1. Для успешного преодоления первого фактора необходима специальная физическая подготовка. Отдача от неё тем сильнее, чем больше её условия приближены к боевым. Пятикилометровый кросс по стадиону или простое подтягивание вырабатывают выносливость, но она недостаточна при перемещениях в полном снаряжении, когда земля под ногами стонет и гудит, а оглушительные взрывы наполняют воздух въедливыми газами, вызывающими раздражение слизистых и затрудняющими дыхание. Казавшиеся прихотью сержанта тренировочные забеги в ОЗК, оказывается, необходимы для укрепления дыхательной функции при недостатке кислорода и были направлены на развитие способности дольше поддерживать дыхание. Возможно, «лишние» секунды, которые ты выдержишь, спасут тебе жизнь. Усиленные тренировки помогают бойцу продержаться на 5-10 минут дольше, сохраняя способность к эффективным действиям. Позже он тоже выдохнется, но эти минуты могут повлиять как на сокращение потерь, так и на выполнение боевой задачи в целом.
2. Активность противника требуется правильно оценить. Угрожающая активность врага изначально абстрактна и не имеет физического воплощения. То есть танковая дивизия и звено бомбардировщиков, физически, конечно, где-то в стане врага существуют, но пока они не налетели конкретно на твой дом, они вполне условны. А вот чернобородый дядька, если наведет ствол на твою переносицу, затмит сотню танков, потому что может оборвать твою жизнь здесь и сейчас. Проникновенное и убедительное состояние перманентной угрозы, которой подвержена жизнь бойца в условиях настоящей войны, смоделировать на полигоне почти невозможно. Реальная встреча с врагом может иметь не совсем тот сценарий, по которому проходила отработка, и боец должен быть морально готов всегда быть на миг быстрее врага.
3. Несоответствующая современной концепции ведения боевых действий подготовка. Зачастую подготовительные программы рассчитаны на изучение войны по устаревшим стандартам Второй мировой, в то время как ориентироваться надо на современные реалии гибридной войны, сочетающей возможное вторжение на территорию, диверсии, терроризм, технологическое и информационное противостояние.
4. Отсутствие навыков ведения боя в условиях динамичности ситуации. Необходимо обучение большей вариативности действий под руководством инструкторов с реальным боевым опытом, способных оперативно действовать вне шаблонов, эффективно обучая личный состав навыкам выживания.
5. Недостаточная систематизация подхода подготовки к боевому стрессу. Требуется регулярная отработка навыков поведения в стрессовых ситуациях по единой современной программе с учетом специфики подразделения.
6. Полученные в обществе психологические установки, убеждающие в бесценности каждой жизни. При погружении человека в ситуацию, когда или убьешь ты, или убьют тебя, даже если он успеет первым, чувство неисправимой вины будет его точить изнутри долгие годы.
Вероятно, для преодоления этого пункта поможет работа с психологом.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что для успешного преодоления необходима работа по всем пунктам. По некоторым каждому бойцу можно ситуацию изменить лично, по другим – при содействии профессионалов, но только целенаправленные последовательные действия способны воспитать устойчивость к воздействию стрессов.
Источник: http://tacticswar.ru/archives/467
Комментариев нет:
Отправить комментарий