воскресенье, 10 января 2016 г.

Суицид в неврологии



О чем никогда не следует забывать неврологу, так это о том, что некоторые его пациенты с сопутствующими пограничными состояниями (часто маскирующими «большое психическое расстройство», например депрессивного спектра) могут назначенное ему лечение психотропными препаратами (наряду с лечением основной неврологической патологии, например, последствия ЧМТ, рассеянный склероз, эпилепсия, невралгия к.-л. нерва и т.д.) использовать с суицидальной целью. Чаще всего с целью отравления (т.е. суицида) используются транквилизаторы, далее примерно с равной распространенностью - снотворные средства и антидепрессанты, чуть меньшая доля принадлежит нейролептикам и еще меньшая – антиконвульсантам.

Группа транквилизаторов в основном представлена феназепамом, нозепамом, реланиумом, нитразепамом и др. Несмотря на большую частоту использования транквилизаторов с целью суицида, смертельные исходы при приеме этих препаратов крайне редки. Обычно отравления проявлялись в виде сонливости, редко - оглушения, снижения мышечного тонуса, атаксии, дизартрии. В редких случаях при приме больших доз феназепама отмечается сопор с эпизодами спутанного сознания и психомоторным возбуждением, гипотонией, явлениями дыхательной недостаточности. Более тяжело протекают отравления у лиц с травматическими или сосудистыми изменениями головного мозга.

Группа антидепрессантов в основном представлена амитриптилином, который относится к трициклическим антидепрессантам. Картина отравления включает нарушение сознания до сопора и комы, антихолинергический синдром в виде делирия, сухости кожи и слизистых оболочек, мидриаза, тахикардии, нарушений гемодинамики от гипертензии (в ранней фазе действия, т.е. до 4 - 8 часов) до гипотензии (спустя 9 - 12 часов). Одним из наиболее токсичных проявлений действия этих препаратов (трициклических антидепрессантов) является выраженный кардиотоксичный эффект, обусловленный их легким проникновением и накоплением в клетках миокарда, где концентрация антидепрессантов может превышать плазменную в десятки раз. Совокупность кардиостимулирующего и хининоподобного действия может приводить к сложным нарушениям ритма сердца с развитием желудочковой тахикардии, экстрасистолии и фибрилляции желудочков, а также к различным видам блокад. Серьезным осложнением данного отравления является судорожный синдром, что при сочетании с антихолинергическим синдромом может привести к нарушению терморегуляции с гипертермией, результатом которой является повреждение мозга, рабдомиолиз, почечная недостаточность и смерть.

Несмотря на то, что в последние годы отмечается тенденция к снижению удельного веса трициклических антидепрессантов в лечении аффективных расстройств в связи с появлением на рынке менее токсичных препаратов, количество больных с отравлением амитриптилином остается достаточно высоким. Это может быть связано с приверженностью части пациентов, состоящих на учете у психиатра, да и самих врачей, к «старым, проверенным временем» препаратам, особенно когда надо получить быстрый седативный эффект; его относительно низкой стоимостью и свободным отпуском в аптечной сети.

Группа нейролептиков представлена азалептином [син.: клозапин] (от 40 до 60% в разные годы), трифтазином (10–20 %), галоперидолом (5–8%), при небольшом числе отравлений используются сонапакс, хлорпротиксен, аминазин, в единичных случаях - тизерцин, флупентиксол, солиан, рисполепт. Наиболее тяжелые последствия отмечаются при отравлении азалептином и проявлялись в виде угнетения сознания вплоть до сопора и комы, гиперсаливации, иногда в сочетании с делириозными расстройствами по типу холинолитического синдрома с тахикардией, гипотензией, гипертермией. В тяжелых случаях развивается расстройство дыхания, отек легких, реже - отек мозга. Типичным осложнением является пневмония ([читать] статью «Особенности острых отравлений клозапином» К.К. Ильяшенко, Е.А. Лужников, М.В. Белова, Г.В. Ермохина, Ж.А. Лисовик, М.В. Карева, А.Н. Ельков, Л.Н. Зимина, М.В. Баринова; ГУЗМ НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, Департамента здравоохранения г. Москвы (журнал «Токсикологический вестни» № 2 март-апрель 2009).

Группа снотворных (не бензодиазепинового ряда) в основном представлена димедролом и донормилом, причем за последние 3 года частота отравления димедролом снизилась в 2,5 раза, а донормилом, напротив, возросла почти в 3 раза. Очевидно, это связано с тем, что на сегодняшний день донормил является единственным снотворным препаратом, продающимся без рецепта. Картина отравлений обоими препаратами схожа (обусловлена блокадой Н1 -рецепторов димедролом и Н1 - и М-холинорецепторов донормилом) и проявляется в виде мидриаза, сухости слизистых оболочек, гиперемии лица, тахикардии, вялости, сонливости с понижением мышечного тонуса в легких случаях и психомоторного возбуждения со зрительными галлюцинациями, гиперкинезами в виде мышечных подергиваний в более тяжелых.

Группа антиконвульсантов, используемых с целью суицида, представлена карбамазепином (68%), барбитуратами [ например, фенобарабитал] (23%) и производными вальпроевой кислоты (9%). В последние 2 года отравления барбитуратами в чистом виде практически не встречаются, что, вероятно, связано со значительным сокращением их использования в медицинской практике в качестве антиконвульсантов и особенно снотворных ([читать] статью «Обследование пациентов и диагностика при отравлении барбитуратами» Г.В. Есин, ГБОУ ВПО «Московский Государственный Медико-Стоматологический Университет имени А.И. Евдокимова» Минздрава РФ; журнал «Аспирант» № 6 - 2, 2015).

Обратите внимание. В рамках рассматриваемой проблемы среди суицидентов преобладают женщины в возрасте 20 - 40 лет с невротическими и связанными со стрессом расстройствами. Чаще всего для отравлений используются транквилизаторы, чуть реже – снотворные средства и антидепрессанты. Наиболее тяжелые отравления вызваны амитриптилином и азалептином.

Комментариев нет:

Отправить комментарий