понедельник, 27 июля 2015 г.

Альтернатива допингу!

 


Выступление спортивного врача Михаила Петровича Лагутина (http://forum.velomania.ru/member.php?u=62925) перед тренерами.


Уважаемая аудитория! Профессор Сентябрёв очень подробно рассказал о допинге. Ну что допинг в спорте используется, все вы знаете, что это плохо с различных позиций вам тоже известно. Что периодически русские, да и волгоградские спортсмены попадаются – это тоже не новость. Хочу добавить, что из нескольких тысяч проб положительными оказываются около 2%. Хотя принимают запрещённые препараты отнюдь не 2%. А собственно достоянием общественности становятся единичные допинг-скандалы, в основном с элитными спортсменами и что печально среди них много русских.

Так что же такое допинг?

Согласно определению Медицинской комиссии Международного Олимпийского Комитета, допингом считается введение в организм спортсменов любым путем (в виде уколов, таблеток, при вдыхании и т.д.) фармакологических препаратов, искусственно повышающих работоспособность и спортивный результат. Кроме того, к допингам относят и различного рода манипуляции с биологическими жидкостями, производимые с теми же целями.

А теперь самый главный вопрос: возможно ли достижение высоких результатов в современном спорте без допинга?

Конференция у нас против применения допинга в спорте, и было бы логично услышать от меня ответ, что да, возможно, и сейчас я вам расскажу, как это сделать.

Ан нет! Не всё так однозначно.

Давайте немного обратимся к результатам последних летних и зимних олимпийских игр.

Так вот на зимних Олимпийских играх в Ванкувере, где на государственном уровне наши спортсмены были предупреждены о самых серьёзных санкциях за использование допинга, и перед которыми лично глава МОК Жак Роге призвал власти России к решительным мерам в борьбе с допингом, наши спортсмены с треском провалились, заняв общеитоговое место во втором десятке. Но, что примечательно, не один из наших не был уличён в применение допинга. Как говорится, пусть мы слабые, зато чистые.

Есть пример другой Олимпиады – Пекинской, на которой китайские спортсмены выиграли все, что возможно в традиционно своих видах, а также во всех остальных. Порой своими результатами вызывали шок у специалистов. Как пример – результаты в женской штанге и в плавании.

И ведь тоже не были пойманы на применение допинга. Всё списали на силу традиционной китайской медицины – волшебные снадобья из диковинных трав и животных.

Ну, вот теперь давайте и призадумаемся, почему и как у них это получается, а у нас, к сожалению, нет?

Попробуем разобраться.

Уровень развития современного спорта, те перегрузки, которые испытывают спортсмены, настолько высоки, что попытки вообще отказаться от использования лекарственных препаратов отражают воззрения даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. За последние 15-20 лет объем и интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок возросли в 2-3 раза, и спортсмены многих видов спорта вплотную подошли к пределу физиологических возможностей организма. При этом витаминная и пищевая неполноценность многих продуктов питания спортсменов, необходимость проведения восстановительных и профилактических мероприятий, приспособление организма к тяжелым физическим и психо-эмоциональным нагрузкам, переездам в иные климатические условия и часовые пояса, а также множество иных причин, диктует необходимость применения фармакологических препаратов для обеспечения полноценной спортивной деятельности.

С другой стороны уровень заболеваемости спортсменов, количество увечий и даже смертей в спорте (в основном, в результате применения допингов) нарастает лавинообразно, несмотря на все запрещения и ужесточения дисквалификационных санкций. Мрачная тень допинга нависла над современным спортом. Таким образом, осознавая необходимость применения лекарственных препаратов в практике спортивной медицины, и в то же время, памятуя о грозных последствиях их неконтролируемого, неквалифицированного приема, возникает закономерный вопрос: быть или не быть применению фармакологических препаратов в спорте? Принимать или не принимать? Ответ может быть только один: ДА! Принимать, но: только разрешенные препараты (не допинги), только по заранее разработанной схеме рационального фармакологического обеспечения тренировочных и соревновательных нагрузок, только под медицинским контролем.

Позволю себе опять небольшой экскурс в прошлое. Со спортсменами высшего эшелона я работаю уже пятый олимпийский цикл. Так вот фармакологическая подготовка к олимпийским играм 1996 года ничем не отличалась от подготовки к олимпийским играм 2008 года. Те же препараты, те же схемы. Т.е за 20 лет практически ничего нового в области фармакологии спорта разработано не было. Вполне вероятно это является отражением кризиса в стране в целом. Ситуация напротив только ухудшилась. Расцвет околоспортивной БАДовской (Биологически Активные Добавки к пище) индустрии практически поставил крест на поиске новых схем фарм. подготовки. Меня поражает, когда врач сборной команды приобретает БАДы и при этом на полном серьёзе ожидает от них улучшения результата. Они возможны, но совсем не те, которые ожидаются. Есть доказательная медицина, которая реально оценивает эффективность препарата по заявленным свойствам. Так вот ни одного БАДа там нет. Т.е выкидываются огромные деньги на применение препаратов, эффективность которых ничем не доказана, да для БАДов этого и не нужно. А все статьи, да и методички по БАДам в спорте - это всего лишь слова, неподкреплённые никакими серьёзными клиническими исследованиями. Всё это лишь коммерческий проект, не имеющий под собой никакой научной базы. Ваш покорный слуга, каюсь, тоже писал на целый ряд БАДов рекомендации по эффективности использования их в спорте. Спросите: зачем я это делал? А очень просто: банально нужны были деньги. При этом я честно описывал эффект данного препарата опираясь на заявленный состав. Например, есть элеутерококк – хорошо, значит адаптоген; С и Е тоже неплохо – антиоксиданты; селен вообще замечательно. Так вот и пишутся методические письма по применению БАДов, за подписью очень уважаемых профессоров. Что является движущей силой этого – я сказал выше.

Но вернёмся к фармакологии в спорте. Попробуем всё-таки в общих чертах разобраться в этой проблеме.

Ну, во-первых, вы должны себе очень чётко представлять, что фармакологических препаратов разработанных специально для спортсменов просто нет. Все наши горячо любимые милдронат, актовегин, неотон, мильгамма, инфезол и иже с ними разработаны для лечения больных людей. Причём для каждой патологии и для каждой возрастной группы разработаны определённые схемы применения, учитывающие фармакокинетику и фармакодинамику данного препарата. Назначаются они лечащим врачом, после инструментальных, клинических и биохимических обследований. Эффективность их применения контролируется повторными исследованиями.

Так вот спортсмены высокой квалификации – те же больные люди со своими хроническими профессиональными болезнями. И прежде, чем назначать лекарственный препарат, надо очень тщательно изучить текущее состояние спортсмена. А сделать это может только врач, что априори исключает возможность назначения лекарств не врачами. Я допускаю, что порой некоторые тренеры знают в области спортивной фармакологии достаточно много. Но, тем не менее, я сплошь и рядом сталкиваюсь с абсолютно безграмотным применением лекарственных средств. Когда назначаются взаимоисключающие по механизму действия лекарства, назначаются не по возрасту, в каких-то совершенно немыслимых комбинациях, и порой преподносится это как ноу-хау, так сказать тайное средство, ключик к победам. Аргумент обычно такой: «Вот вы знаете такого чемпиона? Так вот он по этой схеме принимает именно эти препараты». Причём методика тренировочного процесса отходит на второй план. Когда я задаю вопрос о результатах последних диспансерных исследований, то многие тренеры вспоминают лишь время года, когда проходила диспансеризация. А что либо конкретное о результатах клинических исследований – анализе крови, мочи, печёночные пробы – ничего не знают. А ведь это сверхважные показатели для грамотного долгосрочного планирования тренировочного процесса. Многих удовлетворяет общая формулировка: здоров, годен.

Таким образом, мы незаметно подошли к очень важной проблеме – клинические лабораторные исследования (общий анализ крови, печёночные пробы), общий анализ мочи, гормональный фон, иммунный статус. Вы скажете: да спортсмены 2 раза в год проходят полное обследование. Это так, но для качественного контроля текущего состояния и соответственно своевременной коррекции клинические анализы должны проводиться хотя бы раз в месяц.

В качестве наглядного примера рассмотрим такой распространённый показатель как гемоглобин. Ну, хорошо если тренер вообще представляет что это такое, какие цифры являются нормой и повышать или снижать надо его питомцу этот самый гемоглобин. А норма-то от 140 до 180 мг/л. Возьмём спринтера с гемоглобином 175 и стайера с гемоглобином 145, - вроде у обоих цифры в пределах нормы. Но в идеале желательно чтобы было всё наоборот. Или другой вариант: у марафонца под 180, - ну вроде у парня с переносом кислорода проблем быть не должно. А не получается высокого результата, не хватает его на вторую половину дистанции – ноги деревенеют. Почему? Я-то ответ знаю, а многие тренеры нет, и продолжают запредельными нагрузками развивать выносливость. А результата всё нет, и вдобавок появляются проблемы с сердцем. А ключик к разгадке к этой тайне всего в одном показателе – гемоглобине. 180 это очень высокий гемоглобин, который при длительных нагрузках и связанной с этим потерей жидкой части крови (через пот, дыхание) доходит до 230-250 мг/л, что значительно повышает вязкость крови и банально нарушает микроциркуляцию, т.е. густая кровь просто не проходит в тонкий просвет капилляров. Отсюда и деревянные ноги и боль в области икроножных мышц. И в этом случае оправданным был бы приём препаратов улучшающих реологические свойства крови, снижающих её вязкость. Я специально так подробно остановился на этом показателе, чтобы вы поняли мелочей быть не должно. А ведь ещё есть гематокрит, цветной показатель и т.д.

Это мы лишь немного коснулись такого важного показателя, как кровь, а ведь есть ещё гормональный фон, иммунный статус. И ценность этих показателей возрастает с ростом мастерства спортсмена, когда счёт идёт на сантиметры и тысячные доли секунды.

Ну и куда же мы без мочи? Жалуется спортсмен на утомляемость, боли в области поясницы. Массажист уверенно борется с «забитостью», тренер пытается найти огрехи в технике. И вот, счастливый случай – подходит время ежегодного диспансерного обследования, и обнаруживаются эритроциты и следы белка в моче. А что это значит, а то, что спортсмен постоянно находился в режиме перегрузки, недовосстановления, и своевременный анализ позволил бы фармакологически и педагогически провести коррекцию этого состояния. А так упущено время, нет результата у спортсмена и нет прибавки к зарплате у тренера.

Я почти уже пятнадцать минут занимаю ваше внимание, а всё ещё не перешёл к конкретному рассказу о бездопинговой фармакологии в спорте. А такого рассказа и не будет. Ведь для каждого отдельного вида спорта, в зависимости от его специфики, будут приоритетными те или иные виды препаратов. Моя задача донести до вас основополагающие принципы составления фармакологической программы.

Ну с первым принципом, мы более или менее подробно познакомились: это предварительный анализ лабораторных показателей, хотя бы кровь и моча.

Второй очень важный принцип – назначение препаратов под конкретные цели и задачи в каждом отдельно взятом микроцикле. Силовой микроцикл – значит препараты, влияющие на анаболические процессы; цикл, направленный на развитие аэробных возможностей – препараты влияющие на дыхательную цепочку, и т.д.

Третий принцип – это постоянный мониторинг за эффективностью применения фарм. препаратов. Кроме педагогических тестов обязательно контроль клинических показателей. Если тренировка проводилась в среднегорье, и задача ставилась повысить гемоглобин, то после сборов он и должен повыситься.

Четвёртый принцип – соблюдение принципов фармакокинетики и фармакодинамики. Что это?! А это значит следующее: приём препаратов должен быть достаточно длительным, в соответствующих дозировках и по рекомендованным схемам. Однократный приём в день старта или накануне любого препарата даст только определённый психологический настрой, – мы сейчас говорим о разрешённых препаратах и не имеем в виду психостимуляторы. А такое практикуется сплошь и рядом. Следующая распространённая ошибка – смешивание в одну посуду 3-4 препарата, с последующим внутривенным введением. Заявляю с большой трибуны: препараты метаболического ряда, которые в основном используются у спортсменов, смешивать нельзя, и вообще надо ориентироваться на инструкцию к этому препарату. Теперь возможно скажу ещё одну крамолу, что 60-70% препаратов у спортсменов используются в пустую, клинически это никак не обоснованно. У меня есть любимое выражение, что больше ведра воды воды не нальешь, сколько в него не лей. А ведь и капаем и колем, и колем и капаем. А результата нет, как нет. Я иногда у особо рьяных интересуюсь: а тренироваться не пробовали?

Собственно вот основные принципы составления фармакологической программы. Казалось бы, ничего сложного, но на практике всё оказывается сложнее – самая главная проблема осуществление постоянного мониторинга за биохимическими показателями. Это затратно по времени, иногда финансово накладно, так как, например, иммунный статус и гормональный фон бесплатно не определяют. Это требует от тренера, да и от врача необходимости вникать в тонкость биохимических процессов, анализировать показатели, тратить деньги.

А с препаратами допингового ряда всё гораздо проще. Не нужно заворачиваться с анализами, озадачиваться текущими клиническими показателями, тратить время на составление индивидуальных фармацевтических программ. Комбинация из 2, максимум 3 препаратов позволяет решить все проблемы. Причём зачастую это в несколько раз дешевле легальной фармакологии, требуется только точно рассчитать время выведения препарата до предполагаемого допинг контроля. И при этом практически гарантированно получить хорошие результаты. Таким образом, что мы имеем: применение запрещённых препаратов дешевле, эффективнее и менее затратно по времени и вообще не требует участие врача в составление фармпрограммы. Вот собственно и ответ за что спортсмены и тренеры любят допинг.

Готовясь к этой конференции, я решил проанализировать, а что больше всего из списка запрещённых препаратов любят наши русские спортсмены. Сведения я взял с сайта РУСАДА, обработав данные о спортсменах, дисквалифицированных за последние два года. К сожалению, определённую лепту в эту статистику внесли и волгоградские спортсмены. Тут конечно мы не впереди планеты всей, но тем не менее.

Итак, традиционно лидирует класс S1 – анаболические агенты, стероиды. 50% были пойманы на этом. Вот тут мы действительно первые в мире, нигде спортсмены не попадаются на стероидах в таком количестве. Традиционно это представители тяжёлой атлетики, пауэрлифтинга. Среди них есть и параолимпийцы.

Вторая большая группа – S5, мочегонные препараты. И кого на них ловят – борцов разных стилей. Вы, наверное, помните, как в старых фильмах про спортсменов показывали как они кроссами, парной сгоняют вес. Нынешние не напрягаются: выпил таблетку-другую фуросемида и, лёжа на диване, ожидаешь, когда лишние граммы вытекут. Таких порядка 25%.

Третья группа – S2, пептидные гормоны, порядка 10%. Вы себе представить не можете, какие порой замысловатые комбинации принимают спортсмены. Я сталкивался с таким: принимался половой гормон, к нему добавлялся гормон роста, немного гормона поджелудочной железы, гормон коры надпочечников и до кучи гормон щитовидной железы. И человек обратился ко мне за советом: «А чтобы ещё добавить, а то результаты остановились?» В настоящее время со здоровьем у этого спортсмена большие проблемы. Ну, принимают эти препараты представители скоростно-силовых видов спорта. Тут и гребля, и лёгкая атлетика. Этот класс набирает популярность из-за того, что эти препараты быстро выводятся, практически не ловятся, лимитирующим фактором иногда становится их высокая цена.

Четвёртая группа – S6, психостимуляторы, тоже порядка 10%. В последнее время наши спортсмены (в том числе и волгоградлские) попадались на использовании такого препарата как фенотропил, в аннотации к которому было указано, что он эффективен у спортсменов в соревновательный период и в списке запрещённых он шёл совсем под другим названием – карфедон. Но самое интересное, что этот препарат не запрещён в подготовительном периоде, а в соревновательном нельзя. В инструкции об этом ни слова. Но это как говорится наши проблемы.

Спортивные врачи и я, в том числе, возмущались по поводу такой непонятной ситуации. Как итог фразу об использовании у спортсменов убрали, в списке запрещённых препаратов рядом с карфедоном в скобочках указали фенотропил. А попадались на этом препарате лыжники, биатлонисты, ну и двое наших волгоградцев попались.

Ещё один интересный класс – S8. Ну что спортсмены курят марихуану, я знал, но что ещё при этом попадаются на этом, - честно говоря, не слышал. Так вот 3% принимают. Это тяжёлоатлеты и среди них параолимпиец, причём один из них умудрился попасться и на наркотиках и на стероидах.

***

Главная мысль выступления Михаила Петровича такова:

Основная задача фармакологии в спорте - это не "обеспечение" высоких результатов, а недопущение развития патологических состояний, вызванных длительными и интенсивными тренировками. И уже отсутствие проблем со здоровьем позволит проводить полноценный тренировочный процесс, благодаря чему можно будет рассчитывать на хороший результат.

Комментариев нет:

Отправить комментарий