Остол (содержащийся в Жгун-корне Моннье) широко используют в спортивных продуктах. Ряд исследований (в том числе собственных – “НОВИОН”) подтверждают значение остола в гиперкомпенсации гликогена в печени и мышцах, особенно после истощающих физических нагрузок. Эти эффекты связаны прежде всего с его влиянием как активатора пероксисом (PPAR-рецепторов типа альфа и гамма) в печени.
Остол, кроме этого, может иметь самостоятельное значение как агент, обладающий антидиабетогенным и гиполипогенным действием при метаболическом синдроме.
Метаболический синдром - увеличение массы висцерального жира, снижение чувствительности периферических тканей к инсулину и гиперинсулинемия, которые вызывают развитие нарушений углеводного, липидного, пуринового обмена и артериальной гипертензией. Согласно рекомендациям Рабочей группы ВОЗ, основные клинические критерии, на основании которых можно предположить наличие метаболического синдрома у пациента – это нарушение углеводного обмена разной степени (от нарушенной толерантности к глюкозе до сахарного диабета типа 2, инсулинорезистентность, гиперинсулинемия, дислипидемия – повышение уровня триглицеридов, холестеринов ЛПНП и снижение холестеринов ЛПВП, висцеральное ожирение, артериальная гипертензия, микроальбуминурия, гиперурикемия, нарушения гемостаза
Результаты исследований показали, что osthole может выступать как двойной PPARα / γ активатор, но его химическая структура отличалась от класса тиазолидиндионов – активных противодиабетических препаратов. Кроме того, osthole заметно активизировали AMPК-активированной протеинкиназы.
AMPK) —клеточная протеинкиназа, контролирующая энергетический баланс клетки. Активируется при значительном потреблении энергии клетки (например, при физической нагрузке) и нарастании внутриклеточного уровня АМФ. В результате активации АМРК, клетка переходит в энерго-сберегающее состояние (в том числе блокирует синтез жирных кислот и активирует их окисление).
Ученые Института биологических исследований Солка (Salk Institute for Biological Studies) открыли, как аденозинмонофосфат-активируемая протеинкиназа (adenosine monophosphate-activated protein kinase -AMPK), главный метаболический регулятор, приводимый в действие, когда клетке не хватает энергии, активирует в случае необходимости программу переработки клеточных органелл, высвобождая необходимые молекулярные строительные блоки.
Ранее, исследователи не только продемонстрировала, что работа AMPK грубо нарушается при определенных формах рака, но и то, что этот фермент является важнейшей мишенью препарата против сахарного диабета 2 типа – метформина, который в последнее время расматривается не только как антидиабетический препарат, а как геронтопротектор (Гуляев А.Е, 2009) (Ведущую роль противодиабетических препаратов в замедлении процесса старения еще 30 лет назад предвидел выдающийся советский геронтолог В.М. Дильман - автор элевационной теории старения. В наши дни подтверждения этой теории на молекулярно-генетическом, биохимическом и биоинформационном уровне появляются с завидным постоянством).
Результаты исследований на млекопитающих привели к предположению, что гипергликемия и гиперинсулинемия являются важными факторами как в процессах старения, так и в развитии рака. Кроме того, определено, что эффект удлинения жизни при ограничении калорий связан со снижением уровня IGF–1 (инсулинподобного фактора роста). Эти экспериментальные факты положили начало поиску геропротекторов среди антидиабетических препаратов, основанием являлось утверждение, что лекарственные препараты, которые снижают уровень инсулина и глюкозы, могут обладать потенциалом миметиков – эффектом ограничения калорийности (calorierestrictionmimetics – (CR)) [19–21]. CR–эффект реализуется в активации AMPK и ингибировании mTOR/S6K1, сопровождающихся выраженной стимуляцией аутофагии.
Недавно C. Selman и соавт. показали, что потеря рибосомного белка S6 kinaseS6K1 (мишени mTOR) под действием фармакологических средств может обеспечить эффект долголетия млекопитающих.
Недавно C. Selman и соавт. показали, что потеря рибосомного белка S6 kinaseS6K1 (мишени mTOR) под действием фармакологических средств может обеспечить эффект долголетия млекопитающих.
Теперь этот фермент стал мишенью остола – менее опасного и более специфичного средства.
Раннее была известна роль AMPK в развитии выносливости. Ее значение было установлено в ходе исследований по стимуляции генов, ответственных за экспрессию PPAR-рецепторов. Животные, которым удавалось стимулировать экспрессию данных генов ставали супервыносливыми.
Оказалось, физические упражнения, также вызывают стимуляцию PPAR-рецепторов и заставляют клетки собирать комплексы из трёх белков. Это тот самый PPARβ/δ, протеинкиназа, активируемая аденозин монофосфатом (AMPK) и ещё некий белок, включающий ген MEF2A.
Вместе эти три белка приводят к запуску гена, отвечающего за синтез лактатдегидрогеназы. А этот фермент помогает направлять продукты расщепления сахаров в митохондрии. За счёт данного эффекта мышцы поглощают сахар из крови и эффективнее используют его для производства энергии. Именно за счет подобного действия остола объясняется его антидиабетическое действие.
Судя по всему, остол имеет достаточно выраженный эргогенный потенциал в спорте и как средство “от старости”, – в последнем утверждении – с известной долей иронии, конечно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий