Надо ли пересматривать результаты старых соревнований после каждого допингового скандала?
Обозреватель "СЭ" считает: борцам с допингом нужно изменить подход к делу и перестать диктовать спортсменам свои условия.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
За все время, что в спорте идут баталии вокруг допинга и борьбы с ним, мне ни разу не довелось услышать внятное объяснение: почему расширение временного диапазона исследования проб сначала до восьми лет, а потом до десяти лет было правильным и прогрессивным. Только потому, что такие правила были придуманы в достаточно узком кругу специалистов-медиков?
Их я вполне понимаю, кстати. Спорт всегда давал колоссальный простор для любых исследований. Но вся наша жизнь – это улица с двусторонним движением. Поэтому позволю себе задаться вопросом: что дают существующие правила спорту?
Чистоту? Отнюдь. Давно известно: изобретение новых методов воздействия на результат всегда на шаг опережает появляющиеся технологии борьбы. А вот минусы очевидны. Дело ведь не только в том, что спортсмен, получивший на тех или иных соревнованиях золото, вполне может по истечении какого-то времени быть этой награды лишен. Когда такое происходит, теряется смысл во множестве других вещей. Например, в работе журналистов, стремящихся не только показать красоту победы и апофеоз ликования, но и запечатлеть эту победу в истории – как документальный факт.
Ну да, запечатлели. А потом выясняется, что чемпион-то – вовсе не этот. А тот, что стоял, убитый горем, на второй или третьей ступени пьедестала. Или вообще не попал на него, а лежал, скрючившись, на полу раздевалки и скулил от бессилия. Он не догадывался, что через пять, а то и десять лет его найдет награда, отобранная у обманщика. Заодно где-нибудь в раздевалке ему эту награду и вручат.
Удивительно, не правда ли? С одной стороны, телевидение все больше диктует спорту свои условия. Нужно, чтобы олимпийские финалы в плавании проводились в полночь, как будет в Рио-де-Жанейро-2016? Нет проблем. Но то же самое всесильное ТВ безропотно терпит, когда Олимпийские игры превращаются в игры закулисные. Игры для узкого круга людей, придумавших себе идею тотальной чистоты спорта и неплохо при этой идее кормящихся.
Нет, я не за то, чтобы поощрять обман. Но если уж мы так любим повторять хрестоматийное “Быстрее, выше, сильнее”, логично, как мне кажется, распространить это и на тех, кто осуществляет борьбу с допингом. Обязать, скажем, определять нарушителей до того, как победителям будут вручены награды. Если для этого нужно брать пробы за час до старта – нет проблем. Существует же в борьбе и штанге давно устоявшаяся процедура взвешивания? Сказать, что она стопроцентно честна, я не возьмусь. Давно известно: спортсмен, сгоняющий перед взвешиванием по 8-10 кило, потом набирает их так же быстро и зачастую выходит на помост далеко не с тем с весом, который подразумевает его категория. Но разве кого-то это интересует, когда спортсмены стоят на пьедестале? Таковы правила, и они – незыблемы.
Восемь лет назад мы обсуждали эту тему с Вячеславом Фетисовым. Он тогда сказал:
– Если человеку уже вручена награда, как можно потом ее отобрать? В профессиональном хоккее такое немыслимо. Если тебе вручили Кубок Стэнли, никто и ни по каким причинам никогда не сможет забрать его назад. Сейчас есть предложение, которое будет рассматриваться на конгрессе WADA: чтобы взятые пробы хранились восемь лет и могли бы быть исследованы в любой момент. С моей точки зрения это – нонсенс. Ты заканчиваешь выступать и восемь лет должен жить в страхе?..
В те времена Фетисов был одним из руководителей WADA. И именно он, когда предложение о восьми годах было оглашено, сразу попытался убедить облеченных более высокой властью коллег, что надо четко определиться. Если антидопинговая служба не успела провести допинг-контроль и дисквалифицировать нарушителя до награждения, спортсмену вручают медаль, и никаких дальнейших манипуляций быть уже не может. Потому что в противном случае в спорте высших достижений сомнению будет подвергнуто абсолютно все.
Так, собственно, сегодня и происходит. Не думаю, что при тех средствах, которые сейчас вкладываются в борьбу с допингом, не существует методов, позволяющих провести анализ пробы в течение суток, а то и нескольких часов. Просто для того, чтобы встать на эти позиции, "борцам за чистоту" нужно, прежде всего, переломить собственную психологию. А именно: признать, что они – точно такая же часть зрелища, как те, кто бьется за победу на стадионе. И они тоже могут как выиграть, так и проиграть. Пока же, если называть вещи своими именами, WADAустроила из большого спорта свой собственный "неприкасаемый" бизнес. И его целью все чаще выглядит банальное желание поймать именно чемпиона – чтобы резонанс был максимальным. Ухватить, так сказать, свою "минуту славы". Любой ценой.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ04.02.2015