четверг, 18 февраля 2016 г.

Профилактика деменции

Pierderi de memorie

Тут недавно в обсуждении поста про бабульку и хомячков (Тыц) зашла речь о профилактике деменции, и я неосторожно пообещал поделиться тем, что знаю по этой теме. Ну, раз обещал — делюсь.



Прежде чем выдавать тайны профилактики и раздавать рекомендации, скажу одну банальную, но очень важную вещь: даже если речь идёт о деменции, то есть приобретённом слабоумии, то и здесь все приобретают его по-разному. Что и позволило выделить несколько типов деменции — по причине, которая привела к такому результату. И это не просто наше врождённое любопытство: во-первых, протекают эти типы с некоторыми отличиями — впрочем, об этом я уже писал. Во-вторых, зная врага (причину, то есть), есть шанс его или отдубасить, или от него увернуться. То есть — заняться профилактикой. Возможно, кто-то спросит: а как же лечение?



Ох, вот с этим туго. Очень. Дело в том, что родственники и знакомые пациента начинают подумывать о визите к врачу только тогда, когда тот перестаёт узнавать их по именам, или не находит дороги в туалет, или норовит увязать вещи в котомку и отправиться пешком до деревни Гадюкино, которую смыло, дай бог памяти, уже лет сорок назад. То есть, когда клинические признаки уже в полном разгаре. А это происходит тогда, когда санитарные потери клеток коры составили более 40-60%. И ни оставшаяся кора мозга, ни его древесина не в состоянии взять на себя утраченные функции. А я неоднократно говорил, что переливание мозгов мы так и не освоили.



С деменцией при нейросифилисе всё более-менее ясно: резиновое изделие №2, разборчивость в связях и никакого самолечения, если удосужился стать кавалером Вассермановского креста.



С деменцией вследствие черепно-мозговой травмы посложнее будет: с одной стороны, понятно, что голову надо беречь смолоду, в боксёры не ходить, дятла не передразнивать... А как насчёт коварно подстерегающих на крыше кирпичей и сосулек? Ходить всю жизнь в каске и мило улыбаться окружающим?



Точно так же сложно с деменцией вследствие опухолевого процесса: опухоль или есть, или её нет, никак заранее не убережёшься.



Деменцию, которая возникает при печёночной энцефалопатии (механизм прост: поражена печень, перестаёт справляться с функцией обезвреживания токсинов — те наращивают свою концентрацию в крови — страдает всё, в том числе и мозг), можно было бы предотвратить, если уделить состоянию печени (особенно если уже заполучил гепатит или другое её поражение) больше внимания.



Алкогольная деменция — это как раз тот исход алкогольной зависимости, о котором мы, психиатры, постоянно толкуем нашим подопечным: мол, не цирроз так страшен, а именно слабоумие! Именно этот исход сейчас можно встретить чаще, чем смерть от цирроза! Так ведь нет, мало кого это вразумляет. А уж когда случилось — и вразумлять уже бесполезно, за отсутствием нужного субстрата... Так что напомню ещё разок: водка может быть вкусной, пиво, как говорил один поп, есть не токмо прямое доказательство того, что бог существует, но и свидетельство того, что он неплохо к нам расположен... Но всё-таки алкоголь — это нейротоксический яд, и лёгкое «нет той свежести» с утра — верный знак того, что свою лечебную гомеопатическую дозу вчера вы превысили, и несколько нейронов успели вас покинуть.



С деменцией, которую вызывает болезнь Альцгеймера, пока тоже всё сложно: средиземноморская диета никаких гарантий не даёт, но просвет уже наметился. Работа над вакциной от болезни Альцгеймера продолжается, и в ближайшие годы, надеюсь, мы увидим не просто экспериментальные образцы (таковые уже есть и апробируются), а одобренный окончательный вариант.



Что касается сосудистой деменции (то есть той, что возникает, когда страдают кровеносные сосуды, в том числе сосуды головного мозга, и проблемы с тканью мозга происходят из-за недостаточного её кровоснабжения) — тут направлений несколько. И, кстати, та же самая средиземноморская диета, как сейчас считается, но уже не всеми, — не последнее из них. Плюс умеренные физические нагрузки: сердце и сосуды желательно тренировать, но без фанатизма, а так, чтобы ежедневно качалась не только ягодичная мышца: прогулки, пробежки, очень желательно плавание. Тем, кто страдает гипертонической болезнью — следить, чтобы давление не выбивалось за рамки нормы, причём НЕ от криза к кризу, а постоянно. Тем, у кого сахарный диабет — следить за уровнем сахара (при чём диабет и сосуды? - спросите вы. А при диабете сильно страдает именно капиллярная сеть, в том числе и та, что отвечает за питание мозга, и скачки сахара крови на её проходимость влияют отрицательно).



Относительно сенильной деменции — во-первых, те же рекомендации, что и для профилактики сосудистой. А во-вторых... Вот тут я дам как раз те несколько общих советов, которые хороши не только как профилактика деменции, но и вообще в жизни пригодятся.



Первый — это относительно умственной нагрузки. Мозг — он как любой орган: если не упражнять, то атрофии ждать долго не придётся. Нейроны не образуют дополнительных связей, переходят в режим экономного существования, этот участок требует на себя меньше крови — и привет, лизис клеток за их ненадобностью. Поэтому нагрузку давать надо. Изучение второго-третьего-четвёртого языка, чтение чего-то познавательного (комиксы и порнуха не в счёт), кроссворды, задачи, учебники, второе высшее образование (или даже третье)... Но. Но. Тут тоже важна умеренность, чтобы вместо пользы не заполучить нервное истощение. А то ведь всякий знает, что лоб дурака в момент молитвы страшнее тарана. Особенно важно не перегрузить человека, если у него уже появились первые признаки, предвестники деменции: потеря памяти на текущие события, забывчивость. Не надо лихорадочно пытаться загружать его задачками на запоминание и сообразительность: уцелевшим нервным клеткам и так тяжело! Достаточно того, чтобы поддерживать в нём память, достаточную для сохранения основных бытовых и социальных навыков.



Второй — он связан с первым, но не всегда на нём заостряют внимание. Это — отношение к стереотипам и штампам. Сам по себе стереотип не плох и не хорош, он такая же вещь в себе, как, скажем, этиловый спирт. Он полезен тем, что экономит человеку время и силы, если надо действовать на автопилоте: водить, ходить, поддерживать диалог ни о чём... Но в нём же кроется одна коварная мелочь: человек по сути своей существо ленивое, и быстро привыкает не искать оригинальных решений, а пользоваться готовыми. То есть, теми же стереотипами. И тут возникает вероятность того, что со временем охота, а потом и способность проявлять гибкость, пластичность и изобретательность уйдут. И мозг перейдёт в режим экономии сил: а зачем их тратить, когда есть готовые схемы? А далее — всё по сценарию органа, который не упражняют. Поэтому стереотипы удобны, но следует время от времени открывать для себя что-то новое, даже если речь идёт о решении уже привычных задач.



Третий совет касается отношения к негативу. Или о так называемом токсическом мышлении. Да, многие грешат тем, что просто упиваются поиском и пережёвыванием негативной информации, искренне полагая, что «предупреждён — вооружён». Другие находят своё призвание на ниве обличения чужих пороков и несовершенства системы в целом: ещё бы, так проще забыть о том, что и самому бы неплохо нимб начистить, да и причина этого не делать всегда есть — ведь само мироздание против! Поверьте: это работа мозга вхолостую, ничего продуктивного и полезного она не даёт, лишь толкает к привычке мыслить всё теми же стереотипами. Так что берите пример с трёх буддистских обезьянок: не вижу плохого, не слышу плохого, о плохом не говорю.



Четвёртый совет — ставьте перед собою цели и перспективы. Жизнь день за днём быстро превращает ваш личный мир в болото, где буйно цветут болячки и переживания, и с каждым днём всё меньше хочется лишний раз пошевелиться. Ведь по-настоящему полноценно мы живём лишь в движении к цели: большой, маленькой — неважно.


.P.S. Про токсическое мышление рассказать отдельно?

Комментариев нет:

Отправить комментарий