Актуальность.
В состоянии спортсмена неизбежны колебания физической работоспособности вне зависимости от спортивной специализации. Проблема в том, что подъёмы всех устраивают, а спады зачастую носят «катастрофический характер», вопреки планам и желаниям. Рушатся надежды и судьбы, не оправдываются затраты времени, сил, денег, нарушается здоровье. Поскольку «никто не планировал провала» создаётся впечатление о непредсказуемости процесса. Тем не менее, многое, если не всё предсказуемо и закономерно. И в основе изменений в состоянии спортсмена лежит взаимосвязь энергообеспечения его двигательной деятельности с адаптационными ресурсами.
Под адаптационными ресурсами мы понимаем субстраты, структуры и эффективность их функциональных взаимосвязей, детерминирующие возможности организма в преодолении определённых воздействий, например, различных физических нагрузок. Адаптационные ресурсы могут возрастать или убывать, причём с различной скоростью, определяя тем самым физическую работоспособность. При этом объективным показателем динамики адаптационных ресурсов является длительность и мощность физических нагрузок, находящихся в обратной зависимости, что, безусловно, известно тренеру. Однако, как показывает практика, тренер далеко не всегда может предвидеть отдалённые последствия продолжительных нагрузок с повышенной мощностью.
Анализ проблемы.
Рассмотрим срочные и отставленные эффекты анаэробных физических нагрузок с большой интенсивностью и длительностью, преодолеваемых за счёт гликолиза, приводящих к значительному лактатному кислородному долгу. Кислородный долг необходимо компенсировать, что приводит, во-первых, к напряжениям функциональных систем, обеспечивающих преодоление нагрузок, во-вторых, к повышенному расходу адаптационных ресурсов. В ответ формируются адаптивные реакции, детерминирующие рост физической работоспособности (рис. 1).
Объективным показателем, отражающим величину кислородного долга, является концентрация лактата, измеряемая в общем русле крови. При нарастании концентрации лактата, организм всё более мобилизует функциональные системы, обеспечивающие работоспособность. При дальнейшем росте лактата, начиная со значения 6-8-и ммоль/л и выше, нарушаются окислительные процессы в мышцах, что резко усиливает расходование адаптационных ресурсов.
На рисунке 2 этот процесс иллюстрирован гидродинамической моделью. Подобную схему в своё время рассматривали специалисты Германии. Вспомним классическую школьную задачку с бассейном, в который в одну трубу вода наливается, а из другой вытекает. Как быстро наполнится, или осушится бассейн?
Накопление или исчерпание адаптационных ресурсов, необходимых для преодоления физических нагрузок зависит от концентрации лактата (La) в энергообеспечении двигательной деятельности. Пополнение адаптационных ресурсов, обозначенное на модели, обусловлено, прежде всего, ростом структур, обеспечивающих выполнение физической работы. При невысокой концентрации лактата (до 6-8 ммоль/л) активированы окислительные процессы, обеспечивающие адаптивный биосинтез, например, рост митохондрий в мышечных волокнах, что повышает функциональный уровень.
При незначительном гликолизе восполнение адаптационного ресурса превышает его расходование, происходит суперкомпенсация. Адаптация к гликолизу у спортсмена невысока.Он плохо переносит нагрузки повышенной мощности и не в состоянии бурно расходовать ресурсы. Однако именно в этих условиях происходит накопление потенциала спортсмена, что определяет тренировочный процесс в базовом подготовительном периоде (рис. 2а).
Интенсивное расходование адаптационных ресурсов возможно при высокой степени адаптации спортсмена к гликолизу, появляющейся при нагрузках с повышенной мощностью. Основным методическим подходом в тренировочных нагрузках является «педагогическая» рекомендация: – «тяжело – терпи», которая и ввергает спортсмена в глубокий гликолиз, сопровождающийся лавинообразным продуцированием лактата.
При повышении концентрации лактата у спортсмена снижается чувствительность к нему, и отказ от работы происходит при более высоких значениях. Спортсмен не ощущает тяжести нагрузок, что затрудняет педагогический контроль. При этом он приобретает возможность всё более бурно расходовать ресурсы, начинает от тренировки к тренировке справляться с всё более мощными и длительными нагрузками, что воспринимается как рост тренированности. Растёт физическая работоспособность, но адаптационные ресурсы спортсмена начинают убывать (рис. 2б). Если таким образом были построены тренировки в базовом подготовительном периоде, то через некоторое время уже в начале соревновательного периода тренер с неприятным удивлением обнаружит срыв адаптации у спортсмена, хотя на тренировках работоспособность возрастала. Причём срыв происходит внезапно, «непредсказуемо». Тренер и спортсмен не понимают сути произошедшего, следовательно, не знают выхода из ситуации. Способность легко переносить большие и всё возрастающие нагрузки создавала иллюзию роста биологического потенциала. На самом деле в этой ситуации спортсмен не только «ничего в себе не создавал», но всё более бурно расходовал, ускоряя исчерпание, устремляясь к срыву адаптации. Это так называемое «форсирование спортивной формы», предупредить которое можно объемными тренировками с аэробным энергообеспечением (рис. 2а).
Темпы восстановления после срыва также плохо прогнозируемы. Ситуация малоуправляемая.Одних педагогических методов (восстанавливающих тренировок) недостаточно, подключаются фармакологические и физиотерапевтические (сауна, массаж) методы. Спортсмен почувствовал себя лучше, но после первой же соревновательной нагрузки снова последует срыв. Ресурсов недостаточно, и требуется время для их накопления.
Гликолитические воздействия целесообразны непосредственно в предсоревновательном периоде, так как невозможно показать высокий результат без способности к эффективной мобилизации адаптационных ресурсов. Активировать «набор спортивной формы» можно двумя-тремя гликолитическими воздействиями в течение десяти днейосуществляемыми не только тренировками, но и, что лучше, контрольными соревнованиями. Подчеркнём, что гликолитические воздействия целесообразны только в соревновательных движениях своего вида спорта.
Роль гликолиза в подготовке спортсмена следует рассматривать также и в процессе возрастного развития. «Притупленность» чувствительности к гипоксии вследствие адаптации, появляется на определённых этапах развития и сохраняется на протяжении всей жизни.
Аналогичные явления происходят при подготовке в среднегорье, где снижено парциальное давление кислорода. Адаптивное повышение функций организма, вызванное недостаточностью окисления, имеет большую структурную цену. И если первый визит в горы будет эффективен, то повторный может дать обратный эффект, особенно если между ними небольшой перерыв или бурная соревновательная деятельность. Адаптационных ресурсов организма просто не хватит.
Выводы:
  1. Основной причиной «непредсказуемых провалов спортивной формы» является чрезмерная интенсификация спортивной деятельности, приводящая к исчерпанию адаптационных ресурсов и к срыву адаптации. 
  2. Если аэробные физические нагрузки позволяют накапливать адаптационные ресурсы, то анаэробные гликолитические нагрузки ускоряют расходование ресурсов, вплоть до исчерпания и срыва адаптации.
Источник информации: Вашляев Б.Ф. (2013).