суббота, 9 апреля 2016 г.

Стресс под контролем.




 

Длительные служебные командировки в горячие точки, повседневная служба требуют от военнослужащих и определенной психологической подготовки. Например, военнослужащему необходимо знать приемы психологической диагностики и коррекции стрессовых состояний, учитывая тот факт, что у него не всегда имеется возможность обратиться за помощью в психологическую службу.

Все существующие сегодня методики управления стрессом направлены на снятие последствий воздействия стресса, по мере сил снижать вероятность возникновения в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Как правило, эти методики требуют значительного объема времени, отличаются малой эффективностью, часто требуют привлечения профессионального психолога и создания особых условий для их реализации.

Сегодня необходимы методики по профилактике стрессовых состояний, по подготовке центральной нервной системы на физиологическом уровне к воздействию различных стрессоров. Такие методики должны быть легки в овладении, высоко эффективны и практичны. Легче не допустить разрушительного действия стресса, чем потом бороться с его последствиями. Не зря стресс называют «тихим убийцей». Несколько лет назад, исходя из результатов проведения иракской кампании, Пентагон выделил более 100 млн. долларов на разработку программы именно профилактики стрессовых состояний.

При опросах на семинарах слушатели чаще всего ссылаются на народное средство индивидуальной коррекции стрессовых состояний: прием алкоголя. Действительно, прием небольшой дозы алкоголя перед стрессовым событием помогает снизить воздействие и последствия стресса. Легкий, но тупиковый путь. Существуют и другие методики подготовки к сильным стрессам. Это могут быть различные воздействия с невысоким уровнем стресса, например аттракционы типа «американские горки», фильмы – боевики и триллеры и т. п. Таким образом, психика подготавливается к воздействию более сильных стрессоров. Широко применяются приемы обкатки стрессом и в условиях боевой подготовки. При этом происходит определенная адаптация к стрессу. Однако все это требует продолжительного времени. Кроме того, внешнее спокойствие не значит, что не происходят физиологические реакции организма на стресс со всеми вытекающими отсюда последствиями. Например, часто встречающиеся рекомендации мысленно проигрывать те или иные стрессовые ситуации вызывают те же физиологические реакции организма, что и в реальной стрессовой ситуации, так как наш мозг не способен отличать вымышленную ситуацию от реальной. Как часто бывает, что внешне спокойный человек вдруг срывается, когда последняя капля переполняет его чашу терпения…

С целью снижения воздействия предстоящей стрессовой ситуации, можно рекомендовать специальные дыхательные упражнения. Они направлены на повышение содержания углекислого газа в крови с целью расширения кровеносных сосудов и увеличения кровообращения головного мозга. Для этого выполняется быстрый вдох через нос, задержка дыхания и медленный, порционный, выдох через рот. Также увеличивает кровоток и поочередное вдыхание ноздрями с задержкой выдоха и последующим выдохом через рот. Кроме того, длительная задержка дыхания вызывает значительное возбуждение дыхательного центра, а это, в свою очередь, усиливает в коре головного мозга процесс торможения. Именно данным обстоятельством и объясняется целесообразность использования дыхательных упражнений для снижения уровня психической напряженности.

Стресс является результатом того, что происходит в мозге, а не того, что творится в окружающей среде. Любой стресс всегда является и физиологическим, и гормональным, и психологическим. Поэтому в антистресcовой профилактике необходимо обращать внимание именно на состояние головного мозга. При стрессе как минимум одна половина мозга блокируется. Значит, в жизненно экстремальных ситуациях, зачастую опасных для жизни, мы не способны принимать обдуманные решения. Сниженная активность левого логического полушария мозга и активизированная эмоциональность правого полушария могут привести к негативному психологическому состоянию, вплоть до возникновения различных фобий. Поэтому возникает необходимость оперативно выровнять активность полушарий мозга, сделать мозг полностью работоспособным. При этом надо отметить, что важная роль взаимосвязи обоих полушарий проявляется у человека с полностью работоспособным мозгом (с развитым мозолистым телом и межнейронными связями полушарий мозга) в том, что удваиваются системы жизнеобеспечения, эффективно начинает работать интуиция, возрастает скорость и адекватность реагирования на любые внешние и внутренние раздражители, в несколько раз возрастает устойчивость к интоксикации за счет активизации гематоэнцефалического барьера.

Существуют специальные упражнения, направленные на активизацию взаимодействия полушарий головного мозга и на развитие их межнейронных связей. При этом активируется деятельность гормональной системы с выбросом таких опиатов, как эндорфины и серотонин. Именно комплекс таких упражнений и является эффективным средством профилактики стрессовых состояний на физиологическом уровне. Мозг получает настолько мощное чувство удовольствия от этих упражнений, что, пытаясь его сохранить, как бы блокирует всю негативную информацию, которая способна его нарушить. При этом вся поступающая информация воспринимается и обрабатывается в полном объеме.

Упражнения основаны на принципе, что, активизируя одну половину тела, мы активизируем одно полушарие мозга, а активизируя синхронно все тело, мы тем самым активизируем оба полушария мозга. В упражнениях загружаются те части тела, которые имеют наибольшие проекции в головном мозге (пальцы и кисти рук, пальцы ног и стопы, губы). Например, при активизации пальцев и кисти правой руки, в зависимости от типа упражнений, активизируется 25% и больше поверхности коры головного мозга. Надо учитывать, что имеется так называемое «перекрытие зон», когда нейроны одной проекционной зоны активно «сотрудничают» с нейронами другой проекционной зоны (например, зон обоняния и зрения, моторики и логического мышления). Такое физиологическое перекрытие может достигать 43%.

В упражнениях также учитывается то, что выполнение сложного движения возможно только при участии огромного количества нейронов на всех этажах центральной нервной системы — лобных, теменных, затылочных, височных долях полушарий, ствола мозга и т. д. Чем сложнее новое движение, чем сознательнее оно выполняется, тем большее влияние на мозговые функции оказывает. При выполнении комплекса упражнений изменятся волновая активность мозга, возникает физиологическое состояние как после длительного сеанса медитации.

Комплекс упражнений с загрузкой проекционных и ассоциативных зон мозга желательно, по возможности, первый месяц выполнять ежедневно. Это идеальный вариант с наибольшей эффективностью. Именно за этот период возникают и начинают работать новые межнейронные связи. В дальнейшем будет достаточно выполнять комплекс один раз в неделю в течение одного часа или по мере необходимости. Дело в том, что вызванное упражнениями положительное физиологическое состояние мозга сохраняется длительное время (до недели и больше). Допускается выполнять одно или несколько упражнений для получения нужного эффекта. Например, можно просто сложить ладони минут на 10–15, что не только выравнивает активность полушарий мозга, но и нормализует кислотно-щелочной баланс организма. Прикладывая пальцы рук ко лбу, например, мы тем самым увеличиваем кровоток и тепло в передней части мозга и останавливаем классическую стрессовую реакцию (отток крови из зоны сложного мышления передней части мозга в задние центры выживания). Эффективно и простое поглаживание теплыми ладонями головы в течение 3–10 минут.

Одним из принципов, заложенных в систему упражнений, является то, что чем больше биологически целесообразна координация движений, тем легче и точнее она выполняется, а чем больше координация противоречит биологически сложившимся согласованиям, тем она труднее. Первоначально все упражнения разучиваются и выполняются с открытыми глазами, а в дальнейшем с закрытыми, что увеличивает эффективность упражнений. Не обязательно делать все упражнения сразу. В дальнейшем также можно сократить количество упражнений при сохранении результата от их выполнения. Продолжительность занятий — 30–60 минут. Каждое упражнение выполнять 10–15 раз.

Комплекс упражнений.

Положение — сидя.

1. «Кулак-ребро-ладонь». Ладонь лежит на столе, пальцы прямые; сжать ладонь в кулак, поставить ладонь на ребро и выпрямить пальцы; ладонь на столе, пальцы прямые; сжать ладонь в кулак и т. д. Сначала это сделать каждой ладонью отдельно, потом двумя руками одновременно. Усложняем: начинает правая рука, через одно движение подключаем левую руку, т. е. получаем асинхронные движения.

2. «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончики носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.

3. На правой руке соедините в кольцо большой палец и указательный палец, затем большой палец — средний палец, большой палец — безымянный палец, большой палец — мизинец. На правой руке соедините большой палец — мизинец, затем большой палец — безымянный палец, большой палец — средний палец, большой палец — указательный палец. Пальцы соединяем синхронно, с небольшим нажимом. Постепенно ускоряем ритм и меняем положение рук в пространстве.

4. Одновременно и синхронно двумя руками пишем в воздухе алфавит, цифры, восьмерки. Амплитуда в диапазоне «голова — бедра».

5. Пишем в воздухе одновременно двумя руками разные буквы и цифры. Например, левая рука пишет «0», а правая — «1»; левая — «1», правая — «2» и т. д. Выполнить от «0» до «9».

6. Пишем в воздухе двумя руками и одновременно разные цифры или буквы и при этом быстро ими обмениваемся. Например, правая рука пишет «1», а левая пишет «3», сразу же за этим правая рука пишет «3», а левая «1». Повторить несколько раз.

7. Одновременно поджимаем пальцы левой ноги и сжимаем пальцы правой руки в кулак, при этом делаем резкое движение нижней челюстью и губами в сторону; затем поджимаем пальцы правой ноги, сжимаем в кулак пальцы левой руки и делаем резкое движение нижней челюстью и губами в другую сторону. Делать 2–3 минуты, постепенно ускоряя темп.

8. Левая рука ладонью на животе. Указательный палец правой руки горизонтально лежит на верхней губе, а средний палец руки находится горизонтально на нижней губе. Рот приоткрыт. Растираем верхнюю губу возвратно-поступательными движениями. Поменять руки. Делать по 2–3 минуты.

9. Указательный палец правой руки на верхней губе, средний палец руки — на нижней губе. Энергично растираем губы, при этом сжимаем-разжимаем пальцы левой руки в кулак и поджимаем-растопыриваем пальцы ног. Поменять руки. Делать по 2–3 минуты.

10. Руки вытянуты в стороны на уровне груди, кулаки сжаты. Вращать кулаки одновременно в одну сторону, другую, в разные.

11. Соединить перед грудью кончики пальцев обеих рук. Не разъединяя контактов пальцев, сводим и разводим ладони, нажимая в местах контактов пальцев. Одновременно поджимаем и разжимаем пальцы ног.

12. Вытянуть руки и ноги перед собой. Делаем синхронные скрещивающие движения руками и ногами.

Положение — стоя.

1. Стоя делаем круговые движения или рисуем в воздухе восьмерки левой рукой, а правой рукой пишем в воздухе алфавит, цифры. Поменять руки. Повторить несколько раз.

2. Предварительно разучиваем 4 движения для правой руки: в сторону, вверх, в сторону, вниз. Повторить несколько раз. Затем разучиваем 5 движений для левой руки: вперед, в сторону, вверх, вперед, вниз. Повторить несколько раз. Теперь делаем эти движения одновременно, каждые для своей руки. Делать в течение 2–3 минут.

3. Различные перекрестные движения. Например, правым локтем коснуться поднятого левого колена, затем левым локтем коснуться правого колена. В момент касания поджимать пальцы стоп и сжимать пальцы рук в кулаки.

4. Называя по порядку буквы алфавита, одновременно делайте следующее: Ал — Бп — Во — Гл — Дп – Ео – Ел — Жп — Зо — Ил…где: л — поднимите левую руку вверх и согните правую ногу в колене; п — поднимите правую руку вверх и согните левую ногу в колене; 0 — поднимите вверх обе руки и встаньте на цыпочки. Движения можно изменять на любые, главное – сохранить их разнообразие. Можно делать это упражнение в положении сидя, поднимая или напрягая только пальцы рук и ног.

5. Перенесите вес тела на правую ногу, левой ногой делайте круговые движения, а правой рукой напишите в воздухе свое имя, фамилию, алфавит или цифры по порядку. Левой рукой можно придерживаться. Поменяйте руку и ногу. Повторить упражнение несколько раз.

6. Для правого полушария мозга на счет «1–2 3–4–5–6–7» медленно и равномерно поднимается левая нога, согнутая в колене. Когда бедро достигнет горизонтального уровня, правой ладонью нажимать на левое колено сверху, в три этапа:1-й: легкое усилие ладонью на колено сверху — 7 секунд, 2-й: сильное усилие — 7 секунд, 3-й: опустить ногу в исходное положение — 7 секунд.Рука нажимает чуть выше колена. Левой рукой можно на что-то опираться или отставить ее в сторону и согнуть в локте. Спина прямая. Повторить 6–8 раз.Для тренировки левого полушария используется правая нога и левая рука. Повторить то же 6–8 раз.

7. Ходьба на месте, глаза закрыты. Одновременно руками рисуем восьмерки или делаем руками круги перед грудью (руки вытянуты вперед, раскрытые ладони направлены вперед, пальцы вверх). Меняем направления круговых движений руками. Делать 1–2 минуты.

8. Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кулаки сжаты. Сделать вдох. На выдохе приседаем, колени отводим в стороны, а пятки отрываются от пола и почти касаются друг друга. Одновременно с приседанием делаем два толчковых движения вперед открытыми ладонями (пальцы вверх). Спина прямая.

9. Встать прямо, развести руки в стороны на уровне плеч, ладонями вниз. Не меняя положения рук и переступая ногами, медленно вращайтесь, стараясь делать как можно более полные развороты.

10. Руки вытянуть вперед, глаза закрыть. Шагать на месте и одновременно руками делать движения, как будто вкручиваете лампочку. Сменить положение рук: вверх, в стороны.

11. Руки вытянуть вперед перед грудью ладонями вниз. Шаг правой ногой в сторону, левую ногу скрестить с правой ногой, поставив ее сзади, одновременно скрестить вытянутые руки перед грудью, левая рука сверху. Вернуться в исходное положение и повторить в другую сторону.При возможности выполняются дополнительные упражнения, которые не требуют специально выделенного времени для занятий:

1. «Зеркальное рисование». Возьмите в каждую руку по карандашу или фломастеру. На листе начинаем одновременно двумя руками писать буквы, цифры, делать одинаковые рисунки. Это упражнение можно усложнить: левой рукой пишем «0», а правой рукой «1», затем левой рукой «1», а правой — «2» и т. д.

2. Возьмите в каждую руку по карандашу или авторучке. Соедините их кончики в одной точке на листе. Начните писать с одной точки одно слово одновременно, левой рукой — слева–направо, а правой — справа–налево. Пусть первоначально это будут короткие слова.

3. Возьмите в каждую руку по карандашу или авторучке и два листа бумаги. Одновременно начинайте писать двумя руками какой-нибудь текст, например, ранее выученное стихотворение. Правая рука пишет слева направо, а левая рука справа налево. Упражнение можно усложнить, когда правая рука будет писать справа налево, а левая рука — слева направо. Предварительно можно потренироваться и писать просто короткие слова по такой схеме.

4. Взять в каждую руку по карандашу или круглой палочке. Одновременно вращать пальцами карандаши в обеих руках, при этом стараться активно задействовать все пальцы. Вращать в одну сторону, другую, в разные стороны.

5. Попробуйте на листе бумаги одновременно написать ваше имя левой рукой, а фамилию — правой. Затем наоборот.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать ряд правил.

1. Упражнения не выполняются при плохом самочувствии, болезни, при приеме медицинских препаратов и спиртных напитков и иных искусственных стимуляторов (кофеин, никотин и пр.).

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ВОСПРИИМЧИВОСТИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ: Использование естественных факторов

 

«...Не курит, алкоголь употребляет в случаях необходимости; физиологические контакты только с нужными для выполнения задания женщинами». (Из ориентировки по розыску.)
В. Богомолов. «В августе сорок четвертого»

Несмотря на тренированные слух, зрение, обоняние, при любой возможности полевой разведчик и контрразведчик, ведущие оперативный поиск в природных условиях или находящиеся в засаде, обязательно используют дополнительные приемы активизации нервной системы, обостряющие восприятие.

Известно, что сахар и глюкоза — энергетические вещества, необходимые для работы сердца, мозга и нервной системы в целом, а следовательно, и органов чувств, которые по сути являются фрагментами мозга, выполняющими функции чувствительных датчиков.https://vk.com/public51319644

Кусочек сахара, положенный под язык (сразу не глотать!), заметно повышает эффективность ночного зрения, остроту слуха и обоняния. По этой причине спецслужбисты и тактические разведчики военного времени старались в повседневной жизни обходиться без сахара, привыкая работать только на повышенной тренированности органов чувств. Системы восприятия, тренированные для работы с полной отдачей «на голодном пайке», в ответственные моменты получали мощный энергетический толчок от приема сахара или глюкозы, что резко повышало эффективность их работы.

Остроту ночного зрения, слуха, обоняния и чутья вообще повышает разжевывание кисло-сладких таблеток. Кислый вкус действует как раздражитель, «взбудораживая» нервную систему и активизируя ее, сладкое — как энергетический материал.

Временно повышают остроту зрения препараты кофеина и ореха кола — ночное зрение, слух, интуиция и боевая экстрасенсорика обостряются на 25—30%; этот эффект достигает наибольшего пика через 30—60 минут после приема препарата и длится полтора-два часа.

Колоссальный, но варварский эффект достигается приемом таблеток обычного медицинского эфедрина. При этом обостряются все чувства и невероятно увеличивается работоспособность.

К сожалению, происходит это за счет мобилизации внутренних резервов организма, вследствие чего по окончании действия препарата наступают нервное истощение и полный упадок сил. К тому же эфедрин имеет наркотическое свойство привыкания.

Из простых и доступных средств на практике применяют разжевывание щепотки чая с щепоткой сахара (но сразу не глотать!). Теин, находящийся в чае, действует тонизирующе, сахар как энергетический материал.

Этот способ вызывает существенное повышение чувствительности зрения ночью и сокращает время адаптации в темноте с 30—40 до 5—7 минут. При жевании сладкого чая резко увеличивается энергетический потенциал человека по сравнению с его обычным состоянием. Тот же эффект достигается простейшим процедурным приемом — обтиранием лба, висков, шеи и затылка холодной водой.

На остроту ночного зрения влияет снабжение мозга кислородом — глубокое дыхание (полный вдох и выдох) 10—12 раз в минуту заметно повышает его эффективность.

Резкий дополнительный приток кислорода активизирует кровообращение и стимулирует нервнофизиологический тонус человека.

Ночное зрение обостряется в положении сидя. Группа "тактика спецназа" Почему так происходит, никто не знает, но метод этот эффективен и проверен.

Слух работает с полной отдачей, когда человек находится в спокойном состоянии. Волнение, страх, ярость мгновенно и ощутимо снижают остроту слуха. Направление цели по слуху лежа на животе определяется намного точнее, чем лежа на спине.

ЗАПОМНИТЕ : целенаправленное внимание повышает чувствительность ночного зрения и слуха в полтора-два раза! Успех этого постулата целиком зависит только от вас.

У людей, тренирующихся по приведенным в данном пособии методикам, диапазон видения ночью рефлекторно сдвигается в инфракрасную сторону спектра и обостряется внутренний ночной слух.

Слуховой аппарат человека, который структурно напоминает электронный волновод, начинает воспринимать разночастотные излучения окружающей среды. Проявлению и мобилизации внутренних резервов способствует повышенный уровень собственной нервной энергии человека.

Поэтому в жестоких условиях реальной войны разведчики и контрразведчики в отличие от других родов войск старались не вступать без необходимости в сексуальные контакты, чтобы сохранить энергетический потенциал. Для оперативника СМЕРШа поединком на войне был каждый прожитый день. Кроме того, повышенный уровень нервной энергетики намного повышает эффективность стрельбы, особенно из пистолета!

Чтобы не нарушать адаптацию глаз в темноте при работе с оперативными документами (картой и т. д.), нужно закрыть наиболее острый «ведущий» глаз и, оставив открытым другой, пользоваться фонарем с красным светом! Во избежание обнаружения со стороны все это нужно делать чем-то прикрывшись.

Пристально и долго всматриваться в темноту не следует, чтобы не утомлять зрение. Рекомендуется периодически закрывать глаза на 5—10 секунд. Такой короткий отдых позволит избавиться от утомления.

При работе в засаде и в ночном поиске ничто так скверно не влияет на результаты, как подозрительность. Подозрительность порождает предвзятость и направляет по ложным путям.

ЗАПОМНИТЕ: в оперативно-поисковых мероприятиях оставить подозрительность и максимально обострить внимание! (Сейчас служивые делают все с точностью до наоборот.) Неизвестность, окружающая вас, может «взорваться» мгновенно и с неожиданного для вас направления. Обострите внимание и только внимание!

Ночью никогда нельзя смотреть на костер и другие яркие источники света. Ночное зрение при этом резко притупляется, и требуется время на его восстановление. И если уж очень необходимо наблюдать за событиями в районе костра, это делается через дырочки в любой большой пуговице.

Этот же способ применяется при необходимости смотреть против солнца и зимой, для рассматривания предметов на фоне освещенного блестящего снега. К тому же дырочки в пуговице действуют как линзы очков, делая изображение более четким.

Бывает необходимость пройти мимо секретпоста или миновать засаду противника. В прифронтовых условиях для этого кто-то один из группы отвлекающе стреляет из ракетницы звездочкой белого огня в сторону секретпоста (сразу же закрывая глаза или глядя в сторону после выстрела, чтобы не слепнуть самому), провоцируя на себя заградительный огонь противника.

Пользуясь этим, основная группа «проскакивает» и с удобной позиции в свою очередь открывает огонь по обнаружившему себя временно ослепленному противнику.

Это дает возможность «проскочить» и отвлекающему бойцу.

При необходимости войти с освещенного места в темное, нужно делать это, за 20—30 секунд до того закрыв один глаз. В темноте работать с этим открытым глазом, уже адаптированным к полумраку. При выходе с темного места на освещенное поступать так же. При необходимости работать возле костра это лучше делать с одним прикрытым (каким угодно способом) глазом.

Работая в лесу, полезно научиться отличать естественные шумы от искусственных. Учтите, что знающие и тренированные люди двигаются по лесу при ветре, особенно при его порывах, которые скрадывают шум шагов, качающиеся длинные колышущиеся ветви скрадывают движения человека в камуфляже, перебегающего мелкими резкими рывками в такт колебаниям веток.

ЗАПОМНИТЕ лесную особенность: лес успокаивает, ослабляет контроль внимания и усыпляет бдительность!

В лесу не следует сосредоточивать внимание на деревьях и кустарниках, находящихся вблизи. Смотреть нужно за пределами того, что окружает человека, через просветы в деревьях, зарослях, листве. Иначе вы прозеваете реальную опасность.

В лесу хорошая слышимость, но звук нередко распространяется в виде эха, чем создается ложное представление о направленности и количестве источников звука. Известный обычный прием — две ладони, рупором приставленные к ведущему уху, намного улучшают распознавание звука и его направление.
В тумане, при высокой влажности воздуха и после дождя, зимой, в безветренную ночь звук распространяется лучше и дальше. Но в тумане искажается направление звука.

Для улучшения восприятия звука можно использовать следующие подсобные приемы:

• бутылку с отбитым донышком приставить, как рупор, горлышком к уху;

• воткнуть неглубоко в землю малую солдатскую лопатку и слушать, прижав ухо к черенку;

• положить на землю, на ровное место, сухую доску и слушать, приложив к ней ухо;

• пустую бутылку или солдатскую флягу, до половины заполненную водой, закопать в землю до половины и слушать, прижав ухо к горлышку. Если есть резиновая трубка — вставить ее одним концом в плотную просверленную пробку сосуда, другим — в ухо; можно сосуд полить водой или закопать до половины в лужу — получится заметно эффективнее;

• вырыть аккуратную ямку размером 30 х 30 см, затянуть сверху плащ-палаткой (лучше прорезиненной), с боков укрепить (подсыпать) грунтом, приложить ухо к получившейся мембране и слушать. Вместо ткани можно использовать фанеру или обшивку с разбитой авиатехники.

Все вышеперечисленные способы используются в засадах с очень большой степенью эффективности. Шаги противника и движение любого транспорта слышатся отчетливо и на больших расстояниях.

Имеются и психофизиологические вспомогательные приемы, активизирующие механизмы, повышающие восприятие:

• при работе обонянием сосредоточить внимание на переносице и чувствовать переносицу при глубоком вдохе носом; ярко представить синий цвет;

• при работе осязанием сосредоточить внимание на пуповине, прочувствовать физически это место; представить цвет индиго;

• при работе слухом прочувствовать гортань, сердце; ярко представить зеленый цвет;

• при ночном зрении прочувствовать желудок, подушечки пальцев на руках и ногах; представить красный цвет;

• при работе в условиях неочевидности кожно-мышечно-ориентационным чутьем прочувствовать внутреннюю нижнюю часть затылка; ярко представить оранжевый цвет.

Вышеописанные вспомогательные приемы индивидуальны, срабатывают они довольно эффективно, но, к сожалению, не у всех. Все надо испытывать на практике — возможно, именно у вас получится очень хорошо.

А. Потапов: Приемы стрельбы из пистолета. Практика СМЕРШа
Тактика спецназа

Стрессы выживания





При определении факторов внешней среды, неблагоприятно воздействующих на человека, оказавшегося «один на один с природой», часто используется понятие «стрессы выживания», к которым относятся: боль, холод, жара, жажда, голод, переутомление, одиночество.

Несомненно, в такой классификации имеется некоторая условность, однако она помогает как-то систематизировать эти факторы, что облегчает рассмотрение взаимоотношений между внешней средой и человеком в условиях автономного существования.

Боль – нормальная физиологическая реакция организма, выполняющая защитную функцию. Человек, лишенный болевой чувствительности, подвергается серьезной опасности, так как не может своевременно устранить угрожающий фактор.Но, с другой стороны, боль, причиняя страдание, раздражает, отвлекает человека, а длительная сильная, непрекращающаяся боль влияет на его поведение, деятельность и может быть причиной возникновения различных заболеваний.И вместе с тем человек иногда в состоянии справиться с очень сильными болевыми ощущениями, преодолеть их. Сосредоточиваясь на решении какой-либо очень важной, ответственной задачи, человек способен «забыть» о боли.

Холод. Снижая физическую активность и работоспособность, холодовой стресс оказывает воздействие на психику человека. Цепенеют не только мышцы, цепенеет мозг, воля, без которой любая борьба обречена на поражение. Поэтому в зоне низких температур, например в Арктике, деятельность летчика, космонавта начинается с мер по защите от холода: строительства убежища, разведения огня, приготовления горячей пищи и питья.

Жара. Высокая температура окружающей среды, а в особенности прямая солнечная радиация вызывают в организме человека значительные изменения, иногда за относительно короткое время. Перегрев организма нарушает функции органов и систем, ослабляет физическую и психическую деятельность. Особенно опасно воздействие высоких температур при недостатке питьевой воды, ибо в этом случае, наряду с перегревом, развивается обезвоживание организма. Постройка солнцезащитного тента, ограничение физической активности, экономное использование запаса воды – меры, значительно облегчающие положение космического или летного экипажа, оказавшегося после посадки в пустыне или тропиках.

Жажда. Ощущение жажды при невозможности удовлетворить ее из-за недостатка или отсутствия воды становится серьезной помехой деятельности человека при автономном существовании, особенно в условиях высоких температур окружающей среды. Жажда завладевает всеми его помыслами и желаниями, которые сосредоточиваются на единственной цели – избавиться от этого мучительного ощущения.

Голод. Совокупность ощущений, связанных с потребностью организма в пище, можно рассматривать как типичную, хотя и несколько замедленную, реакцию стресса. Хотя известно, что человек может обходиться без пищи в течение продолжительного времени, сохраняя работоспособность, однако многодневное голодание, а при недостатке воды в особенности, ослабляет организм, снижает его устойчивость к воздействию холода, боли и т. д. Аварийный пищевой рацион, имеющийся в НАЗе (носимом аварийном запасе), рассчитан лишь на несколько суток субкомпенсированного питания. Источником пищевых запасов должна стать внешняя среда за счет охоты, рыбной ловли и сбора дикорастущих съедобных растений.https://vk.com/public51319644

Переутомление – своеобразное состояние организма, возникающее после длительного (а иногда и кратковременного) физического или психического напряжения. Переутомление таит в себе потенциальную опасность, притупляя волю человека, делая уступчивым к собственным слабостям. Оно подготавливает человека к психологической установке: «Эта работа не срочная. Ее можно отложить на завтра». Последствия такого рода установки могут быть самые серьезные. Избежать переутомления и быстро восстановить силы позволяет правильное, равномерное распределение физических нагрузок, своевременный отдых, который всеми доступными средствами надо делать как можно более полноценным.

Уныние – психическое состояние, вызванное одиночеством, провалом задуманных планов, неудачными попытками установить связь, безуспешными поисками воды и пищи и т. д. Его развитию способствует незанятость, монотонная однообразная работа, отсутствие четкой цели. Этого состояния можно избежать, возложив на каждого выживающего определенные обязанности, требуя их неуклонного выполнения, ставя перед каждым конкретные, но обязательно выполнимые задачи.

Страх - одной из форм эмоциональной реакции на опасность и наиболее опасным врагом выживающего является страх.

Реакция человека на страх зависит не столько от обстановки, в которой он оказался, сколько от его волевых качеств, от подготовленности и организованности, от правильности оценки ситуации, уверенности в себе и своем снаряжении.

Для неподготовленного человека внешняя среда оказывается постоянным источником страха. Попав в лесную чащу, он напряженно ждет нападения хищных животных, с ужасом ожидает появления акул, оказавшись на плаву в океане, при посадке на льды полярного бассейна его преследует страх разлома льдины, а в пустыне на каждом шагу мерещатся ядовитые змеи. И хотя чувство страха является вполне закономерной реакцией, если не справиться с ним, поддаться ему, то, в конце концов, оно окончательно подчинит себе все мысли и поступки человека. Страх любую простую проблему превращает в сложную, а сложную делает непреодолимой.

В состоянии страха человек теряет способность контролировать свои действия, принимать правильные решения. Состояние страха усиливает ощущение боли, воздействие холода и жары, голода и жажды. К примеру летчик замерзает, имея в кармане спички и полные баки горючего.

Но в то же время страх, управляемый и подавляемый, может оказаться полезным стимулятором деятельности человека, заставляя его быстрее и лучше соображать, активнее действовать, он обостряет восприятия органов чувств, придает физическую силу, превращаясь из врага в своеобразный катализатор энергии и решительности. Таким образом, страх может не только уменьшить шансы на спасение, но и значительно их повысить. Для поддержания своей жизни человек нуждается в определенных условиях, пище, воде, жилище и т. д. Вместе с тем, являясь членом общества, он привыкает к мысли, что многие его потребности обеспечивают окружающие люди, что кто-то постоянно заботится об удовлетворении его нужд, что в той или иной неблагоприятной ситуации он всегда может рассчитывать на чью-то помощь. И действительно, в повседневной жизни человеку не приходится ломать себе голову над тем, где укрыться от жары или холода, чем и где утолить голод и жажду. Заблудившись в незнакомом районе, он без особого труда получит нужную информацию, заболев, обратится за помощью к врачам.

Источник: extreme-survival.io.ua
Тактика спецназа