Калашников Д.Г.
Самые частые оправдания и возражения во время неудачного экзамена – «ну я же очень много учил, я очень много читал, я потратил на это очень много времени и сил». В качестве доказательств показывают учебник с многочисленными подчеркиваниями текста или конспекты, разукрашенные маркерами всех цветов.
Дорогие студенты, охотно верю! И про время, и про усилия… Только то, чем вы занимались, по большей части неэффективно, имеет очень низкий КПД. В результате – неудовлетворительный результат на экзамене.
Тем, кто только собирается у нас учиться, рассказываю, что делать нужно, а что – просто потерянное время.
Самые частые оправдания и возражения во время неудачного экзамена – «ну я же очень много учил, я очень много читал, я потратил на это очень много времени и сил». В качестве доказательств показывают учебник с многочисленными подчеркиваниями текста или конспекты, разукрашенные маркерами всех цветов.
Дорогие студенты, охотно верю! И про время, и про усилия… Только то, чем вы занимались, по большей части неэффективно, имеет очень низкий КПД. В результате – неудовлетворительный результат на экзамене.
Тем, кто только собирается у нас учиться, рассказываю, что делать нужно, а что – просто потерянное время.
Обновлено 20.06.2016 17:06
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ.
Ошибка №1. Многократное перечитывание.
Многократное «механическое» перечитывание материала абсолютно не способствует запоминанию, это научно доказанный факт. Этим можно заниматься до опупения, потратить кучу сил… Результат – нулевой. Поверьте.
Ошибка №2. Зубрежка.
Кое-что зубрить нужно, несомненно: новые слова, названия мышц и названия мест, где они прикрепляются… Но без понимания того, как это все устроено, как это работает - очень непродуктивно и трудоёмко. Если понимаете, но забыли термин, мудрёное слово – ничего страшного, замените синонимом - простым словом, объясните как-то по-своему.
А вот если слова вызубрили, а понимания нет – беда... Материал постоянно забывается, вываливается из головы. Преподаватель может поменять в вопросе последовательность слов – студент в ступоре. Да и применить его на практике невозможно. Зачем тогда учили, тратили силы?
Ошибка №3. Интенсивное обучение непосредственно перед экзаменом.
Так поступают большинство. В том числе и я, когда учился в институте. Не работает. Мозг просто не успевает образовать устойчивые нейронные связи. Материал не удерживается в голове, «здесь помню, здесь – не помню», понимания нет, задача - просто как-то донести информацию до экзаменатора в день экзаменов, «не расплескав». Это похоже на обжорство с последующей рвотой. Многое попадает внутрь, но почти все очень быстро выходит обратно, не оставляя следа. Даже в случае успешной сдачи – день-два – и в памяти ничего нет. В чем смысл потраченных сил, времени и денег? А если через какое-то время после того, как сдали тесты по анатомии, снова сдавать на итоговом экзамене или практическом зачете? Учить все заново?
ТАК КАК ВСЕ-ТАКИ НУЖНО УЧИТЬСЯ?
Проведу аналогию с развитием мышц. Увеличение их размера и силы – следствие синтеза новых сократительных белков. Синтез белков – дело затратное и непростое. Сначала нужно потратить много энергии на образование новых структур, а затем – на их обслуживание (питание, обновление). Без особой на то необходимости мышцы это делать не будут, нужно их вынудить. Как? Поставить перед ними сложную задачу, заставить работать в тяжелых условиях, тогда, когда им не хватает сил и энергии, они закисляются, устают. Только тогда мышцы начнут меняться.
Обратите на это внимание: должно быть очень тяжело, трудно! Только это заставит мышцы становиться сильнее.
Аналогичная ситуация с мозгом. Запоминание – это не только создание новых связей между существующими нервными клетками мозга, но и появление новых нейронов. Этот процесс - нейрогенез - происходит в отделе мозга гиппокампе, который может увеличиваться так же, как увеличиваются мышцы.
А теперь внимание! То, что вынудит мозг создавать новые нейронные связи и образовывать новые клетки, – напряжение, сильный дискомфорт. Совсем как с мышцами, правда?
Теперь об обучении. Главное – намеренно испытать напряжение, создать себе «желаемые трудности», как называет их Питер Браун в своей книге «Запомнить все». Как это можно делать? Лучший способ – самостоятельное припоминание. Вот что пишет по этому поводу Друкер:
«чем сложнее дается припоминание, тем лучше усваиваются знания и тем прочнее запоминаются. Мы обольщаемся ложным представлением, будто легкое обучение – это хорошее обучение. Исследования доказывают обратное: знания крепче усваиваются, если мозгу приходится потрудится. Чем больших усилий требует припоминание (при условии, что вам все-таки удастся вспомнить), тем эффективнее оно укрепляет знания…».
И еще: «…Периодическое припоминание изученного полезно тем, что упрочивает и связи в памяти, и зацепки, которые извлекают знания из хранилища и одновременно ослабляют пути к другим, конкурирующим воспоминаниям. Припоминание, которое дается легко, не способствует прочным знаниям. Чем труднее дается припоминание, тем больше от него пользы. Чтобы вызвать знания из краткосрочной памяти путем непрерывного повторения (зубрежкой, например), мы прилагаем совсем немного умственных усилий - и не получаем почти никакого долгосрочного эффекта. Если же мы пытаемся вспомнить что-то по прошествии времени, когда воспоминания уже не столь свежи, то вынуждены постараться воскресить их. Такое затрудненное припоминание укрепляет память и освежает знание, что способствует его реконсолидации. Она обогащает память новой информацией и увязывает ее с более свежим знанием.
Многократное затрудненное припоминание или наработка помогает интегрировать знание в ментальные модели, а уже в них комплекс взаимосвязанных идей (или последовательность физических действий) сливается в значимое целое. Потом это целое можно адаптировать к новым условиям и успешно применять…».
ДРУГИЕ ОБУЧАЮЩИЕ МЕТОДЫ, СОЗДАЮЩИЕ ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ.
Генерация. Это попытка найти ответ на вопрос, вместо того, чтобы получить ответ или решение в готовом виде.
Осмысление. Скажем, прослушав лекцию или прочитав главу учебника, вы спрашиваете себя: какова главная мысль? Какими примерами ее можно подкрепить (примеры пытаетесь придумать сами). С чем, хорошо знакомым и понятным, можно сравнить, провести аналогию? Как это связано с тем, что я уже знаю? Как это может быть использовано в работе?
Ценность сильных затруднений
Иногда охватывает отчаяние: ничего не понимаю, мозг перестал воспринимать информацию, не моё это, брошу… Отлично, это самое ценное! Если вы когда-то осваивали какой-то новый сложный двигательный навык, (в спорте, занимаясь танцами или что-то подобное), наверняка сталкивались с подобным: ну никак не получается, ступор. Но сделали паузу, вернулись к этой задаче снова.. Опа-на – все получается! Легко и просто!
То же самое – при обучении. Иногда понимание, новая информация как бы застревает где-то, как пробка, не проходит дальше внутри нашего мозга. Поднатужься, постарайся… Затем отдохни, выспись… Потом, вернувшись к этому вопросу, удивишься, как все просто и понятно…
Как это реализовать?
Неукоснительно следуй трем правилам:
1. Работай каждый день. Нет пары часов – поработай час. Или полчаса. Да хоть 10 минут. Но – каждый день, железно.
2. Прочитал страничку-другую – закрой, напиши, что запомнил. В конце – еще раз. Не позволяй себе заглянуть в материал – вспоминай, вспоминай, вспоминай, как будто от этого зависит твоя жизнь.
3. Имитируй экзамен. Расскажи (идеально – кому-то другому) вслух, своими словами, рисуя схемы и значки.
Повторю: мозги, память – они как мышцы. Организму незачем укреплять их, если он находится в зоне комфорта. Поставь себя в трудное положение, почувствуй напряжение, вынуди свой организм меняться!
Итак, резюмирую написанное выдержкой из «Запомнить все» Питера Брауна:
■ Определенные трудности при обучении способствуют более прочному знанию и запоминанию.
■ Знание, которое далось легко, часто оказывается поверхностным и скоро забывается.
■ Не все наши интеллектуальные возможности даны нам от природы. На самом деле обучение, которое сопровождается преодолением трудностей, меняет наш мозг, формирует в нем новые связи и повышает интеллект.
■ Мы лучше учимся, если стараемся решить новую задачу до того, как нам покажут ее решение.
■ Чтобы достичь совершенства в любой сфере, надо постоянно пытаться преодолевать нынешние пределы своих возможностей.
■ Упорное движение вперед обычно сопровождается частыми неудачами. Но именно они дают бесценную информацию для того, чтобы построить действенную стратегию продвижения к мастерству.
Комментариев нет:
Отправить комментарий