среда, 24 февраля 2016 г.

Вся правда про «сыворотку правды»

 

Вся правда про «сыворотку правды»
Как действуют препараты, развязывающие язык, и существуют ли они вообще?
Три кошмарных дня в ноябре 2008 года многомиллионный Мумбаи держали в страхе несколько немногочисленных террористических групп. В конце концов, индийскому спецназу удалось уничтожить их, но число жертв среди мирного населения достигло почти 200 человек.

Расследование этой бесчеловечной акции оказалось делом нелегким: из террористов выжил лишь Аджмал Касаб, разговорить которого долгое время не удавалось. Однако, в конце концов, он указал, как и ожидалось, на давнего соперника Индии, Пакистан, заявив, что происходит из этой страны и проходил подготовку на ее территории. В Пакистане всё отрицали.

Мохаммед Аджмал Амир Касаб
©Reuters  

Лишь несколькими годами спустя пакистанские власти признали связь с террористом − но тогда, в 2009 году, знать это наверняка было невозможно. Лгал ли Аджмал Касаб? Единственный способ обратиться к чьей-то памяти − задать вопрос и ожидать ответ. Но всегда ли можно надеяться, что ответ будет честен? Несмотря на всю сомнительность такого подхода, индийские полицейские решили прибегнуть к решению, почерпнутому из старинных шпионских романов − к «сыворотке правды».


В 2010 году индийский суд признал Аджмала Касаба виновным в убийствах, терроризме и других преступлениях, приговорив его к смертной казни через повешение, которая была приведена в исполнение 2,5 года спустя.


В широком смысле под «сывороткой правды» можно понимать использование для дознания психоактивных веществ − идея, которая возникла достаточно давно, и столь же давно вызывает скепсис со стороны специалистов. Как правило, для этой цели считают пригодными барбитураты, которые оказывают на нервную систему успокаивающее, угнетающее воздействие. К ним можно отнести амитал-натрий или пентотал-натрий. В таком состоянии, теоретически, сознательный контроль за своими действиями резко снижается, и человек может проговориться о чем угодно.

Впервые подобный эффект в 1913 году описал американский акушер Роберт Хаус (Robert House). По его свидетельству, роженицы, находившиеся под действием популярного тогда в таких случаях анестетика скополамина, нередко «автоматически» сообщали  окружающим самую различную информацию.

©iStock

Именно доктор Хаус предложил использовать скополамин в юриспруденции − правда, стоял он не на стороне следствия, а на стороне обвиняемых. Хаус предлагал, чтобы вещество нашло применение не на допросах, а на суде, где позволило бы людям давать подлинно искренние признания в собственной невиновности: ведь под действием скополамина − считал доктор − невозможно лгать.

Однако применено вещество было, в конце концов, именно для допросов. На протяжении 1920-1930-х годов, в разгар великих сражений, которые вели американские власти с коррупцией и организованной преступностью, использование скополамина на допросах несколько раз санкционировалось судом.


Наиболее частое применение такие препараты нашли... в художественной литературе. «Сыворотку правды» используют полицейские прошлого и инопланетяне будущего − вспомним хотя бы культовый роман Филипа Дика «Вспомнить всё»: «Этот человек гипнотизировал его. Минуты летели, и с каждой из них сокращалось расстояние между ампулами с наркотиком правды и Амелией Уильямс...» Страшно? Но не надо бояться − это просто фантастика.


Новые области использования вещество нашло в годы Второй мировой войны: оно оказалось эффективным внутривенным анестетиком, особенно удобным для лечения раненых, из-за травмы страдавших от временной афазии, неспособности к воспроизводству или восприятию речи. Под действием скополамина они, по крайней мере, могли описать, что с ними случилось, и «где болит». Параллельно ему использовались также амитал-натрий и пентотал-натрий.

Так или иначе, война закончилась, амитал-натрий и пентотал-натрий в хирургии сменили более эффективные препараты. Сами же они нашли редкое применение в психиатрических клиниках, где давали некоторым пациентам возможность выговориться и откровенно высказаться о своих переживаниях и ощущениях.

Однако многие бывшие военные оказались полицейскими, а военные врачи − их консультантами, и именно они, как считается, посоветовали использовать те же препараты следователям при допросах. Параллельно начались исследования реальной эффективности подобного метода.

«Сыворотка правды» бала также задействована в фильме о юном волшебнике  
©Tumblr/ Pottergaga

Стоит сказать, что действенность использования «сыворотки правды» ставилась под сомнения с самого начала. Несмотря на понятный энтузиазм полицейских, медики замечали, что откровенность полученных в таких обстоятельствах немногого стоит: помимо реальных событий, человек может «вспомнить» и собственные фантазии.

Многие из них отмечали, что после подобной инъекции подопытные демонстрируют исключительную эмоциональную чувствительность и внушаемость. Они легко способны уловить намеки, которые бессознательно дает допрашивающий − и с готовностью следуют за этими подсказками. Даже в США, где допрос с помощью полиграфа имеет юридическую силу, «сыворотка правды» так и не нашла поддержки на государственном уровне.


«Детектор лжи» или полиграф позволяет вести непрерывный и одновременный мониторинг параметров дыхания, активности сердечно-сосудистой системы, электрического сопротивления кожи и других физиологических показателей. Считается, что осознанная ложь меняет их − и может быть зарегистрирована.
Однако результаты такого исследования могут искажаться очень заметно, в зависимости от конкретных обстоятельств, личности и настроения допрашиваемого, образования и даже предубеждения самого полиграфолога. Поэтому, вопреки распространенному мнению, даже в США использование данных полиграфа в качестве доказательств не принимается подавляющим большинством судов.


По некоторым сообщениям, разработка аналогичных средств велась (разумеется, в полном секрете) и в СССР, где были получены − и, говорят, использовались такие спецпрепараты с кодом СП-26, СП-36, СП-108, СП-117 и т.д. Однако никаких точных сведений на этот счет не имеется.

Что до обычного амитал-натрия, то об использовании его на допросах еще в 1970-х писалисоветские диссиденты Владимир Буковский и Семен Глузман. «Через короткое время (секунды) после введения у испытуемого наступает непродолжительное состояние опьянения, сходного с алкогольным, затем переходящее в глубокий сон», − рассказывали они, однако тут же добавляли: «Компетентно заявляем: метод малоэффективен, не бойтесь его, контролируйте свое состояние (это возможно), и эффект «развязывания» вашего языка не удастся».

В СССР также велись разработки по созданию «Сыворотки правды»  
©Shutterstock

Судя по всему, главную пользу «сыворотки правды» до сих пор приносят не полицейским и спецслужбам, а кинематографистам. Агент Смит из «Матрицы» использует такой препарат, чтобы Морфеус выдал ему секретные коды доступа. Билл из «Убить Билла» действует собственного приготовления средством «Неоспоримая истина», чтобы добиться откровенности от Невесты. Что до секретных сфер применения − либо, они остаются выдумкой, либо по-настоящему секретны. В конце концов, вполне эффективным средством развязать язык остается обычный алкоголь – или, увы, не менее обычные для некоторых спецслужб пытки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий