вторник, 19 января 2016 г.

Психологическая подсознательная подготовка стрелка

http://bodyguardsonline.com/tactics/1207-psixologicheskaya-podsoznatelnaya-podgotovka-strelka.html


Психологическая подсознательная подготовка стрелка


Психология подсознательной подготовки стрелка

Рассмотрев основные вопросы обучения стрельбе из служебного оружия, следует акцентировать внимание на таком важном моменте обучения, как психологическая подготовка стрелка.

В процессе учебно-тренировочных занятий зачастую приходится наблюдать, насколько уверенно в классе стрелки обращаются с учебным оружием. На огневом рубеже - совсем другая ситуация. Некоторые стрелки, судорожно сжимая в руке пистолет, заряженный боевыми патронами, выглядят растерянными и скованными. Они тут же забывают не только то, чему научил их инструктор, но и даже свой домашний адрес и телефон. Вы спросите, нормальное ли это явление? Да, нормальное, поскольку это естественная реакция человека на действия, связанные не только с непривычными ощущениями (такими, как звук выстрела и отдача оружия), но и с некоторой долей риска и опасностью. Кроме того, стрельба из пистолета для большинства из нас - далеко не частое и обыденное явление, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни. Стрельба из пистолета ассоциируется у обучаемых с чувством боязни, тревоги и страха, которые порой доминируют в работе центральной нервной системы. Эти чувства затормаживают всю ее функциональную деятельность и вызывают состояние излишней напряженности психики и всех систем организма стрелка.

Характерными признаками такого состояния являются:
- повышение частоты пульса, потливость ладоней и учащенное дыхание;
- раскоординация движений и, как следствие, потеря устойчивости и равновесия при изготовке;
- увеличение тремора рук и колебаний оружия;
- ухудшение зрительного восприятия ("дымка"), а также замедление или ускорение двигательной реакции или реакции на движущийся объект.

Все эти физические и психологические изменения в совокупности и создают отрицательное воздействие, которое крайне негативно влияет на технику стрельбы. Оно затормаживает проявление у обучаемого еще не окончательно сформировавшихся двигательных навыков и приводит к следующим изменениям в технике стрельбы:
- значительно увеличивается время прицеливания;
- изменяется характер воздействия на спусковой крючок (задержка выстрела или рывок);
- нарушаются временные характеристики стрельбы (темп стрельбы и ее ритм);
- при стрельбе по появляющимся целям изменяется (замедляется или ускоряется) скорость подъема оружия, снижается точность подъема руки с оружием и переноса ее на следующую цель.

Взаимосвязь между изменениями в технике стрельбы и психологическим состоянием стрелка зависит от индивидуальных особенностей организма обучаемого, от уровня его подготовленности, а также от других условий, в которых находится стрелок.

Опытные стрелки могут управлять своим психологическим и психофизическим состоянием и показывать стабильные и высокие результаты стрельбы. Эта способность вырабатывается в процессе учебно-тренировочных занятий, на которых одновременно совершенствуется и техника стрельбы.

Таким образом, психологические особенности обучения стрельбе заключаются в следующем:
- формировании и совершенствовании у стрелков побудительной волевой функции - выбора цели и ее поражения за короткий промежуток времени;
- выработке у стрелка способности преодолевать волнение как на огневом рубеже в тире, так и при применении оружия в реальных условиях;
- воспитании адаптации к звуку выстрела;
- тренировки с целью исключения проявления негативных индивидуальных реакций (туннельное видение, отказ моторных реакций, частичная глухота ит.д.).

Психологическая подготовка стрелка - это процесс, направленный на создание его оптимального психологического состояния и формирование постоянной внутренней готовности, которая способствует реализации наиболее совершенной техники стрельбы в условиях стрессовых ситуаций.

В процессе психологической подготовки стрелка у последнего должны закрепиться следующие качества:
- умение воздействовать на себя, брать себя в руки и отключаться от различных посторонних факторов, мешающих производству меткого выстрела;
- способность концентрировать свое внимание, сосредоточиваясь на главном в стрельбе - устойчивом поражении цели;
- уверенность в своих силах, смелость и решительность, находчивость и инициативу;
- устойчивость центральной нервной системы к воздействию неблагоприятных факторов;
- способность использования аутогенной и идеомоторной тренировки.

Необходимо особо выделить такое важное не только для стрелка качество, как настойчивость, которая играет решающую роль в достижении желаемого результата. Настойчивость основана на самовоспитании, позволяющем управлять своим поведением и психическим состоянием, познать самого себя, определив сильные и слабые стороны своего характера. Наличие такого важного качества позволяет стрелку объективно оценить свои достижения, выявить недостатки при стрельбе, а следовательно, быстрее устранить их в процессе учебно-тренировочных занятий. Необходимо помнить, что если у обучаемого нет четко выраженного желания заниматься стрелковой подготовкой, то никакие специалисты в этой области будут не в состоянии научить его меткой стрельбе. Основным препятствием будет являться то обстоятельство, что обучаемый психологически не готов к процессу обучения.

Важными составными частями психологической подготовки стрелка являются идеомоторная и аутогенная тренировки. Идеомоторная тренировка представляет собой мысленное воспроизведение ранее изученных приемов и действий. Она направлена на закрепление двигательных навыков и поддержание у стрелка состояния постоянной готовности к выполнению упражнения. Применение в ходе обучения идеомоторной тренировки позволяет стрелкам выработать способность четкого представления в своем сознании отдельных элементов техники стрельбы, тонко анализировать возникающие при этом мышечно-двигательные, зрительные и другие ощущения, выработать внимание и быстроту реакции.

Идеомоторная настройка способствует приведению в готовность всего психофизического аппарата стрелка (специальных ощущений, восприятии и необходимого мышечного тонуса) и создает оптимальное состояние нервных структур, ответственных за реализацию целенаправленных двигательных навыков. Другая особенность идеомоторной тренировки заключается в том, что она конкретизирует внимание стрелка на правильности выполнения приемов стрельбы и в какой-то степени отвлекает от результативного момента стрельбы.

Хотя идеомоторная тренировка и не заменяет реального выполнения движений при стрельбе, ее применение в процессе обучения дает определенные преимущества. Дело в том, что мысленное выполнение приемов стрельбы подразумевает представление об их идеальном выполнении, если, конечно, эти приемы усвоены правильно и свободны от технических недостатков, еще не преодоленных стрелком. Такое идеальное освоение ритмоструктуры выполнения упражнения помогает стрелку наглядно увидеть свои ошибки. В процессе идеомоторной тренировки инструктор, проверяя у стрелка чувство временного интервала, отводимого на выполнение упражнения в скоростной стрельбе, может реально оценить уровень его психологического состояния. Если стрелок слишком ускоряет свои мысленные операции, то можно с уверенностью сказать, что он находится в излишне возбужденном состоянии. Напротив, излишнее затягивание мысленной стрельбы - верный признак вялости обучаемого. Совершенно очевидно, что эти негативные состояния должны быть соответствующим образом скорректированы.

Сам процесс идеомоторной тренировки заключается в том, что стрелок, оставаясь в пассивно-расслабленной позе, сосредоточивает свое внимание только на моментах, непосредственно связанных с выполнением выстрела. Причем последовательность выполнения выстрела в его действиях полностью сохраняется. Можно порекомендовать следующий порядок действий при производстве прицельного выстрела, который стрелок должен мысленно повторять в процессе идеомоторной тренировки:

1. Встать лицом к мишени и принять правильную изготовку для стрельбы. Извлечь пистолет из кобуры и проверить правильность хвата его рукоятки.
2. По команде "Заряжай!" зарядить пистолет. Доложить о готовности к стрельбе. При этом пистолет удерживается в руке под углом примерно 60? к горизонту.
3. По команде "Огонь!" разогнуть правую руку, положить первую фалангу указательного пальца на спусковой крючок, сохраняя некоторый зазор между пальцем и рукояткой оружия. Проконтролировать тонус мышц, удерживающих пистолет.
4. Наведя пистолет в цель, совместить ровную мушку с районом прицеливания и, не дожидаясь их устойчивого положения, начать задержку дыхания и обработку спуска.
5. Добиваясь постоянной согласованности обработки спуска курка с прицеливанием, все внимание сосредоточивать на удержании ровной мушки. Контролируя этот параметр, плавно нажимать на спусковой крючок до тех пор, пока не произойдет выстрел.
6. После выстрела опять навести оружие в район прицеливания, и удерживая ровную мушку 2-3 сек, провести анализ результата выстрела.
7. Во время паузы проверить хват рукоятки пистолета и при необходимости скорректировать его.
8. Продолжить выполнение упражнения, последовательно выполняя пункты 4-7.

Стрелок, владеющий приемами идеомоторики и ежедневно посвящающий ей несколько минут, имеет возможность в любой обстановке поддерживать на должном уровне и постоянно совершенствовать свою технику стрельбы.

Приемы идеомоторной тренировки можно с успехом использовать как отличное психопрофилактическое средство. Доподлинно известно, насколько трудно бывает стрелкам собраться и отвлечься от тревожных мыслей накануне выполнения ответственного стрелкового упражнения. Опыт свидетельствует о том, что в таких случаях попытка заставить себя думать не о предстоящем выполнении упражнения, а о чем-либо приятном приводит к большей потере волевой энергии, чем умышленное сосредоточение на моментах правильного ведения стрельбы. Это не только отвлекает от тревожных мыслей о возможности предстоящей неудачи, но и является хорошим тактическим настроем. Кроме того, идеомоторная тренировка является хорошей базой для быстрого освоения еще более сильного психопрофилактического средства - аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка - многократное повторение специальных словесных упражнений, направленных на овладение методикой самовнушения с целью предотвращения излишнего нервно-психологического напряжения и поддержания отличной спортивной формы.

Основной принцип аутогенной тренировки - научить человека фиксировать свое внимание на конкретных субъективных (главным образом физических) ощущениях в точном соответствии с собственными мысленными словесными формулами. Когда на фоне аутогенного расслабления применяется идеомоторная надстройка, ее действенность особенно увеличивается. В коре головного мозга усиливаются процессы затормаживания и ее клетки становятся особенно чувствительными к воздействию внешних и внутренних стимулов. Поэтому предварительное осмысливание процесса выполнения выстрела позволяет стрелку подготовить свою нервную систему к предстоящему выполнению упражнения наилучшим образом.

Стрелок также должен быть психологически постоянно готов к уверенным действиям в случае возникновения критической ситуации, предусматривающей применение служебного оружия. Находясь в экстремальной ситуации, стрелок в первую очередь должен научиться оперативно оценивать обстановку и принимать наиболее правильное решение. Кроме того, ему необходимо постоянно контролировать обстановку, предвидя ее возможные изменения, а также управлять своим поведением.

Правильная оценка обстановки при ведении перестрелки и принятие того или иного решения - это не просто мышление, а сложная психологическая деятельность, во многом зависящая от личности стрелка, его характера, обученности владению оружием и т.д.

В экстремальной обстановке на стрелка, как правило, воздействуют несколько факторов одновременно. Их необходимо рассматривать как единое воздействие, поскольку они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Перестрелка, как правило, активизирует инстинкт самосохранения и защитную реакцию и приводит стрелка в состояние осмысленных разумных действий. Если же он физически и психологически не готов к этому, то могут иметь место индивидуальные негативные реакции. Прежде всего эти негативные реакции проявляются на фоне испуга, который затормаживает ответные реакции стрелка и предрасполагает его к действиям, нецелесообразным в критической ситуации. В зависимости от дальнейшего развития опасной ситуации испуг может перерасти в страх или панику с соответствующими печальными последствиями.

Поведение стрелка в опасной ситуации определяется не только проявлением негативных реакций на фоне испуга или страха. В отличие от новичков, чувство опасности у наиболее подготовленных стрелков вызывает боевое возбуждение, связанное с активной сознательной деятельностью. Боевое возбуждение порождает бесстрашие, которое в дальнейшем превращается в психологическое свойство личности.

Поэтому в процессе подготовки стрелков необходимо создавать такие ситуации, которые способствовали бы формированию у обучаемых смелости, решительности и уверенности в своих силах. Следовательно, высокий уровень психологической подготовки стрелка обеспечивает ему более адекватное поведение при ведении перестрелки и создает предпосылки для успешного поражения противника. А каковы же психологические процессы, определяющие поведение стрелка в опасной ситуации?

Психологические процессы, характеризующие действия стрелка при ведении перестрелки, представляют собой комплексную деятельность персептивных, интеллектуальных и психомоторных способностей, усилий и навыков. Поэтому последовательность действий стрелка в экстремальной ситуации выглядит следующим образом:
1) Восприятие ситуации.
2) Умственное решение проблемных задач.
3) Психомоторная реализация принятых решений.

Как правило, характерными особенностями экстремальных ситуаций являются чувство опасности, дефицит времени и недостаток информации, агрессивность противника и маскировка им своих действий. Все это затрудняет объективную оценку ситуации, а также принятие правильного решения в каждом конкретном случае и реализацию своих действий.

При восприятии экстремальной ситуации большое значение имеет интенсивность переключения внимания и его устойчивость, точность пространственного восприятия, оценка времени и т.д.

Принятие решения осуществляется на основе не только мыслительных операций, но и на основе анализа действий противника и прогнозировании его дальнейших действий. В этом случае действия стрелка определяются процессами предвидения. Эффект предвидения основывается на мышлении стрелка, его специальных знаниях и поступающей извне информации (жестов противника, его передвижений и т.п.).

Принятие правильного решения и его последующая реализация, как правило, определяется совокупностью навыков действия стрелка в опасной ситуации. Поскольку принятие решения и его реализация происходят при крайнем дефиците времени, мыслительные процессы стрелка при этом происходят сжато. Особенно затруднены они тогда, когда стрелок вынужден действовать в непривычной для него ситуации.

Психомоторная реализация осуществляется в виде различных передвижений, боевых действий и приемов. При этом большое значение имеют сенсомоторная координация, быстрота и точность действий. В опасной обстановке перед стрелком могут возникать различные проблемные ситуации: продолжать ведение огня или перейти в укрытие и т.д. Исходя из этого, стрелок должен предварительно планировать свои действия, заранее определяя их содержание, т.е. действовать преднамеренно.

В экстремальных ситуациях происходит постоянное изменение пространственных и временных взаимодействий стрелка и его противника. Поэтому при прочих равных условиях подготовительные действия, действия защиты и нападения могут быть успешными только во время наименьшей готовности противника к ответному реагированию. Высокая эмоционально-психологическая напряженность опасной ситуации, обостренная постоянно присутствующими факторами риска и угрозы поражения со стороны противника, может способствовать образованию комплекса психологических механизмов торможения.

Следовательно, наряду с аспектами физической подготовки и умением применять личное оружие в критических ситуациях при подготовке стрелка должным образом должна быть осуществлена и его психологическая подготовка.

Психическая травма полученная в боях (Часть 2)

http://bodyguardsonline.com/medicine/2464-psihicheskaya-travma-poluchennaya-v-boyah-chast-2.html

Психическая травма полученная в боях (Часть 2)


Приведенный список симптомов не исчерпывает их перечня. В каждом случае конкретные проявления БПТ во многом зависят от условий боя, индивидуально-психологических и групповых особенностей личного состава и т.д.

В отдельную группу можно выделить так называемые посттравматические стрессовые реакции (ПТСР), возникающие по прошествии некоторого времени. К основным симптомам данных расстройств относятся :

а) повторяющиеся сны и навязчивые воспоминания о психотравмирующих событиях, которые иногда ассоциируются с какими-либо поступками, событиями, и т.п.;

б) стремление избегать мыслей, переживаний, действий, ситуаций, которые могут напомнить психотравмирующих обстоятельствах; неспособность воспроизвести в памяти события, сопутствующие психотравмирующей ситуации; потеря интереса к значимым ранее формам жизнедеятельности (например, к спорту); ощущение «укороченного будущего», неспособность к сопереживанию с другими людьми, к семейной жизни;

в) трудности засыпания и нарушения сна, вспышки гнева и агрессии по отношению к другим людям или предметам, ослабление памяти и трудности конкретизации внимания, постоянная повышенная настороженность.

Таким образом, БПТ являются следствием сильного переживания воином стресс факторов боевой обстановки и вызывают временное расстройство психики, приводящее к частичной или полной утрате боеспособности. Полностью избежать БПТ среди военнослужащих в боевой обстановке невозможно, однако с помощью психопрофилактических мероприятий, через своевременное оказание психологической помощи можно снизить процент психологических потерь.

Основное содержание деятельности заместителя командира по воспитательной работе по предупреждению, выявлению БПТ и оказанию 1-ой психологической помощи пострадавшим

А. На этапе подготовки. С момента получения задачи на подготовку части к передислокации в район боевых действий проблема профилактики БПТ выдвигается на одно из первых мест в деятельности зам. командира по воспитательной работе.

Прежде всего, необходимо использовать все возможности для получения как можно более полной характеристики планируемого района боевых действий (географические, климатические, социально политические особенности), уточнить специфику возможных боевых задач, проанализировать психологическую характеристику имеющегося личного состава.

Необходимо совместно с психологом части спланировать систему психологической подготовки личного состава к предстоящим боевым действиям, подготовить схему включения ее элементов в процесс боевого слаживания подразделений.

В ходе разъяснительной работы и инструктивных занятий с командным составом целесообразно подробно рассмотреть сущность, особенности, симптоматику БПТ и меры первой помощи. Акцентировать внимание командиров подразделений на более тщательном и достоверном использовании в ходе боевой подготовки элементов моделирования факторов боя, так как при этом снижается про цент психологических потерь в реальном бою. Использование различных элементов реального боя на занятиях значительно снимает эффект их новизны, в результате чего они становятся менее травмирующими.

Особое внимание стоит уделить налаживанию системы боевого информирования (каналы бесперебойного получения информации, группу по ее обработке, структуру и контингент боевых информаторов). Система боевого информирования должна функционировать беспрерывно (по возможности) как на этапе подготовки, в ходе совершения марша и, особенно в ходе ведения боевых действий.

Это необходимо в силу того, что неопределенность, неизвестность изматывают психику военнослужащего больше, чем любая 
жесткая конкретность, порождая при этом негативные эмоции и уменьшая адаптационные резервы.

Во время воспитательной работы важно сосредоточиться на актуализации боевых мотивов, разъяснении целей и необходимости предстоящих боевых действий. Чем более боевые действия будут наполнены для военнослужащего личностным смыслом, ценностью для себя, понятием значимости своей личной роли, чувством справедливости своих действий, уверенностью в себе и своих товарищах, тем более будет устойчивее его психика к воздействию различных стресс факторов боевой обстановки.

В подготовительный период определяется время, периодичность и место проведения специальных психопрофилактичеких мероприятий с личным составом, которые будут рассмотрены далее.

Заместителю командира по воспитательной работе важно помнить не раз оправдавший себя принцип в период подготовки и ожидания боевых действий личный состав должен быть постоянно занят делом (чистка оружия, обслуживание техники, дополнительными тренировками). При отсутствии полезной деятельности возникают томительные раздумья, возникают различные слухи, зарождается страх перед неизвестностью, наступает общий упадок боевого духа.

По прибытии в район боевых действий заместителю командира по воспитательной работе необходимо позаботиться об оборудовании в ближайшем тылу пункта оказания первой психологической помощи. Это может быть пустующее здание, палатка, КУНГ, блиндаж и т.д. На пункте должно быть тепло, вода в достаточном количестве, спальные места, запас продуктов. Не целесообразно размещать его с пунктом сбора раненых, так как их вид и стоны могут усилить психотравму. Также необходимо лично убедиться в знании санинструкторами симптомов БПТ, места расположения пункта, позаботиться о снабжении их седативными (успокоительными) препаратами. Организация работы пункта первой психологической помощи возлагается на психолога части, состав медперсонала согласовывается с врачом части.

Б. В ходе боевых действий. Прежде всего, очень важно понять самому и разъяснить остальным, что военнослужащий, пострадавший от БПТ приравнивается к получившим тяжелую физическую травму, огнестрельное ранение, контузию или химическое отравление. Поэтому данную категорию относят к психологическим потерям.

На БПТ человек может отреагировать в двух основных формах: тормозной и гипервозбудимости, реже встречается их сочетание. Время реакции на БПТ в зависимости от силы и длительности действия стресс факторов, индивидуальных особенностей и других параметров может занимать от нескольких часов до нескольких лет. Поэ-томув1-юочередь необходимо эвакуировать пострадавшего с поля боя и доставить в пункт оказания первой психологической помощи. При невозможности эвакуации (бой в окружении) поместить в укрытие, дать успокоительное и содержать под присмотром, изолировав от оружия, до появления возможности эвакуации.

Основные симптомы, свидетельствующие о получении БПТ были представлены в предыдущем разделе. Перечень симптомов БПТ не является исчерпывающим, в пособии перечислены наиболее характерные, кроме того возможно их различное сочетание в зависимости от формы реакции на БПТ и ее тяжести. Но поражение БПТ нужно отличать от проявления растерянности или трусости — ни какие призывы, уговоры, пощечины, угрозы (вплоть до расстрела) не выводят военнослужащего из состояния дезориентации и могут лишь усугубить последствий БПТ. Поэтому скорейшая изоляция его от воздействий экстремальной обстановки является первейшим условием.

После доставки пострадавшего в пункт оказания первой психологической помощи пострадавшему необходимо обмыть водой хотя бы лицо и руки (в идеальном варианте погрузить в теплую ванну), согреть кисти рук и ступни ног, растерев их шерстяной тканью или используя горячую воду. Затем пострадавшему нужно дать успокоительные средства (седуксен, элениум, фенозепам и т.д.) и уложить спать. При отсутствии необходимых медикаментов в качестве успокоительного средства может быть использован шприц-тюбик промедола из индивидуальной аптечки, либо алкоголь (50-100 мл). После того как пострадавший проснется его необходимо накормить и вновь уложить спать. В дальнейшем степень тяжести психотравмы и меры по восстановлению здоровья военнослужащего должен определить специалист. Однако, как показывает опыт, при проведении восстановительного периода в ближайшем тылу (без отправки пострадавшего в госпиталь) меньшее количество военнослужащих симулируют продолжение болезни(по опыту западных армий при таком подходе 8 из 10 пострадавших возвращались встрой в течении 2-3 дней). Вся работа должна сопровождаться умелой психотерапевтической беседой психолога после того как острая реакция на БПТ будет снята и пострадавший вновь станет способен к рассудочным действиям. Осознание того, что сослуживцы военнослужащего буквально рядом сражаются с врагом, а он в целом физически здоровый находится в тылу , является для большинства военнослужащих мощным мотивом для возвращения в строй.

Такая работа не должна носить агрессивно-давящего и унижающего характера, так как это не приемлемо для психики только перенесшей БПТ. Важно и то, насколько будет сформировано правильное отношение в коллективе к воинам , возвращающимся после перенесенной БПТ. При отсутствии дружеской поддержки , участия и наличии насмешек и притеснения со стороны сослуживцев высока вероятность возврата к прежнему состоянию у пострадавшего ранее. Для улучшения результатов целесообразно поручать опеку над возвратившемся после восстановления от БПТ воином тому кто ранее уже это перенес. Такой подход важен потому, что последствия БПТ в слабой форме присутствуют в психике довольно длительное время, а шефство позволяет реализовать принцип «помогая другому, восстанавливаюсь сам».

Воспитательная работа должна подкрепляться в перерывах между боями и психопрофилактическими мероприятиями в целях снижения процента психологических потерь среди личного состава.

Психическая травма полученная в боях (Часть 1)

http://bodyguardsonline.com/medicine/2463-psihicheskaya-travma-poluchennaya-v-boyah-chast-1.html


Психическая травма полученная в боях (Часть 1)


На основе исследования структуры боевых санитарных потерь, которые несли воюющие стороны во время второй мировой войны, в военных конфликтах в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в других локальных войнах, в том числе Афганистане и Чечне, специалисты делают вывод о том, что для будущих войн будет характерен значительный удельный вес боевых психических травм (БПТ). БПТ- это психологический стресс, вызванный условиями опасными для жизни и здоровья. Обычно БПТ возникают при больших психологических и эмоциональных нагрузках и, как правило, сопровождается чувством страха. Увеличение количества пораженных, получивших БПТ, объясняется скоротечностью и напряженностью современных боевых действий, массированным применением различных видов оружия и военной техники, а отсюда длительными физическими и психологическими нагрузками, предъявляющими к психике военнослужащего требования, которые часто превышают их защитные возможности.

В своем анализе специалисты принимают также во внимание современные условия жизни с их многочисленными стрессовыми ситуациями, которые делают личный состав менее приспособленный к преодолению трудностей, связанных с выполнением служебных обязанностей и являющихся факторами, предрасполагающими к развитию боевых психических травм.

Факторы, определяющие возникновение боевых психических травм.

В мирное время причинами развития стресса у людей могут быть самые разные события (болезнь и смерть близких людей, неприятности в служебной деятельности, финансовые затруднения, неудачи в личной жизни), непривычные условия пребывания (климат, необычный ландшафт), иные режимы труда, отдыха и питания, особенности внутриколлективных отношений.

В боевой обстановке главные причины психологического стресса- угроза жизни и ответственность за исполнение задачи, недостаточность и неопределенность поступающей информации, дефицит времени при принятии решений и осуществлении боевых действий, несоответствие уровня профессиональных навыков требованиям, предъявляемым условиями боя к личности, психологическая неподготовленность к выполнению конкретной задачи, неуверенность в надежности оружия, отсутствие доверия к командованию, факторы изоляции (при действиях в отрыве от основных сил, нахождение в изолированных укрытиях) и т.д.

Расстройство психической деятельности связанное с травмирующим психику переживанием, обусловленным боевой обстановкой индивидуальна, однако степень ее в значительной мере зависит от совокупности реакции на этот фактор всего подразделения. Коллективная реакция оказывает сильное влияние на дисциплину и организованность подразделений.

Другим фактором, воздействующим на психику человека, является степень овладения оружием и боевой техникой, полнота объективного представления о будущих условиях ведения боевых действий. Важным фактором, способствующим возникновению БПТ, является нарушение режима сна. Уже после одной бессонной ночи боеспособность снижается, быстро уменьшается объем памяти, в первую очередь кратковременной, что приводит к меньшему усвоению поступающей информации и затрудняет принятие решений в ответственные моменты. Реакция на внезапно возникшие критические ситуации снижается. Ниже приводятся данные изменения боеспособности военнослужащих в зависимости от продолжительности сна.

Продолжительность сна (в часах) Боеспособность

0 часов
Сохраняется способность к выполнению боевых задач в течение трех дней. На четвертый день весь личный состав выходит из строя.

1.5 часа за ночь
50% боеспособности людей сохраняется в течение шести дней. К седьмому дню из строя выходит половина личного состава.

3 часа за ночь
91% боеспособности личного состава сохраняется свыше десяти дней

Характер боевых психических травм.

Все психические нарушения военного времени специалисты объединяют в три основных группы. В первую очередь выделяют нарушения психики, ведущим симптомом которых является патологический страх. Его типичную картину составляют: сердцебиение, холодный пот, сухость во рту, дрожание конечностей, охватывающее под час все тело, непроизвольное отделение мочи и кала, функциональные параличи конечностей, заикание, потеря речи.

Различают двигательные и оцепенелые формы страха. Двигательные представляют собой, как правило, различные виды неконтролируемых движений, например: бегство от источника опасности. Военнослужащий, охваченный оцепенелой формой страха, находится в оцепенении, лицо у него серого цвета, взгляд потухающий, контакт с ним затруднен. К этой группе относят также " скрытую " форму страха, которая получила название "лихорадочная пассивность" и характеризуется бессмысленной деятельностью, приводящей к срыву задания. В штабах такая "активность" замедляет или даже парализует работу. Конкретным ее проявлением может быть образование новых рабочих групп, которые ничего существенного не делают, кроме организации многочисленных телефонных звонков и радиограмм, противоречащих друг другу.

Чувство страха среди людей распространяется как цепная реакция, что объясняется отсутствием у личности при нахождении в организованном коллективе персональной ответственности и преобладающих в ее действиях эмоциями которые чаще всего носят примитивный характер. Это приводит к возникновению коллективных реакций, одна из которых - паника.

Вторая группа реакций представляет собой попытки человека "вычеркнуть боевые эпизоды из памяти". Последствиями таких реакций чаще всего являются различные дисциплинарные проступки, употребление алкоголя, наркомания. Как правило, указанные реакции возникают после боевых действий, но могут возникнуть и в период.

В третью группу выделяют нарушения, именуемые боевой усталостью, связанные с длительным ведением боевых действий. В этой группе выделяют "боевой шок" - простая эмоциональная реакция, возникающая через несколько часов или дней интенсивных боевых действий. Характеризуется чувством тревоги, депрессией и страхом. "Боевым переутомлением" - возникает через несколько недель боевых действий средней интенсивности.

БПТ различают также по степени тяжести. Наиболее частыми их проявлениями в легкой степени являются чрезмерная раздражительность, нервозность, замкнутость, потеря аппетита, головные боли, быстрая утомляемость. В случаях средней тяжести психические нарушения проявляются в виде истерической реакции, агрессивности, временной потери памяти, депрессии, повышенной чувствительности к шуму, патологического страха, переходящего иногда в панику, потери ощущения реальности происходящего. В тяжелых случаях у пораженных возникают нарушения слуха, зрения, речи, координации движений.

Профилактика боевых психологических травм.

В значительной степени профилактика БПТ зависит от командира подразделения, начальника, он должен уменьшать действие на личный состав психогенных факторов. Прежде всего, он обязан создавать уверенность у подчиненных в своих действиях, обеспечивать личный состав всем необходимым, заботиться о своевременной организации ночлега и отдыха, уметь оказывать первую психологическую помощь. Объем такой помощи указан в таблице приведенной ниже.

Объем первой психологической помощи на поле боя

в зависимости от выраженной психической реакции

Тип психической реакции - Н о р м а л ь н а я

Симптомы: непроизвольные мышечные сокращения, мышечное напряжение, потливость, тошнота, частое мочеиспускание, учащенное дыхание и сердцебиение, тревожность, беспокойство.

Рекомендуемые меры помощи: индивидуальная психофизическая поддержка, четкое руководство с подчеркиванием положительных ситуативных мотивов, общение с товарищами.

Что не рекомендуется: фиксировать излишнее внимание на этом состоянии, подчеркивать серьезность положения, высмеивать или оставаться безучастным.

Тип психической реакции - Пониженная активность, депрессия

Симптомы: люди находятся в положении стоя или сидя без движения и разговоров, с безучастными лицами. Иногда наблюдаются однообразные движения или монотонные удары частей тела о какой - либо предмет.

Рекомендуемые меры помощи: мягко установить с ними контакт, добиться того, чтобы они сообщили о случившемся. Проявить участие и выразить солидарность. Предложить простую рутинную работу, обеспечить теплой пищей и сигаретами.

Что не рекомендуется: проявлять излишнюю жалость, применять дисциплинарные меры (за исключением крайних случаев), проявлять излишнюю солидарность.

Тип психической реакции - Индивидуальная паника

Симптомы: безрассудные попытки к бегству, неконтролируемый плач, бег кругами.

Рекомендуемые меры помощи: проявить доброжелательную твердость, дать съесть или выпить что-либо теплое. Предложить закурить. Изолировать, если есть в этом необходимость.

Что не рекомендуется: применять грубые меры при изоляции, обливать водой, назначать дисциплинарные меры (за исключением крайних случаев).

Тип психической реакции - Гиперактивность

Симптомы: склонность к спорам, быстрая речь, выполнение ненужной работы, перескакивание с одной работы на другую, Высказывание бесконечных советов окружающим.

Рекомендуемые меры помощи: дать выговориться, заставить выполнять физическую работу, предложить съесть или выпить что-либо теплое, закурить. Осуществлять контроль. Не проявлять других чувств.

Что не рекомендуется: акцентировать внимание на состоянии военнослужащего, вступать с ним в спор, назначать дисциплинарные меры.

Тип психической реакции - Реакция с преобладанием физических компонентов

Симптомы: тошнота, рвота, функциональные параличи.

Рекомендуемые меры помощи: показать свою заинтересованность, предложить простую, не трудную работу, создать необходимые условия при эвакуации в медицинский пункт.

Что не рекомендуется: говорить пострадавшим что с ними ничего серьезного не случилось, ругать и высмеивать, акцентировать внимание на их состоянии.

Важная роль в повышению устойчивости к стрессу отводится физической подготовке. У постоянно занимающихся физической подготовкой лиц развиваются положительные изменения в организме, в том числе в функциональном состоянии систем, подвергающихся наибольшему воздействию психогенных факторов. Наиболее важным из них являются возрастание эффективности сердечной деятельности, улучшение легочной вентиляции, уменьшение жировой ткани, снижение артериального давления.

Другим фактором повышения устойчивости к стрессу является индивидуальная и групповая боевая выучка, степень владения оружием и боевой техникой. Чувство уверенности в своих силах, знаниях, в своем оружии, своих товарищах, командирах, в правильности принимаемых решений и поставленных боевых задач и, наконец, в нужности и значимости общего дела позволяют в значительной мере повысить устойчивость к стрессу.

Командиры подразделений должны уметь своевременно выявлять лиц с признаками развития психотравм, при которых они должны быть эвакуированы с поля боя. Критериями для эвакуации, в частности, является невозможность выполнения функциональных обязанностей, необъективная оценка угрожающей опасности, деморализующее влияние лиц с психическими травмами на личный состав подразделения, угроза с их стороны безопасности других людей.

Практика участия в боевых действиях военнослужащих ранее получивших БПТ показывает, что вероятность получения ими БПТ снова в 1.5 раза выше чем у военнослужащих, имеющих такой же боевой опыт, но не получивших БПТ. Поэтому людей, получивших БПТ не следует использовать для выполнения боевых заданий.

ЧТО ТАКОЕ БОЛЬ И КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ.

 

Часть 2.
Активизированное правое полушарие мозга также снижает чувствительность к болевым ощущениям. Самый простой способ активизировать правое полушарие — энергично сгибать и разгибать пальцы левой руки и стопы, при этом обеспечив неподвижность пальцам правой руки и стопы. Можно использовать беруши в правое ухо, чтобы дополнительно уменьшить активность левой слуховой зоны мозга, а также закрыть правый глаз. Использовать тонизирующие запахи (лимон, розмарин, жасмин), вдыхая аромат правой ноздрей. Однако надо помнить, что излишне активизированное правое полушарие мозга, без «цензуры» левого полушария, может увеличить стрессовое напряжение, возникновение посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и даже различных фобий. Другой метод заключается в выравнивании активности обоих полушарий мозга, из-за чего также боль снижается. Достаточно скрестить руки на груди или посидеть с переплетенными пальцами рук. Учитывая то, что активизация одного полушария мозга снижает активность другого полушария, можно, например, при ушибе правой руки, обеспечив ей неподвижность, повысить активность левой руки, что снизит боль в правой руке.

Достаточной эффективностью обезболивания обладают приемы светотерапии. Так, инфракрасные лучи проникают в тело человека до 50–60 мм, тем самым действуя болеутоляюще на нервную систему. При этом часто проходят головные боли, головокружения, а также боли в позвоночнике и др. Эффект обычно наступает через 5–10 минут. При этом необходимо учитывать определенные требования к физическому состоянию организма. Группа "тактика спецназа" Например, имеется ряд ограничений на пользование бытовыми инфракрасными саунами, в частности при наличии новообразований. Красный свет активирует физиологические процессы в человеческом организме, при этом выражены его противовоспалительные свойства. Отмечено, что под воздействием красного света раны заживают быстрее. Зеленый свет, хоть и проникает в ткани на значительно меньшую глубину, также увеличивает (за счет увеличения содержания кальция) противодействие тканей, их механическую прочность и устраняет болезненные очаги. Иногда достаточно одного сеанса светотерапии, чтобы избежать использования антибиотиков. ВВС США объявили о разработке новой методики лечения боевых ранений. Ее суть заключается в так называемой «технологии фотохимического соединения тканей»: края раны обрабатывают специальной краской, а затем на короткое время облучают ее зеленым светом. Краска абсорбирует свет, в результате чего происходит связывание друг с другом белков, находящихся на поверхности краев раны. Срок заживление раны значительно снижается.

Еще одним фактором воздействия на боль являются продукты питания. Блюда, богатые оливковым, сливочным и другими жирами, способны повысить болевой порог. В то же время существуют продукты, которые обостряют боль: пиво, кофе, бобовые, жареные блюда, сыр, консервы, свинина. Все острые приправы обладают отвлекающим действием — в ответ на раздражение и жжение языка организм включает собственную систему обезболивания за счет выброса эндорфинов. Самым известным обезболивающим продуктом является чилийский перец, содержащий капсаицин, который снижает острую и хроническую боль. Васаби (японский хрен) также стимулирует противоболевые рецепторы. Таким же образом действует натертый на мелкой терке чеснок. Корень имбиря способен снижать мышечную боль примерно на 25%. Мак содержит кодеин — мощное обезболивающее средство. Хорошо справляются с болью горчица и горчичное масло. Группа "тактика спецназа" Мягким обезболивающим действием обладают и пряности — шафран, тархун, петрушка. Стимулировать кровообращение в болезненных участках можно, втирая в них имбирь, кайенский перец, хрен, лобелию или хинную корку.

Часто возникает потребность в оперативном снятии боли во время тренировок по рукопашному бою. Рассмотрим, например, некоторые приемы японской системы Kuatsu, которая используется в единоборствах.

1. Потеря сознания от удара. Пострадавшего уложить на спину, выпрямить его тело, руки вытянуть вдоль тела. Присесть слева от пострадавшего и левой рукой взять правое плечо, слегка его приподняв. Правую руку пальцами вверх положить на солнечное сплетение пострадавшего и основанием ладони наносить слабые удары в область желудка. Удары короткие, пружинистые и выполняются с интервалами в 10–15 секунд.

2. Восстановление дыхательных функций или оживление человека, потерявшего сознание после удара в солнечное сплетение. Пострадавшего положить на спину, руки свободно вытянуть вниз вдоль тела. Встать над пострадавшим, взять его за пояс и несколько раз плавно приподнять его тело, чтобы снять спазм в солнечном сплетении. Затем посадить пострадавшего, встать сзади него, прижать свое колено к его позвоночнику между лопаток. Растопырить пальцы и прижать ладони к низу груди пострадавшего. Потянуть на себя его грудь и плечи, а колено направить к позвоночнику. Когда его ребра поднимутся максимально, отпустить его и позволить вернуться в исходную позицию. Повторить цикл (4–6 сек) 10–15 раз, пока не восстановится дыхание.
Существует и другой способ. Посадить пострадавшего так, чтобы его обе ноги были вытянуты, а руки свободно свисали по бокам. Необходимо поддерживать голову пострадавшего и не допускать резких движений, чтобы случайно не перекрыть дыхательные пути. Опуститься на левое колено с левой стороны от пострадавшего, при этом поддерживать верхнюю часть его тела левой рукой поперек его груди. Развернуть правую ладонь вертикально и положить ее на позвоночник пострадавшего так, чтобы ваш средний палец оказался на или около выступающего у основания шеи позвонка. С помощью основания правой ладони нанести сильный удар в область 6-го и 7-го грудных позвонков. Возникающий при этом шок, часто запускает дыхание. Нельзя ударять слишком сильно, чтобы не вызвать повреждения позвонков и закупорки дыхательных путей.

3. Кровотечение из носа. Одну руку положить пострадавшему на лоб и слегка запрокинуть его голову назад. Другой рукой, ребром ладони со стороны большого пальца, несколько раз несильно ударить по шее.

4. Помощь при ударе в промежность. Пострадавшего посадить на землю с вытянутыми вперед ногами. Встать сзади него, взять его за одежду на плечах или подмышки и немного приподнять его тело на 10 см, потом бросить на землю. Повторить 5–10 раз. Когда боль отступит, пострадавший должен медленно встать и слегка подпрыгнуть с прямыми ногами. Приземляться на пятки! Повторить несколько раз.

Если от удара яички ушли в паховый канал, то посадить пострадавшего (ноги вытянуты вперед) и встать позади него. Слегка ударить ногой по крестцу подушечками пальцев ноги или ступней. Такой удар может вызвать выпадение яичек
и возвращение их в нормальное положение. Остерегайтесь бить сильно, чтобы не повредить крестцовые позвонки. Поддерживать тело пострадавшего можно разными способами: положить руки на плечи пострадавшего, охватить их или поднять одну рук и слегка приподнять одну ягодицу.

5. Головная боль от удара. Пострадавший садится на землю и подпирает голову руками. Встать сзади него, сложить ладони и переплести пальцы. Выступающие суставы пальцев приложить пострадавшему к шее и, не очень сильно нажимая, массировать шею вдоль позвоночника до темени. Затем постепенно добраться до лба, массируя по серединной линии головы. Повторить несколько раз до улучшения состояния.

Надо учитывать, что если удар был нанесен в неподвижную голову, то повреждаются зоны мозга со стороны удара. Если удар был нанесен в голову, находящуюся в движении, то повреждаются зоны мозга со стороны, противоположной месту удара. Здесь поможет наложение теплой ладони на голову со стороны возможного повреждения. Держать ладонь 10–20 минут, по несколько раз в день.