Как я ни старался, тема для понимания получилась сложной и похоже не для всех . Дабы не утомлять группу количеством сложных тем, я третью и четвертую часть объединил в одну. В окончании есть советы для запоминателей.
ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ (ХАРД)
Из той ботвы (7 по 7 по 7...), что крутится в оперативке более 20 секунд в долговременную память может попасть все, что угодно.
Долговременная память не имеет ограничений во времени и простирается на годы.
Более того, в ней с годами всплывает такое, чего человек не только не старался запомнить, а наоборот - отдал бы все свои бабки, лишь бы забыть.
Чудовищное количество разной шняги можно закидать в компьютерный хард.
А вот хард, находящийся в башке у человека, вроде бы гораздо хилее по сравнению с компьютерным.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЕМКОСТЬ МОЗГА У СРЕДНЕГО ПИПЛА ВСЕГО - 3 НА 10 В ВОСЬМОЙ БИТ.
Но не спешите биться своим плешивым черепом об асфальт, пацаны.
Не все еще окончательно проиграно.
Ибо нет такой игры, где нельзя было бы сшельмовать.
Да, при тупом заносе инфы в аналоговом режиме наша долговременная память трещит по швам и лопается.
А вот, коли всякую шнягу заталкивать в мозги аккуратным и высокотехнологичным способом (например: кодируя уже кодированную инфу на нескольких уровнях), то окажется, что объемом своим наши заплесневелые полушария потенциально безграничны.
Поскольку: чем более рационально мы суем в мозги инфу, тем больше места создается для приемки следующей партии старушек... тьфу, сведений.
И более того - перерождается нервная масса, готовясь принимать массу новой пурги.
Кратковременную память можно сравнить с туго набитой тараканами сумкой, из коей они норовят разбежаться во все стороны.
А хард похож на сарай со стеллажами с DVD-дисками, кои то снимаются с них, то ставятся обратно в зависимости от сиюминутных нужд.
Поэтому долговременная память нуждается в постоянном апгрейде: взял с полки диск с веселой зоофильской комедией, попользовался им - положи его обратно на то же место.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТИВКИ И ХАРДА
Максимум закачиваемой мгновенной памятью с превеликим напрягом в оперативку инфы равен всего лишь несчастным 20 битам в секунду.
А даже самый дохлый модем пашет на Кбитном уровне, а выделенка способна глотать Гбиты, что нильский крокодил калужские семечки.
20 бит - это в среднем.
А в общем-то, такая закачка имеет кое-какой несущественный разброс: от 40 бит в секунду при чтении на родном языке беллетристики до пары бит при работе со сложными формулами и числами.
А теперь, ребята, следим за руками фокусника... тьфу, считаем мы теперь. Считаем.
Всего мозг может уместить 3 на 10 в 8-й.
За 70 лет жизни при бодрствовании 2/3 суток в извилины должно слиться не менее 3 на 10 в 10-й.
Получается, что в нашей родной башке из оперативки на хард закачивается лишь сотая часть шняги.
Обидно до слез. Пишу сии печальные строки и плачу от тоски навзрыд, горестно размазывая сопли по папирусу.
Мало того, что трафик чмошный, так его еще и капитально коцает при переброске.
Попытаться, что ли, расширить канал?
Но как?
Есть классический опыт повторенный всеми, кому не лень (первый - Джеймс МакКоннелл (1960-е), в целях доказать гипотезу Хидена про РНК как химическую базу долговременной памяти), и вошедший жемчужиной в мировую эзотерику.
Есть такие червячки, похожие на раздавленного опарыша.
Зовут червячков - планарии.
И вот, как-то раз, кучу планарий научили реагировать на свет, как на страшную угрозу, шандарахая бедных червячков безжалостно током, как только они выползали позагорать.
Затем обученных планарий порубали в фарш.
Его скормили следующему отряду планарий.
И - о, чудо! - новички, оказалось, уже предупреждены о пакостной природе света и удирают от него, будто черт от Сатаны.
Эту группу тоже заколбасили и скормили следующей.
И память про свет перешла к новым новичкам.
Тогда их тоже заколбасили, однако на сей раз из фарша удалили все до единой молекулы РНК.
И сожравшие сей фарш червячки уже ничего про свет не помнили.
Отсюда последовала простая по сермяжности и многажды подвергнутая осмеяниям (но не опровержениям!) гипотеза о том, что и в мозгах у людей РНК является носителем долговременной памяти...
Э-э! Э! Стоять, братва!
Ребята, не надо отлавливать на переменке преподов, отрывать им головы и жрать ихние мозги в школьном сортире.
У человека наличествует офигенной агрессивности желудок. А чего не добьет он - дококошат кишки.
Тут никакая РНК не поможет.
Да и к тому же: вопрос о том, каким образом происходит хранение записанной на мозговом харде информации и как осуществляется извлечение оной, еще не совсем закрыт.
Червяк есть червяк, а человек есть человек.
И как бы жалок не был бы порой человек, червяку до него еще ползти и ползти в своем развитии.
Впрочем, с развитием нанотехнологий, когда молекулы можно будет закапсулировать и отправить точнехонько в нужную извилину, проблема с доставкой овеществленных воспоминаний будет решена.
И тогда начнется такая охота за человеческими мозгами, что по ночам выходить на улицы не рискнет и закоренелый киллер.
А пока что... Пока что ученая братва пробует усилить память (и мышление со вниманием) чисто конкретной фармакологией.
Мол, жеванул пилюлю - и все ништяк: сопромат одолен за 4 минуты 56 секунд и препод на экзамене тебя, плача от восторга, целует (в хорошем смысле) и обнимает (тоже в хорошем смысле).
Да, кое-какие из гормонов, говорят, способны влиять на улучшение запоминательно-воспроизводительных штучек.
Считается, что эндорфины и энкефалины, хоть и ухудшают нарастание мышечных навыков (скажем, фигурное вождение кресла-каталки), зато всю ботву, уже попавшую в долговременную память, делают: и дольше лежащей, и точнее воспроизводимой.
Вазопрессин способствует подключению кратковременной памяти к обучению.
Окситоцин же ее чистит.
Гаммалон и пирацетам (ноотропил), активизируя метаболизм в мозгах, улучшают передачу нервных импульсов.
Впрочем, есть масса совершенно иных данных про действие этих и множества других веществ.
Мои личные впечатления говорят, что результаты употребления подобной параши достаточно стремны. И количество людей, раздолбавших свои мозги всяким химическим дерьмом, намного преобладает на количеством тех, кто смог его употребить на пользу.
Подсесть на любую дрянь - легче простого. Соскочить - тяжелее трудного.
Так что, братва, помощи нам ждать покамест неоткуда. Фармакология пока что ни одному гроссмейстеру всерьез не помогла. И придется нам, кореши, пахать над переделкой мозгов самостоятельно.
Главное, не терять времени даром.
Возьмем, к примеру, вас, ребята.
Стоите вы чисто нулевые, совсем в данный момент никакие в интеллектуальном напряге мозгов и тупорыло припоминающие, кто там кому двинул по носопырке в "Паукопипле-3", ожидая, скажем, речной трамвайчик на Воробьевых горах.
И зря стоите. И тупорыло думаете не о том. И гребаный пароход ждете напрасно.
Памяти нужен напряг. Без напряга - она халтурит и сознательно гробит казенный инвентарь.
Но не отчаивайтесь, ребята, ежели она халтурит и в напряге.
Все можно переиграть. Тут важна смекалка и хитрый расчет.
Помните при всех своих недостатках память человека в одной области на голову превосходит электронику.
Память человека может гораздо быстрее менять алгоритмы сбора инфы и ее стирания. Нужна только сноровка.
А вот электронные мозги тупы и неповоротливы. Они хранят все без разбора.
И главное: мы можем использовать электронные мозги, а они наши - не могут. Пока не могут...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ХАРДА И ОПЕРАТИВКИ
Кратковременная память (оперативка) - это электрические процессы, связанные с многократным циркулированием (реверберацией) нервных импульсов по замкнутой системе нейронов .
Долговременная память (хард) действует по иной схеме. В ее основе химия - образование нуклеиновых кислот и белков в ответ на электрические сигналы оперативки.
Оперативка - это динамика, каша и мельтешение.
Хард - это статика, медлительность и структурированность.
Внутричерепной наш хард, как и оперативка, страдает от перегруженности мусором - совершенно ненужными сведениями.
Они давят не только на интеллект, но и на психику.
Медицинский факт: сведения по незавершенному процессу (допустим, по еще не сданному экзамену) намного прочнее вгрызаются в мозг и сопровождаются куда более сильными эмоциональными переживаниями, нежели фактура по законченным делишкам.
Принцип работы с хардом отличается от работы с оперативкой.
Сей грозный принцип громогласно изрекает: "Люди! Не надо ерзать седалищем и шмыгать соплями! Хотите использовать долговременную память на полную катушку, умейте нормально туда упаковать инфу и резво вытаскивать ее оттуда при переводе в оперативку".
Процесс обмена инфой промеж оперативкой и долговременной памятью состоит из трех частей.
Первая: маркировка в оперативке той шняги, что предназначена для харда, и резервирование на харде места под сию шнягу.
Вторая: состыковка затащенной в долговременную память ботвы с прежними сведениями этого рода (вот почему трудно воспроизвести то, чему нет еще аналогов в прежних воспоминаниях).
Третье: в ответ на запрос из оперативки воспроизведение требуемого информационного пакета (иле его имитации при невозможности оперативки расшифровать сей пакет).
Что интересно: с харда (ну и с оперативки, само собой, тоже) может бесследно исчезнуть до хрена инфы, коли она не согласуется с этническими, религиозными, политическими и прочими житейскими стереотипами мировоззренческого плана.
Психиатрия дает нам миллионы случаев, когда память сама стирает те ужасные воспоминания, от коих человека колбасит и трясет.
Теперь когда вы врубились в то, что такое хард и оперативка, можно сформулировать и иначе, что же такое память.
Память - это взаимодействие трех типов воспроизведения проглоченной инфы: молниеносной памяти, оперативки и харда.
Молниеносная память - сохранение сигнала после его исчезновения.
Кратковременная память (оперативка) - перекодировка суммы сигналов для размещения инфы на харде и перекодировка полученной с харда инфы.
Долговременная память (хард) - хранение оцифрованной (в смысле - сжатой и экономно размещенной по закоулкам извилин) инфы и передача ее в оперативку.
Соединены же все типы памяти - мышлением. В свою очередь - являясь его основой (даже в условиях амнезии).
Без мышления, братва, общение харда и оперативки упирается в бесконечность повторений и избирательность сна.
Не абы какого, замечу, сна, а минимум - трехчасового и глубокого (с фазами ночного цикла), поскольку, не имея его, не запомнишь даже того, что только что сказал.
Что нам нужно от памяти?
От памяти нам нужно немногое.
Скорость воспроизведения.
Точность сохранения.
И его длительность.
Количество фактуры - на одном из последних мест.
Грош цена целой библиотеке в памяти, коли она медленно загружается в оперативку или расплывается при употреблении.
Физиологическая основа помощи мышления операциям по линии оперативка-хард-оператика -закрепление следов конкретных возбуждений в коре головного мозга. При обдумывании определенной ботвы, сам собой оживляется ее след, оставленный при запоминании.
Память надобно постоянно упражнять хотя бы по часу в первый год тренировок.
Потом - и 15 минут хватит.
А теперь - 10 советов для профессиональных запоминателей:
1. Во многих пособиях по запоминанию пишут об идеальном варианте соотношения между числом повторений и воспроизведений, ссылаясь на экспериментальные данные.
Я и сам кое-какие опыты проводил.
Нет никакого-такого "идеального варианта"! Уже хотя бы потому, что физиология человека изменчива. Сегодня он - орел и атлет, а завтра - законченный чмошник и паралитик.
Главное тут - не соотношение повторений и воспроизведений (достаточно простого: 1 раз повторил - 3 раза воспроизвел), а окучивание мыслью запоминаемого материала.
2. Память пашет классно с 8 до 12 часов.
Потом ее лучше не теребить. Впрочем, если человек не изнемог в течение дня, то имеет шанс на тренировку памяти с 18 до 20 часов, когда память тоже нехило работает.
3. Полуторачасовой сон после загрузки оперативки под завязку сохраняет в долговременной памяти вдвое больше шняги, нежели проведенное в бодрствовании такое же по размеру время.
4. Фактура для запоминания должна быть прикольна.
5. Запоминание можно и нужно алгоритмизировать. Только тут есть одна тонкость с установками.
НАМ НУЖНА НЕ УСТАНОВКА "ЗАПОМНИТЬ НАВСЕГДА! ", А УСТАНОВКА "ВОСПРОИЗВЕСТИ ЧЕРЕЗ..."!
То есть: установка на дальнейшее воспроизведение должна быть конкретизирована.
Когда вспомнить?
Что именно вспомнить?
Для чего?
Насколько точно?
Когда можно будет слить запомненное из башки?
6. Обдумывать и оптимально структурировать подлежащую запоминанию инфу, используя промежуточные записи в блокноте-навигаторе.
7. При работе с большими массивами данных следует первоначально все силы бросить на нарезку инфы на части. Ее надобно резать до посинения.
8. Потеря интереса к процессу запоминания - верный признак прекращения закачки инфы.
9. При многочасовых тренировках следует через каждые 15 минут делать пятиминутные дыхательные упражнения (в крайнем случае - простую гипервентиляцию).
10. Сосредотачивайтесь на запоминании до его начала хотя бы за 5 минут. Лучше - за час.
Комментариев нет:
Отправить комментарий