четверг, 3 марта 2016 г.

ДЕКСАМЕТАЗОНОВЫЙ ТЕСТ ПРИ ДЕПРЕССИИ




Несколько ранее мы уже писали, что при депрессиях имеется повышенный тонус симпатической нервной системы. С ней обычно соседствует изменения активности стрессовых гормонов, глюкокортикоидов. Как с этим обстоит дело при депрессиях?
Данный вопрос не нов, во второй половние двадцатого века много говорили о дексаметазоновом тесте при депрессиях. О чем же речь?
Начнем с того, что сам по себе дексаметазоновый тест используется в первую очередь в эндокринологии и предназначен для выявления синдрома Кушинга (гиперфункции надпочечников). В данной методике используется механизм отрицательной обратной связи - компенсаторное уменьшение выделения эндогенного соединения при введении его синтетического аналога. Больным вводят дексаметазон (синтетический аналог естественных глюкокортикоидов человека) и смотрят, уменьшилось ли спустя какое-то время в крови количество кортизола (эндогенного стероида). Если уменьшается, система стрессовых гормонов работает нормально, если не уменшается, то существует патологическая гиперфункция.
Использование данной методики вызывало годах этак в восьмидесятых совершенный фурор среди некоторых психиатров. В ряде предварительных работ было показано, что при эндогенных депрессиях отмечается стойкая гиперфункция надпочечников. Доходило до того, что обнаруженное даже стали считать важнейшим звеном патогенеза, и чуть ли не точным диагностическим лабораторным методом. В России эта методика наиболее полной была изучена в работах Ленинградской школы психиатров, под руководством проф. Ю. Л. Нуллера.
Открытия в итоге не получилось. Сформировался широкий круг спорных вопросов. Во-первых, как уже было указано выше, дексаметазоновой тест отражает общую гиперактивность надпочечниковой оси, потому результаты теста неизбежно "загрязняются". Положительным дексаметазоновый тест может быть в том числе при хронических воспалительных забоелвниях, алкоголизме и прочих состояниях. Это что касается практической значимости. Во-вторых, как и в случае с пансимпатикотонией, результаты дексаметазонового теста могут попросту отражать общий стрессовый фон при наличии депрессии. Потому, его ценность для понимания патогенеза депрессии как минимум дискутабельна. В-третьих, в разных исследованиях были получены слишком разноречивые данные о том, что же отражает этот тест при депрессии. Одни считали его коррелятом тяжести, другие наоборот проявлением умеренно тяжелой депрессии, третьи вообще больше связывали эти результаты с тревогой, а не с самой депрессией.
Словом, открытия не получилось. Современных работ по данному вопросу практически не выходит. Что не отменяет большой заслуги тех, кто работал в этой области, в том, что касается попыток найти больше данных в отношение биологических вопросов психиатрии, улучшения диагностики.
Надеемся, нас еще ждут большие открытия в этой области.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий