Предлагаю повнимательнее взглянуть на вопрос быстрого (или не очень) финиша у бегунов на средние и длинные дистанции. Как правило, все атлеты делятся на быстрых финишеров и дистанционщиков, кто предпочитает «душить» соперников темпом. Казалось бы, способность финишировать зависит в основном от абсолютной скорости спортсмена. Однако много фактов, подтверждающих, что это не так. Вернее, этого недостаточно, чтобы играючи «нахлобучивать» всех соперников. Самым лучшим подтверждением этого является трехкратный олимпийский чемпион и экс - рекордсмен мира Питер Снелл. В финале Олимпиады в Риме на 800м, по словам его тренера, Артура Лидьярда, Питер имел самую низкую абсолютную скорость из всех участников забега, что не помешало ему выиграть золото.
Давайте взглянем на физиологические и биомеханические факторы, от которых зависит способность «выдавать финиша», а после обсудим, как эти знания применить на практике.
Наша энергетическая система
Весьма и весьма интересные данные получены в одном из исследований, где проливается свет на то, почему мы реально можем работать на финише быстрее, чем делаем это на самом деле. Исследователи взяли велосипедиста, и заставили его в различное время работать в одиночку, или против виртуального компьютерного соперника. Вначале атлету было предложено «в одного» показать лучший и максимальный результат на определенной дистанции. Затем он соревновался с виртуальным атлетом, который ехал полностью по графику испытуемого велосипедиста, когда он ехал «в одного». Во втором случае велосипедист обогнал себя же «виртуального». Исследователи пришли к выводу, что он спрогрессировал во второй раз только с помощью большего количества анаэробной энергии. Другими словами, велосипедист во втором тесте потратил столько же аэробной энергии, что и в первом тесте, но обогнал сам себя за счет большей анаэробной мощности в конце теста. Это качество сильно зависит от мотивации, но этот вопрос будет обсуждаться отдельно ниже. Сосредоточимся именно на физиологии самого процесса финишного ускорения и посмотрим, что на этот счет говорят специалисты.
Если мы определим финишный спурт как увеличение скорости на последних 100-400 метрах дистанции, то следует рассмотреть два фактора с точки зрения энергетики, которые влияют на это:
1. Взглянем на финишный спурт с точки зрения энергетики, то для каждого атлета существует своя оптимальная точка Х, с которой для этого атлета наиболее оптимально совершать финишное ускорение. Положение точки Х зависит от многих причин – предыдущего темпа по дистанции, готовности анаэробных систем на данный момент и т.д. В идеале, в этой точке атлет должен быть минимально закислен, то есть уровень лактата должен быть невысоким. Есть данные, в которых говорится, что перед началом финишного спурта африканские бегуны имеют уровень лактата гораздо ниже, чем их западные коллеги. Таким образом, к началу финишного спурта африканцы имеют гораздо больший резерв неиспользованной анаэробной энергии, которую можно направить на быстрый финишный спурт. Именно по этой причине «быстрые» атлеты зачастую не могут выдавать феерический финиш, то есть, подходя к точке Х, у них исчерпаны запасы анаэробной энергии и наблюдается высокий лактат в крови, добавить им уже просто нечем. Просто у каждого атлета в определенный период подготовки есть определенный резервуар с энергией, большая часть из которой аэробная, и меньшая – анаэробная. И задача каждого бегуна как можно экономнее расходовать аэробную энергию по дистанции, поддерживая при этом высокий темп, чтобы сберечь анаэробный запас для финишного ускорения.
2. Учитывая вышесказанное, взглянем еще на один энергетический фактор – анаэробную емкость, или количество запасенной в мышцах анаэробной энергии, от которой и зависит как долго и как быстро мы можем финишировать. Но, даже если определенный атлет добрался до точки Х с минимальным количеством «молочки» в мышцах, имея маленький запас анаэробной энергии, он не будет способен быстро финишировать, несмотря на то, что его при этом не «поставило». Это присуще атлетам - темповикам. Они зачастую «забивают» на тренировку анаэробной мощности и емкости, делая акцент лишь на развитие общей и специальной выносливости. Для еще большего понимания проблемы выделю три показателя, максимально влияющие на общий результат. Это скорость на уровне анаэробного порога (показатель аэробной мощности, или мощности нашего движка), экономичность бега (способность тратить минимум аэробной энергии при высокой скорости бега) и анаэробная емкость (чем она выше, тем длиннее и мощнее будет наш финишный спурт). Все эти показатели поддаются тренировкам.
Активизация мышечных волокон
Это еще один фактор, от которого зависит способность переключаться на финише. Многочисленные данные подтверждают, что увеличение скорости бега напрямую связано со способностью включать в работу новые мышечные волокна (отдельные двигательные единицы). Чем больше двигательных единиц включено у нас в работу, тем быстрее/мощнее мы можем бежать при этом. В то время как мы устаем по ходу забега, мы должны постепенно подключать все новые порции «свежих» мышечных волокон, иначе скорость бега будет снижаться. Если же получается так, что в точке Х, откуда мы планировали финишировать, мы активировали уже все мышечные волокна, то для финишного ускорения уже просто не будет резерва. Поэтому чем больше неиспользованных и «свежих» мышечных волокон, тем быстрее и продолжительнее может быть наш финиш. То есть атлету необходимо научиться очень эффективно и экономично расходовать запас своих двигательных единиц.
Если же взглянуть на некоторые последние данные, полученные с помощью ЭМГ (электромиограммы), то там обнаруживается четкая взаимосвязь между увеличением скорости бега и мощностью нервно-мышечного сигнала, который и активирует отдельные мышечные единицы. Чем сильнее посланный из ЦНС сигнал, тем больше мышечных волокон активируется . поэтому чем выше мотивация и желание победить у атлета, тем белее мощный сигнал подает ЦНС к мышцам, и как следствие, быстрее финишное ускорение. Вопрос мотивации будет обсуждаться дальше.
Биомеханика – способность «переключать скорости»
Вопрос финиша с точки зрения физиологии мы разобрали. Но полное понимание способности финишировать будет неполным без рассмотрения такого фактора, как «переключение скоростей». Как я уже описывал в одной из статей, есть два способа увеличить скорость – увеличить либо длину, либо частоту шагов. Для каждого бегуна есть свой оптимальный вариант, зависящий от его анатомии, строения ног и физиологии. Однако некоторые добавляют сразу за счет двух компонентов – длины и частоты одновременно. То есть, достигнув определенной, уже описываемой точки Х, нам обязательно нужно изменить как минимум один компонент. Если мы бежали по дистанции высокой частотой и коротким шагом, то вероятнее всего, сможем добавить за счет длины шага, и наоборот.
По этой причине, для хороших финишеров необходимо уделять значительное внимание как тренировке длины, так и частоты шагов.
Мотивация
И, конечно же, напоследок обсудим важнейший фактор - это мотивация атлета, способность работать и выкладываться до изнеможения. Вышеупомянутый пример с велосипедистом показывает, что хорошая конкуренция и мотивация к победе повышает способность быстро финишировать.
Интересен вопрос – как работать с мотивацией? Всегда стоит помнить, что у нас есть большой скрытый резерв. Наш мозг очень четко контролирует наше состояние, не позволяя ему выкладываться так, чтобы это нанесло вред здоровью. То есть, в каждом из нас заложен особый механизм, контролирующий безопасность нашего существования, отслеживающий сдвиги в гомеостазе (не позволяем происходить сильным сдвигам).
Одним из наиболее интересных данных является то, что получив сигнал о сильном утомлении, наш мозг автоматически выключает из работы часть мышечных волокон, заботясь тем самым о нашем здоровье. Однако величина мотивации влияет на этот процесс, противодействуя системе внутренней безопасности. Это позволяет нам бежать быстрее, но получать при этом более сильное, а иногда опасное утомление.
Ярким примером того, что в нашем организме гигантский потенциал к росту только за счет мотивации являются истории о том, как человек ведет себя в экстремальной ситуации. Описаны случаи, когда, спасаясь от дикого зверя, нетренированные люди запрыгивают на крыло самолета, высотой более двух метров, как мать в одиночку переворачивает автомобиль, спасая из- под него своего ребенка и так далее. То есть, они подают настолько мощный сигнал из ЦНС, что активируются все скрытые резервы организма, которые невозможно подключить при обычной жизнедеятельности. Получается, что мотивация или экстремальная ситуация снимает блоки, нейтрализует внутренний механизм безопасности, и человек на какое то мгновение становится «суперменом», обладающим нечеловеческими возможностями.
То же самое иногда возникает и в спорте (очень яркие примеры – финиш «айронменов»), когда «заруба» на финише и сильная конкуренция частично блокируют механизм безопасности, и на финише атлет способен «выворачиваться наизнанку».
Выводы
Что нам необходимо для быстрого финиша:
1) Использовать по минимуму анаэробную энергию до точки финишного спурта, чем соперники.
2) Иметь большую емкость анаэробного источника энергообеспечения.
3) Иметь до начала спурта достаточный запас незадействованных и «свежих» двигательных единиц.
4) Быть способным использовать их даже при сильном утомлении.
5) Иметь высокую мотивацию к победе.
Вопрос финишного спурта рассмотрен достаточно подробно. В следующий раз, на основе этих знаний, охватим стратегии тренировки быстрого финиша.
Комментариев нет:
Отправить комментарий