среда, 12 февраля 2014 г.

Как уснуть творческому человеку

 

Проблема недосыпа или нехватки времени на сон знакома всем творческим людям.

Как можно спать треть своей жизни, когда проект горит, сроки поджимают или находит вдохновение? При этом желание наконец-то выспаться становится перманентным, а кофе превращается в топливо для жизни. Почему некоторым людям достаточно 6 часов сна в сутки, а другие и за 10 не высыпаются? Ученые пытаются найти ответ на этот и другие вопросы, связанные с механизмами и значением сна в жизни человека.

Неспящая Элита

В английском языке появился новый броский неологизм — неспящая элита (sleepless elite). Такой термин придумали ученые, изучающие сон.
Исследования американских специалистов показали, что существует небольшой(1-3%) процент short sleepers — людей, способных поздно ложиться и рано вставать на регулярной основе без вреда для здоровья и снижения тонуса. Short sleepers всегда спят мало, даже когда есть возможность (на выходных). Такие люди энергичны, оптимистичны, амбициозны, у них другие циркадные ритмы, повышенный метаболизм (что ведет к большей худощавости), пониженный болевой порог и повышенная психологическая устойчивость.
Неудивительно, что при таких задатках short sleepers чаще добиваются успеха в жизни. Широко известны примеры Бенджамина Франклина, Томаса Джефферсона, Леонардо Да Винчи и Наполеона, спавших по минимуму (хотя есть версия, что Наполеона сгубил именно недостаток сна).
Как попасть в число таких людей? Если нет генетической предрасположенности, то никак. Ученые выявили, что у всех short sleepers есть одинаковый ген hDEC2. Скорее всего, это не единственный такой ген и как в целом работают механизмы сна, для ученых до сих пор остается загадкой. Неясно даже предназначение сна.

Для чего нужен сон

Существует очень привлекательная теория, объясняющая зачем нужен сон: для закрепления памятного следа путем «проигрывания» новообразовавшихся за день связей в коре и гиппокампе. Эта гипотеза объясняет также и сны, как результат одновременного воспроизведения разных памятных следов. Эта идея многим нравится, потому что нас всех чертовски интересуют сны (правда, только свои) и мы весьма дорожим своей памятью как основой личности.
Проблема в том, что приняв консолидацию памяти в качестве основного назначения сна, нам также придется признать, что опоссум, который спит 19 часов в сутки, имеет очень бурную жизнь и ему, в отличие от нас, есть что помнить. Или, наоборот, у него большие трудности с запоминанием и ему нужно на это дело много времени. Но тогда сразу оказывается, что по скорости запоминания нам не сравниться с ослами. Ослы спят 3 часа.
Очевидный способ проверить, зачем нужен какой-то процесс — посмотреть, что случается в его отсутствие. Эксперименты над крысами показали, что полная депривация сна неизбежно вызывает гибель животных через 2–3 недели. При отсутствии сна крысы теряют вес на фоне увеличивающегося потребления пищи. У них появляются изъязвления на коже и выпадает шерсть. Температура тела сперва повышается, затем начинает падать. Энергетический обмен становится крайне неэффективен (потеря тепла и массы тела на фоне увеличения притока калорий). У крыс разлаживается терморегуляция, они начинают мерзнуть. Иногда у депривированных крыс возникает заражение крови, предположительно из-за ухудшения барьерных свойств желудочно-кишечного тракта. Антибиотики не предотвращают смерть крыс от депривации сна. Причина смерти крыс остается неясной. К удивлению исследователей, мозг крыс оказался практически не поврежден депривацией сна.
На людях проводились эксперименты с частичной депривацией сна. При четырехчасовом сне в течение 6 дней у людей возникают расстройства энергетического обмена. Систематическое ограничение сна до 6 часов в сутки ведет к ожирению (вероятно, вследствие гиперкомпенсации ухудшения обмена веществ увеличением количества съедаемой пищи), проблемам с пищеварительным трактом и сердечно-сосудистой системой. У людей, вынужденных постоянно менять ритм сна и бодрствования (например, у работающих сутки-через-двое) возникают язвенные колиты и другие нарушения работы кишечника.
Разумеется, при депривации сна страдает и память. Но с такими основными эффектами депривации как-то странно считать, что основная функция сна — укрепление памяти. Сон явно нужен для ликвидации каких-то метаболических проблем, но мы пока не знаем ни каких именно проблем, ни как происходит их ликвидация. Предполагают, что у тела во время бодрствования накапливаются метаболические проблемы, которые надо решать, тело их решает, а мозг «в свободное время» занят чем-то своим, например, реорганизацией памяти.

Быстрый способ наладить свой сон

Существует известный метод лечения нарушений сна, который называется Stimulus Control Therapy. Он состоит из следующих шагов:
  1. Не есть, не пить, не читать, не слушать музыку и не смотреть телевизор на кровати. Кровать должна ассоциироваться только со сном. Исключение можно сделать только для секса.
  2. Не принимать кофеин в течение последних 6 часов перед сном.
  3. Регулярные физические упражнения, но не позднее, чем за 4 часа до отхода ко сну.
  4. Не спать в течение дня.
  5. Каждый день просыпаться в одно и то же время (желательно 6-7 утра), без исключений.
  6. Ложиться спать, только когда чувствуется усталость.
  7. Если не удалось заснуть в течение 10 минут, вылезайте из постели и идите в другую комнату. Почитайте, послушайте музыку, но в спальню возвращайтесь лишь с намерением лечь спать. Спальня должна ассоциироваться только со сном.
  8. Первое время новый режим будет даваться тяжело, но это нормально.

Наркотики и креативность

 

Экспериментальные рисунки художников, созданные под воздействием психотропных веществ.

Как известно, наркотики расширяют сознание. Под их воздействием великие ученые совершали грандиозные открытия, художники создавали великие полотна.
Тем, кто с наркотиками знаком только в теории, никогда не понять, каким становится мир под их воздействием. А одурманенному человеку невероятно трудно трезво оценить свое состояние со стороны. Поэтому некоторые художники решили задокументировать свое измененное восприятие, сделав целые серии рисунков.

Эксперимент французской художницы

Первая серия рисунков — 11 автопортретов французской художницы, впервые принявшей ЛСД. Через определенные промежутки времени после употребления наркотика ее рисунки изменяются до неузнаваемости.
Спустя 15 минут после дозы (слева), спустя 45 минут после дозы (справа)
— Как ты себя чувствуешь? Чувствуешь что-нибудь?
— Не-а.
— Такие яркие цвета!
— Да. Но, вероятно, будет еще хуже.
1 час 45 минут (слева), 2 часа 15 минут (справа)
«Купить цветные карандаши было классной идеей!»
3 часа 30 минут (слева), 4 часа 45 минут (справа)
«Я не нарисовала глаза. Ты хочешь, чтобы я нарисовала глаза? Я не чувствую в этом рисунке глаз. И я фиолетовая».
6 часов (слева), 6 часов 45 минут (справа)
«Обычно я рисую глаза в самом конце, потому что не хочу, чтобы они смотрели на меня, пока я рисую всё остальное. А сейчас я вообще не хочу, чтобы картина смотрела на меня».
«Черный карандаш куда-то делся, но зато у меня остались все цветные! Эта картина мне больше всех нравится».
8 часов (слева), 8 часов 45 минут (в центре), 9 часов 30 минут (справа)
«Я 45 минут просидела в темноте, слушая Pink Floyd и вот что получилось».
«Во всех предыдущих рисунках я попыталась показать то, что происходило у меня в голове, но сейчас я хочу отобразить всё то, что происходит вне её».

Эксперимент американского художника Брайана Льюиса Сондерса

Брайан Льюис Сондерс (Bryan Lewis Saunders) — наркоман со стажем. Он курит, нюхает, глотает и вкалывает себе самые разные «вещества» из любви к искусству. Так, на протяжении 15 лет он пишет автопортреты, в том числе и в периоды «торчания», и за это время он собрал галерею из нескольких тысяч автопортретов, созданных под воздействием тех или иных препаратов. Арт-проект «наркомана от искусства» так и называется — Drugs.
В своих интервью художник рассказывает, что эта идея пришла к нему в голову после того, как он пережил очень тяжелое потрясение, и был вынужден принимать сперва успокоительные, а затем и сильнодействующие препараты из категории антидепрессантов. Заметив, что соответствующие дозы разных лекарств заставляют его чувствовать себя не в своей тарелке, иначе себя вести и мыслить не так, как обычно, Сондерс решил извлечь из этого состояния вот такую необычную выгоду.
Автопортреты под воздействием кокаина (слева) и псилоцибиновых грибов (справа)
Впрочем, это был не первый опыт общения Брайана Льюиса Сондерса с наркотиками. В юности он уже экспериментировал с такими «веществами» как каннабис, и пару раз его даже задерживали с дозой кокаина в кармане. Но большинство из тех препаратов, которые он употреблял за последние 15 лет, были для него в новинку. Со временем некоторые из них стали для художника фаворитами. В частности, препарат под названием Ксанакс превращал его, социофоба и отшельника, в социально активного человека, который запросто мог подойти к незнакомцу на улице и завести с ним разговор. А самые ужасные впечатления остались от наркотика-галлюциногена, известного как «ангельская пыль», и тяжелого транквилизатора Сероквель.
Автопортреты под действием разных доз валиума
Автопортреты под действием закиси азота (слева) и того же, плюс валиум (справа)
Автопортреты под анашой (слева) и марихуаной (справа)
После вдыхания жидкости для зажигалок (слева) и надышавшись газом (справа)
Автопортреты под действием «ангельской пыли» (слева) и дилаудида (справа)
Автопортреты под действием настоящего абсента (слева) и после двух бутылок микстуры от кашля (справа)
Самовосприятие сознанием, измененным действием метамфетамина (слева) и морфина (справа)
Разумеется, такие эксперименты над собой не могли не сказаться на психическом и физическом здоровье художника. Он уверен, причем не безосновательно, что заработал повреждение головного мозга, не говоря уже о проблемах с другими внутренними органами. Поэтому сегодня он принимает только те лекарства и в той дозировке, которую выписывает врач, но серию автопортретов «Drugs» продолжает по-прежнему. На сайте Брайана Льюиса Сондерса можно ознакомиться со всей коллекцией.

Эксперимент американского художника в 1950-егоды

Аналогичный эксперимент, правда уже в медицинских целях, проводили в рамках программы правительства США по исследованию препаратов, изменяющих психику, в конце 50-х годов минувшего века. Художник получил дозу LSD-25 и коробку с карандашами и ручками. Ему нужно было нарисовать врача, сделавшего ему инъекцию.
Первый рисунок был готов через 20 минут после первой дозы (50 мкг)
Наблюдающий врач записывает — пациент рисует углем.
Со слов пациента:
«Состояние нормальное.. пока никаких эффектов».
Спустя 85 минут после введения первой дозы и 20 минут после второй дозы (50 мкг 50 мкг)
У пациента наблюдается эйфория.
«Я могу видеть вас так ясно, так чисто. Это.. вы.. это все.. у меня небольшие проблемы с карандашом.. Словно он движется сам по себе.»

2 часа 30 минут после первой дозы
Пациент очень сосредоточенно рисует.
«Контуры выглядят нормально, но они очень яркие — все постоянно меняет свой цвет. Моя рука должна следовать сильному течению линий. Я чувствую, как мое сознание перетекает в активную часть тела — в мою руку, локоть.. мой язык».

2 часа 32 минуты после первой дозы
Пациент увлеченно рисует.
«Я пытаюсь сделать другой рисунок. Модель выглядит нормально, но мой рисунок — нет. Моя рука странно меняется. Этот рисунок не особенно хорош, правда? Брошу его, попробую снова...»

2 часа 35 минут после первой дозы
Пациент быстро рисует следующую картину.
«Я нарисую это одним движением.. не останавливаясь.. одна линия, без отрыва!»
После того, как рисунок закончен, пациент начинает смеяться, затем что-то на полу его пугает.

2 часа 45 минут после первой дозы
Пациент пытается попасть в коробку с красками, и он взволнован. Медленно отвечает на предложение порисовать ещё. Он почти не говорит.
«Я... все... изменилось... они зовут... ваше лицо... извивается... кто это...»
Пациент тихо напевает какую-то мелодию. Теперь он рисует темперой.

4 часа 25 минут после первой дозы
Пациент перебрался на койку, где пролежал около 2 часов, двигая руками в воздухе. Внезапно, он уверенно возвратился к столу. Стал рисовать пером и акварелью.
«Это будет лучший рисунок. Почти как первый, только лучше. Если я буду неосторожен, я потеряю контроль над своими движениями, но этого не произойдет, потому что я знаю. Я знаю». (он повторил это ещё много раз).
Пациент сделал последние несколько мазков, бегая взад и вперед по комнате.
5 часов 45 минут после первой дозы
Пациент продолжал двигаться по комнате, пересекая пространство по сложным траекториям. Прошло полтора часа, прежде чем он сел и начал рисовать снова.
«Я снова чувствую свои колени. Думаю, лекарство прекращает действовать. Это очень хороший рисунок — этот карандаш весьма сложно держать». — (в руках у него пастельный мелок)

Спустя 8 часов после первой дозы
«Мне нечего сказать об этом последнем рисунке. Он плохой и неинтересный. Я хочу домой.»