вторник, 19 апреля 2016 г.

Фармакология для мозга: ноотропы и адаптогены (1/5)




Часть 1: общие рекомендации, стиль жизни.

Ситуация на фармрынке и в обществе складывается сейчас таким образом, что улучшение собственной производительности всеми возможными методами становится всеобщей тенденцией (чуть ли не модой). Поэтому, цель поста — помочь тем, кто только встает на путь узконаправленного трунсгуманизма, связанного с улучшением функций мозга.

Но сначала disclaimer:

1) автор не несет ответственности за рекомендации, приведенные в данной статье (поскольку в значительной части выводы основывались на личном опыте автора)
2) всем тем, кто желает подобрать для себя препарат сходный по действию с NZT из фильма “Области тьмы”, статью ЛУЧШЕ НЕ ЧИТАТЬ!
Дело в том, что чудес фармакология не творит и кардинальных изменений в вашей жизни от них не произойдет. Это лишь “помогалки” в сложном и долгом пути саморазвития. Кто к этому не готов — читать не стоит.
3) Автор не ставит задачу написать веселую и развлекательную статейку. Кто хочет попроще — на лурке можете найти годную и со смехуечками статью на тему. Я же стремлюсь к какой-никакой объективности.
В конце-концов, если вы не готовы напрячься и осилить текст, о каком развитии мозга может идти речь?
4) Возможно, некоторые понятия/схемы будут упрощенными или не соответствующими официальным. Автор не ставит задачу защитить кандидатскую по нейрофизиологии, он пишет схему практического применения.

В данной статье я постараюсь рассказать именно про практику (а не теорию). Основные моменты, препараты, существующие для данных целей, об особенностях их компоновки, потенциальных возможностях и возможных ошибках.

Считаю допустимым для себя иметь достаточно авторитетное мнение по вопросу, так как проработал около года на фармрынке и волей-неволей был вынужден изучать действия и назначения продаваемых препаратов (в том числе вопросы взаимодействия оных), прочитал и обобщил большинство доступной информации по ноотропам (поскольку активно интересовался темой), на собственном опыте и в различных комбинациях проэкспериментировал с каждым из описанных препаратов.

Система следующая: сначала будут общая схема мероприятий. Затем опишу большую часть ноотропных препаратов с точки зрения эффекта, полезности ипобочных эффектов, кратко в тегах укажу основные пути использования, а затем дам несколько рекомендаций по их комбинированию.

Итак, приступим:

Общие положения:

Первое, что вам нужно сделать — ответить на вопрос “Зачем?”
Без шуток, для себя поймите, для чего вы решите потратить кучу денег, напичкать свой организм кучей аптечных препаратов, потратить время на чтение поста, наконец.
Лучше быть с собой честным. Кстати, ответ “тупо интересно” тоже принимается. Я начал примерно отсюда же.

Второе, что нужно понять — в этой статье будет очень много материала именно по фармакологии. Но никакие препараты не дадут ощутимого эффекта, если это самое wetware будет покрываться пылью в черепной коробке за просмотром сериальчиков. Вообще, привыкайте думать о мозге, как о мышцах — сколько бы протеинов с анаболиками ты не жрал, если качаться не будешь, то и не вырастет ничего, только организм посадишь. Посему фармакология — только костыли.

Теперь по делу. Условно я разделил все функции мозга, над которыми мы будем работать, на три направления:

Когнитивные (познавательные) — непосредственно восприятие информации. Пример — понимание прочтенного текста.
Интегральные (аналитические) — обработка информации. Пример — сделать выводы из прочтенного текста.
Мнестические (память) — сохранение и извлечение информации. Пример — запомнить прочтенный текст и воспроизвести его через некоторое время.
Разумеется, эти направления деятельности взаимосвязаны, но имеет смысл выбрать приоритетное. Вот тут и нужен ответ на первый вопрос. Далее все действия будут рассматриваться исходя из данных направлений.

Теперь вопросы стиля жизни:
1) Пить больше воды. Минимум 8 стаканов чистой, прохладной воды. Это не считая других напитков. Важно для улучшения общего самочувствия и, соответственно, функционирования мозга, т.к. в большинстве своем недостаток жидкости — основной бич мозга наряду с гипоксией.

2) Заниматься физичскими упражнениями. Я не требую, чтобы ты сразу же записался в качалку/секцию бокса, но сделать зарядку в течение дня абсолютно несложно. Выбери себе комплекс занятий (от себя рекомендую систему Мюллера и комплекс 5 тибетских жемчужин). Существует ряд исследований, показывающий прямую зависимость качества мыслительной активности от упражнений средней тяжести.

3) Питание. Правильно питаться сейчас очень сложно. Но есть несколько минимальных простых правил:

обязательно ешь мясо. Основа мозговой ткани — белок. Который лучше всего получать из мяса. Пельмени, колбаса и сосиски — говно в целлофане, а не мясо. Относительно недорого стоит и легко усваивается курятина.
больше сложных углеводов, нежели простых. Сложные — злаки, свежие овощи и фрукты. Быстрые — сахар, кондитерские изделия, макароны.
переедание — зло. Так что лучше недоесть, чем съесть много.
вообще, научись готовить и развивай чувственное восприятие (умение разбираться в еде, винах и т.д.)
4) Алкоголь. Здесь вопрос неоднозначный. Истина, на мой взгляд, в умеренности. Что однозначно делать нельзя:

напиваться в срачину. О том, что опьянение — это гипоксия (нехватка кислорода) мозга, а похмелье — это результат нанесенного мозгу ущерба, знает сейчас любой более-менее сознательный товарищ.
пить плохой алкоголь. То бишь, паленую водку, дешевое вино и т.п. Это вообще ни разу не полезно, ни для мышления, ни для организма в целом, сам понимаешь.
пить пиво. Да, да, вообще нельзя пить, если собираешься следовать этому пути. Проблема в том, что пиво нагружает твои почки, а в совокупности с некоторыми препаратами (тоже выводящимися через почки) ты таким образом быстро их посадишь.
Имхо, лучше ограничиться несколькими бокалами красного вина в неделю.

5) Никотин. Тоже ситуация неоднозначная. Несмотря на то, что может оказывать некий ноотропный эффект, ухудшают кровоснабжение мозга. Для целей развития мышления вреда гораздо больше чем пользы. Посему лучше не стоит.

6) Сон. Без качественной фазы REM (быстрого сна) вы просто не сможете справляться с большими объемами данных, от недостатка сна в целом ухудшается память, падает IQ. Вывод — спать достаточное количество, спать хорошо. О том, как спать правильно рекомендую погуглить.

Разобравшись с общими рекомендациями по образу жизни, перейдем к главному: упражнения для развития.
Ключевую мысль, которую я вынес из труда Андрея Владимирова и которая стала связующим звеном в моей технологии — это идея о положительном закреплении. Как вы помните, развитие мозга происходит только в процессе его использования. Так вот, если процесс мозговой деятельности завершается активацией сигнальных путей, использующих катехоламины (эмоциональным подъемом, удовлетворением, повышенной мотивацией), это создает оптимальные условия для спраутинга нейронов (создания новых синапсов).
Если примитивно, то если нагружать мозг работой, от которой ты получаешь удовольствие, развитие мозга происходит значительно более быстрыми темпами.
Этим объясняется эффект “гениальных ученых”, которые, будучи всецело увлечены своими исследованиями, добиваются куда больших результатов, нежели их менее мотивированные коллеги.

Поэтому, нужно подбирать себе “тренажеры” так, чтобы они приносили вам удовлетворение. Вот начальный список возможных упражнений:

1) Ваша непосредственная деятельность (работа/учеба). Собственно, это и будет вашим основным тренажером, поскольку вы занимаетесь этим каждый день.

2) Развивающие игры. Например, можно поискать на сайте http://litlbetr.ru/, есть игры для развития любых функций мозга — только выбирай. Очень хорошо развивают интегральные функции шахматы.

3) Чтение сложной литературы. Вне зависимости, брошюры по специальности это, или философские очерки Бодрийяра. Главное, чтобы чтиво требовало умственного усилия. Развивает когнитивные функции.

4) Выучивание стихов и мнемонические упражнения. Развивает мнестические функции. Заодно дамам на свиданиях почитать будет что.

5) Нейробика. Делать привычные вещи непривычным образом. Развивает мышление в целом. Гуглите.

6) Тесты на интеллект и логику. Развивают интегральные функции, заодно помогают замерить прогресс.
Пока все. Дальше сами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий