понедельник, 25 апреля 2016 г.

Усталость только в голове?


Усталость только в голове?
14
 

Что такое усталость и где её источник? Не сами ли мы программируем себя на чувство усталости?

Если вы тренируетесь долго и упорно, то скорее всего в конечном итоге вы устаёте. Усталость проявляется в том, что ваши мышцы больше не могут справляться с поставленной нагрузкой, хотя как вы сами не прочь продолжить тренировку. Но что представляет собой эта усталость, это истощение запасов энергии (гликогена) или что-то ещё?

Учёные довольно много знают о мышечной усталости, часто называемой «центральной усталостью». Данный вид усталости изучался на протяжении 80 лет, но новое исследование, которое было проведено в Дании и опубликовано в научном журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences», даёт нам возможность посмотреть на это явление немного с другой стороны. Кратко: даже когда в нашем теле остаются запасы энергии — наши мускулы отказываются работать.

Не секрет, что во-время тренировки наши тело вырабатывает гормон серотонин, нейротрансмиттер, которые помогает нам увеличить скорость сокращения мышц. Недавнее же исследование даёт нам право утверждать, что большой уровень серотонина может сыграть отрицательную роль, а именно уменьшить количество нейронов и защитить мышцы от перетренированности.

Данное исследование является логическим продолжением другого исследования, которое было проведено в 2011 году (его результаты были опубликованы в издании «Brain Research»). В ходе исследования его участникам была поставлена задача: сжимать мяч в руках, пока руки не устанут. На следующем этапе исследователи использовали оптическую иллюзию с целью внушить участникам мысль о том, что их руки полностью отдохнули. В это время в их мозгу начинаются устойчивые сигналы к сокращению мышц.

Можно ли теперь утверждать то, что причиной усталости в мышцах является наша голова? Конечно, пока что так сказать нельзя, но благодаря последним открытиям в этой области мы стали лучше понимать: что происходит в нашем мозгу в процессе тренировки. Будем надеяться, что учёные смогут скоро дать нам возможность тренироваться больше с помощью вещества, которое не ограничивает нас в энергии. К примеру автор исследования в качестве вывода сообщает:

«В данный момент важно понять какой метод может позволить атлетам уменьшать или полностью устранять усталость в течение тренировки, давая возможность использовать все свои ресурсы в полной мере».

Фруктоза препятствует восстановлению мозга после травмы

  

Диета с высоким содержанием переработанных пищевых продуктов, которые часто подслащенные кукурузным сиропом с большим количеством  фруктозы может ухудшить способность мозга к восстановлению после травмы головы.
В исследовании, проведенном учеными из Калифорнийского университета, Лос-Анджелес, США, крыс кормили разным набором продуктов и дрессировали в течение пяти дней, обучая находить выход из лабиринта.
Затем они в случайном порядке были разделены на группы, одной из которых давали простую воду, а другой фруктозный сироп в течение шести недель. Через неделю крысам с использованием местно наркоза имитировали травму мозга , чтобы воспроизвести аспекты травматического повреждения головного мозга человека.

Еще спустя шесть недель ученые повторно проверили способность всех крыс находить маршрут в лабиринте. Ученые обнаружили, что животные, находившиеся на диете с фруктозным сиропом, тратили на 30% больше времени, чтобы найти выход по сравнению с теми, кто пил обычную воду.

Исследователи также обнаружили, что фруктоза изменила ряд биологических процессов в головном мозге животных после травмы. Подсластитель мешал способности нейронов общаться друг с другом, возобновлять соединения после травмы и производить достаточно энергии, чтобы обеспечить потребности основных функций.
Результаты исследования были опубликованы в издании Journal of Cerebral Blood Flow and Metabolism.

Фруктозная диета может привести к повреждению мозга

 

Фруктоза, заменяющая сахар в западной диете, способна привести к повреждению сотен генов мозга. В свою очередь, это чревато развитием целого ряда заболеваний - от диабета до болезней сердечно-сосудистой системы и болезни Альцгеймера.
Исследователи из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе провели эксперимент и установили, что негативное влияние фруктозы снижает жирная кислота омега-3, известная также как докозагексаеновая кислота (DHA). Она практически полностью нейтрализует вредный эффект фруктозы.

«Докозагексаеновая кислота изменяет не один или два гена, а выводит весь набор генов из нормального состояния», - сказал автор исследования Ся Ян (Xia Yang).
Для проверки влияния фруктозы и DHA на гены мозга ученые использовали обученных крыс, которых научили находить выход из лабиринта. Затем их случайным образом разделили на три группы.

В течение следующих шести недель, одна группа крыс получала воду с фруктозой. Ее доза была примерно эквивалентна литру содовых напитков для человека. Вторая группа получала вдобавок продукты богатые DHA, а третья - просто чистую воду. Через шесть недель крыс снова направили в лабиринт.
Животные, которые получали только фруктозу, перемещались по лабиринту примерно в два раза быстрее, чем крысы, которые пили только воду, и реже находили из него выход. Это указывает на то, что фруктозная диета могла вызвать нарушение их памяти.

Крысы, в рацион которых входила фруктоза и DHA, показали очень близкие результаты к тем, которые пили только воду, что свидетельствует о том, что омега-3 способна нейтрализовать негативные эффекты фруктозы.
Кроме того, эксперты секвенировали более 20 000 генов в мозге крыс и выявили более 900 генов, которые подверглись изменениям из-за воздействия фруктозы. Это может приводить к развитию таких заболеваний, как болезнь Паркинсона и Альцгеймера, депрессия, биполярное расстройство и другие.
Результаты исследования опубликованы в журнале EBioMedicine.

Почему панические атаки не приводят к сумасшествию.

 

От автора: Пациентам, которые обращаются ко мне, я всегда говорю, что панические атаки никогда не приводят к смерти или сумасшествию. В статье я привожу аргументы, доказывающие эти слова.
Почему панические атаки не приводят к сумасшествию.
к.м.н. Ермаков А.А.
Наиболее распространенные страхи переживаемые во время панических атак - это страх смерти, страх утраты самоконтроля и страх сумасшествия. Пациенты часто уверены, что у них в организме или психике происходит какая-либо катастрофа: инфаркт миокарда, инсульт, шизофрения. В действительности содержание мыслей во время панической атаки строго субъективно и подчиняется законам эмоциональной логики, т.е. склонность к катастрофизации. Этим кстати и объясняется то что между паническими атаками пациент полностью разумно рассуждает, понимает, что от панических атак никто не умер и не сошел с ума, что паническая атака - это подобие тренировки для организма, но во время тревожного приступа все эти защищающие утверждения куда-то улетучиваются.
Так почему же от панических атак не сходят с ума? Для того чтобы понять это для начала нужно объяснить, что же такое панические атаки. Клинически паническая атака (ПА) проявляется следующими симптомами (не менее 4-х):
1. Тахикардия.
2. Потливость.
3. Дрожание или сотрясания тела.
4. Ощущение нехватки воздуха.
5. Удушье.
6. Боль или дискомфорт за грудиной.
7. Тошнота или желудочный дискомфорт.
8. Головокружение, неустойчивость или слабость.
9. Дереализация (ощущение нереальности окружающего мира и происходящего) или деперсонализация (ощущение отчуждения собственного тела или непохожести собственных ощущений).
10. Жар или озноб.
11. Парестезии (ощущение покалывания, онемения или "ползания мурашек").
12. Страх умереть.
13. Страх потерять над собой контроль или сойти с ума.
Приступы могут повторяться, быть непредсказуемы и не ограничиваться какой- либо определенной ситуацией (в отличие от например: от социофобии - приступы в социальных ситуациях, или от агорафобии - приступы в ситуациях в которых сложно получить помощь или выбраться из них). Паническая атака редко может продолжаться более 30 минут. Средняя продолжительность 5-10 минут. Вторично формируется избегание какой-либо ситуации, в которой паническая атака возникла впервые, например: остаться одному, людных мест, повторения панических атак - так называемая тревога предвосхищения атаки.
Важно упомянуть, что паническое расстройство возникает при обстоятельствах, не связанных с объективной угрозой, т.е. ПА обусловлена внутрипсихическим (интрасубъективным) бессознательным конфликтом. Из каких звеньев состоит этот конфликт?
Паническая атака является классическим проявлением тревожного невроза. Личность человека, предрасположенного к паническому расстройству характеризуется интегрированным, но ригидным (закостенелые, негибкие установки и правила) Супер-Эго, инструментом которого является генерализованное чувство вины. В результате в ответ на неприемлемые потребности в зависимости и любви, а также на появляющиеся гнев и враждебность к окружающим, включается бессознательная тревога, трансформирующаяся в сомато-вегетативный симптом - паническую атаку.
Таким образом ПА является не сигналом о надвигающейся смерти или сумасшествии, а результатом самонаказания за неприемлемый (аморальный - с позиций детской морали самонаказывающего контролёра Супер-Эго) импульс. На рисунке показан механизм формирования ПА:
 Почему панические атаки не приводят к сумасшествию
Оtto Kernberg (1975) выделил 3 структурных организации личности: невротическую, пограничную и психотическую. Панические атаки - это прерогатива невротического характера, при котором развитие психоза, например: шизофрении или паранойи не возможно.
Чем отличается невротическая личность от психотической?
Для невротической организации личности характерен "спаянный" Сэлф - четкая граница между Я- и представлениями о других (между своими мыслями и чувствами и фантациями о других). Целостная идентичность, при которой противоречивые образы Я и других интегрированы в целостную картину. Что не допускает потери связи с реальностью, даже при значимых стрессах. Кроме того на страже границ Сэлфа - сильное Эго с продуктивными, более зрелыми психологическими защитами: рационализация, вытеснение, реактивное образование, изоляция, уничтожение, интеллектуализация. Способность к тестированию реальности - способность различать Я и не Я, внутрипсихическое и факторы внешней среды сохранена.
Так почему же психотическая личность уязвима перед развитием шизофрении?
1. Для психотической организации личности (при которой развитие психоза возможно и подчиняется концепции стресс-диатеза, т.е. повышенная "ранимость" к стрессам) характерна неоднозначная, но всё же наследственная предрасположенность.
2. Психотическая личность характеризуется слабостью Эго, которое не справляется с тревогой, не контролирует импульсы и обладает лишь примитивными психологическими защитами, не способно к сублимации.
3. При психотической организации личности страдает тестирование реальности. Его можно определить как способность различать Я и не-Я, отличать внутрипсихическое от внешнего источника восприятия и стимуляции, а также как способность оценивать свои аффекты, поведение и мысли с точки зрения социальных норм обычного человека. При клиническом исследовании о способности тестировать реальность нам говорят следующие признаки: (1) отсутствие галлюцинаций и бреда; (2) отсутствие явно неадекватных или причудливых форм аффектов, мышления и поведения; (3) если окружающие замечают неадекватность или странность аффектов, мышления и поведения пациента с точки зрения социальных норм обычного человека, пациент способен испытывать эмпатию к переживаниям других и участвовать в их прояснении. Тестирование реальности надо отличать от искажений субъективного восприятия реальности, которое может появиться у любого пациента во время психологических трудностей, а также от искажения отношения к реальности, которое встречается всегда как при расстройствах характера, так и при более регрессивных психотических состояниях.
4. Кроме того при психотической организации личности характерна "диффузная идентичность" (самовосприятие и самопонимание). Клинически "диффузная идентичность" представлена плохой интеграцией между представлениями о Я (self) и значимых других. Постоянное чувство пустоты, противоречия в восприятии самого себя, непоследовательность поведения, которую невозможно интегрировать эмоционально осмысленным образом, и бледное, плоское, скудное восприятие других – все это проявления диффузной идентичности. Психотическая структурная организация, предполагает регрессивный отказ от границы между Я и другими или нечеткость этой границы. В психической организации пограничной личности существует достаточно четкий барьер между Я и другим.
При психотической организации личности могут быть приступы аннигиляционной (витальной) тревоги, но в отличие от панических атак они характеризуются своеобразием и стадийностью:
1-я стадия психоза - бредовое настроение. Когда человек растерян и тревожен.
2-я стадия - бредовое восприятие, когда изменяется осознание и восприятие окружающего, всё происходящее осознается имеющим какое-либо отношение к больному.
3-я стадия - особого значения. Всё воспринимается больным в соответствии с каким-то особым смыслом и значениями предметов и явлений.
 
 Наблюдаемые у пограничных пациентов симптомы похожи на симптомы обычных неврозов или патологии характера, но сочетание некоторых черт характерно именно для случаев пограничной патологии. Особенно важны следующие симптомы:
1. Тревога. Пограничным пациентам свойственна хроническая, все пропитывающая, “свободно плавающая” тревога.
2. Полисимптоматический невроз. У многих пациентов встречается тот или иной набор невротических симптомов, но тут имеется в виду только те случаи, когда у пациента присутствует сочетание не менее двух из перечисленных ниже признаков:
а. Множественные фобии, особенно такие, которые значительно ограничивают активность пациента в повседневной жизни.
б. Симптомы навязчивости, которые вторично стали Эго-синтонными (приемлемыми для Я) и приобрели качество “сверхценных” мыслей и действий.
в. Множественные сложные или причудливые конверсионные симптомы, особенно хронические.
г. Реакции диссоциации, особенно истерические сумеречные состояния и фуги, а также амнезия, сопровождаемая нарушениями сознания.
д. Ипохондрии.
е. Параноидные и ипохондрические тенденции в сочетании с любыми другими симптоматическими неврозами (типичное сочетание, заставляющее думать о диагнозе пограничной организации личности).
3. Полиморфные перверсные сексуальные тенденции. Здесь имеются в виду пациенты с выраженными сексуальными отклонениями, при которых сосуществуют несколько разных перверсных наклонностей. Чем хаотичней и множественней перверсные фантазии и действия пациента и чем нестабильнее объектные отношения, развивающиеся вокруг такой сексуальности, тем больше оснований заподозрить пограничную организацию личности.
4. “Классическая” препсихотическая структура личности, включающая в себя следующие черты:
а. Параноидная личность (параноидные черты проявляются в такой степени, что выступают на первое место в описательном диагнозе).
б. Шизоидная личность.
в. Гипоманиакальная личность и циклотимическая организация личности с выраженными гипоманиакальными тенденциями.
5. Импульсивный невроз и зависимости. Под этим подразумеваются такие формы тяжелой патологии характера, которые в поведении проявляются “прорывом импульса” к удовлетворению инстинктивных нужд, причем такие импульсивные эпизоды Эго-дистонны (чужды для Я) при воспоминании о них, но Эго-синтонны (приемлемы для Я) и приносят большое удовольствие в самый момент их исполнения. Алкоголизм и наркомания, некоторые формы психогенного ожирения или клептомания являются тому типичными примерами.
6. Нарушения характера “низшего уровня”. Сюда можно включить некоторые формы тяжелой патологии характера, типичными примерами которых являются хаотичный и импульсивный характеры.
 
Используемая литература:
Kernberg O. F. Borderline conditions and pathological narcissism. – New York: Jason Aronson. – 1975. – P. 125-164.

О памяти. Часть 1

 


   После затянувшейся паузы я хотел было продолжить рассказ о различиях между ноотропами и пcиxocтимyлятopами, но понял, что написать понятное, краткое и содержательное сообщение без разговора о памяти – мишени их действия, которая меня интересует, не получится.
   О некоторых молекулярных аспектах памяти я и хочу рассказать.
   
   Но прежде – ответы на вопросы и комментарии к предыдущему посту.
   1)На сегодняшний день доказательства усиливающих мышление и память свойств ноотропных препаратов не такие убедительные, как хотелось бы. Я не буду давать ссылки – у меня несколько гигабайтов научной литературы по теме ноотропных препаратов (правда, преимущественно посвящённой одному их классу), так что это физически невозможно. Но я и не ставлю себе задачу (пока) приводить эти доказательства. Хочу, правда, отметить, что в Западной Европе ноотропные препараты (равно, кстати, как и пcиxocтимyлятopы) зарегистрированы в качестве лекарственных средств, хотя, опять-таки, это не означает их эффективность.
   2)Некоторые не поняли, в чём состоял смысл прошлого поста :-D. Поясняю. Прежде чем анализировать то или иное явление, ему надо дать определение – вычленить присущие ему черты. Феномену (т.е. явлению) ноотропных препаратов посвящено большое количество информации, полученной серьёзными исследователями, я попытался на её основе привести такое определение, в котором этот класс физиологически активных веществ был бы противопоставлен другому классу веществ – пcиxocтимyлятopам.
   3)Многие из вас делились впечатлениями о том, какие эффекты на вас оказывали/не оказывали ноотропные препараты. К сожалению, ваши отдельные случаи не могут быть доказательствами как наличия, так и отсутствия какого-либо эффекта в связи с тем, что а) существует эффект плацебо и б) уровень вариабельности ответов ЦНС на фармакологические вмешательства ощутимо высок, т.е., грубо говоря, эффекты, наблюдаемые у вас, могут совсем не проявиться у вашего коллеги или соседа по лестничной клетке.
   А теперь, наконец, поговорим о памяти.
   Вынужден вас разочаровать: молекулярный субстрат памяти до сих пор точно не известен. Более того, нет уверенности в расположении этого субстрата: является ли он частью синапса, т.е. места химической передачи нервного импульса между нейронами, или лежит внесинаптически, например в соме (теле) нервной клетке.
   Тем не менее, есть немало сведений о каскаде биохимических реакций, которые протекают в ходе обучения и возникновения долговременной памяти.
   Несмотря на то, что первая информация о молекулярных механизмах памяти была получена из опытов на беспозвоночных животных, характер процессов в наших с вами мозгах принципиально не отличается. Хотя бы потому, что в них принимают участие те же игроки.
   Прежде чем перейти на молекулярный уровень, пару физиологических ремарок.
   Вместо того, чтобы давать определение памяти, попрошу вас вернуться на урок литературы, на котором вы изучали «Евгения Онегина», ну или, скажем, «Новую зямлю» Якуба Коласа.
   И вот я называю вам строчку «Мой дядя самых честных правил» или «Якi ты, хлопча, нецярпячка», как вы сразу же продолжаете!
   На самом деле происходит вот что. Связь между нейронами, хранящими образы Пушкина, Коласа, кабинетов литературы, книг и собственно содержимое произведений настолько сильна, что импульс, предъявляющий первую строчку, сразу и быстро пробегает по цепочке нейронов и вызывает из памяти последующую. Таким образом, память определяется силой связи между нервными клетками. Чем она сильнее, тем прочнее память, так как её содержимое воспроизводится точнее и быстрее.
   Рассмотрим синапс, образованный пресинаптической мембраной глутаматергического нейрона, т.е. выделяющего основной возбуждающий нейромедиатор глутамат, и постсинаптической мембраной нервной клетки, содержащей глутаматные рецепторы, которые обеспечивают проведение нервного сигнала.

   В стандартной ситуации нервный импульс проводится следующим образом (описание упрощено). Кальциевые каналы, расположенные в окончании пресинаптического нейрона, открываются, ионы кальция поступают внутрь и вызывают выделение нейромедиатора из везикул в синаптическую щель. Глутамат связывается с AMPA-рецепторами, ионный канал в них открывается, ионы натрия входят внутрь, вызывая деполяризацию. Возникающая деполяризация приводит к каскаду чередующихся закрытий/открытий ионных (калиевых и натриевых) каналов по аксону постсинаптического нейрона, направляя полученный сигнал к следующему синапсу. Усё.
   Ситуация меняется, если постсинаптический нейрон получает значимый сигнал, т.е. когда происходит либо многократный выброс медиатора в синаптическую щель, либо выброс его очень большой дозы.
   Вспомните, как вы учили стихи в школе – путём многократного проговаривания строчек. Так вы формировали значимый нервный сигнал и, сами того не подозревая, способствовали возникновению в определённых частях своего мозга долговременной потенциации – явления, которое, как полагают, и лежит в основе памяти и о котором далее пойдёт речь. Именно долговременная потенциация способствует укреплению связей между нейронами.
   В электрофизиологических экспериментах с нейронами долговременную потенциацию вызывают тетанизацией – подачей через возбуждающий электрод короткого (1 с) высокочастотного (100 Гц) импульса.
   Если полученный постсинаптическим нейроном сигнал был значимым, то деполяризация, т.е. обращение полярности обкладок конденсатора, образованных постсинаптической мембраной, оказывается сильнее, распространяется по постсинаптической мембране на большее расстояние и начинает действовать на другой тип глутаматных рецепторов – NMDA-рецепторы, расположенные рядом с AMPA-рецепторами.
   NMDA-рецепторы тоже реагируют на глутамат, но одного глутамата им мало. Их ионный канал забит магниевой заглушкой. И снять её может лишь сильная деполяризация, возникающая при получении постсинаптическим нейроном значимого сигнала.

   Снятие заглушки и одновременное связывание глутамата вызывает ток ионов через канал NMDA-рецептора. Но что это за ток? Наряду с ионами натрия в клетку начинают устремляться и ионы кальция, для которых ионный канал NMDA-рецептора также проницаем. А ионы кальция выполняют в нервной системе (да и вообще в организме) очень важную регуляторную функцию, вот почему его концентрация в органеллах клетки строго контролируется.
   Ионы кальция действуют путём активации кальций-зависимых киназ – ферментов, фосфорилирующих различные белки (о них я уже писал немножко тута).
   Первой на сцену выходит кальций/кальмодулин-зависимая протеинкиназа II (CaMK II). Она делает 2 важных вещи:
    — фосфорилирует AMPA-рецепторы по остатку серина. Это приводит к увеличению их натриевой проводимости;
    — вызывает экзоцитоз AMPA-рецепторов из цитоплазмы на поверхность постсинаптической мембраны.
   Таким образом, CaMKII усиливает сигнал, получаемый постсинаптическим нейроном за счёт увеличения числа и активности его приёмников – AMPA-рецепторов.

   Поступление ионов кальция повышает в постсинаптическом нейроне активность адентилатциклазы – фермента, синтезирующего так называемый вторичный посредник – циклический аденозинмонофосфат, cAMP. сAMP активирует вторую киназу – протеинкиназу А (PKA), которая в постсинаптическом нейроне одно очень важное дело – проникает в ядро и фосфорилирует молекулу с названием из очередного набора ничего не говорящих слов – CREB (cAMP response element-binding protein) – транскрипционный фактор, активирующий (с помощью других кофакторов) транскрипцию и синтез некоторых белков. Про транскрипционные факторы я тоже немного писал.

    «Что же это за белки?» — спросят те, кто смог дочитать до этого места. Отвечаю: современная наука ещё только-только приступила к определению их природы. Могу сказать о роли одного из них – BDNF (Brain-Derived Neurotrophic Factor), или нейротрофическом факторе роста.
   Оказалось, что постсинаптический нейрон, задействованный в процессе долговременной потенциации, увеличивает площадь синапса, а также число синапсов, связывающих его с нейроном пресинаптическим. Естественно, всё это приводит к усилению (упрочнению и ускорению) его связи с пресинаптическим нейроном. За этот процесс отвечает как раз нейротрофический фактор роста BDNF.
   Итак, резюмирую.
   Явление долговременной потенциации, лежащее, как полагают, в процессе формирования долговременной памяти, состоит в усилении связи между взаимодействующими нейронами при прохождении через их синапс значимых сигналов. Такое усиление на ранних стадиях реализуется увеличением числа и проводимости AMPA-рецепторов по механизму, не зависящему от синтеза белков, а на поздних стадиях – увеличением числа и площади синапсов, связывающих нейроны. Поздние стадии долговременной потенциации требуют активации транскрипционных факторов и синтеза белка.
   Я специально опустил некоторые важные детали, к которым хочу вернуться позднее, но многообразие белковых молекул, требующихся вам, чтобы разобраться в моей писанине и хоть что-то запомнить, должно быть заметно всем.
   Внимание вопрос. Уважаемые скептики, неужели вам неочевидно, что изучение механизмов формирования памяти открывает весьма широкие возможности по созданию низкомолекулярных модуляторов (читай – ноотропных препаратов), которые позволят модифицировать её в нужном направлении?
   Спасибо за внимание. Продолжение следует.

Ноотропные препараты vs пcиxocтимyляторы. Часть 1. Феноменологический подход

    Когда ещё хабр не был разделённым, я встречал на нём парочку статей, посвящённых «smart drugs». Например, вот эту. Решил, что мои разъяснения по такому непростому вопросу будут совсем не лишними.

   
   Защитительная оговорка.
   Как химик я прекрасно осознаю возможную опасность различных веществ для организма человека и поэтому приемлю употребление только тех из них, которые предназначены для сохранения здоровья. Категорически не рекомендую принимать любое из соединений, упоминаемых ниже, с иной целью и без консультации врача.
   Моё изложение не претендует на истину в последней инстанции.
   Начну с того, что в психофармакологии, по словам специалистов, назрела необходимость переработки существующей классификации психоактивных веществ. На мой взгляд, предлагаемый вариант новой классификации весьма радикально отличается от того, с чем приходится иметь дело сегодня. Однако я буду вести своё повествование, ограничиваясь принятой пока ещё терминологией.
   Итак, определение пcиxocтимyляторов даётся через перечисление вызываемых им эффектов. Согласно Encyclopedia of Psychopharmacology, пcиxocтимyляторы:
— вызывают эйфорию;
— поднимают настроение;
— оказывают моторную (двигательную) и
— психическую стимуляцию.
   Часто к этим эффектам добавляют способность снимать усталость и сонливость.
   Что “замечательно” в этом определении, так это его закольцованность: стимуляторы оказывают стимуляцию… Если отбросить явно неспецифичные признаки: способность вызывать эйфорию, свойственную многим нapкотикам, например, oпиaтам, а также тимолептический эффект (улучшение настроения), традиционными носителями которого являются антидепрессанты, то в сухом остатке имеем психическую и двигательную стимуляцию. Что касается сонливости, то в настоящее время появилась группа препаратов (антагонисты H3-рецепторов), которые снимают сонливость (преимущественно патологическую), но не относятся к пcиxocтимyляторам, так что и этот признак теряет свою актуальность. В то же время способность снимать усталость можно отнести к более менее специфичным признакам пcиxocтимyляторов.
   Теперь разберёмся с самим термином стимуляция. В медицине (и в обиходе) им описывают усиление функции.
   Учитывая неоднозначность смысла словосочетания усиление двигательной функции, которое можно понимать как, например, увеличение объёма двигательных движений в том или ином суставе, а также принимая во внимание реально наблюдаемые эффекты приёма cтимyляторов, я бы назвал двигательную стимуляцию, развивающуюся при приёме этих препаратов двигательным возбуждением.
   Интересным может быть обсуждение замены этого сочетания на усиление физической работоспособности, несомненно вызываемой этим классом препаратов. Однако физическая работоспособность усиливается, например, и от приёма анаболических стероидов (за счёт увеличения мышечной массы), поэтому я не считаю включение этого словосочетания в определение оправданным.
   Несколько менее очевиден смысл словосочетания психическая стимуляция. Однако разбросанные по многим источникам уточнения и описания действия этой группы препаратов позволяют заключить, что под психической стимуляцией понимается усиление высших психических функций: восприятия, мышления и памяти.
   Многие пcиxocтимyляторы имеют очень высокий аддиктивный потенциал (есть исключения), т.е. легко вызывают зависимость. Однако я не собираюсь касаться этого аспекта их действия и хочу ограничиться теми эффектами, которые не являются разрушительными для психики, т.е. возникающими на фоне введения небольших доз. Это к вопросу о том, можно ли включать термин психическое возбуждение в определение пcиxocтимyляторов. С учётом того, что этим термином обычно описывают спектр психопатологических симптомов, многие из которых, безусловно, возникают при передозировках, я бы не стал этого делать.
   Неплохим вариантом определения, таким образом, мне кажется следующее. Пcиxocтимyляторы – это класс психоактивных (или психотропных) препаратов, которые снимают усталость, усиливают высшие психические функции и вызывают двигательное возбуждение.
   Теперь перейдём к ноотропным препаратам. Тут всё несколько легче, так как есть каноническое определение, данное румынским химиком Корнелиу Э. Джурджа (Corneliu E. Giurgea), первооткрывателем пирацетама, — препарата, ставшего прототипом многих ноотропов.
   Согласно Джурджа, ноотропные препараты:
— улучшают память и обучаемость;
— предотвращают утрату выработанных условных рефлексов и памятного следа под действием агентов, обычно вызывающих такую утрату (гипоксия, краниальный электрический удар, фармакологические амнестические агенты);
— защищают мозг от химических и физических повреждений;
— усиливают эффективность регулятивных функций коры и подкорки;
— не обладают фармакологическими свойствами препаратов других групп;
— имеют небольшое количество побочных эффектов.
   Учитывая, что Джурджа развивал свои идеи в 60-80-ых годах прошлого века, а с тех пор медико-биологические науки не стояли на месте, я бы осовременил формулировку следующим образом. Ноотропные препараты – это класс психоактивных веществ, которые улучшают память и обучаемость, а также повышают адаптацию организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.
   Данное определение имеет 2 недостатка, так как:
— ноотропные препараты могут защитить не от всех неблагоприятных факторов окружающей среды. Обычно имеются в виду гипоксия, нервно-психический стресс, перегрузки и т.п.;
— до сих пор окончательно неясно, способны ли ноотропные препараты улучшать память и обучаемость в норме или только при различного рода амнестических (вызывающих амнезию, т.е. потерю памяти) воздействиях, моделирующих патологические состояния, как отмечал Джурджа.
   Итак, феноменологический подход позволил выявить существенное сходство между 2 обсуждаемыми классами препаратов: они оба способны оказывать позитивное влияние на высшие психические функции. Однако на молекулярном уровне реализуется это позитивное влияние пcиxocтимyляторами и ноотропными препаратами по-разному. Тем не менее, поскольку одно и то же лекарственное средство может одновременно действовать на несколько мишеней, возможно создание лекарственных средств, сочетающих свойства психостимулятора и ноотропа.

Исследование ноотропов или разгоняем мозг

 

image

До предисловия


ВНИМАНИЕ! Все написанное ниже является результатом индивидуального эксперимента. Не надо повторять то, что описано в этой статье, если Вы не понимаете предметную область. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Предисловие


Являясь подписчиком Хабра очень люблю читать статьи в хабе GTD и о том как люди пытаются справляться с возникающими в их жизни трудностями организации жизнедеятельности и оптимизации жизненных процессов. Кто-то даже пишет об успешных приемах, придуманных ими или почерпнутых из разных источников. В большинстве же, мне кажется, подобные статьи пишутся на волне восторга от получаемых результатов от новой методики, но со временем волна спадает и приходится искать новые варианты.

Сам я, так же как и многие другие люди, подвержен подобным волновым процессам. Но в своей жизни я заметил одно явление в организме человека, выражающееся в том, что большинство негативных эффектов жизнедеятельности, будь то прокрастинация, апатия, депрессия и пр., возникают на фоне нарушений внутримозговых процессов. Такие нарушения могут быть спровоцированы различными причинами — от физической травмы головы с сотрясением мозга до негативного воздействия окружающей среды.

Все эти нарушения могут протекать в маловыраженной форме и человек, думая, что он здоров и ему просто не хватает времени для сна, продолжает находиться в таком пагубном состоянии не подозревая об этом. Смею предположить, что такое состояние характерно для большинства людей. А в результате, из-за гипоксического (кислородная недостаточность) состояния мозга человек продолжает жить в нем, не задумываясь о существовании лучшей жизни :)

Какое-то время назад, я пришел к выводу, что нашему мозгу нужен постоянный «прикорм» в виде ноотропов — препаратов, оказывающих прямое активирующее влияние на работу мозга и препаратов улучшающих мозговое кровообращение и тем самым усиливающих стойкость мозга к гипоксическим состояниям. Отдельно стоит отметить существование адаптогенов — препаратов природного или искусственного происхождения, способных повышать сопротивляемость организма в целом и мозга в частности к вредным воздействиям окружающей среды. К таким, испробованным мной, относятся Женьшень, Родиола розовая, продукты пчелиного происхождения. К слову, нааиболее понравилась настойка Родиолы розовой. Но в этой статье речь о них не пойдет.

Методика исследования


Будучи сам подверженным описанным выше негативным процессам в мозге, я периодически применяю различные препараты для их устранения. В последнее время решил систематизировать влияние тех или иных, применяемых мной препаратов, на свое самочувствие. В итоге весь этот увлекательный процесс вылился в небольшое исследование.

Для начала, я дождался значительного ухудшения состояния работы своего мозга. Общее состояние на момент начала исследования характеризовалось головными болями, сонливостью, периодической гипертонией. На фоне физиологической патологии, также в наличии были все описанные выше психические расстройства — прокрастинация, апатия, депрессия, отсутствие внимания, скомканность сознания и др.

Изучив тему, я составил список возможных к применению препаратов, из которых сразу отсек те, которые ранее практически не оказывали никакого эффекта на меня (например, фенотропил) и добавил новые, ранее не применявшиеся мной. Применять препараты начинал с рекомендованной в инструкциях дозировки, корректируя ее в исследовательских целях. Сначала применял препараты в режиме монотерапии (один препарат) для определения положительных и отрицательных эффектов отдельных препаратов. Далее комбинируя два препарата, по-возможности, с непересекающимися эффектами для определения аддитивных эффектов.

Результаты исследования


Результаты исследования приведены сгрупированно по каждому примененному препарату с описанием возникших эффектов как по отдельности, так и в комбинации с другими препаратами.

Все эффекты препаратов в большей мере проявляются при общем плохом самочувствии. После нескольких дней приема препаратов, когда общее состояние улучшается, эффекты становятся не такими выраженными.

Церебролизин

Большинство эффектов наблюдается при дозировке от 2мл. При дозировке 1мл или после прохождения периода полувыведения эффекты снижаются вдвое, либо перестают действовать. При повышении дозировки до 5мл эффекты не усиливаются, таким образом достаточная терапевтическая дозировка 2мл.

  • содержит в себе стимуляторы продукции организмом адреналина (эффект проявляется через 30-60 мин. после приема);
  • повышается системная реакция восприятия пространства (в отличие от пирацетама);
  • появляется чувство необходимости контроля пространства и происходящего вокруг, пропадает пофигизм на происходящее вокруг. Хочется контролировать каждую деталь событий вокруг (пример, усиливается желание объехать за рулем машины все ямки на дорогах);
  • пропадает логичность и рассудительность. Как в предыдущем примере с объездом ямок на дороге пропадает (или затмевается) разумность (логичность) необходимости этих действий;
  • пропадает чувство прогнозирования событий, вплоть до очень короткого промежутка (несколько секунд). Пример, на дороге начинаешь метаться из полосы в полосу в надежде обогнать кого-то (кого? ведь все едут параллельно). При этом не можешь прогнозировать ситуацию на 5 секунд вперед, если, например, впереди по другой полосе едут медленнее, а по своей полосе приехать в итоге будет быстрее, все равно перестраиваешься на другую полосу;
  • усиливается соревновательное чувство (например, при езде на машине кто быстрее стартанёт и приедет в следующему красному светофору);
  • появляется чувство сделать все вот вот и сейчас. Первая же мысль захлестывает внимание всего сознания. Начинаешь акцентировать внимание только на ней и стараться побыстрее реализовать ее, сделать что-то прямо сейчас;
  • пропадает параллельность внутреннего обсуждения разных идей. Они просто не всплывают в сознании, т.к. только одна мысль затмевает его. Отсутствует параллельность мышления, зацикленность на какой-то внутренней мысли;
  • чувство прокрастинации усиливается, лишь на время затмеваясь повышенным вниманием к какой-либо идее или действию на фоне адреналина. При этом возникают смешанные чувства, вроде как энергия вот она, хочется побыстрее и много реализовать действий (именно действий, хочется что-то делать, а не думать), и в то же время внутри присутствует лень о чем то думать вообще, придумывать новые идеи. Нет желания доделывать какое-то старое дело. Отсутствует план действий по завершению старых дел;
  • пропадает лаконичность. Этот текст написан под влиянием церебролизина в первые 60 мин. Хочется писать и писать, описывать все в подробностях. Пропадает внутреннее мышление, которое могло бы сформулировать главную мысль в нескольких точных словах. При этом кажется, что если не записать всех деталей сейчас, то будет невосполнимая потеря знания и нечего будет передать читателю в будущем :)
  • улучшается память о прошлом. Становится возможным вспомнить что ощущал, о чем думал или к каким выводам пришел в прошлом, если забыл записать вовремя;
  • (???) уменьшается раздражительность;
  • уменьшается страх.

Церебролизат (аналог Церебролизина)

  • усиление головных болей мигренозного характера, преимущественно с одной стороны или по центру головы.

Применение прекращено досрочно.

Пирацетам (Фезам)

  • повышается реакция моторных функций (в отличие от церебролизина), например, ловля мяча;
  • заметное усиление раздражительности переходящее в психованность, длительностью 36ч;
  • спустя 36ч (?) или после физической нагрузки (?) повышается настроение, незначительно снижается раздражительность. Становится возможным контроллировать всплески эмоций, но все равно возможно раздражение внешними факторами.

Пикамилон

  • достоверно уменьшается раздражительность, причем даже от небольших доз (10-15 мг);
  • усиление болей мигренозного характера.

Циннаризин

  • проходит головная боль, связанная со спазмом сосудов;
  • недовольство поведением других, требование от них соблюдения правил (например, ПДД на дороге, инструкций в офисе) и логичности в своих действиях (кажется, что люди идиоты :)
  • (???, возможно это эффект церебролизина или вазобрала) уменьшается неглобальный оптимизм. Не хочется предпринимать какие-то действия, т.к. кажется что ничего все равно не получится.

Вазобрал

  • через 8 часов генерация идей, новые творческие мысли так и лезут в голову, только успевай записывать;
  • появление несильных сердечных болей;
  • угасание памяти, в том числе кратковременной;
  • усиливается чувство прогнозирования внешних ситуаций и продуманности влияния текущих действий на будущее. Усиливается логичность действий;
  • усиление осторожности действий;
  • усиление личностного оптимизма, кажется, что вот вот ты на пороге новой эры, впереди столько неизвестного, что надо открыть, хочется творить и созидать, кажется, что я изменю весь мир;
  • спустя 8 часов (например, при приеме на ночь, то с утра) спокойствие, чувство умиротворения, отсутствие раздражительности;
  • (??? возможно, это эффект церебролизина) усиление чувства ностальгии, старые вещи напоминают ушедшие годы и все хорошее, что в них было. Хочется пересмотреть старые любимые фильмы.

Вазобрал + Пикамилон (1 т + 25мг)

Большинство эффектов проявляется спустя 30-60 минут после приема.

  • усиление чувств (обоняние, чувствительность кожи);
    изменение характера ощущений, в том числе болевых, примерно, как после суматриптана;
  • наличие небольших головных болей мигренозного характера;
  • появление несильных сердечных болей;
  • угасание кратковременной памяти;
  • присутствие энергии;
  • чувство прокрастинации притуплено за счет энергодающего эффекта вазобрала (кофеина);
  • неадекватная оценка внешней обстановки из-за сужения поля умственного зрения (к примеру, человек переходящий дорогу почти не заметен);
  • ошибки в распознавании визуальных образов, визуальные образы кажутся чем-то другим (к примеру, световые блики на стекле за рулем машины кажутся пробегающими людьми);
  • нет влияния на реакцию;
  • спутанность сознания;
  • сложность вербального формулирования мыслей;
  • жар в голове и на щеках, примерно, как после суматриптана.

Применение прекращено досрочно.

Вазобрал + Церебролизин

  • душевная доброта, хочется делать людям добро, помогать им, стараться быть вежливым;
  • негативные эффекты обоих препаратов сохраняются, но в менее выраженном виде, положительные эффекты сохраняются в полной мере, если другой препарат из пары не перекрывает их своими негативными эффектами.

Итоги


Среди примененных препаратов наилучшими качествами отметились Цереброллизин и Вазобрал. Их комплексное применение позволяет снизить негативные эффекты каждого из них в отдельности и сохранить положительные эффекты.

Все ноотропы обладают одним качеством — они накопительного действия. Поэтому нет большой разницы принимать 10 дней по стандартной дозе, или 50 дней по 1/5 дозы. Главное набрать суммарное количество ноотропа в организме. Небольшие дозы легче переносятся и побочные эффекты проявляются в меньшей мере.

Продолжаю быть в поиске таблетки из фильма «Области тьмы» :)