Есть такая наука "Валеология" - это наука о здоровье и есть устойчивое мнение, что "спорт и здоровье не совместимы". Я с этим категорически не согласен. Конечно, настоящий спорт никогда не ставит задачу сохранения здоровья, настоящий спортсмен не задумываясь жертвует своим здоровьем ради победы. Вот физкультура это другое дело, физкультура как раз нацелена исключительно на укрепление здоровья. Если посмотреть на взаимоотношения физкультуры и спорта в контексте валеологии, то можно найти аналогию между автопромышленностью и автоспортом. Автопромышленность нацелена на создание комфортных, максимально безопасных, недорогих серийных автомобилей, которыми легко сможет управлять любая домохозяйка. Но, чтобы такие автомобили смогли появиться, серьезные автомобильные фирмы участвуют в автогонках, постоянно экспериментируют с конструкцией автомобилей, рискуя деньгами и репутацией, а гонщики ради выигрыша десятых и сотых долей секунды рискуют своими жизнями. В результате передовые элементы конструкции, позволившие добиться победы, через некоторое время становятся рутинными элементами серийного автомобиля, помогая домохозяйке не напрягаясь ездить на машине за покупками. В общем, я считаю, что если Ваша цель идеальное здоровье - фитнес Вам не поможет, для этого надо участвовать в соревнованиях, рисковать, экспериментировать с "улучшением собственной конструкции". Конечно, в погоне за рекордами можно и погибнуть, но зато если Вы побеждаете, железное здоровье, как побочный продукт этого процесса, Вам обеспечено.
Теперь попробую подвести теоретические основания "правильной системы тренировок", которая позволит Вам добиться победы. Для того, чтобы происходил рост спортивных достижений тренироваться надо всегда в режиме стресса. Создатель теории стресса Ганс Селье, назвал стресс -универсальным адаптационным синдромом. Суть этого явления заключается в том, что организм очень не любит изменения, любое внешнее изменение воспринимается организмом как источник потенциальной опасности или вреда. Чтобы уберечься от этих нежелательных изменений организм включает механизм выживания, который Селье и назвал универсальным адаптационным синдромом или стрессом.
Теперь попробую подвести теоретические основания "правильной системы тренировок", которая позволит Вам добиться победы. Для того, чтобы происходил рост спортивных достижений тренироваться надо всегда в режиме стресса. Создатель теории стресса Ганс Селье, назвал стресс -универсальным адаптационным синдромом. Суть этого явления заключается в том, что организм очень не любит изменения, любое внешнее изменение воспринимается организмом как источник потенциальной опасности или вреда. Чтобы уберечься от этих нежелательных изменений организм включает механизм выживания, который Селье и назвал универсальным адаптационным синдромом или стрессом.
Как только организм получает информацию о стрессоре (любом воздействии, вызывающем изменение гомеостаза), он тут же активизирует свои защитные силы. Это происходит за счет активации эндокринной системы. Гормоны, вызывают мобилизацию систем организма, отвечающих за «выживание»: возбуждается нервная система, повышается давление, сокращается потребность в пище, повышается выносливость и т.п. Все эти изменения направлены на то, чтобы обеспечить одну из стратегий выживания – «дерись или беги».
Развитие стресс-реакции проходит через три фазы: тревоги, устойчивости или сопротивляемости, истощения. В спортивной медицине эти фазы нередко называют: 1. Фазой гиперкомпенсации: 2. Фазой «плато»; 3. Фазой истощения.
Итак, как долго можно наращивать нагрузки и что надо делать, чтобы постоянно находиться в фазе гиперкомпенсации?
Это самый большой секрет! Великие тренера и великие спортсмены интуитивно находят ответ на этот вопрос. Именно поэтому им и удается постоянно выигрывать. То же самое делают так называемые «счастливчики». И те и другие обычно помалкивают о том, как им удается постоянно быть здоровыми, богатыми и счастливыми. Но Вам повезло, я могу кое-что рассказать по этому поводу! Конечно, всех секретов я тоже не раскрою, но теорией поделюсь.
Итак, главная задача каждого стремящегося к счастливой жизни заключается в максимальном увеличении фазы гиперкомпенсации, уменьшении фазы плато и отсутствии фазы истощения. Кроме того нагрузка и соответственно ответ на нее должны бесконечно возрастать. В связи с этим встают два вопроса:
1. Возможно ли бесконечное наращивание нагрузки в течение жизни?
2. Возможно ли построить тренировочный процесс так, чтобы фаза истощения не наступала никогда, а фаза гиперкомпенсации была максимальной?
Бесконечное наращивание нагрузки в течение жизни.
"Здравый смысл" подсказывает, что бесконечное наращивание нагрузки в течение жизни невозможно. Очевидным кажется, что есть определенный физиологический предел максимально возможной нагрузки, и мы даже приблизительно представляем этот предел. Мы можем представить, что человек, наверное, может, в принципе, поднимать вес в 100, 200,может быть 300кг, но не можем представить, чтобы он поднял вес в 1000кг - "его же просто раздавит!" Второй аспект "невозможности бесконечного наращивания нагрузки" заключается в том, что человек стареет и нам кажется очевидным, что более молодой спортсмен при одинаковых условиях всегда будет сильнее более старого. Попробую поколебать Вашу уверенность. Развитие олимпийского движения да и вообще развитие спорта в последние 100 лет дает нам примеры удивительного расширения человеческих возможностей. Разве разумные люди в начале 20 века могли представить реальность современных спортивных достижений? Джонни Вайсмюллер на Олимпиаде в Берлине 1936 года установил рекорд в плавании на 400м вольным стилем -5.04.2 . Этот рекорд тогда казался фантастически и просуществовал очень долго, лет 15 или даже больше. Сам по себе Вайсмюллер был безусловно выдающимся спортсменом и обладал большой физической силой, это, между прочим, он сыграл Тарзана в классическом фильме. Можете себе представить сколько сил потребовалось от этого человека, чтобы проплыть дистанцию с такой "фантастической" скоростью. И никто в целом свете не смог приблизиться к этому результату долгие годы хотя наверняка было множество здоровых целеустремленных мужчин, которые ежедневно тренировались мечтая покорить рекорд. Спустя 35лет обыкновенные пятнадцатилетние мальчики на самой обычной тренировке плавали 15раз по 400 м стартуя каждые 6 минут. То есть можно было проплывать отрезок в 400 метров с любой скоростью, укладываясь в 6 минут, на отдых оставалось в зависимости от того за сколько ты проплыл: проплаваешь за 5.30 - отдыхаешь 30 секунд, проплываешь за 5.50 - отдыхаешь 10 секунд, проплываешь за 6 минут - не отдыхаешь совсем! В среднем все плавали со скоростью, превышающей олимпийский рекорд Д. Вайсмюллера (примерно за 4.50 - 4.55 - 5.0.). И это 15 раз подряд! И тренировка, между прочим, на этом не кончалась. Неужели можно предположить, что функциональные возможности обычных пятнадцатилетних мальчишек за 35 лет стали как минимум в 15 раз больше, чем у непобедимого Тарзана? Предположить нельзя, но факты упрямая вещь. Есть такой молодой человек Брюс Хлебников. Сейчас ему 25 лет. С раннего детства он устанавливает различные рекорды. В 8-летнем возрасте Брюс 300 раз поднял 8-килограммовую гирю. Держал в течение 10 минут на своих плечах двух человек (80 кг), сидя на шпагате на двух раздвинутых стульях. Разбивал одним ударом 15 сложенных вместе кафельных плиток (сила его маленького кулачка была - 300 кг). Разрывал настенные календари (400 стр.) и книги (до 700 стр.). И еще приседал 2 тысячи раз в течение часа. В 11 лет протащил истребитель-бомбардировщик, поднял 240 тонн на провесном шпагате, сдвинул 38-тонный кран на десять сантиметров, привязавшись к нему своими длинными волосами. В 15 лет в г. Якутске Брюс волосами сдвигает с места автокран общим весом 38,5 тонн. В 16 лет голыми руками разорвал 500 отрывных календарей за 38 минут и т.д. При этом внешне он мало чем отличается от своих сверстников, очень симпатичный молодой человек, совсем не "качок". Как же можно объяснить все эти факты? Очень просто. "Невозможность" бесконечно наращивать нагрузки кроется не в невозможности сделать это физически, а в психологической боязни, свойственной человеку. Если мы не можем чего либо представить, мы и не можем это сделать. Детям, которых тренер заставлял плавать 15 х 400 со скоростью превышающей олимпийский рекорд тридцатипятилетней давности, не приходило в голову, что то они совершают "героический поступок" , они ничего не знали, про то, что когда-то такая скорость считалась рекордной. Для них это было рутинным заданием - "все делают и я делаю". Вообще надо понимать, что когда человек тренирует свое тело, он на самом деле тренирует не тело, а мозг. Более сильный и выносливый это не тот, у кого более выносливые и сильные мышцы, это тот, у кого, если так можно выразиться, "более выносливый мозг". В чем выражается эта "выносливость"? На физиологическом уровне, это, в первую очередь, устойчивость к гипоксии. Чем более устойчив мозг человека к недостатку кислорода, тем организм более тренирован. Профессиональному спортсмену также тяжело как и начинающему, просто профессионал может заставить себя работать в некомфортных для организма условиях и чем больше человек может себя изнасиловать, тем выше степень его профессионализма. На психологическом уровне "выносливость" мозга выражается в способности человека абстрагироваться от привычных психологических ограничений, в отсутствии внутренних "стопоров", мешающих бесконечно наращивать нагрузку. Страх перед неизвестным, неверие в свои силы, невозможность выйти из круга привычных представлений, "очевидная логичность" невозможности сделать то, что не делает никто вокруг - вот те главные препятствия, которые являются камнем преткновения на пути к бесконечному улучшению своих функциональных возможностей. Как это не парадоксально, но чем более разумным и критичным является человек, тем труднее ему преодолеть эти психологические стопоры. Чем менее он рационален, тем легче ему дается это умение. Обратите внимание на то, что наибольших успехов в этой области достигают либо дети, которые еще не умеют мыслить рационально, либо инфантилы, у которых имеется определенная задержка развития, либо адепты различных сект, у которых логика заменена слепой верой. В любом случае, чем менее человек критичен, тем легче ему поверить в свои безграничные возможности. Многочисленные восточные системы саморазвития учитывают этот факт и успешно используют. Если сравнить западный и восточный подход к развитию своих возможностей , то западный путь оказывается не эффективным. Например, любой европейский профессиональный спортсмен знает, что возраст 30 или 40 лет - это конец его профессиональной карьеры. Он убежден, что хорошо подготовленный молодой спортсмен будет безусловно сильнее и выносливее его. То есть, к этому возрасту он морально готов уходить "на пенсию". Человек, с детства занимающийся восточными единоборствами и имеющий другое мировоззрение в возрасте 60 или 70 лет наравне с молодежью участвует в соревнованиях и обычно выигрывает за счет более высокой квалификации. Я не силен в знаниях из области единоборств, но знаю, что существовали и до сих пор существуют Учителя, функциональные возможности которых, несмотря на их преклонный возраст, многократно превосходят функциональные возможности более молодых спортсменов.
Приведенные факты, на мой взгляд, позволяют утвердительно ответить на вопрос возможно ли бесконечное увеличение нагрузок в течение всей жизни. По крайней мере, я в это верю! Приглашаю желающих присоединиться.
Это самый большой секрет! Великие тренера и великие спортсмены интуитивно находят ответ на этот вопрос. Именно поэтому им и удается постоянно выигрывать. То же самое делают так называемые «счастливчики». И те и другие обычно помалкивают о том, как им удается постоянно быть здоровыми, богатыми и счастливыми. Но Вам повезло, я могу кое-что рассказать по этому поводу! Конечно, всех секретов я тоже не раскрою, но теорией поделюсь.
Итак, главная задача каждого стремящегося к счастливой жизни заключается в максимальном увеличении фазы гиперкомпенсации, уменьшении фазы плато и отсутствии фазы истощения. Кроме того нагрузка и соответственно ответ на нее должны бесконечно возрастать. В связи с этим встают два вопроса:
1. Возможно ли бесконечное наращивание нагрузки в течение жизни?
2. Возможно ли построить тренировочный процесс так, чтобы фаза истощения не наступала никогда, а фаза гиперкомпенсации была максимальной?
Бесконечное наращивание нагрузки в течение жизни.
"Здравый смысл" подсказывает, что бесконечное наращивание нагрузки в течение жизни невозможно. Очевидным кажется, что есть определенный физиологический предел максимально возможной нагрузки, и мы даже приблизительно представляем этот предел. Мы можем представить, что человек, наверное, может, в принципе, поднимать вес в 100, 200,может быть 300кг, но не можем представить, чтобы он поднял вес в 1000кг - "его же просто раздавит!" Второй аспект "невозможности бесконечного наращивания нагрузки" заключается в том, что человек стареет и нам кажется очевидным, что более молодой спортсмен при одинаковых условиях всегда будет сильнее более старого. Попробую поколебать Вашу уверенность. Развитие олимпийского движения да и вообще развитие спорта в последние 100 лет дает нам примеры удивительного расширения человеческих возможностей. Разве разумные люди в начале 20 века могли представить реальность современных спортивных достижений? Джонни Вайсмюллер на Олимпиаде в Берлине 1936 года установил рекорд в плавании на 400м вольным стилем -5.04.2 . Этот рекорд тогда казался фантастически и просуществовал очень долго, лет 15 или даже больше. Сам по себе Вайсмюллер был безусловно выдающимся спортсменом и обладал большой физической силой, это, между прочим, он сыграл Тарзана в классическом фильме. Можете себе представить сколько сил потребовалось от этого человека, чтобы проплыть дистанцию с такой "фантастической" скоростью. И никто в целом свете не смог приблизиться к этому результату долгие годы хотя наверняка было множество здоровых целеустремленных мужчин, которые ежедневно тренировались мечтая покорить рекорд. Спустя 35лет обыкновенные пятнадцатилетние мальчики на самой обычной тренировке плавали 15раз по 400 м стартуя каждые 6 минут. То есть можно было проплывать отрезок в 400 метров с любой скоростью, укладываясь в 6 минут, на отдых оставалось в зависимости от того за сколько ты проплыл: проплаваешь за 5.30 - отдыхаешь 30 секунд, проплываешь за 5.50 - отдыхаешь 10 секунд, проплываешь за 6 минут - не отдыхаешь совсем! В среднем все плавали со скоростью, превышающей олимпийский рекорд Д. Вайсмюллера (примерно за 4.50 - 4.55 - 5.0.). И это 15 раз подряд! И тренировка, между прочим, на этом не кончалась. Неужели можно предположить, что функциональные возможности обычных пятнадцатилетних мальчишек за 35 лет стали как минимум в 15 раз больше, чем у непобедимого Тарзана? Предположить нельзя, но факты упрямая вещь. Есть такой молодой человек Брюс Хлебников. Сейчас ему 25 лет. С раннего детства он устанавливает различные рекорды. В 8-летнем возрасте Брюс 300 раз поднял 8-килограммовую гирю. Держал в течение 10 минут на своих плечах двух человек (80 кг), сидя на шпагате на двух раздвинутых стульях. Разбивал одним ударом 15 сложенных вместе кафельных плиток (сила его маленького кулачка была - 300 кг). Разрывал настенные календари (400 стр.) и книги (до 700 стр.). И еще приседал 2 тысячи раз в течение часа. В 11 лет протащил истребитель-бомбардировщик, поднял 240 тонн на провесном шпагате, сдвинул 38-тонный кран на десять сантиметров, привязавшись к нему своими длинными волосами. В 15 лет в г. Якутске Брюс волосами сдвигает с места автокран общим весом 38,5 тонн. В 16 лет голыми руками разорвал 500 отрывных календарей за 38 минут и т.д. При этом внешне он мало чем отличается от своих сверстников, очень симпатичный молодой человек, совсем не "качок". Как же можно объяснить все эти факты? Очень просто. "Невозможность" бесконечно наращивать нагрузки кроется не в невозможности сделать это физически, а в психологической боязни, свойственной человеку. Если мы не можем чего либо представить, мы и не можем это сделать. Детям, которых тренер заставлял плавать 15 х 400 со скоростью превышающей олимпийский рекорд тридцатипятилетней давности, не приходило в голову, что то они совершают "героический поступок" , они ничего не знали, про то, что когда-то такая скорость считалась рекордной. Для них это было рутинным заданием - "все делают и я делаю". Вообще надо понимать, что когда человек тренирует свое тело, он на самом деле тренирует не тело, а мозг. Более сильный и выносливый это не тот, у кого более выносливые и сильные мышцы, это тот, у кого, если так можно выразиться, "более выносливый мозг". В чем выражается эта "выносливость"? На физиологическом уровне, это, в первую очередь, устойчивость к гипоксии. Чем более устойчив мозг человека к недостатку кислорода, тем организм более тренирован. Профессиональному спортсмену также тяжело как и начинающему, просто профессионал может заставить себя работать в некомфортных для организма условиях и чем больше человек может себя изнасиловать, тем выше степень его профессионализма. На психологическом уровне "выносливость" мозга выражается в способности человека абстрагироваться от привычных психологических ограничений, в отсутствии внутренних "стопоров", мешающих бесконечно наращивать нагрузку. Страх перед неизвестным, неверие в свои силы, невозможность выйти из круга привычных представлений, "очевидная логичность" невозможности сделать то, что не делает никто вокруг - вот те главные препятствия, которые являются камнем преткновения на пути к бесконечному улучшению своих функциональных возможностей. Как это не парадоксально, но чем более разумным и критичным является человек, тем труднее ему преодолеть эти психологические стопоры. Чем менее он рационален, тем легче ему дается это умение. Обратите внимание на то, что наибольших успехов в этой области достигают либо дети, которые еще не умеют мыслить рационально, либо инфантилы, у которых имеется определенная задержка развития, либо адепты различных сект, у которых логика заменена слепой верой. В любом случае, чем менее человек критичен, тем легче ему поверить в свои безграничные возможности. Многочисленные восточные системы саморазвития учитывают этот факт и успешно используют. Если сравнить западный и восточный подход к развитию своих возможностей , то западный путь оказывается не эффективным. Например, любой европейский профессиональный спортсмен знает, что возраст 30 или 40 лет - это конец его профессиональной карьеры. Он убежден, что хорошо подготовленный молодой спортсмен будет безусловно сильнее и выносливее его. То есть, к этому возрасту он морально готов уходить "на пенсию". Человек, с детства занимающийся восточными единоборствами и имеющий другое мировоззрение в возрасте 60 или 70 лет наравне с молодежью участвует в соревнованиях и обычно выигрывает за счет более высокой квалификации. Я не силен в знаниях из области единоборств, но знаю, что существовали и до сих пор существуют Учителя, функциональные возможности которых, несмотря на их преклонный возраст, многократно превосходят функциональные возможности более молодых спортсменов.
Приведенные факты, на мой взгляд, позволяют утвердительно ответить на вопрос возможно ли бесконечное увеличение нагрузок в течение всей жизни. По крайней мере, я в это верю! Приглашаю желающих присоединиться.
Как максимально увеличить фазу гиперкомпенсации и исключить фазу истощения.
Если Вы посмотрите на представленный график, то обнаружите, одновременно с бесконечным увеличением нагрузки происходит бесконечное увеличение интенсивности ответных реакций, то есть бесконечное увеличение резервных возможностей организма. Это график "идеальной жизни". Состоит он из последовательно сменяющихся фаз стресс-реакции. Каждая последующая триада (1,2,3 - 1`,2`,3` - 1``,2``,3`` -1```,2```,3``` и т.д.) является продолжением предыдущей и начинается с более высокого уровня нагрузки. То есть, существуют некие энергетические ступени, на каждой из которых стресс-реакция протекает на большем уровне нагрузки и в результате этой реакции организм дает все более энергетически высокий ответ. Обратите внимание на то, что фаза гиперкомпенсации на каждой ступени выражена максимально, фаза плато минимизирована, фаза истощения обрывается в самом начале своего развития и странным образом переходит в фазу гиперкомпенсации следующей ступени. Стоит обратить внимание на то, что совсем избавиться от паразитарной фазы плато не удается никогда, единственное чего удается добиться, это ее минимизации. Совсем избавиться от фазы истощения тоже невозможно, но именно в самом ее начале необходимо сделать "что-то", что выведет процесс на более высокую энергетическую ступень (то есть из фазы 3 в фазу 1` и дальше).
При классическом развитии стресс-реакции, если процесс дошел до фазы истощения, дальнейшее увеличение нагрузки будет неминуемо приводить к усилению истощения и, в конечном счете, вызовет смерть. То есть, при возникновении малейших признаков истощения ни в коем случае нельзя увеличивать нагрузки, организму необходим отдых! Как же добиться того, чтобы при дальнейшем увеличении нагрузки организм не только не уходил в истощение, но наоборот "выскакивал" на следующую энергетическую ступень в фазу гиперкомпенсации? Это и есть самый большой секрет!
Если Вы посмотрите на представленный график, то обнаружите, одновременно с бесконечным увеличением нагрузки происходит бесконечное увеличение интенсивности ответных реакций, то есть бесконечное увеличение резервных возможностей организма. Это график "идеальной жизни". Состоит он из последовательно сменяющихся фаз стресс-реакции. Каждая последующая триада (1,2,3 - 1`,2`,3` - 1``,2``,3`` -1```,2```,3``` и т.д.) является продолжением предыдущей и начинается с более высокого уровня нагрузки. То есть, существуют некие энергетические ступени, на каждой из которых стресс-реакция протекает на большем уровне нагрузки и в результате этой реакции организм дает все более энергетически высокий ответ. Обратите внимание на то, что фаза гиперкомпенсации на каждой ступени выражена максимально, фаза плато минимизирована, фаза истощения обрывается в самом начале своего развития и странным образом переходит в фазу гиперкомпенсации следующей ступени. Стоит обратить внимание на то, что совсем избавиться от паразитарной фазы плато не удается никогда, единственное чего удается добиться, это ее минимизации. Совсем избавиться от фазы истощения тоже невозможно, но именно в самом ее начале необходимо сделать "что-то", что выведет процесс на более высокую энергетическую ступень (то есть из фазы 3 в фазу 1` и дальше).
При классическом развитии стресс-реакции, если процесс дошел до фазы истощения, дальнейшее увеличение нагрузки будет неминуемо приводить к усилению истощения и, в конечном счете, вызовет смерть. То есть, при возникновении малейших признаков истощения ни в коем случае нельзя увеличивать нагрузки, организму необходим отдых! Как же добиться того, чтобы при дальнейшем увеличении нагрузки организм не только не уходил в истощение, но наоборот "выскакивал" на следующую энергетическую ступень в фазу гиперкомпенсации? Это и есть самый большой секрет!
Теоретически существуют, как минимум, два способа перевода организма на более высокую энергетическую ступень.
Первый способ.
Базируется на том, что стресс по своей сути это неспецифический способ реагирования организма на внешнюю вредность. Абсолютно разнородные вредности могут вызывать стресс-реакцию одинакового уровня. Например, стресс-реакцию на уровне фазы гиперкомпенсации можно получить в ответ на физическую перегрузку во время тренировки со штангой весом 100кг, бега со скоростью 1м/сек или ссоры с тещей. Чем непривычней и неожиданней для организма стимул, тем легче срабатывает соответствующая ответная реакция. Этим свойством интуитивно пользуются все хорошие тренеры, когда видят, что их воспитанник находится на фазе плато или уже начинает переходить в фазу истощения. Отличная иллюстрация такого способа вывода организма из «застоя» показана в классическом фильме Grand Prix. Многократный чемпион мира в Формуле 1 вдруг начинает проигрывать этап за этапом. Это связано с экзистенциальным кризисом, в котором он находится. Но главному тренеру команды Феррари, наплевать на экзистенциальный кризис главного героя, он хочет, чтобы гонщик вновь стал непобедимым чемпионом мира. Для этого он использует старый проверенный способ - сознательно провоцирует бывшего чемпиона, доводит его до бешенства, например, вызывает на соревнования его бывшую жену, умеющую сказать гадости, задевающие за живое; не вовремя доставляет на старт гоночный болид, который к тому же глохнет сразу после старта и т.п. При этом сам гонщик прекрасно понимает, зачем и как на него производят такого рода воздействия, но ничего с этим поделать не может, злится, почти не контролирует себя, в результате «идет ва-банк», начиная рисковать и круг за кругом показывает лучшее время. Конечно, вовсе не обязательно пользоваться именно таким способом. Есть более гуманные и менее травматичные, например, вместо привычной изнурительной тренировки спортсмена "до полусмерти" парят в бане, что психологически воспринимается им как отдых, однако физиологическая нагрузка на организм во время такого "отдыха" может превышать обычную тренировочную. То есть, в нужный момент грамотный тренер хитроумно обманывает утомленный организм спортсмена и в результате "подталкивает" его к выходу на новую энергетическую ступень.
Второй способ.
Этот способ более сложный. Дело в том, что стресс-реакция, открытая Гансом Селье, это лишь одна из адаптационных реакций. Первым шагом в теории адаптационных реакций было открытие типов реакций (Гаркави, Квакина, Уколова, 1968-1975). Вторым шагом – открытие наличия Периодической системы состояний (Гаркави, Квакина, 1975-1980). Третьим – изучение практических способов получения того или иного состояния из данного исходного (Гаркави, Квакина, 1975-1980; Кузьменко, 1982-1985). Четвертым – создание алгоритмов воздействий, позволяющих организму самому выбирать путь и конечный результат восстановления здоровья (Гаркави, Квакина, Кузьменко, 1980-1998).
Итак, существуют 4 типа адаптационных реакций. По интенсивности они расположены следующим образом: 1) тренировка, 2) спокойная активация, 3) повышенная активация, 4) стресс. Для каждой из этих реакций характерен свой комплекс показателей на всех иерархических уровнях организма - от молекулярного до высших психических.
1) Тренировка – это такое состояние, когда организму не только ничего не угрожает, но и ничто не раздражает. Нет в окружающей среде ни опасных микробов, ни колебаний температуры; не нужно расти и созревать, не нужно ничему обучаться. Показатели гормонов, иммунитета, половой активности, физиологической активности – в нижней половине зоны нормы. Характерен
сдвиг в сторону анаболических процессов.
2) Спокойная активация – это состояние молодого, здорового, обучающегося организма. Характерны своевременные и яркие реакции на внешние и внутренние раздражители. Показатели иммунной, гормональной и других систем – в верхней половине зоны нормы. Главная отличительная особенность этого состояния – все функции направлены на повышение организации системы в целом. Повышено содержание минералокортикоидов. Если это состояние длится долго, то происходит омоложение и оздоровление всего организма.
3). Повышенная активация похожа внешне на спокойную активацию. Обоим состояниям свойственна физиологическая активность. Показатели иммунитета, гормональной деятельности, энергетического обмена повышены. Только при повышенной активации они от верхней половины зоны нормы и выше, а при спокойной – просто в верхней половине. Заживление повреждений и рассасывание опухолей происходит при обоих состояниях, но при повышенной активации – быстрее. Принципиальное отличие в том, что при повышенной активации у организма есть одна, главная цель, и ради нее он жертвует всеми остальными. (При спокойной активации главная цель всегда – в поддержании гармонии и равноправного благополучия всех подсистем.) Главная цель может быть разной: срочная подготовка к экзамену или победа в спорте (внешние цели); ликвидировать перелом кости, рассосать опухоль, зарубцевать язву, адаптироваться к условиям крайнего севера (внутренние цели). Ради главной цели остальные функции организм в это время приносит в жертву. Из других подсистем и берется тот избыток энергии, с помощью которого цель достигается.
Состояние повышенной активации не гармонично и не годится для долговременного оздоровления, омоложения и продления жизни, однако оно совершенно необходимо для быстрого купирования опасных процессов, а также для того, чтобы справляться с массой сложных и тяжелых задач, которые встречаются в жизни.
4). Стресс – это такое состояние (или такая общая неспецифическая адаптационная реакция), когда организм воспринял внешнюю среду как серьезно угрожающую жизни. Сначала возникает колоссальное возбуждение в центрах регуляции, выбрасывается энергия (надо убежать от тигра, перепрыгнуть забор, выжить после отравления и т.п.), организм жертвует ценнейшими белками, окислительное фосфорилирование вообще приостанавливается, рассасываются иммунокомпетентные клетки и лимфоидные ткани, сужаются сосуды, повышается уровень противовоспалительных гормонов, и, естественно, экономится на всём, что не нужно непосредственно для сиюминутного выживания: то есть, например, исчезают половые гормоны, половые клетки и половое влечение; нарушается память и внимание ко всему, кроме угрожающих жизни объектов. Если стресс длится долго, то наступает запредельное торможение, затем истощение и гибель.
Л.Х. Гаркави и Е.Б. Квакина установили Периодическую зависимость общих неспецифических адаптационных реакций от дозы раздражителя. Все возможные физиологические состояния организма укладываются в Периодическую таблицу, наподобие таблицы Менделеева.
Каждая "энергетическая ступень" или "этаж" или "период" включают все 4 типа адаптационных реакций, однако на каждой последующей ступени вызывание аналогичной реакции требует все более высокой нагрузки и проявляет себя более высоким уровнем ответа на эту нагрузку.
«Шагом» является мера силы воздействия. Эта величина в физиологии равна 1,19. На такое число надо умножить дозу воздействия, чтобы получить соседнее состояние. Итак, на каждой энергетической ступени (в каждом периоде) есть своя тренировка, своя спокойная активация, своя повышенная активация и свой стресс. Очень важно понять, что состояния эти дискретны. Коэффициент 1,19 позволяет рассчитать уровень нагрузки чтобы гарантированно вызывать одну из четырех адаптационных реакций. Например, на первой энергетической ступени для вызывания реакции тренировки надо пробежать с определенной скоростью 1км; чтобы вызвать реакцию спокойной активации - 1,19км; повышенную активацию - 1,42км; стресс- реакцию - 1,69км. На второй энергетической ступени, чтобы вызвать реакцию тренировки надо уже пробежать 2,01км; реакцию спокойной активации - 2,39км; повышенную активацию - 2,84км; стресс-реакцию - 3,38км и так далее. Если Вы попадаете в промежутки между этими цифрами - нужной реакции Вы не добьетесь, вместо этого будет нарастать истощение! Таким образом, если Вы хотите постоянно подниматься по энергетическим ступеням вверх, нагрузка всегда должна попадать в резонанс с оптимальными адаптационными ответами организма. Коэфициент наращивания нагрузки - 1,19.