Многие профессиональные спортсмены не раз и не два в своей жизни прибегали к обезболивающим уколам, не задумываясь о том, что однажды это может стоить им спортивной карьеры.
Доктор Владимир Ильич Нечаев, сам в прошлом спортсмен, довольно долго проработал врачом сборных команд СССР и России по марафону, спортивной ходьбе и триатлону. Он не по наслышке знаком со всеми плюсами и особенно минусами применения различных обезболивающих препаратов. Однако за эти знания подчас приходилось дорого платить.
"В первые годы своей работы я, как и многие из моих коллег, при лечении микротравм опорно-двигательного аппарата увлекался фармацевтическими новинками", - рассказывает доктор Нечаев. Во времена СССР врачи сборной были в авангарде клинической фармакологии: в аптеку Спорткомитета периодически поступали новые препараты из «кремлёвки». Финалгон, Амбена, Инозин и многие другие нынешние фармхиты были известны спортсменам-сборникам задолго до перестройки. Одной из таких новинок конца 70-х был Кенолог-40 – гормональный препарат с очень мощным и длительным противовоспалительным эффектом. Уколол в место повреждения, и боль, которая доставала спортсмена несколько недель или даже месяцев, исчезла.
Отнюдь не секрет, что спортсмены готовы тренироваться и выступать на соревнованиях во что бы то ни стало, даже через боль. Если же боль вдруг исчезает, их не сдержать никакими доводами. Один укол – на следующий день всё прошло. Но чудес не бывает! Если симптомы воспаления (боль и припухлость) исчезли, это ещё не значит, что микронадрыв за сутки зарубцевался, а ткань готова выдерживать экстремальные нагрузки. Даже при новых перегрузках и микронадрывах болезненность не возникает, ткань «молчит» и не подаёт сигналов бедствия. Но будьте уверены, спустя 2-3 недели, когда противовоспалительное действие препарата закончится, боль вернётся с утроенной силой. И это в лучшем случае.
Пусть рассказ доктора Нечаева послужит советом и одновременно предостережением для всех спортсменов: "Однажды, на рубеже 80-х обратилась ко мне бегунья на 3000 метров. «Доктор, помоги, ради Бога, ахилл замучил, полтора месяца болит, а у меня отбор на Европу через месяц». Сделал я ей блокаду из депомедрола с новокаином и отправил домой со строгим наказом: «Только трусца и плавание». Встречаюсь с ней через три недели. «Спасибо, доктор, у меня всё прошло! Я даже четыре тренировки на дорожке сделала!» Мне оставалось только развести руками и пожурить себя за доверчивость. Через два дня в Лужниках отборочные соревнования. Я на трибуне, болею. За 300 метров до финиша «толпа» из 10-12 претенденток. И я вдруг вижу: моя пациентка падает как подкошенная и ее уносят на носилках. Диагноз – полный разрыв ахиллова сухожилия. «Меня как-будто кто-то палкой ударил по ахиллу», – рассказывала она потом. Восстановительный период после операции занял больше года. Моя бегунья вернулась на дорожку, но её время уже было безвозвратно упущено. Для меня этот случай стал уроком на всю жизнь, а фраза «как-будто палкой по ноге…» – высокодостоверным клиническим симптомом разрыва ахилла. И подобных примеров загубленных ахилл, пяток, коленей очень много".