Продолжаем.
Отзывчивые против неотзывчивых.
Все ученые, работающие в области гипоксичесих воздействий сходятся во мнении, что всех спортсменов можно разделить на «отзывчивых» и «неотзывчивых» в плане реакции на гипоксические стимулы в виде увеличения секреции натурального собственного гормона ЕПО и как следствие увеличении массы эритроцитов и увеличении МПК. Но определить это можно только будучи уже на высоте. Единственный параметр который можно отследить сразу после выезда в горы — это измерить уровень естественного гормона ЕПО в первые 30 часов пребывания. Если уровень повышается — это группа «отзывчивых» спортсменов. Если остается на том же уровне — это группа «неотзывчивых» спортсменов. Однако этот тест дорогостоящий и не все могут его себе позволить. Некоторые полагают, что разделить на две группы можно по следующим косвенным признакам:
- Генетика.
- Начальный уровень железа.
- Уровень тренированности.
- Начальный уровень гематокрита.
- Уровень усталости (есть перетренировка или нет).
Причислить к группе «неотзывчивых» можно по следующим признакам:
- Поднялись на высоту с признаками сильной усталости или в состоянии перегрузки или перетренировки.
- Уже был негативный опыт использования высоты.
- Изначально низкий уровень железа в организме.
В любом случае необходим строгий контроль за показателями крови и железа при любых попытках использования гипоксических стимулов.
Действительно ли горная подготовка улучшает работоспособность на «уровне моря»? Главный ключ — это восстановление.
Нужно повториться, что какими бы не были гипоксические стимулы, улучшения работоспособности не будет без правильного восстановления. Если брать стратегию LHTH, то улучшение работоспособности на уровне моря может не наблюдаться. Да, адаптационные изменения в организме произошли, но из-за снижения тренировочной интенсивности (тренировка на высоте) эти изменения нивелируются. В случае использования стратегии LHTL улучшение работоспособности на уровне моря отчетливо заметны. В данном случае к адаптационным изменениям за счёт нахождения на высоте добавляются преимущества тренировки внизу без снижения интенсивности. Стратегию LHTH можно использовать при правильной интеграции её в общий тренировочный процесс на элитном уровне.
Важно, чтобы все данные стратегии органично вписывались в планы подготовки к важнейшим соревнованиям. Не так много работ в области комплексного многократного воздействия всех данных стимулов на работоспособность и результаты выступлений на протяжении всего сезона. В основном все методики основываются на рекомендациях от практиков.
Прерывистая гипоксическая тренировка (Intermittent hypoxic training (IHT)).
Поставщики оборудования для данного вида тренировок в один голос утверждают, что данный метод работает. Однако серьёзных научных исследований на этот счёт недостаточно. И результаты говорят о том, что получаемый гипоксический стимул не приводит к увеличению массы эритроцитов. То есть какие-то изменения есть на уровне центральной и периферической адаптации. Но самого главного, адаптации к гипоксии на уровне сердечно-сосудистой системы, в данном случае не происходит.
Проживание и тренировки на высоте LHTH.
Многие тренеры и атлеты уверены, что пик работоспособности приходится на третью неделю после возвращения на уровень моря. Однако продолжительность жизни эритроцитов 2-3 месяца. И поэтому теоретически повышенная работоспособность должна сохраняться в течение нескольких месяцев. Однако научных работ в данном направлении практически нет, так как очень сложно обеспечить чистоту экспериментов. Атлеты вовлечены в интенсивную тренировочную и соревновательную деятельность. Элитные атлеты по возвращении с высоты как правило проводят огромное количество высокоинтенсивных тренировок для обретения боевой формы. Это позволяет восстановить всё, что было потеряно в плане центральной адаптации во время снижения интенсивности тренировок при нахождении на высоте по стратегии LHTH.
Прерывистая гипероксическая тренировка (Intermittent hyperoxic training).
Появляется больше научных работ в области применения воздушных смесей с повышенным содержанием кислорода. Например такая работа проводится в национальной команде США по конькобежному спорту. По опубликованным данным в тренировках используется смесь с содержанием кислорода 60% вместо 21%, как в обычном воздухе. Атлеты выполняют интервальные тренировки, неся портативный баллон со смесью на спине и вдыхая смесь через маску. Главное что получают в итоге таких тренировок — это увеличение мощности работы и скорости при той же интенсивности (величинах ЧСС). То есть атлеты могут бежать быстрее при тех же режимах работы (например 8 х 800 по 2:12 через 2 мин отдыха атлеты способны при дыхании смесью пробегать каждый отрезок за 2:08, на 4-е секунды быстрее). Улучшается нервно-мышечная стимуляция во время максимальных усилий. Однако есть трудности технического характера по обеспечению оборудованием для получения смесей 60-100% во время тренировок. При использовании во время длительных тренировок приходится пользоваться лабораторным оборудованием, беговыми дорожками, велотренажёрами и системой трубок и масками.
Периодизация в использовании гипоксических и гипероксических стимулов для оптимального увеличения работоспособности.
Для любой стратегии использования данных стимулов необходимо оптимальное место, время, продолжительность и интенсивность воздействия. Здравый смысл подсказывает, что наибольшие преимущества имеент вариант постоянного проживания на высоте для получения максимальной адаптации сердечно-сосудистой системы. Однако тренироваться на высоте в силу снижения интенсивности и скоростей желательно на этапе базовой подготовки в начале сезона или в периоды, когда нет необходимости разгонять интенсивность до максимума и можно работать в пределах ПАНО. В тоже время гипероксическое стимулирование можно применять во время непосредственной подготовки к соревнованиям, когда необходимо улучшить нервно-мышечную адаптацию и работать на максимальных скоростях и мощности.
Вот примеры использования гипоксических и гипероксических стимулов в подготовке элитных бегуном на длинные и средние дистанции.
Во время подготовительного периода (базовая и специальная работа) используется стратегия гипоксического стимулирования LHTH. Затем во время предсоревновательной подготовки комбинирование LHTL (горная палатка) и гипероксических стимулов. Во время соревновательного этапа используются только гипероксические стимулы.
Вот несколько другая стратегия, но похожая. Гипероксические стимулы добавляются уже на стадии специальной подготовки.
Для получения максимального эффекта от применения данных стратегий необходимо учитывать все факторы (от индивидуальной реакции каждого спортсмена на гипоксию до процентного количества кислорода в гипероксической смеси). Нет единой схемы, которая работала бы для каждого спортсмена, есть общие рекомендации и общие принципы воздействия гипоксических факторов на организм. Старайтесь планировать и контролировать подготовку так, чтобы не оказаться в состоянии постоянной острой акклиматизации или острой реакклиматизации (по-простому состояние «ямы»). В плане многолетней подготовки при регулярном использовании можно подобрать схему под каждого спортсмена. Если это единичное использование и вы никогда не выезжали на высоту тренироваться, то могут возникнуть разочарования в плане повышения работоспособности после возвращения на равнину из-за индивидуальной реакции каждого.