понедельник, 7 октября 2013 г.

Полеты на «Буратине» в Страну Чудес …или Дураков?



Прежде чем рассказывать «про Буратину», маленькое вступление.
Диссоциация….диссоциативы….
Наверняка, читая это странные слова, знающие люди из числа пользователей кухонной биохимии сглатывают сладкие слюньки в предвкушении очередного захватывающего рассказа о волшебном путешествии (трипе) в иные миры и измерения в духе Джека Лондона или Джеймса Кэмерона, которые, судя по всему неплохо разбирались в таких вещах, как диссоциация. (Д.Лондон «Смирительная рубашка», реж. Д.Кэмерон «Чужие»).
Странные, непонятно-пугающие, «жужжащие» вибрации и волны, разливающиеся по всему телу, вычурные сокращения мышц рук и ног, никогда не встречающиеся в повседневной жизни, «зажимы» на горле, в груди и животе, гул и щелчки в ушах, радужные пятна и быстро сменяющиеся калейдоскопические рисунки и образы перед испуганно зажмуренными веками – все это хаотическое пугающее «великолепие», сопровождающее процесс диссоциации защитного забора психики, которое Станислав Гроф называл психосенсорным (эстетическим) барьером, а Олдос Хаксли «Дверями восприятия», вдруг рассыпается с хрустальным звоном или опускается подобно занавесу и вот ОНО – ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ!!! ужасное и восхитительное, чарующее и пугающее, вечное и мгновенное, злое и доброе!
Истинное, настоящее!
Вот они, эти самые волшебные, таинственные территории и земли где Алиса гонялась за Белым Кроликом, разговаривала со Шляпником и Чеширским Котом, где на ветвях деревьев развешаны «блинообразные» часы от задорного забияки Сальвадора Дали, в небе парят отважные нави на злых, свободолюбивых икранах от Джеймса Кэмерона, а в мрачных пещерах зреют зловещие коконы, отложенные ксеноморфом Ганса Гигера.
Территории, где прячутся наши страхи, скрытые желания, чаяния и надежды, откуда произрастают Любовь и Ненависть, где живут древние, мудрые Архетипы и легкомысленные Фантазии, области Разума, которые психологи называют Подсознание или Трансперсональной областью психики, квантовые физики Информационным Полем, жрецы и священнослужители Царством Божьим, а задумчивые индусы Хрониками Акаши.
И, несмотря на все светские эдикты и запреты, несмотря на церковные анафемы и проклятия монополистов-церковников, люди всегда заходили, заходят и будут заходить на эти Территории Ума, ведь стремление человека к познанию Истины несгибаемо.
Вопросы в другом – Зачем?, с помощью Чего? и Кто?
Древние греки и римляне, во времена Элевсинских мистерий, используя трансовые методики и природные диссоциативы, заходили на эти территории с целью получить Знание непосредственно от Первоисточника (право слово, до сих пор удивляет степень понимания древними устройства и принципов работы Вселенной);
Психологи, психиатры, математики и физики, склонные к квантово- релятивистскому мировоззрению заходят на эти территории с целью изучить, исследовать, понять и использовать практически;
Философы, мистики, йоги, затворники и истинные священнослужители заходили туда в поисках ответа на извечные вопросы: Кто мы?, Откуда пришли и куда идем? и Как выглядит Бог?
Наркоманы вламываются туда с целью торчкануть и словить кайф…
Оставим древних греков историкам, монахов Священному Синоду, а ученых их академическим советам при Академиях Наук, поговорим «за наркомана», согласно основной задаче сайта.
Вначале немного биохимии.
Основные группы доступных «аптечных диссоциативов» (кетамин, фенциклидин, тарен, декстрометорфан) наркоманами давно опробованы, классифицированы и прокомментированы. «Буратино» - это несомненно, нечто новое…пока новое. Что ж, давайте поговорим «за Буратину»…
Оксибутрат натрия (ГАМК, ГОМК), на наркоманском арго Буратино, бутират, бутик, оксана, ксюха – очень неплохое лекарственное средство, особо ценимое в практике «Анестезиология и реанимация», как прекрасное и относительно безопасное (в отличие от того же натрия-тиопентала), средство для быстрого (рауш) наркоза, успокоения и обезболивания, особенно в структуре СМП, когда необходимо на короткое время транспортировки в стационар обезболить, обездвижить, успокоить, усыпить и сохранить кору головного мозга от кислородного голодания.
Всё это с успехом делал натрия оксибутират.
Введенный внутривенно болюсом, под «прикрытием от судорог» реланиумом или сибазоном, он, подобно полиуретановым шарикам в коробке с дорогим хрусталем, хранил и оберегал драгоценный головной мозг от болевого шока, тряски, травматического стресса и гипоксии во время транспортировки человека с места жуткого ДТП до больницы.
В психиатрической и наркологической практике натрия оксибутират зарекомендовал себя весьма неплохо при лечении истероидных расстройств, тревоги, депрессий, психопатоподобных вяло текущих форм шизофрении, для снятия абстинетного синдрома при опийной зависимости.
Но, как всегда вмешалась Её Величество Глупость, натрия оксибутират пришелся по вкусу «торчкам», а власть придержащие, в их всепоглащающем стремлении всё контролировать и запрещать, выплеснули младенца вместе с водой, объявив войну ГОМКу.
И ГОМК запретили, вернее ввели драконовские условия его использования в медицине, напрочь отбивающие охоту практикующим анестезиологам и психиатрам с ним связываться.
Но «торчки» не были бы «торчками», если бы так просто отступили и сдались. На помощь им пришла криминальная наркология и биохимия и суррогатный ГОМК потек широкой рекой на наркорынок, естественно не в фабричной упаковке с латинским названием, четкой инструкцией по применению и сроками годности, а виде сухого порошка в пакетиках на развес, под рабочими названиями бутират, «Буратино», оксик, ксюша.
Незадачливые адепты нового течения «бутират плюс», при попытке вломиться/протиснуться в бессознательное, часто «застревали в дверях восприятия» на этапе прохождения психосенсорного (эстетического) барьера в острой фазе диссоциации и в таком неприглядном виде, с бессвязными речами, бессмысленными глазами и вычурно-забавными телодвижениями и позами выбегали на улицу, где быстро становились легкой добычей зевак с камерами сотовых телефонов, сотрудников ДПС, а затем и YouTube.
Что поделаешь, ведь этап диссоциации при использовании бутирата часто сопровождается фазой опьянения с эйфорией, дурашливостью, жаждой общения и наплывом из Бессознательного странных и мудрых идей и мыслей, которыми так хочется немедленно поделиться с окружающими.
Что поделаешь, если выход из «бутиратового трипа» часто заканчивается амнезией, в отличие от остальных диссоциативов, оставляющих «серебряную нить» связывающую эту и иную реальности в единое (holo-) целое в рабочем состоянии.
Достаточно слегка погуглить простеньким тэгами «бутират», «буратино» и вашем вниманию будет представлена обширная видео-подборка, которую можно использовать в качестве учебного материала для психологов, работающих в области трансперсональной психологии и психотерапии, с помощью которой можно легче объяснить слушателям и участникам тренинга «особенности взаимодействия центральной и вегетативной нервной систем при холотропном дыхании» или студентам-медикам, слушающим лекцию по «Истерии и диссоциативным расстройствам».
То, что при бутиратовом приходе имеет место быть именно диссоциация или «рассогласование устойчивых ассоциативных, межнейронных соединений, связывающих кору и подкорку в единый механизм, ответственный за восприятие и логическую обработку/интерпретацию информации об окружающей реальности» подтверждает обилие необычных, странных и порой тягостных ощущений, очень схожих с таковыми при вхождении в психоделический транс иными, разрешенными способами (учащенное дыхание, активные медитативные методики) или при возникновении истероидных реакций, такие как «горловой спазм», «мышечный зажим», бессвязная речь, нарушение чувственного восприятия с обилием фонем, акоазмов и фотопсий.
И, казалось бы, всё бы и ничего, ну посмеялись над очередным незадачливым «триппером», бегающим без штанов по улице или «звонящему другу по сигаретной пачке», ну поставили «лайки», ну прокомментировали в «Сто-пицот».
Отнюдь, не всё так просто, весело и забавно, всё гораздо серьезнее и печальнее. И вот почему.
ГАМК – это аббревиатура названия «гамма-аминомаслянная кислота», то есть это вещество является необходимым компонентом для нормальной работы ГАМК – эргической системы организма. А шутки с ГАМК- эргической системой дорого стоят, достаточно побродить по интернет порталам и почитать темы, посвященные зависимости от бензодиазепинов и барбитуратов.
Бензодиазепины и барбитураты воздействуют на сложную ГАМК-систему, на уровне тонкой регулировки входа/выхода в кленку ионов калия и натрия, что приводит в результате к уменьшению уровня тревоги и страха и нормализации сна. Эта способность ГАМК снижать тревогу и послужило причиной для названия данной группы веществ «Седативно-снотворного действия», а зависимость от них в наркологии так и называется «Зависимость от седативных и снотворных веществ», код по МКБ -10 F - 13
А зависимость от этого вида веществ протекает очень тяжело и избавиться от неё непросто, ввиду быстрого развития грубых интеллектуально-мнестических расстройств.
На Западе барбитуровая зависимость считается одной из наиболее злокачественных форм наркомании, в некоторых странах даже опережая опийную. Итог такой зависимости весьма печален: грубое органическое (неизлечимое) повреждение головного мозга, самопроизвольно текущие слюни и моча, испуганно-бессмысленный взгляд, судороги и затяжные психозы, ранняя инвалидизация.
Ведь при рекреационном (уличном) использовании ГАМК в качестве «средства для торча», дозы «Буратино» не рассчитываются тщательно и вдумчиво как в медицине, всё делается на глазок, без должного прикрытия и сопровождения другими медицинскими препаратами (препаратами калия, противосудорожными и проч.). Такого грубого, варварского отношения к себе тонко отрегулированная матушкой-природой ГАМК – эргическая система не прощает никому. Все её рецепторы и ионные каналы летят к чёрту, а в месте с ними и эмоциональный статус. В итоге – тяжелые депрессии, тревожные расстройства с паническими атаками (бэдтрипы и флэшбеки), симптомы которых пытаются перекрыть ещё более высокими дозами седативов или переходом на иные виды наркотиков.
Вылезти же из «Буратиновой» ямы попавшим туда бывает неимоверно сложно.
ГАМК – ергическая система, помимо того, что она отвечает за уровень тревоги и качество сна, часто служит своего рода пусковой кнопкой для снятия или уменьшения действия защитного барьера психики – того самого психосенсорного барьера по С.Грофу.
Наверняка, практикующие наркологи и психиатры, хорошо знакомы со одним весьма специфическим действием бензодиазепиновых транквилизаторов типа сибазон или реланиум: при возникновении предписхотического состояния (процесс диссоциации) при алкоголизме, например или при передозировке холинолитиков, когда для развертывания яркой картины делирия не хватает последнего штриха, когда сознание больного с трудом удерживается на краю привычной реальности, введение небольшой дозы сибазона окончательно снимает контролирующее действие коры головного мозга и содержимое подкорки, во всем её «великолепии» предстает перед вами.
Холинолитический или металкогольный делирий – штука ещё та!
И опять-таки прослеживается дуализм (двойственность, дихотомичность), на этот раз в работе ума.
Кто ты? Исследователь Новых Территорий Разума или простой наркоман – решай сам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий