Термин буквально переводится с греческого, как нервная болезнь (neuron и -osis). Впервые был введён в обращение шотландским учёным В.Кулленом в 1776 г. Он обратил внимание на группу болезней, при которой, несмотря на жалобы на те или иные недомогания, выявить, что же, собственно, болит, не удавалось. Опять же, что бы там пациента ни мучило, оно его не убивало и даже не калечило, к несказанной радости докторов и недоумению родных. Неврозы довольно разнообразны в своём внешнем проявлении; тем не менее, есть общие для всех групп критерии:
- Психогенность — то бишь, есть более или менее чёткая взаимосвязь значимой для человека конфликтной ситуации и возникновения симптомов болезни (в отличие от эндогенности, когда хрен его знает, что откуда взялось и когда закончится).
- Функциональность, или, говоря языком юзеров и сисадминов, глюки софта, а не следы от летки-еньки в кирзовых сапогах на материнской плате. Могут возразить — мол, а как же генетическая предрасположенность и всё такое? А вы что — генетический код человека можете прям сейчас, как таблицу умножения озвучить? Я вот не могу, потому и не пускаюсь в дебри резонёрства.
- Обратимость — это важно для понимания: то есть, дайте человеку отдохнуть, на воды целебные съездить, пролить рижский бальзам на душевные раны, обрести любимое занятие, нарисовать на жизненном пути внятные ориентиры и начать к ним двигаться — и всё пройдёт. И может быть, даже не вернётся.
- Специфичность — при всём многообразии симптоматики, характерной для каждого конкретного типа невроза, на первом плане для любого из них будет наличие эмоциональных и аффективных расстройств (если русским языком — то сниженного настроения, тревоги, страха), а также соматовегетативных нарушений: вспомните нейроциркуляторную, или вегетососудистую дистонию — этакая свалка в неврологии — тут и потливость, и приступы жара, и сердцебиение, и его замирание, и обморочные состояния. Так вот, ни один уважающий себя невроз не обходится без неё, а вегетососудистая дистония без невроза — это нонсенс.
- Непсихотический уровень расстройств: если снижение настроения — то без той раздирающей душу тоски, что характерна для психотической депрессии и, соответственно, без риска суицида (ну, разве у истерика — родным и близким демонстрашечку устроить). Если разные идеи — то навязчивые, максимум — сверхценные, но никак не бредовые. Галлюцинациями, соответственно, и близко не пахнет. Ценное дополнение, для вящего спокойствия пациента: невроз в психоз не вырастает.
- Наличие характерного типа невротического конфликта. Всего, если верить Мясищеву В.Н., можно выделить три основных типа невротических конфликтов, которые будут соответствовать трём типам неврозов. Истерический — это когда несознательная и незрелая личность слишком много хочет от окружающего мира — просто вынь да положь — и при этом совершенно не желает чего-то требовать от себя, любимого. Весь мир и так им по жизни должен. Обсессивно-психастенический (характерный для обсессивно-фобического невроза) — это когда чувство долга, воспитание, морально-этический комплекс и многоэтажная система ценностей говорит «низзя!», а подсознание дуется и капризничает: «а я хочу!» Неврастенический — это когда ты, взвалив на себя кучу обязательств и ответственности, карабкаешься к сияющим вершинам торжества разума и долга, подстёгивая себя нагайкой самодисциплины, а измождённая психика хрипит: «всё, командир, дальше без меня!» и сползает по склону. Вообще же, если брать в целом, любой невроз — это кризис мировоззрения, того, каким пациент располагает на текущий момент.
Можно выделить кучу разновидностей неврозов, вплоть до невроза любимого зятя, но это уже попахивает нездоровым излишеством, посему в дальнейшем описании ограничусь тремя основными (неврастения, истерический и обсессивно-фобический), а также двумя часто встречающимися (ипохондрический и невротическая депрессия).
Комментариев нет:
Отправить комментарий