На этот раз поводом для колонки стал вопрос одной из читательниц в личке: её знакомый бариста утверждал, что при передозировке кофеином, что нередко встречается в его непростой профессии, необходимо спасаться бананами. Объяснение простое: в бананах много калия, кофе вымывает калий, значит, плюс на минус — даёт что надо.
Мало того, про это, например, оба «Лайфхакера» пишут — и оригинальный, и переводной:
Заметьте: ссылаются на некую науку, которая, как вы понимаете, доказала. Ссылок на доказательства, как вы опять же понимаете, не предоставляется — вы что, не верите? А вот живые, настоящие люди, которым помогло. И это совпадает с нашими собственными внутренними ощущениями, а потому истинно. А ваши исследования только всё запутывают, толку в них никакого (ещё одна цитата из обсуждения, к слову).
Традиционно, начинаем с самого начала, то есть с кофеиновой интоксикации. Безопасной суточной дозой считается 500 мг кофеина. Полулетальной (DL50) — разовый приём 200 мг на кг массы тела. А вот если пересчитывать это дело в литры, придётся столкнуться с одной интересной проблемой. Например, нет чая или кофе со стандартным содержанием кофеина в определённом объёме готового напитка. Это понятно — сорта разные, способы приготовления, время контакта сырья с водой и куча других переменных.
Разброс, если верить шотландским студентам, может превышать 600% — от 50 до 322 мг кофеина на стандартную 150-мл чашку эспрессо в 20 кофейнях Глазго, потом эта же группа уже подросших исследователей продолжила своё дело в Италии и Испании, во всех 104 точках разброс оставался примерно таким же — 48—317 мг на порцию стандартного эспрессо. Так что упиться кофе вусмерть, в общем-то, реально. При наличии определённой настойчивости, конечно. Но в основном в описании летальных исходов фигурирует всё-таки таблетированный кофеин, и об этом пишут в профильных научных журналах (раз, два). Хотя один охотник на кенгуру умудрился накачаться кока-колой до развития генерализованной мышечной слабости, но тут нужно понимать, что дозы там были лошадиные: по 4 литра каждый день в течение трёх предыдущих лет, а в ночь охоты на кенгуру — 10 литров.
Тут мы подбираемся к бананам. Теоретически их можно считать источником калия (358 мг на 100 г продукта), ведь при интоксикации кофеином возникает гипокалиемия. Но тут начинаются нюансы. Снижение уровня калия в сыворотке — не самая большая проблема и уж точно не основное звено патогенеза. Передоз кофеина, по сути, передоз катехоламинов (адреналина и норадреналина), потому что именно с их массивным выбросом связана основная клиника отравления — головная боль, ажитация, спутанность сознания (вплоть до психоза), тахикардия, боль в грудной клетке, тошнота, боль в животе, диарея и недержание мочи. И метаболических нарушений будет масса: гипергликемия за счёт быстрого расщепления гликогена в печени и перегонки жиров в глюкозу со следствием в виде кетоацидоза вплоть до комы, гипонатриемия и гипокалиемия. Плюс будет идти разрушение мышечной ткани (рабдомиолиз) и «забивание» почек высвобождающимся из неё миоглобином с развитием острой почечной недостаточности.
Потеря калия при кофеиновой интоксикации идёт массивная, банан per os не спасёт, тут нужно пускать калий по вене, а также корректировать кислотно-основное состояние и другие нарушения. Попадались где-то расчёты по компенсации калия, потерянного в ходе одного-единственного визита в туалет во время диареи, там речь шла что-то о нескольких десятках бананов за один приём. Ага. Кто не умер от кофеиновой интоксикации, тот помрёт от острого расширения желудка. Отравление кофеином лечится только в токсикологическом стационаре, в рамках первой помощи вы в лучшем случае сможете промыть желудок и дать сорбент, если кофе ещё не ушёл далеко по ЖКТ. А так нужен кислород, доступ в вену, а дальше — по ситуации, может потребоваться гемодиализ или перитонеальный диализ. К слову, кофеин в таких дозах ещё и гепатотоксичен, дело может кончиться потребностью в пересадке печени.
Даже если речь идёт не об откровенной интоксикации, а лишь о передозировке, бананы не спасут. Мытьё желудка, питьё регидратирующих растворов (пакетик регидрона содержит 2,5 г калия, что эквивалентно примерно 700 г бананов, плюс в препарате натрий, цитраты, хлориды и много ещё чего), сорбенты, свежий воздух — вот наш выбор. Ну и следить за сердцем: если оно вздумает «скакать» — не геройствовать и звать скорую, с аритмией в домашних условиях вы ничего сделать не сможете, а если начнётся фибрилляция предсердий или желудочков — ещё и не успеете, это как раз основная причина летальных исходов при отравлении кофе. И не только кофе. Уникумы из числа психиатрических пациентов умудрялись зарабатывать рабдомиолиз после потребления улуна по нарастающей с итогом в 15 литров чая в сутки. А для летального исхода от гиперкалиемии, то есть от запредельно высокого уровня калия в крови, 75-килограммовому человеку нужно съесть 487 бананов. Живите теперь с этим знанием.
Второй «банановый» аргумент, который довелось услышать на этой неделе — онкопротективное действие этого фрукта.
В качестве звона, который слышали авторы этой и подобных статей — публикация двух японских исследователей от 2009 года под названием Differences in Biological Response Modifier-like Activities According to the Strain and Maturity of Bananas. Они действительно изучали влияние бананов разных сортов и степени спелости на показатели иммунной системы. Но, как и в случае с кофе, есть нюансы.
Во-первых, нигде в тексте статьи не упоминается, что бананы способны производить фактор некроза опухоли (TNF). В противном случае это было бы поводом для Нобелевки — сигнальный белок TNF продуцируется лимфоцитами, а лимфоциты — привилегия позвоночных. Оба варианта — бананы относятся к позвоночным или у бананов обнаружены лимфоциты — были бы сенсацией в науке.
Во-вторых, результаты получены на мышиной модели. Этих животных мы умеем лечить от кучи заболеваний, включая различную онкопатологию, вот только на людей это переносится примерно в 8% случаев. То есть даже если вдруг бананы чем-то и помогли мышам, не факт, что тот же фокус прокатит на людях. Скорее всего —
нет.
нет.
В-третьих, бананы мышам… кололи внутрибрюшинно. Так что логично, что иммунная система животных немедленно сильно удивлялась и активировала весь свой арсенал. Подозреваю, что ровно тот же эффект можно было бы получить на мумиё внутрибрюшинно. Или на кусочек алоэ там же. Или на что вообще фантазии хватит. Как понять, что эта реакция была специфичной и относилась именно к бананам? Групп сравнения с чем-нибудь ещё внутрибрюшинно съедобным не было. И это… если бы бананы всё-таки могли синтезировать TNF, то нам бы пришлось потреблять их тоже инъекционно. В просвете ЖКТ такой белок очень быстро разберут на запчасти.
В-четвёртых, даже если некие вещества в банане, например, серотонин и дофамин (вот они в плодах как раз есть), могут стимулировать выработку TNF не только у мышей, но и у людей, это ещё не означает какую-нибудь практическую помощь онкологам, потому что функций у TNF — воз и маленькая тележка, причём способность тормозить онкогенез — на самом дне той самой тележки. В основном TNF задействован в патогенезе болезни Альцгеймера, псориазе, ревматоидном артрите, анкилозирующем спондилоартрите, бронхиальной астме и пр. А ещё он пироген, то есть вызывает подъём температуры тела. В общем, TNF — не то вещество, которое хотелось бы получать как можно больше.
Ну и напоследок: нормально работающую иммунную систему лучше не трогать. Иммунитет нельзя «поднять», тем более — избирательно воздействовать только на одно направление его работы, противоопухолевую защиту.
Да и с пятнистыми бананами не все так просто:
Так что сто раз подумайте, дорогие читатели, прежде чем положить на новогодний стол связку пятнистых бананов. Мало ли кто оттуда выскочить может. Хорошо, если просто перуанская бананоежка какая-нибудь. А если кровяная колбаса болезнь с TNF наперевес? Себе дороже.
Комментариев нет:
Отправить комментарий