Совсем забросил из-за навалившейся текучки академические посты, надо понемногу исправлять ситуацию.
Ступорозные синдромы (от лат. stupor — оцепенелость, неподвижность). Все эти синдромы, вне зависимости от причины, по которой они возникли, объединяет одно: заторможенность. Причём сильная. Причём сильная настолько, что по сравнению с тем ручным тормозом, который может включиться при взгляде на выданную зарплату, встрече с пустым мешком из-за угла либо соседкой в мини-бикини на лестничной площадке, ЭТОТ тормоз — сильнее стоп-крана и больше похож на стояночный якорь для авианосца среднего тоннажа.
Ступорозные синдромы (от лат. stupor — оцепенелость, неподвижность). Все эти синдромы, вне зависимости от причины, по которой они возникли, объединяет одно: заторможенность. Причём сильная. Причём сильная настолько, что по сравнению с тем ручным тормозом, который может включиться при взгляде на выданную зарплату, встрече с пустым мешком из-за угла либо соседкой в мини-бикини на лестничной площадке, ЭТОТ тормоз — сильнее стоп-крана и больше похож на стояночный якорь для авианосца среднего тоннажа.
Эта заторможенность касается всех сфер деятельности пациента: двигательной — вплоть до полной обездвиженности, когда он скорее сходит под себя, чем в туалет; мыслительной и речевой — вплоть до невозможности получить ответ на самый элементарный вопрос; волевой — вплоть до полного отказа от еды и питья, и не по каким-то политическим, бредовым или каким другим мотивам, а просто оттого, что не хочется, причём вообще ничего. Даже к боли чувствительность в этот период притупляется. Застывает мимика, застывает взгляд, да и сам человек застывает если не как статуя, то как будто попал в желе. Все события вокруг словно проходят мимо, не касаясь пациента и ничем не нарушая его отрешённости.
Можно выделить следующие основные (кроме кататонического, его мы рассмотрим отдельно) варианты ступора:
Депрессивный ступор. Тоска, боль, скорбь и страдание настолько сильны, что это отражается и в мимике (маска скорби, страдальческое выражение лица), и в позе — когда пациент неподвижно сидит или слегка раскачивается, обхватив себя руками, либо держится за грудь. О какой еде может идти речь, когда всё не просто плохо — всё просто уже никак, жизнь кончена, муки вечны, грехи — тяжки, а задница — полна и перманентна!
Маниакальный ступор диаметрально отличается по знаку настроения и, хотя пребывающий в нём пациент тоже не отличается подвижностью и шустростью, происходит сие уже по совершенно другой причине: ему ЛУЧШЕ ВСЕХ! Так здорово, что слов нет — причём в буквальном смысле: добиться ответа на вопросы практически невозможно, пациенту не до того. Его любит мироздание, перед ним трепещут ангелы и штабелями падают сражённые представители противоположного пола, олигархи мира бьются в истерике, завидуя его несметным богатствам. И застывшее выражение счастья на лице — лишь слабый отблеск того персонального солнца, что светит конкретно ему.
Галлюцинаторный ступор. Причина возникновения заторможенности при нём - галлюцинации, чаще слуховые и чаще императивные. В самом деле, как тут не замереть, когда голос орёт «СТОЯТЬ!!! БОЯТЬСЯ!!!».
Бредовый ступор. Вообще, есть у некоторых идей, осеняющих скорбное чело, такое свойство — уж если прилетела, то как прямой с правой, до лёгкого нокдауна. Или вдруг придёт отчётливое понимание, что всё вокруг понапичкано датчиками движения, и на любое шевеление всего, что крупнее мыши, с орбиты лупят псионными лучами! Бабулька из другого подъезда вон шустрая была - так нахлобучило на всю голову, теперь блаженно улыбается и никогда вязаную кольчужную шапочку Фарадея не снимает...
Астенический (он же апатический, он же адинамический) ступор. Обычно возникает, когда мозг настолько истощён и ослаблен (тяжёлой болезнью, травмой, инфекцией, нарзаном, портвейном либо репетициями и кокаином), что единственно возможный на данный момент режим существования и работы для него — спасительное охранительное торможение. Пациент находится в прострации, вял, апатичен, расслаблен. На вопросы отвечает после паузы и, как правило, односложно; при этом быстро устаёт, выдыхается, и приходится подолгу ждать, когда он снова соберётся с силами и мыслями (на них ведь тоже нужны усилия!) для будущих ответов.
Послешоковый ступор возникает, как проявление аффективно-шоковой реакции: если пустой мешок из-за угла оказался слишком большим и пыльным, либо ситуация и вовсе оказалась экстремальнее и опаснее некуда, с реальной угрозой для жизни и здоровья. На него похож
истерический (он же эмоциональный) ступор — он возникает при наличии у пациента истероидных черт характера на фоне психической травмы, которая конкретно для него очень значима и болезненна, хотя и не смертельна: скажем, формы соседки превзошли все мыслимые ожидания, либо вдруг выяснилось, что за дикорастущую коноплю могут влепить срок, как за первосортную индийскую, либо супруг рассердился на любимого той-терьера и тоже его покусал... При этих видах ступора пациент, как правило, лежит в постели, нередко — в позе эмбриона; выражение лица беспомощное, испуганное.
Эпилептический ступор возникает сразу после припадка и длится несколько минут, после чего проходит. Период ступора пациент, как правило, забывает (а сам припадок, естественно, он амнезирует ВСЕГДА).
Комментариев нет:
Отправить комментарий