Маскировка приема допинговых веществ имеет примерно такую же историю, как и история их применения и допинговой экспертизы. Вначале она была спонтанной, когда врачи, спортсмены и тренеры рассчитывали на то, что смогут при помощи мочегонных препаратов и других процедур ускорить выведение принятых допинговых веществ для того, чтобы избежать возможного допингового скандала, если спортсмен на самом деле принимал запрещенные препараты. В настоящее время применяются следующие приемы, когда лаборатория допинговой экспертизы дает положительный результат о наличии в организме допинга перед соревнованиями или в процессе их проведения (особенно анаболических стероидов).
Чаще всего спортсмены применяют короткодействующие эфиры анаболических стероидов, которые выводятся довольно быстро.
Прием анаболических стероидов, как считают некоторые врачи и тренеры, можно нивелировать при одновременном применении мочегонных средств. Предполагается, что выведение большого количества жидкости из организма спортсмена освободит его депо от стероидов. На самом деле если это и происходит, то в незначительной степени. Зато все мочегонные средства внесены в список запрещенных лекарственных препаратов именно по этой причине, а также и потому, что они способствуют сгонке массы тела в видах спорта, где имеются весовые категории. Если в биопробах спортсмена обнаруживается мочегонное средство, то спортсмен подвергается санкциям в связи с применение допингов.
Химики-аналитики подсказали тренерам и врачам, что одновременное применение с допингом полициклических соединений может в значительной степени исказить картину хроматограммы и масс-спектра. К таким препаратам относятся антибиотики циклической структуры (тетрациклического ряда и другие), а также производное адамантана бромантан, который фигурирует в Списке запрещенных веществ как стимулятор. Поэтому применение его с целью сокрытия приема допингов является двойным нарушением требований WADA.
Препарат пробенецид применяется как маскирующий агент, который на несколько часов снижает экскрецию стероидов с мочой и позволяет пройти допинг-тест (запрещен WADA).
Если в биопробах спортсмена обнаруживается незаявленный препарат, то он может быть расценен как неизвестный допинг с вытекающими последствиями.
Существует ошибочная точка зрения, что прием большого количества лимонов поможет освободиться от высоких концентраций допинговых веществ стероидной структуры, прежде всего, анаболических стероидов. В основном эта точка зрения не выдерживает никакой критики, так как стероиды являются гидрофобными соединениями и аккумулируются в жировой ткани, откуда они высвобождаются медленно, особенно если препарат вводился парентерально, так как он не подвержен действию метаболизирующих ферментов эндоплазматического ретикулума (цитохрома Р-450 и других). То же можно сказать и попытках "выгона" стероидов при помощи приема сухого вина.
Разумеется, в ряде случаев маскировка применения допинговых веществ оказывается эффективной. Разработаны, в частности, эффективные пути маскировки, включающие своевременное прекращение приема запрещенных препаратов, а также использование трудноопределяемых для допинг-контроля лекарственных форм. Например, основанием для обвинения спортсменов в применении препаратов тестостерона является нарушение соотношения в содержании в моче тестостерона и эпитестостерона (Т/Е). У большинства людей это соотношение составляет 1 : 1, у некоторых — естественный уровень тестостерона намного выше, что привело к установлению с 2004 г. максимально допустимого соотношения 4 : 1 (с 1982 по 2004 гг. это максимально допустимым соотношением считали 6 : 1)
Комментариев нет:
Отправить комментарий