четверг, 7 января 2016 г.

Смена веса мужчинами отразилась на их сперме

 http://m.lenta.ru/news/2015/12/04/obesity/


Фото: Reuters
Вес мужчин непосредственно отражается на их сперме, и страдающие от лишнего веса могут передать склонность к ожирению своим детям. К такому выводу пришли датские ученые, авторы статьи в журнале Cell Metabolism.
О влиянии родителей на вес ребенка известно уже давно. Однако обычно в этой связи исследовали роль матери: например, женщины, вынашивавшие ребенка во время голода 1944 года в Нидерландах, чаще рожали детей, склонных к диабету, ожирению и сердечно-сосудистым заболеваниям (то же касается и их внуков).
Ромен Баррэ (Romain Barrès) и его коллеги сравнили сперму 13 худощавых и 10 в меру упитанных мужчин и обнаружили серьезные различия на уровне эпигенетики — «меток» на ДНК, влияющих на активность отдельных генов. «Сдвинулось» около девяти тысяч генов, в том числе FTO — единственный ген, который ученые однозначно связали с ожирением.
Раньше считалось, что эпигенетические изменения (происходящие в организме в течение жизни индивида) не наследуются, так как особенности метилирования ДНК (процесса, подавляющего активность гена) «вычищаются» после оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Однако существует гипотеза, что короткие фрагменты РНК, диктующие правила метилирования генов, могут передаваться сперматозоидами. Баррэ как раз нашел повышенное содержание этих фрагментов в сперме тучных мужчин (в том числе и молекул РНК, воздействующих на ген CART, который управляет аппетитом).
Такие эпигенетические изменения, впрочем, не являются неотвратимыми. Ученые предложили тучным участникам эксперимента бесплатно похудеть, пройдя операцию по шунтированию желудка. Спустя несколько недель метильные «метки» в сперме поменялись у 1500 генов, спустя год — у четырех тысяч. Профиль меток у похудевших толстяков при этом не стал повторять таковой у изначально стройных мужчин: скорее всего, операция запустила новые эпигенетические изменения, которые перебили воздействие тех, что связаны с тучностью.
Баррэ отмечает, что передача детям наследственной информации о весе отца некогда играла важную роль в выживании популяции. В «тучные годы» детей таким способом подталкивали больше есть и набирать вес. «Только недавно, когда голод перестал угрожать выживанию, тучность перестала быть полезным свойством. Еще несколько десятилетий назад способность быстро накапливать энергию в организме помогала сопротивляться инфекциям и голоду», — резюмирует ученый. Сейчас же данный механизм приводит к перееданию и сопутствующим заболеваниям.

Ученые: За тягу к сладкому и алкоголю отвечает печень.





Две разные группы ученых поставили опыты на мышах и обезьянах, в ходе которых выяснили, что фактор, отвечающий за потребление сладкого и алкоголя, находится не в голове человека, а в печени. Гормон FGF21, который синтезируется в печени, регулирует количество потребляемого сладкого и спиртного.

Оба исследования опубликованы в журнале Cell Metabolism. Кратко о них пишет портал EurekAlert. Гормон, найденный учеными в печени мышей и приматов, называется FGF21. По словам одного из авторов исследования Стивена Кливера из университета Техаса в Далласе (США), он «может оказывать мощное воздействие на поведение, воздействуя на центральную нервную систему, в том числе человека».

«Конечно, с первого взгляда вам может показаться, что FGF21 и связанные с ними нервные клетки можно превратить в универсальное средство от алкоголизма, переедания, диабета и прочих расстройств метаболизма, но не надо торопиться. Крайне важно понимать, что эти нейроны отвечают за реакцию удовольствия и связаны с нашим настроением, поэтому необходимо проверить, будет ли FGF21 вызывать депрессию», – добавляет ученый.

Эксперименты показали, что гормон синтезируется в печени в ответ на потребление сахара, а затем он влияет на аппетит. После FGF21 попадает в кровь и, воздействуя на гипоталамус, влияет на тягу к сладкому. Ученые проверили, что произойдет, если тело мышей не будет производить этот гормон, или наоборот, будет получать его в избытке. В первом случае грызуны не могли остановиться, поедая сладкую пищу, а во втором – ввод даже небольшого количества FGF21 начисто лишал их тяги к сладкому. Аналогичные результаты были получены в результате экспериментов на обезьянах.

Обе группы ученых согласны, что необходимы дополнительные исследования перед тем, как применять эти открытия в медицинской практике. Как считают биологи, в печени может содержаться ряд других гормонов, которые отвечают за тягу к жирной и белковой пище.