воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Ноотропные препараты: за и против

  • Ноотропные препараты: за и против
В середине 60-х годов прошлого века, спустя два десятилетия после окончания Великой Отечественной войны была сложена лирическая песня на тему подвига погибших защитников Родины. В ней, помимо прочего, пелось:
Что-то с памятью моей стало
Все что было не с мной – помню…
Как нередко водится, общий смысл песни почти забылся. Зато  первая строчка цитированного отрывка доселе стала воистину "крылатым" выражением. На память жалуются сейчас почти все. Не только прекрасные создания, которым по определению положено иметь "девичью память" - что, впрочем, нередко отмечается и у "сильного пола". И не только многие политики, которые, несмотря на декларируемую мужественность, относятся к выполнению своих предвыборных обещаний, сродни упомянутым ветреным девицам. Там речь идет скорее о необязательности к выполнению данного слова.
Ноотропы – лекарства для разума
А значительная часть современных людей забывают о многих вещах по настоящему. Что, впрочем, часто связано и с другими проявлениями нарушения правильной работы мозга – ухудшением обучаемости, вялостью, депрессией, нарушением сна, головной болью, головокружением и проч.
Можно ли помочь столь важному и столь беззащитному "серому веществу", чьи нервные клетки, по расхожему выражению, "не восстанавливаются"? Пусть даже это и не совсем так. Оказывается – можно! И "первое место" в списке лекарственных средств, применяемых для улучшения деятельности мозга принадлежит "ноотропам". От сочетания слов "ноос" – разум, и "тропос" – сродство. То есть, это вещества, имеющие сродство (или, как это чаще именуется в медицине "тропность") к разуму.
Надо заметить, что отождествлять в этом случае разум в целом и конкретные психические нарушения не совсем правильно. "Большая" психиатрия имеет в своем арсенале антидепрессанты, нейролептики (для лечения психозов), транквилизаторы (снимают тревогу) и кое-что еще. А ноотропы, хотя и могут обладать отдельными эффектами вышеназванных нейрофармакологических препаратов, все же, менее специфичны. И, в каком-то смысле – более полезны.
Ведь, "большая психофармакология" занимается тем, что вмешивается в тонкие процессы регуляции мозговой деятельности. Что не всегда заканчивается однозначно хорошо для пациента, иногда может формировать лекарственную зависимость и т.д. Это можно сравнить с действием, например, анальгина при боли. Боль то он снимет (вернее, ее ощущение) – а вот причину уберет вряд-ли. А вот ноотропы способствуют улучшению деятельности мозговых клеток в целом. А потом уже, по принципу, "в здоровом мозге – здоровая психика", в большинстве случаев обеспечивают и другие положительные эффекты высшей нервной деятельности.
Вот и получается, что бессонницу в результате хронического нарушения мозгового кровообращения или перенесенной травмы головы можно "долго и нудно" лечить снотворными, например, производными бензодиазепина, такими как сибазон, феназепам и т.д. А можно (и нужно!) для начала "пролечить мозги" препаратами, улучшающими мозговое кровообращение, обменные процессы в нервных клетках, защищающими их мембраны от разрушения, перехватывающими "свободные радикалы", агрессивные молекулы, вредящие нормальной работе. И тогда бессонница (а также раздражительность, слабость, головная боль, головокружение и другие проявления астено-вегетативного синдрома) могут пройти сами собой. Или же прием тех же снотворных и успокоительных станет совсем эпизодическим.
Собственно, по такому принципу и действуют любые уважающие себя невропатологи и психиатры. Увы, даже сейчас их функции, за дефицитом докторов, часто вынуждены выполнять участковые терапевты. Ну, а после завершения медреформы, когда 95% болезней должны будут лечить "семейные врачи"-универсалы… Увы, грамотность таких специалистов в вопросах неврологии зависит от их общего кругозора. Есть очень толковые терапевты – но многие предпочтут  вместо требующего немалого времени вникания в "неврологическую кухню" пациента, отделаться от него теми же снотворными. И сложно за это их судить (тем более, в юридическом смысле) – как говаривал еще Козьма Прутков, "нельзя объять необъятное". А тем более – вмещать в одной голове знания и опыт целой поликлиники "узких" специалистов.
Пирацетам – "эталон ноотропов"
Но вернемся к ноотропным препаратам. Их родоначальником считается пирацетам, изобретенный почти полвека назад в Австрии. Но и поныне он является одним из самых востребованных средств. Причин тому – несколько. Во-первых, это просто таки невероятная дешевизна – упаковка от отечественного производителя в 60 таблеток (которых хватает на 10-20 дней приема) стоит в рознице от 6 до 8 гривен.
Кроме того, это один из немногих препаратов, для которого до сих пор не определена токсическая доза. Так, экспериментальным мышам это вещество давали в количестве, аналогичном тому, если бы мужчина весом в 60 килограмм съел бы его где-то 3 килограмма. Мыши остались не только живы – но и совершенно здоровы. Правда, реально его дают, да и то, в тяжелых случаях, все же, не больше 10-12 граммов в сутки – но и это составляет как раз общий вес стандартной коробки с 60-ю таблетками.
А применяется он при самых разных патологиях. От плохой обучаемости детей, школьников и студентов – до вегето-сосудистой дистонии, алкоголизма, черепно-мозговых травм, церебросклероза и инсульта.
Ноотропы имеют и побочные эффекты
В общем-то, большинство положительных качеств пирацетама свойственно и другим препаратам группы ноотропов. Просто они имеют отдельные нюансы – по механизмам и некоторым особенностям действия. Поэтому не стоит их принимать самостоятельно – хотя все они и продаются без рецепта. Именно из-за указанных ньюансов – которые досконально знают только врачи, да и то, специализирующиеся на болезнях мозга и психики. В противном случае могут быть неприятные неожиданности.
Например, тот же пирацетам – штука отличная, но прежде всего со стимулирующим эффектом. Поэтому может еще больше усугубить бессонницу при ее наличии. А пожилых людей после инсульта нередко может сделать "слишком умными" – до настоящего психоза. У больных эпилепсией препарат может спровоцировать приступы судорог.
В таких случаях больше показаны производные гамма-аминомасляной кислоты, медиатора торможения в головном мозге – такие, как аминалон, пикамилон и др. Но, опять же, пикамилон, "гибрид" аминалона и никотиновой кислоты (не никотина, а вполне добропорядочного сосудорасширяющего средства) за счет последнего иногда может вызывать "синдром обкрадывания". Это, когда за счет расширения относительно здоровых сосудов сердца и мозга туда отходит большая часть крови – а больные участки страдают от кислородного голодания еще больше.
Подобный эффект могут вызвать и сосудистые препараты с ноотропным эффектом – например, кавинтон (винпоцетин) и даже менее мощный (и очень дешевый), но крайне эффективный при лечении головокружения циннаризин. Они же должны применяться с осторожностью и при пониженном давлении у больного – так как могут понизить его еще больше. В это смысле куда более мягче действует экстракт Гинкго Билоба, тропической лианы, пусть медленнее, но зато мягче и почти без побочных последствий улучшающего мозговое кровообращение  
Ноотроп – или разрешенный наркотик?
А, например, один из самых современных и модных ноотропов, "фенотропил", стоящий немалые деньги (около 30 долларов за 30 таблеток, которых хватает на 10-15 дней), давненько подвергается критике независимых экспертов. В первую очередь за то, что является близким "родственником" небезызвестных "амфетаминов", давно приравненных к наркотикам в большинстве цивилизованных стран.
Во что, кстати, верится без труда – с учетом одной интересной детальки из показаний к его применению – "для лечения ожирения с целью анорексигенного эффекта". "Анорексия" - это в переводе с медицинского означает "отсутствие аппетита". В 70-х-80-х годах в СССР  применялись для лечения ожирения "анорексигенные препараты" - ноксирон, дезопимон, фенкарол. Но даже тогда они выписывались строго на "розовых" рецептах, с гербовой печатью больницы и подписью начмеда, как наркотики.
Да и повальное увлечение "топ-моделей" всевозможной "дурью" продиктовано не стремлением к "кайфу" – а желанием подавить аппетит, чтобы невзначай не набрать лишних килограммчиков, и не выйти за анти-физиологические "стандарты красоты", навязываемые современной модой. Так что "анорексигенное" действие фенотропила как-то очень настораживает. Хотя в рекомендуемых дозах, как пишут на форумах принимавшие его пациенты, препарат не так уж страшен, как может показаться после прочтения критических статей про него. Впрочем, и реально похудеть при такой дозировке тоже весьма сложно.
Подытоживая вышенаписанное, можно сказать, что ноотропные препараты по праву занимают важное место в лечении мозговых нарушений. Однако их бесконтрольный прием без консультации профильного специалиста, как и в случае с другими лекарствами, может нанести больше вреда, чем пользы.               

Комментариев нет:

Отправить комментарий