четверг, 17 апреля 2014 г.

Смена абсорбтивного и постабсорбтивного состояний

 

В постабсорбтивном состоянии концентрация глюкозы в крови равна примерно 5 ммоль/л (90 мг/дл). После приема пищи в результате всасывания глюкозы из кишечника ее концентрация в крови увеличивается (алиментарная гиперглюко-земия). Максимум концентрации — около 150 мг/дл — достигается примерно через час; еще примерно через 1,5 ч концентрация глюкозы возвращается к уровню постабсорбтивного состояния.

Регуляция смены абсорбтивного и постабсорбтивного состояний инсулином и глюкагоном


Синтез и секреция инсулина и глюкагона регулируются глюкозой, причем противоположным образом: при повышении концентрации глюкозы в крови секреция инсулина увеличивается, а глюкагона, наоборот, уменьшается. Таким образом, их концентрации в крови изменяются реципрокно: при пищеварении концентрация инсулина высокая, концентрация глюкагона низкая; в постабсорбтивном состоянии отношение обратное. Однако следует отметить, что амплитуда изменений концентрации инсулина гораздо больше, чем глюкагона: концентрация инсулина изменяется примерно в 7 раз, а глюкагона — в 1,5-2 раза. Противоположно также и действие этих гормонов на метаболизм: инсулин стимулирует процессы запасания веществ при пищеварении, а глюкагон — их мобилизацию в постабсорбтивном состоянии. Поэтому направление метаболических процессов зависит не столько от абсолютной концентрации гормонов, сколько от отношения их концентраций: [инсулин]/[глюкагон] (инсулин-глюкагоновый индекс).
Гликоген как запасная форма глюкозы накапливается в клетках во время пищеварения и расходуется в промежутках между приемами пищи. Очевидно, при смене
этих периодов должны изменяться относительные скорости синтеза и распада гликогена. Кроме того, энергетические потребности организма изменяются при переходе от покоя к активности и наоборот, и соответственно должна регулироваться скорость расходования гликогена. Наконец, одновременное протекание и синтеза, и распада гликогена в одной и той же клетке привело бы к образованию порочного (растратного) цикла, единственным результатом которого было бы растрачивание АТФ. Следовательно, регуляторные механизмы должны быть такими, чтобы при включении одного процесса автоматически выключался бы другой.

Кетон малины: натуральный жиросжигатель!


Суд обвиняет малиновый кетон в убийстве избыточного жира. Должны ли мы приговорить его к включению в диету и тренировочную программу? Судить вам!

Автор: Шеннон Кларк

Если вы смотрели «Шоу доктора Оза», значит, наверняка слышали его мнение о малиновом кетоне. Эта пищевая добавка стремительно набирает популярность – в точности как увлечение ягодой асаи несколько лет назад. Однако малиновый кетон – это не просто очередная дань моде. Кажется, за его спиной стоят результаты научных исследований, которые официально ставят на этом нутриенте «знак качества»!

Из-за чего шум?
Все любят малину. А термин «кетоны» звучит очень по-научному и наводит на мысли о здоровье. Что еще можно сказать о малиновом кетоне? Оказывается, много чего!

Как следует из названия, малиновый кетон получают из ягод малины. Фактически, именно этот компонент малины отвечает за легко узнаваемый сладковатый малиновый аромат. Кроме того, в молекуле малинового кетона есть структурный фрагмент, очень похожий на синефрин, а синефрин постоянно называют мощнейшим жиросжигателем. Это настоящий щит и меч в битве против жировых складок.

Синефрин обладает стимулирующим влиянием и помогает: ускорять метаболизм, контролировать нормальный, здоровый аппетит и увеличивать продукцию энергии. Благодаря этим трем полезным свойствам синефрина вы можете меньше есть и сжигать больше калорий с помощью систематических физических упражнений и низкокалорийной диеты.

Поскольку малиновый кетон структурно подобен синефрину, логично предположить, что он обладает и схожим термогенным действием. Это тоже натуральный ингредиент, который помогает добиться заметного прогресса в вопросах похудения без побочных эффектов искусственных пищевых добавок.

Ну и где он?
Кетон малины, известный в научных кругах как 4-(4-гидроксифенил) бутан-2-один, уже проложил себе путь на полки магазинов спортивного питания. Одним из распространенных препаратов является Labrada Raspberry Ketones. А поскольку малиновый кетон становятся все более популярным, вы скоро встретите его в составе многих термоджеников.

В чем его секрет?
В недавнем исследовании на мышах ученые продемонстрировали,
что кетон малины повышает норадреналин-индуцированное
сжигание жиров.
Исследователи пришли к выводу, что жиросжигающий эффект
связан с активацией фермента липазы, который стимулирует
высвобождение жирных кислот из адипоцитов (жировых
«хранилищ») в начальной фазе их утилизации. Высказывается гипотеза, что присутствие в плазме крови малинового кетона способствует повышению активности этого фермента и таким образом увеличивает темп высвобождения в кровоток жирных кислот.

Если вы уже соблюдаете диету и придерживаетесь хорошей тренировочной программы, кетон малины может стать тем дополнительным стимулом, который поможет ускорить высвобождение жирных кислот из адипоцитов.

Другое исследование показало, что химическая структура малинового кетона подобна капсаицину. Капсаицин, который может ускорять обменные процессы, содержится в кайенском перце и перце чили. Некоторые люди жалуются на низкую эффективность капсаицина, и для них кетон малины может стать достойной альтернативой.

Подведем итог
Ни одна пищевая добавка не заменит сбалансированную диету и хорошую тренировочную программу. Кетон малины следует использовать только вместе с этими ключевыми слагаемыми успеха. А все те, кто стал апологетом здорового питания и регулярно посещает спортзал, можно смело думать о включении малинового кетона в свой арсенал термоджеников и жиросжигателей.

РАЗГОНКА МОЗГА

Приближается сезон экзаменов и сессий. Существуют ли действенные и, главное, безопасные способы улучшить работу мозга и активизировать память?
ЭКСПЕРТЫ:
Константин Анохин,
доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН и РАМН, заведующий лабораторией нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН;
Марьяна Безруких,
доктор биологических наук, профессор, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования.


«ВИАГРА ДЛЯ МОЗГА»
Нет школьника или студента, который не мечтал бы о волшебных таблетках, которые помогут выучить все за последнюю ночь. Да и многие родители не видят ничего плохого в том, чтобы во время экзаменов давать ребенку препараты, улучшающие работу мозга. Такие средства делятся на три группы.

Стимуляторы (производные амфетаминов и некоторые другие). По результатам крупного международного опроса, 20% студентов хотя бы раз использовали их во время подготовки к экзаменам. Они далеко не безобидны: могут вызвать сердечно-сосудистые осложнения, судороги, галлюцинации. В России стимуляторы запрещены.
Ноотропы – препараты для улучшения умственной деятельности. Изначально они разрабатывались для лечения болезни Альцгеймера, нарушений мозгового кровообращения, синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ). Однако все больше людей рассматривают их в первую очередь как «виагру для мозга».
Сегодня ведется активный поиск препаратов, которые могли быть направленно стимулировать память. Определенные успехи есть: в последние годы российские ученые предложили три новых вещества, обладающих мягким когнитивным эффектом. Но... «Одна из основных проблем ноотропов в том, что механизм их действия на мозг до конца еще не понятен, – говорит Константин Анохин. – Сегодня всерьез обсуждается риск развития психической зависимости от них. Мозг может начать требовать вещество, при котором чувствовал себя на подъеме. Особенно опасно это для детей и подростков».
В любом случае ноотропы – не одноразовая «скорая помощь» накануне экзамена. Эффект накапливается не сразу, и принимать препарат нужно не от случая к случаю, а курсом (во время которого, кстати, возможны неприятные побочные эффекты -– раздражительность, перепады настроения…). Курс же подбирается врачом индивидуально, в зависимости от цели. А такой цели, как «выучить все за одни сутки, весь семестр отдыхая в свое удовольствие» в медицине (пока) не существует.
НОЧЬ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ
Вечером накануне экзамена физиологи советуют отдыхать. Конечно, не гулять до утра на дискотеке – но расслабиться, встретиться с друзьями, а главное, как следует выспаться. Это очень важно: именно во время сна происходит закрепление информации в памяти и перевод ее из кратковременного в долговременное хранение. Активированные за день нервные окончания ночью перестраиваются, растут и укрепляются, а с ними укрепляется и память. Вот почему бессонные ночи перед экзаменами бесполезны, а то и вредны. Планируя мозговой штурм, знайте: помимо времени на освоение информации вам потребуется ночь на ее «созревание».

БАДы. Кофеин, растительные препараты, регуляторы обмена веществ, аминокислоты... Большинство таких пищевых добавок достаточно безвредны, но и малоэффективны. Самые популярные – гинкго билоба, гуарана, элеутерококк и корень женьшеня. Эффект первого точно не доказан; остальные три, по данным исследований, оказывают ноотропное и когнитивное действие, однако специалисты настроены скептически. «С БАДами надо быть еще осторожнее, чем с медицинскими препаратами, – говорит Марьяна Безруких. – Они не проходят клиническую экспертизу, и мы не знаем, какой эффект они могут дать».

ДИЕТА ВУНДЕРКИНДОВ

Статьи под заголовками «Диета для ума» можно найти даже в женских журналах. И действительно, работа мозга во многом зависит от того, что мы едим.
•    Жиры. Мозг на 60% состоит из них, поэтому им нужно уделять особое внимание. Никаких строгих диет! Особенно важны жирные кислоты омега-3 (ALA, EPA и DHA). Их много в рыбе, особенно в лососевых, семенах льна, креветках, киви, орехах. Суточная доза жирных кислот омега-3 – от 300 до 1000 мг.
•    Другой важный компонент – белки. Из творога, сыра, мяса, рыбы, яиц мы получаем триптофан и тирозин – важнейшие аминокислоты, необходимые мозгу. Без них наша способность запоминать приблизится к нулю. Кроме того, гарантированы нарушения нормальной работы мозга, перепады настроения, быстрая утомляемость.
•    Важный показатель – количество антиоксидантов в пище. Напряженная умственная деятельность требует высокого метаболизма в клетках мозга, а в результате образуются свободные радикалы. Рекомендуется ежедневно набирать как минимум 3000–6000 единиц антиоксидантной активности (ORAC – Oxygen Radical Absorbance Capacity). Сделать это нетрудно: всего 80–100 г свежей черники, ежевики, малины, клубники или 50 г клюквы или черной смородины.
•    Витамины группы В влияют на передачу нервных импульсов. Их особенно много в натуральных мясных и молочных продуктах, есть и множество витаминных комплексов и БАДов с ними.
•    Для работы мозга важны два фосфолипида – лецитин и холин. Их много в яйцах и печенке; холин есть также в бобовых, капусте, шпинате, сое. Как советует Медицинский институт Национальной академии наук США, холина следует употреблять не меньше 425–550 мг/день.
ПОВТОРЯТЬ!
У нашей памяти есть свойство: созданные ассоциации самопроизвольно разрушаются примерно через 40–60 минут, если их не закрепить повторением. Точно доказано: чтобы запомнить как следует, нужно повторять с достаточно большими интервалами. Вот алгоритм, который позволит задержать в голове максимум знаний.
Если надо запомнить текст:
* первый раз мысленно повторите новую информацию сразу после запоминания;
* второй раз – через 15–20 минут;
* третий – через 6–8 часов (обязательно в тот же день);
* четвертый – на следующий день.
Если надо запомнить точную информацию (например, формулы):
* второе повторение – через 40–60 минут;
* третье – через 3–4 часа (в день запоминания);
* четвертое – в течение следующего дня.

•    Пожалуй, самый важный нутриент для умственной деятельности – глюкоза, то есть сахар. У мозга практически нет запасов энергии; глюкоза – главное его «топливо», и он потребляет ее со скоростью 100 мг в минуту, или 6 г в час.
Школьники, которые не завтракают, хуже учатся: недостаток сахара в крови снижает умственную активность.

Вывод из этого перечня довольно парадоксальный. «Никакой специальной еды для мозга или диеты вундеркиндов не существует, – утверждает Марьяна Безруких. – Просто питание должно быть здоровым, рациональным и сбалансированным всегда, а не только во время экзаменов. Родители должны следить, чтобы ребенок получал достаточно витаминов и минеральных веществ, ел зеленые салаты, фрукты, пил натуральные соки. И, конечно, не переходил во время сессии на перекусы из бутербродов: в этот период совершенно ни к чему дополнительный стресс от нерационального питания».
КАК ВЫСТРОИТЬ ГРАФИК ПОДГОТОВКИ 
Выше головы прыгнуть невозможно: свои ограничения есть и у нашей памяти, и у организма в целом. И их обязательно надо учесть в режиме подготовки.
Серьезная умственная нагрузка для подростка и взрослого возможна в течение 40–45 минут. После этого необходим 10–15-минутный перерыв. Конечно, не для того, чтобы закрыть книгу и включить компьютер. Перерыв – время смены деятельности, физических упражнений, релаксации. Полезно сделать упражнения для глаз. Можно прилечь, расслабиться, свободно подышать, поставить спокойную любимую музыку…
Не обязательно обеспечивать абсолютную тишину во время занятий. «Некоторым детям и взрослым тихо бубнящий радиоприемник или негромкая музыка даже помогают сосредоточиться, – замечает Марьяна Безруких. – Ведь именно так, при фоновом шуме, мы привыкаем работать в школе. Поэтому совет родителям: не запрещайте ребенку заниматься под радио, телевизор, музыку, если ему так легче. Лишь бы звук был не очень громкий и не очень ритмичный».
После 3–4 циклов интенсивной работы по 45 минут обязательно нужно сделать перерыв подольше. Пообедать и… как минимум час–полтора погулять! «Сэкономить на прогулке – значит, украсть это время у самого себя, – говорит Марьяна Безруких. – Без нее вся дальнейшая учеба неэффективна».
Вернувшись, можно снова сесть заниматься – еще один 3–3,5-часовой блок с перерывами. После которого физиологи настоятельно рекомендуют… закончить. Теперь можно поужинать, снова погулять часок, а дальше – отдыхать. Конечно, желания не всегда совпадают с возможностями, и часто бывает нужен третий блок занятий. Но в любом случае закончить надо не позже полуночи. «После этого времени заниматься бесполезно, в голове ничего не останется», – утверждает Марьяна Безруких.
Запоминание информации, как любую работу, надо планировать. Если есть три дня и 120 вопросов к экзамену, то распределить подготовку надо равномерно. При этом учесть правило: второй день будет успешнее первого (ведь сначала надо «вработаться»), но последний день уже не так хорош, как второй (ближе к концу аврала неизбежен спад). Зная это, распределяем материал, не забывая оставить в последний день время на повторение.

КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМИНАТЬ 
«Бессмысленно просто сидеть и читать учебник, – говорит Марьяна Безруких. – Нужно выделять главные мысли. Именно поэтому полезно делать шпаргалки: таким образом ученик составляет краткий конспект – выделяет для себя основные пункты».
ЧТО ЛЮБИТ НАША ПАМЯТЬ
Информация легче запоминается, если:
1) она интересна, спорна или неожиданна;
2) эмоционально окрашена;
3) наложена на уже имеющиеся знания;
4) подается в контексте (например, изучать зоологию проще и быстрее в музее зоологии, звезды – в планетарии, а не по учебнику);
5) запоминание происходит в процессе какого-то физического действия (при ходьбе или даже просто стоя запоминается лучше).

Чтобы запомнить, обязательно надо повторить изученное хотя бы раз. Причем перечитывать не весь материал, а выписки, конспекты – то есть результат своей осмысленной проработки.
Поможет и мнемотехника – набор приемов для запоминания информации с помощью ассоциаций и дробления на простые блоки. Например, запомнить номер телефона или код 19179111204495 довольно сложно. Но если разбить его на несколько групп – 1917-911-1204-495, будет уже легче. А если еще и привязать к каждой группе смысловую ассоциацию – например, 1917 – год Октябрьской революции, 911 – телефон службы спасения, 1204 – день и месяц первого полета в космос, 495 – код Москвы – то информация запомнится быстро и надолго.
«Эффективность запоминания увеличивается, если мы используем разные способы ее восприятия: читаем, рассказываем, слушаем в изложении других, рифмуем и напеваем на знакомый мотив, рисуем схему или пиктограмму… – говорит преподаватель мнемотехники Никита Петров. – Чем больше каналов восприятия задействовано, тем лучше».
Но, конечно, все эти методы действуют не в последнюю ночь перед экзаменом, а если взяться за подготовку всерьез и заранее. «Если вы или ваш ребенок хоть раз попробуете готовиться к экзамену, рационально распланировав время, качественно отдыхая, правильно питаясь, то сразу увидите преимущества. И никакие стимуляторы вам не понадобятся», – уверяет Марьяна Безруких. «Натуральные методы стимуляции – тренировка памяти, регулярные умственные нагрузки – дают не такой быстрый и заметный эффект, как медицинские препараты, но зато не наносят вреда», – соглашается Константин Анохин.

ВЫВОДЫ «ЗДОРОВЬЯ»

1. Быстрые способы улучшить работу мозга и стимулировать память небезопасны для здоровья и не всегда надежны. Медленные не вредят здоровью, но и не работают, как скорая помощь: начинать нужно заранее.
2. Если в процессе подготовки не соблюдать режим работы и отдыха, никакие чудодейственные препараты не помогут. Ночь перед экзаменом – время для сна, а не для последних попыток хоть что-то выучить.
3. Чтобы не тратить время и силы на бессмысленную зубрежку, нужно учиться работать с информацией: выделять основную мысль, использовать методы рационального запоминания.

Разгонка и торможение психики

Часто одно и то же действие, которое мы неоднократно выполняем в разное время, субъективно воспринимается нами не одинаково. Иной раз нам кажется, что оно длится чересчур долго и заставляет нас прилагать серьезные усилия. А в другой раз, когда мы пребываем в ином психоэмоциональном состоянии, нам кажется, будто то же действие мы производим быстро и четко, просто играючи. В данном случае субъективная оценка степени сложности этого действия целиком и полностью зависит от уровня нашей психической активности.
Психическая активность – это некая производная функция от альфа и гамма ритмов мозга. Ее труднее определить теоретически, нежели практически почувствовать в самом себе. Что же это такое? У каждого нормального человека она обычно находится в пределах некоей амплитуды колебаний. Однако в стрессовых ситуациях она может подниматься значительно выше этих пределов. Такое состояние называют по разному – гипервозбуждение, состояние аффекта и т. д., – но суть его неизменна – запредельная разгонка человеческой психики.
Опираясь на собственный немалый опыт спортивных поединков и физических конфликтов с самыми разными людьми, я пришел к выводу: в реальной схватке лучше встретиться с обладателем черного пояса или звания мастера спорта, нежели с человеком, который солидную часть своей жизни провел в «закрытых пространствах». Конечно, при условии, что там он занимал не последнее место в местной иерархии. Ибо, чтобы в тех местах выжить и утвердиться, нужно уметь раскачивать свою психику.
Есть техника, которую называют «зековским куражом». Человек входит в полубезумное состояние, брызжет слюной, сыплет невнятные отрывочные угрозы. Судя по внешним симптомам, он находится в полуманиакальной фазе психоза. А это означает, что он перестает логически мыслить, и его болевая чувствительность очень низка. В этом состоянии остановить его почти невозможно – разве что каким-либо образом вызвать у него сильное сотрясение мозга или нанести другую серьезную черепно-мозговую травму. Во всех иных случаях этот человек будет сокрушать все на своем пути. Естественно, такой противник представляется мне куда более серьезным и опасным, нежели самый подготовленный спортсмен.
Итак, самое главное оружие бойца – это умение быстро разгонять свою психику. Иногда это называют еще особыми состояниями сознания. Но, разгоняя ее, очень важно не переступить черту. За каким-то едва уловимым порогом вы перестаете контролировать свои действия и полностью уподобляетесь викингам берсеркам. Это когда воин в припадке боевого безумия бросался вперед, сокрушая ряды врагов. Невозможно было его остановить ни мечом, ни стрелой, ибо он двигался слишком быстро.
Неуязвимость – тоже следствие сознательного безумия. При разгонке психики ускоряется восприятие. В этом состоянии ничего не стоит уклониться от удара, увернуться от брошенного ножа. Некоторые викинги умели уклоняться даже от летящей стрелы.
Разгонка психической активности приводит к состоянию, близкому к максимальной взвинченности, буквально полубезумию. Чрезвычайно важно уметь действовать в таком состоянии осмысленно. Причем действует уже не разум, а непосредственно рефлексы тела.
Боевые рефлексы таятся в каждом из нас. Я глубоко убежден, что великолепно сражаться может любой человек: сильный, слабый, толстый, худой, женщина, старик, подросток. Каждый человек может быть Великим Воином. Суть состояния воина – это высокая степень разгонки психики. Из двух соперников всегда побеждает не наиболее сильный, ловкий или тренированный, но тот, кто может сильнее разогнать психическую активность. Отсюда следует очень важный вывод: физическая сила мало что решает – в любых условиях.
Как говорил человек, который много лет назад учил меня держать в руке нож – Рамиль Измаилович Бехметов: «Я гораздо больше испугаюсь разъяренную истеричку с шилом в руке, чем двухметрового верзилу с обоюдоострым кинжалом». Как вы думаете – почему он так говорил? А именно потому, что псих силен, опасен и непредсказуем.
И это правильно. Грубая сила не решает ничего. Мало что значит и быстрота, ибо по настоящему высокую скорость и стремительность может сообщить вашим действиям лишь разгонка психической активности.
Ведь не случайно даже малоподвижные в обычной жизни, вялые, ленивые люди в состоянии внутренней «взведенности» двигались и действовали значительно быстрее тренированных, подготовленных спортсменов. Таких случаев известно много.
Теперь мы подошли к самому главному вопросу: как осуществляется разгонка психической активности?
Первое, с чего необходимо начать, – это умение входить в состояние безмыслия, состояние пустоты. Великая пустота. Транс. Это состояние, когда в голове нет никаких мыслей. Это состояние, когда вы пребываете в полной прострации, но при этом вы активны, динамичны и деятельны.
Достичь этого состояния можно переходом в так называемое первое внимание. Состояние второго внимания – состояние общечеловеческого мышления.
Попробуйте раствориться в любом действии. Не важно, что вы будете делать: произвольно двигать руками, или быстрым шагом идти, или перебирать четки. Или повторять какие-либо слова – растворитесь в звучании этих слов. Растворитесь в своих мягких пластических движениях. Растворитесь в своем действии, и как только вы почувствуете, что из головы исчезли все мысли – все, вы в состоянии пустоты. Вы в состоянии транса. Не я первый придумал эту схему. За тысячи лет до меня ее придумали йоги, ее придумали дзенбуддисты, ее знали мастера восточных единоборств, они называли это состояние САТОРИ – первичное просветление. Карлос Кастанеда называл это состояние остановкой внутреннего диалога. Названий одного и того же состояния – не счесть числа. Безмыслие. Безмыслие – это оно и есть. В состоянии безмыслия наша психика может управляться той установкой, которую мы сами себе задаем.

Теперь перейдем к собственно разгонке. Сядьте на стуле свободно, не скрещивая руки и ноги. Впрочем, можете стоять или принять какую-то другую позу – в дальнейшем вы должны научиться разгонять и тормозить свою психику в любом положении и в любое время. Итак, постарайтесь вспомнить такое свое состояние, когда вы были взведены, как стальная пружина, взвинчены до предела. Быть может, тогда вас охватило бешенство или же вы были просто неимоверно возбуждены. Но эмоции отриньте. Просто почувствуйте, как вы начинаете разгоняться, вспоминая это состояние.
Почувствовали? Отлично.
Теперь вспомните свое состояние, когда вы смертельно устали. Устали настолько, что стремились лишь куда-то доползти, повалиться, закрыть глаза и отключиться. Ярко вспомните это состояние: вам нужно лишь куда-то доползти и закрыть глаза. Стоп. Почувствовали, как проваливаетесь в какое-то оцепенение?
Итак, вы можете управлять состоянием своей психической активности, вспоминая себя в каких-либо обстоятельствах. Но, действуя так, вы можете достигать лишь тех границ активности, к которым вы уже когда-то приближались. Как же пойти дальше, выйти за пределы этих состояний? Ответ прост: при помощи того же самокодирования – разгоняя (или тормозя) свою психику.
Еще раз вспомните то состояние, когда вы были взвинчены до предела. Теперь войдите в состояние пустоты и усильте его, это взвинченное состояние, еще усильте, и еще… Взвинчивайте, разгоняйте себя! Почувствуйте, как ваши мышцы начинают легко подергиваться, словно по ним проходит ток. Хорошенько прочувствуйте это состояние.
Теперь снова вспомните состояние, когда вы до предела устали, когда у вас оставалось лишь одно желание – доползти куда-нибудь и уснуть. Войдите в состояние пустоты, почувствуйте, как все больше и больше тормозится ваша психика. У вас получилось?
И в том и в другом случае мы пользовались техникой аналогового самокодирования. Чтобы научиться уверенно разгонять и тормозить свою психику, обычно бывает достаточно двух-трех часов занятий. Конечно, не у всех сразу же получается одинаково хорошо и то и другое действие. Одним легче дается разгонка психики (как правило, эти люди обладают преимущественно суггестивными способностями), другим – торможение (такие люди обычно обладают хорошими способностями восприятия, иногда они прирожденные медиумы).
Будущим бойцам я рекомендовал бы еще один неплохой прием разгонки психики. Кому доводилось действовать в физическом конфликте, тот припомнит, возможно, некое странное состояние: вам вдруг начинает казаться, что все вокруг вас движутся медленно и вяло, и только вы стремительны и быстры. Если вы хорошо запомнили это состояние, то можете вновь и вновь вызывать его и усиливать при помощи самовнушения. Здесь лучше всего работает сочетание аналогового и прямого самокодирования. Вновь и вновь вызывайте в себе и усиливайте это состояние. Тогда, в случае силового конфликта, вы сможете значительно повысить скорость своего восприятия и реакции, а также ускорить собственные движения.

Применяя самокодирование для разгонки психической активности, ни в коем случае не замыкайтесь в себе – не закрывайте глаза, не абстрагируйтесь от окружающего мира. Напротив, пусть чувствительность всех органов восприятия будет обострена до предела. Как вспомогательный фактор разгонки психической активности вы можете также использовать формулу «Мои мышцы – стальная пружина», внушая себе ни с чем не соизмеримую силу и легкость собственной мускулатуры, ее необычайную упругость, способность к мгновенному высвобождению мускульных усилий. Кстати, это – тоже закон: чем выше уровень разгонки вашей психики, тем быстрее вы можете высвободить все мускульные усилия тела. Лично я нередко пользовался для самонастройки указанной формулой, ярко и четко представляя себе это ощущение и добиваясь от самого себя внутренней веры.
Для того чтобы вы не заякорили это состояние, не остались в нем, вам нужно освоить искусство торможения психики. Это нужно делать каждый раз перед сном, и желательно, каждый раз после вот такого взведенного, взвинченного состояния.
Чтобы в короткие сроки успокоиться, надо дать себе соответствующую установку (например: «Я спокоен, как зеркальная поверхность пруда») и дышать в особом режиме. Сделайте медленный глубокий вдох, потом медленный выдох, после чего ненадолго задержите дыхание. Вдох выдох пауза – вот ритм успокаивающего дыхания. На выдохе представляйте, как взвинченность уходит. Попробуйте подышать в таком ритме. Почувствовали торможение? Даже выходить не хочется из этого состояния, согласитесь.
Опишу еще несколько техник разгонки и торможения.
Разгонять психику можно с помощью искусственно создаваемого звука (звуковой мантры). Издайте ровный, низкий, насколько можете низкий гул. А затем начните повышать его. И как только звук достигнет максимальной высоты, на которую способны ваши голосовые связки, вы окажетесь в состоянии полной абсолютной взведенности и взвинченности. Точно так же, понижая звук, вы будете приводить себя к торможению.
Вариант другой. Вы представляете себе ревущее, бушующее пламя. Пламя вокруг вас, оно ревет и бушует вокруг вас. Пламя полыхает в вашей груди, пламя в вашей голове, пламя струится в ваших жилах, и вы сами – пламя. Через какое-то время вас начнут бить легкие конвульсии, и вы начнете разгоняться и впадать в это маниакальное состояние.
Затормозить свою психику можно образом снега. Представьте себе буран: дует ветер, снег летит почти горизонтально. Ветер – это ваши мысли и чувства. Снег – это ваши эмоции. И вот исчезает ветер, и снег ровными хлопьями подает на землю. Вот перестает падать снег, и перед вами – ровная заснеженная даль. Попредставляйте это три-четыре минуты, и вы почувствуете непреодолимую сонливость – это значит, что ваша психика затормозилась, и вы окончательно вернулись в нормальное состояние.
Но всегда помните – в любой момент вы разделяетесь надвое. Есть деятель, который полностью растворен в действии. И есть зритель, созерцатель, наблюдатель, который со стороны фиксирует все происходящее и в любой момент готов щелкнуть тумблером – и пену на губах можно будет вытереть и опять ввести себя в нормальное, естественное состояние. Вот здесь коренится то самое истинное настоящее могущество Воина.
Существует масса форм, сотня способов. Если у вас есть свободное пространство и немного времени, можете поделать движение на ускорение и замедление.
Движение на ускорение делается так: ровное движение рукой, вначале медленное, затем все более ускоряющееся и в конце максимально быстрое и с резким возвратом в обратное положение. Выполняется несколько раз, и вы начинаете чувствовать, что вы входите в состояние взведенности и взвинченности.
Другое упражнение – это движение на замедление. Начинаете движение сначала резко, а потом плавно замедляете его до полной остановки. И опять, начинаете вроде бы быстро, и до полной остановки. Через какое-то время вы ощутите, что ваша психика затормозилась. Это и есть разгон и торможение психики.
Разгон и торможение психики необходимо чередовать, чтобы не было ни перевозбуждения, ни наоборот, гиперторможения. Значительно повышает глубину транса многократное повторение гипногеного цикла возбуждения и торможения. Тогда человек с каждым циклом все глубже входит в транс и становится все более и более самоуправляемым, то есть, эмпирически это заметили многие люди.
Учтите, работа со своей психикой – процесс творческий и, следовательно, индивидуальный. Всегда ищите способы действия, наиболее приемлемые именно для вас. Например, у кого-то легче вызовет торможение психики картина заснеженного поля, у другого разгонку лучше простимулирует образ стремительной горной лавины.
Эти элементарные приемы позволят вам в любой ситуации разогнать или, наоборот, затормозить себя. Результат приятно удивит вас: с вами будет происходить не то, что угодно окружающим, а то, что нужно вам самим.