четверг, 21 января 2016 г.

Эмоции в рукопашной схватке или про вред самооглушения.

 

"Чувства - помеха в поединке. Соринка в глазу. Ярость туманит взор, страх сковывает движения, ненависть толкает к ошибкам, любовь глупа, привязанность ослабляет…"
Г. Л. Олди "Богадельня"

Жесткая схватка с ее опасностью и непредсказуемостью, это критическая ситуация, вызывающая у нормального человека бурю переживаний и эмоций. Естественно об эмоциях можно говорить только в том случае, если спарринги и схватки в данном стиле практикуются. В наше парадоксальное и непредсказуемое время существуют десятки «боевых» школ, прекрасно обходящихся без спарринга. Что там только не делают. И руки из суставов выкручивают, и ребра с мясом выдирают и ударом на несколько метров отбрасывают. Техника на грани фантастики! Одно плохо. Как скажешь: «Ребята, давайте! На все согласен: и на выкручивание рук, и на ребра, и на 5 метров полета», так сразу куча отговорок, от приходите в следующий раз, до «как же я грех на душу брать буду». Мне лично все равно, как они называют то, чем занимаются. Ну, хочется людям, ни разу в бою не участвуя, думать, что они совершенствуются в боевом искусстве. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы своих не… Так вот, данная статья написана не для таких мастеров по отговоркам. Если в схватках не участвуешь, то и эмоций по этому поводу не возникнет. Остальные же, кто свои навыки привык проверять практикой, так или иначе с эмоциями и переживаниями по поводу предстоящего боя сталкивались.

Работу с психикой в наших залах можно условно разделить на три типа и, прежде чем изложить авторский взгляд на данный вопрос, на них нужно остановиться подробнее.

Тип первый. В западных фильмах часто мелькают образы роботов-бойцов, типа терминатора или робокопа, без единого переживания сокрушающих орды всяких там темных личностей. Кажется, многие инструкторы именно так представляют себе идеальный тип бойца. Написал программу на тему как, кому, чем и куда бить, вложил в ученика и выпустил его вперед на противника к инструкторской славе и к всеобщему удовольствию. Увы, ученики у нас не роботы, а люди, которым свойственно волноваться, сомневаться в своих силах, радоваться, бояться и испытывать еще десятки других нужных и ненужных эмоций в самый неподходящий момент. В общем плане, такую инструкторскую позицию можно охарактеризовать как попытку игнорировать то (в данном случае психологическое состояние перед боем и в бою), с чем не умеешь работать. Увы, незнание закона не освобождает от ответственности. Правда ответственность понесет не инструктор, который не считает необходимым думать ни о чем другом кроме голой техники, а его ученики, если только не начнут решать возникающие перед ними проблемы психологического плана самостоятельно.

Тип второй. Когда становится понятно, что человек не робот, а ученик не терминатор, то эмоции пытаются разделить на положительные и отрицательные, притом, естественно, отрицательные эмоции в бою переживать не рекомендуется. Далее следуют внушения типа: «Саша, ну как ты можешь бояться? Ты же мужчина!» или «Да ладно тебе, он тебя тоже боится!» Данные советы, при всем их многообразии, страдают одним существенным недостатком. Когда этот самый Саша (или там Петя) выходит на реального противника и получает первый раз в зубы, то инструкторские наставления моментально вылетают из головы, и хорошо, если не вместе с зубами. Такие советы почти всегда в одно ухо входят и так же безболезненно в другое выходят, не оставляя после себя заметного следа. Не забывайте, любой совет идет в сознание, которое при стрессовой ситуации боя благополучно отключается.

Тип третий. Внедрение в подсознание ученика определенных идей. Это уже серьезно. Чаще всего встречается накачка идеями под общим знаменателем повышенной агрессивности. «Любой приходящий к вам в зал - ваш враг!» - и это еще не самая жесткая из формулировок. В таких залах вам могут не подать руки при встрече, даже разговаривать станут, цедя слова сквозь зубы. «Если не можешь победить врага честно, победи любой ценой!» Если ученика основательно загрузить подобной «истиной», то он не остановится ни перед чем, с врагом не церемонятся. И если бы это были пустые страшилки для взрослых! Одна из наших дружеских встреч закончилась в кабинете врача потому, что адепт школы с подобной психологической накачкой не счел необходимым придерживаться установленных и оговоренных правил боя. Хотя, как я подозреваю, не столько не счел необходимым, сколько просто не смог. Этих психологически покалеченных ребят безусловно жалко, но не дай Бог вам встретиться с подобными отморозками.

Почему же в прошлом случае инструкторский совет вошел в одно ухо, а из другого вышел, в этом - накрепко засел в ученической голове? Дело в том, что в одном варианте имел место совет, оставшийся в сознании, а во втором шла накачка подсознания. Методы вскрытия подсознания существуют, хотя и не афишируются. Кое-кто из инструкторов, действующих по правилу «цель оправдывает средства», ими и пользуются. По сравнению с такой накачкой достаточно мирно смотрятся часто предлагаемые варианты самовнушения типа: «Мои руки крепки как сталь и быстры как молнии» или «Я страшный кровожадный тигр (или там удав, павлин)». Совсем же безобидны медитации на тему «отражения восходящей луны в неподвижной воде старого пруда весной». Ну, наблюдают ребята, сидя рядком, за луной. Кому от этого плохо?

Во всех трех подходах, на мой взгляд, отсутствует основное, а именно общая картина, отражающая закономерности возникновения эмоций в бою и их взаимодействие между собой. Согласитесь, для того, чтобы работать с каким-то явлением или фактором, нужно понимать, что это такое, откуда оно взялось и по каким законам живет. Иначе, не разобравшись в механизме процесса, просто применяя понравившийся совет или рекомендацию, вы рискуете либо вообще не добиться никакого результата, либо таких дров наломать… Особенно это касается инструкторов. Их специальность - работа с людьми, которые, простите за банальность, разные. Одна и та же рекомендация, особенно в области психики, у двух разных людей может привести к совершенно разным результатам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий