вторник, 31 января 2017 г.

О принятии решений в состоянии стресса

О принятие решений в состоянии стресса | Last Day Club image 5
Несколько недель назад, я (автор статьи – Спенсер Блу. прим. переводчика) уже говорил об основах поведенческого цикла “ООРД” – Осмотр, Оценка, Решение, Действие – и о том, как он может применяться законопослушными вооруженными гражданами. Но основной упор я тогда сделал на осмотр и оценку, которые, в итоге, приводят нас к необходимости что-то решать. А принимать решения в состоянии стресса – одна из самых сложных задач, которая вообще может предстать перед человеком. В критической ситуации, когда речь идёт о жизни и смерти, очень остро ощущается нехватка времени. Ведь мозг одновременно занят решением множества задач, в том числе и других этапов цикла “ООРД”.
В связи с острой перегрузкой мозговой деятельности, нам, в целях эффективности, приходится быстро просматривать множество различных вариантов действия, чтобы отбросить те из них, у которых наиболее высок шанс “сорваться” и те, которые слишком сложны для исполнения. А затем приходится выбирать первый план, который, скорее всего, не сорвётся и у которого наибольшие шансы на успех. И при этом “первом приемлемом плане” алгоритм принятия решений современно иной, нежели в ситуации, когда мы можем себе позволить вдумчиво оценить риски и последствия для выработки “лучшего плана действия”. К счастью, путём тренировок и обучения, мы в состоянии создать в своём мозгу “библиотеку лучших планов”, которые и использовать потом в качестве “первого приемлемого плана”, когда решения приходится принимать в состоянии стресса.

Мысленная симуляция

В ситуации принятия решений под давлением стресса, один из наиболее эффективных “козырей” для быстрого и чёткого действия – предварительное планирование. Есть несколько способов, которые помогут создать в мозгу базу таких предварительных планов, включая как тренировки, так и личный опыт, причём как прямой, так и опосредованный, получаемый через наблюдение за другими людьми, вынужденными решать аналогичную задачу. И одни из способов, которые мы может использовать ежедневно без отрыва от рутинной деятельности – мысленная симуляция.
Мыслеyная симуляция – суть создание сценария, в котором нужно достичь определённой цели путём принятия различных решений. И проработка этих решений. Для этого используются наши знания и личный опыт, которые позволяют спрогнозировать результаты каждого действия – приведёт ли это нас к поставленной цели или нет. К примеру, вы хотите попросить своего начальника о повышении. Вы будtте планировать что говорить, исходя из вашего знания характера и личности боса, а также планировать, какая модель поведения будет эффективнее. Вы попробуете представить, какие вопросы начальник сможет вам задать и станете придумывать ответы, которые с наибольшей вероятностью приведут вас к поставленной цели – повышению. И если мы будем так же прорабатывать свои действия в угрожающих ситуациях, то у нас будет преимущество подготовки в виде нескольких проработанных сценариев поведения, которые позволят нам реагировать более быстро.
Прежде чем говорить о преимуществах мысленной симуляции, рассмотрим сначала её потенциальные недостатки. Если у вас нет реального опыта в деле, которое вы пытаетесь моделировать, то ваш прогноз вряд ли будет точным. Большинство американцев (и не только их – прим. переводчика) не привыкли к насильственному решению конфликтов. У них не было опыта настоящей взрослой драки, они не становились жертвами насилия и не имели опыта взаимодействия с реально агрессивными преступниками. Но они пытаются разрабатывать план действия типа ” Я просто…”. Серьёзно, большинство планов “Я просто…” основываются исключительно на фантазиях и голливудских фильмах, а не на реальном знании поведения преступников и опыте агрессивных столкновений. Такие планы часто универсальны, без каких-либо дополнительных вариантов. Один из таких “Я просто…” планов – нацелить на агрессора незаряженный пистолет. “Я просто прицелюсь в него и он зассыт”. А что делать, если не зассыт? А если вас ранили? Или  уже повалили на землю и бьют ногами? Приверженцы планов “Я просто…” редко переживают первый реальный конфликт…
Наиболее эффективный способ, позволяющий получить реальный опыт для адекватного мысленного моделирования ситуаций – специальные тренинги, посвященные силовой подготовке и конфликтам, такие, например, как ECQC , которые проводит Крейг Дуглас. Как говорит он сам – ” они охватывают общие принципы криминального поведения и действия при контактах с неизвестными. Плюс решение конфликтов силовым способом, так что ребята очень быстро понимают, что работает, а что – нет”.
После этого, определённый опыт можно получить, просматривая видеозаписи реальных нападений и драк, которые можно сейчас много где найти в Интернете. Помимо получения реального опыта и тренировок, это отличный способ выявить потенциальные недочёты в ваших мысленных симуляцих и перестать полагаться на “Я просто…” планы.
Второй потенциальный недостаток мысленной симуляции – слишком сильно полагаться на один конкретный, пусть и тщательно продуманный, план и оказаться не в состоянии приспособиться, когда реальный мир покажет, что “это так не работает”. Один из способов преодолеть этот недостаток – создание резервного плана на случай срыва основного. И не одного. Нормальные тренировки и курсы, посвященные взаимодействию в конфликтных ситуациях, просмотр видео с реальными конфликтами и преступлениями – всё это поможет вам тщательно планировать свои действия и выявлять потенциальные недостатки в ваших планах. И уж точно отучит полагаться на планы “Я просто…”.

Подсознательное принятие решений

А теперь рассмотрим, почему так важно сдвинуть процесс принятия решений в стрессовой ситуации как можно ближе к рефлекторному и подсознательному. Наше сознание, “оперативная память”, крайне ограничено. Эксперты расходятся во мнениях, но, в среднем, от 5 до 7 различных элементов может умещаться в сознании одновременно. При этом “элемент” не является точной величиной измерения – размер каждого такого “элемента” зависит от опыта, личных навыков и других параметров.
Прочитайте эту последовательность чисел и через 30 секунд постарайтесь воспроизвести её, даже в произвольном порядке: 1, 15, 97, 23, 63, 91, 54.
А теперь проделайте то же самое с этой последовательностью: 40, 9, 45, 357, 308, 762, 223.
Готов спорить, что со второй последовательностью было проще. Да. обе содержат по 7 чисел, но в первой 13 цифр. а во второй – 17. Однако вторая последовательность напрямую связана с огнестрельным оружием, то есть вы уже эти числа знаете. Вы можете оперировать намного большим объемом информации, если будете упаковывать её своеобразные “блоки”. Например, числа второй последовательности отлично упаковываются в блок ” широко используемые калибры пистолетов или винтовок”. А вот те, кто в огнестрельном оружии вообще не разбираются – те такого преимущества в запоминании этих последовательностей не получат. Проще говоря, посредством личного опыта. вы смогли упаковать новую информацию в блок, благодаря чему, легче её запомнить.
То же самое мы можем проделать и с тактикой действия в стрессовых ситуациях. Если у меня есть предварительный план на случай ограбления, пока я заправляю свою машину – то весь мой список реакций и действий можно утрамбовать в один-единственный блок. А освободившуюся оперативную память я могу использовать для непосредственной оценки ситуации и проверки работоспособности плана. А если что – подстраиваться походу действия (опять же, через цикл “ООРД”). Я смогу действовать быстрее и мои реакции не будут психологически перегруженными.
Для получения всех преимуществ мысленного моделирования, постарайтесь использовать его в вашей повседневной деятельности. Вы остановились заправиться, а рядом с вами внезапно притормозил другой автомобиль – запускайте реакцию “Что если…”. Что если водитель этой машины подойдёт и начнёт угрожать, требуя денег? Что делать, что он продолжает настаивать, даже если я сказал, что не вожу с собой наличку? Что делать, если он достанет пистолет и попытается меня ограбить? Затем, если автомобиль спокойно поехал дальше, а случилось что-то ещё – следующий этап “Что если…”. И даже когда предполагаемый агрессор просто проезжает мимо – вы всё равно уже на шаг впереди, ведь у вас есть план. И если вы так тренируетесь регулярно, то у вас будет большой список заготовленных блоков действия на практически любую ситуацию.
В таком блоке должен содержаться не только алгоритм действия, но и триггер для активации этого алгоритма. Дело в том, что мир вокруг постоянно меняется и планы, соответственно, должны к этому приспосабливаться. Но некоторые ключевые точки остаются неизменными. Это прекрасно видно на примере тренировок по оказанию первой медицинской помощи. “Если кто-то, возможно, подавился и начинает задыхаться – спросите, не нужна ли ему помощь. Если нужна, либо человек не в состоянии вам ответить – проведите манёвр Геймлиха.” В этой ситуации, манёвр Геймлиха является алгоритмом поведения, упакованным в простой блок с триггером, для тех, кто умеет его проводить. Они не задумываются об своих действиях – они просто проводят его.

Пункты принятия решения

Итак, как же должен выглядеть такой блок для ситуации самообороны? Вернёмся к ситуации с заправкой. есть ряд триггеров и ключевых моментов, которые будут влиять на ваше решение. Вы должны оценить следующие пункты:
  • Один агрессор или несколько агрессоров
  • Демонстрация оружия или размахивание оружием (чтобы произвести впечатление на жертву и избежать внимания посторонних, грабители часто просто демонстрируют, что у них есть пушка, но не достают её)
  • Огнестрельное оружие или колюще-режуще-дробящее
  • Наличие укрытия или каких-либо препятствий на пути движения
Итак, рассмотрим следующий сценарий – один злоумышленник, который демонстрирует большой нож за поясом, который находится ближе к передней части автомобиля, пока я нахожусь у бензобака, ближе к пассажирской двери.
Запланированный алгоритм действия – выхватить оружие и привести его в боевую готовность. Громко крикнуть “Отойди! Этот человек пытается меня ограбить! Вызовите полицию!”. Это нужно чтобы напугать агрессора и чтобы привлечь внимание окружающих. Пусть каждый, кто меня услышит, знает, что я жертва. а не преступник. Попытаться создать дистанцию. Если он убегает – хрен с ним. Если он приближается или достаёт оружие – стрелять, пока угроза не будет остановлена.
Теперь смоделируем эти действия и попробуем найти недостатки и потенциальные проблемы. Если против меня выходят с холодным оружием – я постараюсь создать дистанцию. Но если я уже начал заправлять свою машину, то что делать с шлангом? Если он сзади меня, то я, отступая, могу споткнуться и упасть. Это надо учитывать в плане действия.
Если незнакомец пытается приблизиться ко мне, то нужно сделать так, чтобы шланг оказался передо мной – это создаст между нами дополнительный барьер и не помешает мне отступать. Ну насколько легче это планировать с покойной обстановке, чем под угрозой прямого насилия, когда  кто-то уже наступает на меня с ножом?
Можно прервать алгоритм “ООРД” нашего оппонента на стадии “решение”, делая невозможным его первоначальный план. Та же ситуация:
  • После вербального привлечения внимания к ситуации, грабитель должен решать – продолжать ли действовать или убегать, принимая во внимание осведомлённость свидетелей и возможный вызов полиции.
  • После вытаскивания оружия, грабитель должен решать, сопоставим ли риск нападения на вооруженную и готовую жертву с возможной прибылью в виде содержимого кошелька или смартфона.
  • После отхода и использования шланга или машины в качестве барьера, грабитель должен заново пересмотреть свой план действия,учитывая новые обстоятельства.
Всё это замедляет реакцию грабителя и снижает его эффективность, если он таки решится продолжать действовать.

Действие – завершение цикла

Последний этап цикла “ООРД” – действие – привести свой план в исполнение. Именно этому и учат большинство тренингов по самозащите – лучше стрелять, драться, оказывать первую помощь. С этой частью, вы, не сомневаюсь, знакомы лучше всего. Только помните, что цикл нужно повторять, поскольку реальность постоянно меняется в результате ваших действий. Её нужно постоянно осматривать, оценивать, и решать – продолжать ли действовать тем же образом или предпринимать что-то иное.
Источник – Decision Making Under Stress

Комментариев нет:

Отправить комментарий