10
Антитела к спермеМЕ/мл0-60
Овариальные антителамМЕ/мл0-10
Онкомаркеры
ПСАнг/млНорма 0-4
Пограничные значения 4-10
Патологические значения >10
ПСА свободныйнг/мл20л.-40л.: 0-0,33
40л.-50л.: 0,04-0,39
50л.-60л.: 0,058-0,49
60л.-70л.: 0,084-0,87
СА 125МЕ/млНорма 0-30
Пограничные значения 30-40
Патологические значения >40
РЭАнг/млНорма 0-5
Пограничные значения 5 -8
Патологические значения >8
СА-15-3МЕ/мл9,2-38
СА-19-9МЕ/млНорма 0-30
Пограничные значения 30-40
Патологические значения >40
ХГЧмМЕ/млМужчиныНебеременные женщины
АФПМЕ/млдо 15
Другие аналиты
Паратгормонпмоль/л1г.-17л.: 1,26-10,0
18л.-22г.: 1,3-7,6
23г.-70г.:1,0-7,9
71г.-94г.: 0,5-12,0
Инсулиноподобный фактор роста Iнг/млВзрослые 55-358
Эстрамет (метаболиты эстрадиола)Cr/нг/мг16аОНЕ1: 9,9-15,2
постменопауза: без ГТ - 3,9
с ГТ - 12,3
2ОНЕ1: 13,1-23,7
постменопауза: без ГТ - 5,5
с ГТ - 38,2
Сумма метаболитов:
фол. фаза - 6,1-79,5
овуляция - 8,1-166,0
лют. фаза - 4,9-82,6
Отношение (2ОНЕ1/16аОНЕ1):
1,45-1,67
постменопауза: без ГТ - 1,53
с ГТ - 2,77
Выдается результат с заключением врача-лаборанта
Гомоцистеинмкмоль/л5-12
Кальцитонинпмоль/лМужчины 0 - 5,33
Женщины 0 - 3,36
Тропонин Iнг/мл0 - 1,0
Половые инфекции - ИФА
Хламидия трахоматис IgA/IgGу.е.0.9-1.1 у.е. - сомнительные
1.1-5.0 у.е. - 1/10
5.1-7.5 у.е. - 1/20
>7.5 у.е. - 1/40
Трихомонада IgG/IgAу.е0.9-1.1 у.е. - сомнительные
1.1-3.0 у.е. - 1/5
3.1- 5.0 у.е. - 1/10
5.1 - 7.0 у.е. - 1/20
7.1 - 9.0 у.е. 1/40
>9.1 - 1/80
Микоплазма хоминис IgGу.е.0,9-1,1 у.е. - сомнительный
1,1-2,0 у.е. - 1/10
2,1-3,0 у.е. - 1/20
3,1-5,0 у.е. - 1/40
5,1-8,0 у.е. - 1/80
>8,1 у.е. - 1/160
Микоплазма хоминис IgAу.е.>1,1 у.е. - выявлен
0,9-1,1 у.е. - сомнительный
Уреаплазма уреалитикум IgG/IgAу.е.0.9-1.1 у.е. - сомнительные
1.1-1.5 у.е. - 1/10
1.6 - 2.0 у.е. - 1/20
2.1 - 3.0 у.е. 1/40
3.1 - 4.0 у.е - 1/80
>4.0 у.е. - 1/160
Кандида альбиканс IgGу.е.0.9-1.1 у.е. - сомнительные
1.1-2.0 у.е. - 1/200
2.1-5.0 у.е. - 1/400
5.1-8.0 у.е. - 1/800
8.1 - 11.0 у.е. 1/1600
Инфекции ЖКТ - ИФА
H.Pilory IgG-титр (США)МЕ/мл<1
Описторхоз (антитела)у.е.>1,1 у.е. - выявлен
0,9-1,1 у.е. - сомнительный
Лямблиоз (антитела)у.е.>1,1 у.е. - выявлен
0,9-1,1 у.е. - сомнительный
TORCН-инфекции - ИФА
Токсоплазмоз IgGМЕ/мл<8
Токсоплазмоз IgMу.е.>1,1 у.е. - выявлен
0,9-1,1 у.е. - сомнительный
Авидность Токсоплазмоз IgG%41-59% - переходные
>60% высокоавидные
Краснуха IgGМЕ/млдо 5 - не выявлен
до 15 - низкий уровень
до 40 протективный уровень
>40 - высокий уровень
Краснуха IgMу.е.>1,1 у.е. - выявлен
0,9-1,1 у.е. - сомнительный
Авидность Краснуха IgG%51-69%-переходные
>70%-высокоавидные
ЦМВ IgGу.е.0.9-1.1 у.е. - сомнительные
1.1-15.0 у.е. - 1/100
15.1-25.0 у.е. - 1/200
25.1-35 у.е. - 1/400
35.1-45 у.е. 1/800
>45,0 у.е. - 1/1600
ЦМВ IgMу.е.>1,1 у.е. - выявлен
0,9-1,1 у.е. - сомнительный
Авидность ЦМВ IgG%>41% высокоавидные
ВПГ IgGу.е.0.9-1.1 у.е. - сомнительные
1.1-5.0 у.е. - 1/100
5.1-10 у.е. - 1/200
11-20 у.е. - 1/400
21-70 у.е. 1/800
>70 - 1/1600
ВПГ IgMу.е.>1,1 у.е. - выявлен
0,9-1,1 у.е. - сомнительный
Авидность ВПГ IgG%>50% высокоавидные
Другие инфекции - ИФА
Хламидия пневм/пситаци IgGу.е.0.9-1.1 у.е. - сомнительные
1.1-2.0 у.е. - 1/10
2.1-5.0 у.е. - 1/20
5.1-8.0 у.е. 1/40
8.1 - 11.0 - 1/80
Хламидия пневм/пситаци IgMу.е.>1,1 у.е. - выявлен
0,9-1,1 у.е. - сомнительный
Мононуклеоз ранние IgGу.е.>1,1 у.е. - выявлен
0,9-1,1 у.е. - сомнительный
Мононуклеоз поздние IgGу.е.3,5 - 5 - сомнительный
>5 положительный
Борреллиоз IgGу.е.>1.2 у.е. - выявлен
0,8-1,2 у.е. - сомнительный
Токсокароз IgGу.е.0-0,9 - не выявлены
0,9-1,1 - сомнительные
1,1-1,73 - 1/2
1,74-2,8 - 1/4
2,81-3,9 - 1/8
3,91-6,7 - 1/16
6,71-8,88 - 1/32
8,89-11,6 - 1/64
11,6-13,4 - 1/128
13,41-15,2 - 1/256
15,21-17,1 - 1/512
17,11-19,0 - 1/1024
18,9-20,8 - 1/2048
Биохимические исследования
АЛТЕд/лвзрослые до 45
новорожденные и дети - до 45
АСТЕд/лвзрослые до 35
новорожденные до 75
дети до 60
Билирубин общиймкмоль/лвзрослые 1,7-21
новорожденные:
1 день - до 85,5
2 день - до 154
3-5 дней - до 205
дети - до 25,7
Билирубин прямоймкмоль/лвзрослые до 4,6
Билирубин непрямоймкмоль/л1,7-16,4
Тимоловая пробау.е.0-4
ГГТЕд/лмужчины до 55
женщины до 40
Щелочная фосфатазаЕд/лвзрослые 20-120
новорожденные 48-406
дети до 1 г 80-380
дети 40-400
Альфа-амилазаЕд/лвзрослые 28-100
ЛДГЕд/лдо 248
КреатинкиназаЕд/лмужчины до 195
женщины до 170
новорожденные:
1 день до 712
2-5 дней до 652
дети:
до 3 лет до 258
4-6 лет до 149
Глюкозаммоль/лвзрослые 3,5-5,9
новорожденные:
1 день 0,33-3,3
5 день 0,72-4,2
дети:
1-2 года 1,8-6,2
3-4 года 2,9-5,4
5-6 лет 3,8-5,5
Фруктозаминмкмоль/лдо 285
Гликозилированный гемоглобин%взрослые 3,8-6,2
Триглицеридыммоль/лмужчины 0,68-1,9
женщины 0,45-1,6
Бета-холестеринммоль/лдо 3,3
Холестеринммоль/лвзрослые 3-5,2
новорожденные 1,3-4,4
дети до года 1,6-4,9
дети 2,8-6
Альфа-холестеринммоль/л1,03-1,86
Индекс атерогенностиу.е.до 4
Общий белокг/лвзрослые 67-87
новорожденные 46-68
дети до 1 года 60-80
Альбуминг/лвзрослые 35-52
новорожденные 38-42
Общий кальциймкмоль/лвзрослые 2,15 - 2,65
новорожденные 2 - 3,25
дети 2,5 - 3
Калиймкмоль/лвзрослые 3,4-5,1
Натриймкмоль/лвзрослые 136-146
Хлормкмоль/лвзрослые 96 - 106
Фосформмоль/лвзрослые 0,87 - 1,45
новорожденные - 1,78
дети до года 1,29 - 2,26
дети 6,4 - 16
Магнийммоль/л0,65 - 1,05
Железомкмоль/лмужчины 12,5-32,2
женщины 10,7-32,2
новорожденные 17,9-45
дети до года 7,2-17
дети 9-21,5
ОЖСС (только при назначении железа)мкмоль/л45,3 - 77,1
Трансферринг/лмужчины 2,2-3,65
женщины 2,5-3,8
дети:
0-4 дня 1,3-2,75
3 мес-10 лет 2,03-3,6
СРБмг/л0-5
Ревматоидный факторМЕ/л0-14
АСЛОМЕ/млвзрослые 0-200
дети 0-150
Мочевая кислотамкмоль/лмужчины 200-430
женщины 140-350
новорожденные - до 311
дети до года - до 372
дети - до 362
Мочевина кровимкмоль/лвзрослые 2,8 - 7,5
дети 1 – 6 мес - до 7,0
дети - до 8,0
Креатининмкмоль/лмужчины 70-120
женщины 60-100
новорожденные 27-88
дети до года 18-35
дети 27-62
подростки 44-88
Скорость клубочковой фильтрациимл/минот 70 до 150
Реабсорбция%97-99%
Церулоплазминг/л0,2-0,5
Альфа1-антитрипсинг/л0,9-2,0
Исследования системы гемостаза
АПТВсек28,6-33,6
Протромбиновое времясек9,2-12,2
ПТИ%80-105
МНОу.е.0,9 - 1,5
Тромбиновое времясек18-24
Фибриногенг/л2-4
РФМКмг/100 млдо 4
XIIа зависимый фибринолизмин4-10
Антитромбин III%86-116%
Плазминоген%71-101%
Волчаночный антикоагулянт (скрининг)у.е.0,7-1,19
Индуцированная агрегация тромбоцитов с универсальным индукторомсек8-12 с
Д-димернг/мл33,5-727,5
Волчаночный антикоагулянт (подтверждающий тест)у.е.<1,2 - норма
1,2-1,5 - слабо присутствуют
1,5-2,0 - умеренно присутствуют
>2,0 - строго присутствуют
Протеин С%94-124%
Общеклинические исследования
Общий анализ крови  
Абсолютное количество лейкоцитовшт4.0 - 10.0 х 10*9/L
Абсолютное количество лимфоцитовшт0.8 - 4.0 x 10*9/L
Абсолютное количество клеток среднего размера (эозинофилы, базофилы, атипичные лимфоциты)шт0.1 - 0.9 x 10*9/L
Абсолютное значение гранулоцитовшт2.0 - 7.0 x 10*9/L
Процент лимфоцитов%20.0 - 40.0
Процент клеток среднего размера (эозинофилы, базофилы, атипичные лимфоциты)%3.0 - 9.0
Процент гранулоцитов%50.0 - 70.0
Миелоциты%0
Моноциты%3-9
Плазматические клетки%0-1
Палочкоядерные нейтрофилы%20-40
Сегментоядерные нейтрофилы%50-70
Эозинофилы%0-5
Количество эритроцитовшт3.5 - 5.5 x 10*12/L
Концентрация гемоглобинаг/л110 - 160
Средний объем эритроцитовфл82.0 - 95.0
Среднее содержание гемоглобина в эритроцитепг27.0 - 31.0
Средняя концентрация гемоглобина в эритроцитег/л320 - 360
Ширина распределения эритроцитов по объему %%11.5 - 14.5
Ширина распределения эритроцитов по объему FLфл35.0 - 56.0
Гематокрит%37.0 - 50.0
Количество тромбоцитовшт100 - 300 x 10*9/L
Средний объем тромбоцитовфл7.0 - 11.0
Ширина распределения тромбоцитов по объему 15.0 - 17.0
Тромбокрит%0.108 - 0.282
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ)мм/часДети 2-10
Взрослые м: 2-15
ж: 2-20
>50 лет:
м: 2-20
ж: 2-30
Анализ мочи по НечипоренкоштЭритроциты: до 1000 *10*6/л
Лейкоциты: до 4000*10*6/л
Риноцитограмма (мазок-отпечаток из зева на эозинофилию и флору)%0-5 % эозинофилов
Аллергологические исследования
Общий IgEМЕ/млВзрослыедети 0-1г.дети 1-2г.дети 2-3г.дети 3-9л.
Специфические IgE-антителаМЕ/млКласс О - Класс I - 0,35-0,7
Класс II - 0,7-3,5
Класс III - 3,5-17,5
Класс IV - 17,5-52,5
Класс V - 52,5-100
Класс VI - >100
Специфические IgG-антителамг/л50-100 - малое количество
100-200 - умеренное количество
>200 - высокое количество