понедельник, 7 октября 2013 г.

Тропикамид, но не для глаз...



Кажется много времени прошло уже с тех лет как ушел со сцены эфедрон (мулька) – самодельный наркотик-психостимулятор из эфедрина или эфедринсодержащих лекарственных веществ типа солутана и загубивший немало человеческих жизней; стал неактуальным коаксил (тианептин) из-за его упорного нежелания полностью растворяться в воде: вводимая коаксиловыми наркоманами внутривенно взвесь-молочко обладала поистине дьявольским свойством: эти, нерастворенные полностью микроскопические частички вещества способствовали образованию внутрисосудистых тромбов с последующей закупоркой вены или артерии. Ладно ещё, если вена закупорилась, ну образовался тромбофлебит, хирурги неплохо научились его лечить, но вот гангрена конечности (руки или ноги) из-за закупорки артерии не лечилась ни мазями, ни компрессами, ни массажем, выход один – ампутация.
А это очень нежелательно как в эстетическом плане, так и практически: барыги предпочитают не общаться с клиентами, имеющими бросающиеся в глаза особые приметы, да и улепетывать от ментов, посетивших притон, на костылях или в инвалидной коляске очень несподручно. Так что в цивилизованных местах коаксил потихоньку «сошел на нет», ну разве только в какой-нибудь тьмутаракани, где недоступен Интернет, какие-нибудь «тупые бульдозеристы» ещё пытаются извлечь кайф коаксиловый…
Последние два-три года опийные наркоманы как-то остепенились, посещают серьёзные Интернет-ресурсы, стали тонко различать что такое агонисты и антагонисты мю-рецепторов, кажется живи и радуйся (пока жив), как вдруг…
Новая напасть – глазные капли «Тропикамид»!
Всё чаще на лестничных площадках, в детских песочницах и на захламленном столе наркопритона обнаруживаются пустые флакончики с надписью «Тропикамид 1% раствор 10,0. Глазные капли». Может наркопопуляцию страны поразила какая-нибудь экзотическая, дореволюционная трахома, глаза гноятся, света белого не видно, всё двоится, вены и так тяжело найти, а тут ещё и эта напасть. Никак нет, глазные болезни здесь ни при чем, тропикамид наркоманы в глаза не капают, у него совсем иное применение.
Зачем же наркоманы используют тропикамид? Опять всё упирается в замену врожденного природного принципа «разумной достаточности», универсальным жизненным принципом наркодоминанты: «стремление к удовольствию любой ценой»
Нервная система в организме человека, в этом удивительном и тонко настроенном природой (или Господом Богом) механизме неоднородна и делится на несколько подгрупп (классов).
Одной из групп мы уже слегка касались, когда разбирались с веществом дофамином. Дофамин появляется в организме не только во время запоя в результате истощения симпатической нервной системы, он присутствует и в обычном, нормальном состоянии организма в «необходимом и достаточном» количестве и «обслуживает» (является нейромедиатором) так называемую дофаминергическую нервную систему, воздействуя на дофаминовые рецепторы. Помимо дофаминергической системы, в организме существуют и другие, остановимся более подробно на одной из них – холинергической, ведь именно с её работой (вернее со сбоями в её работе) связан сомнительный «тропикамидовый кайф».
Холинергическая нервная система многофункциональна, при её помощи регулируется правильная работа гладкой и скелетной мускулатуры, обслуживающим нейромедиатором является вещество ацетилхолин, который, воздействуя на холинорецепторы, вызывает те или иные эффекты.
Холинорецепторы, в свою очередь делятся на два вида, никотиновые (Н) и мускариновые (М).
Кстати мускариновые происходит от слова мускарин – алкалоид-галлюциноген, выделенный из одного из видов грибов (ну это так, к сведению, для общего развития).
Зачем такое деление? Да очень просто всё: в зависимости от того на какие виды рецепторов действует ацетилхолин (Н или М) изменяется работа сердца, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, желез, ЦНС и т.д. Так вот, тропикамид воздействует на М-холинорецепторы, а именно: он блокирует в рецепторах нормальную работу (синтез и распад) ацетилхолина.
Такие вещества давно известны и широко используются в медицинской практике и называются холиноблокаторы, но чаще используют слово холинолитики(кое-кто уже насторожился, как пить дать).
Холинолитики широко используются в медицине и считаются очень серьёзными лекарствами, назначение которых требует вдумчивого подхода. Вот их далеко не полный перечень, но уже из него видно кое-что: атропин, скополамин, платифиллин, метацин, гастроцепин. Естественно, что и дозировка при медицинском использовании таких серьёзных препаратов тщательно подбирается с учетом возраста, пола и других особенностей.
Например, атропин широко используется в хирургии, перед сложными полостными операциями его вводят подкожно и, вследствие его холинолитического действия уменьшается выделение слюны и расслабляется гладкая мускулатура бронхов (легче заинтубировать больного и подключить к системе ИВЛ для наркоза), замедляется перистальтика кишечника (гораздо проще удалить аппендикулярный отросток, когда «кишки спокойны»), снижается тонус мочевого пузыря (во время операции можно обойтись без «памперса»).
Особо часто атропином пользовались офтальмологи (в качестве глазных капель) - блокировалась внутриглазная (цилиарная) мышца, зрачок расширялся и появлялась возможность обследовать глазное дно. Недостатком атропина в офтальмологии являлось то, что уж больно длительно было его действие (от нескольких часов до суток), а расширенный зрачок доставлял массу неприятностей пациенту из-за непереносимости яркого света (фотофобия). Поэтому химики-фармакологи учли это и создали глазные капли «Тропикамид» с коротким периодом действия (1-2 часа), следовательно более комфортными для пациентов. Какое-то время офтальмологи и глазные пациенты «наслаждались» новым лекарством, благодарили учёных, пока…
Пока в эту иддилию не влезло свиное рыло наркодоминанты (наркотического Я).
Дальнейших сценариев могло быть несколько.
Сценарий № 1. Вначале опийные наркоманы закапывали тропикамид в глаза с целью «замести следы» - расширить зрачок. Строгой дозировки, той, что представлена в инструкции не придерживались, «плюхнул» из пипетки струю-другую в оба глаза и готово.
Но, внимательно прочитав инструкцию, наряду с другими побочными эффектами передозировки, можно найти и такое: психомотороное возбуждение (иногда с галлюцинациями). А это не что иное как измененное состояние сознания (ИСС), а за достижение ИСС (любым способом) наркоман способен на всё!
Дальнейшую цепочку предугадать несложно: кто-то, испытав «удар по мозгам» при закапывании (заливке) тропикамида в глаза, решил поэкспериментировать и добавил 1-2 мл «тропика» в раствор «черняшки» или «белого».
И, о блаженный миг! Качество торча изменилось, появились новые (вернее подзабытые старые) ощущения, чем-то напоминающие те благословенные времена, когда только-только начал свой наркомаршрут и испытывал блаженный, но столь короткий и ускользающий миг прихода (см. Опийная наркомания).
Ну а дальше всё просто: наиболее тупые (молодые или психопатоподобные) начали просто вгонять себе в вены чистый тропикамид в безумной погоне за ускользающим кайфом, умудренные же опытом, те, кому посчастливилось пережить эфедроновый и коаксиловый периоды, потихоньку добавляли всё те же 1-2 кубика в раствор, внимательно отслеживая на интернет ресурсах комментарии по поводу новой «темы».
Тупые (молодые или психопатоподобные) быстро «сгорали», ведь помимо холинолитического возбуждения (психоза) на высоких дозах тропикамида в полную силу расцветало общее токсическое действие препарата на организм: печень, почки, мозг, кроветворные органы – всё летит к чёрту, стремительно, буквально за месяц-два.
Раньше, в дореволюционной России про людей с холинолитическим психозом говорили «объелся белены». Действительно в беладонне (белене), растении, широко распространенном по всему миру, находится вещество, обладающее выраженным холинолитическим (атропиноподобным, тропикамидоподобным) действием – скополамин. Венецианские красавицы закапывали сок беладонны в глаза, скополамин, входящий в его состав, расширял зрачки, делая глаза женский взгляд томным и загадочным. Что не сделаешь ради красоты: раньше капли скополамина в глаза, сегодня килограммы силикона под кожу.
Пожевать же листья или плоды белладонны, растущей на деревенском пустыре, мог разве только какой-нибудь деревенский дурачок или самоубийца. Гм, дурачок-самоубийца – какое хорошее и точное описание современного «тропикамидного» наркомана.
Сценарий № 2. Тропикамид был пущен в оборот с лёгкой руки знающих людей. Не секрет, что криминальная наркология не стоит на месте, зачастую опережая (и не на один шаг) наркологию официальную, ежегодно создаются и выбрасываются на рынок всё новые и новые «темы», наподобие недавно запрещенных «ароматических средств» («Спайсов»).
А изменение сознания при помощи холинолитиков известно давно. Наверняка ещё живы люди, которые помнят советские времена, когда наркология и психиатрия не были ещё отделены друг от друга и наркоманы, перекурившие гашиша поступали на лечение в психиатрические отделения.
Очухавшиеся на второй-третий день от «перекурки», наркоманы, быстро осознавали (наверняка, путем наблюдения и экспериментирования), что препарат холинолитик циклодол (паркопан), который душевнобольные пациенты получали в качестве корректора при приеме нейролептиков – это поистине, манна небесная.
Ведь достаточно отобрать у «спокойных психов» заветные таблетки или обменять их на курево у «буйных» и вот оно, родное ИСС. Да такое, что дух захватывает, глюки и всё такое, нормальному человеку не понять.
Холинолитический психоз (делирий) – изобретение советской психиатрии быстро покинул стены психиатрических учреждений и освоился в наркоманской среде; помимо циклодола огромной популярностью пользовался антидот из аптечек противохимической защиты индийского производства тарен (апрофен), особенно во времена недавней перестройки и сопутствующего ей бардака, когда вожделенные пластмассовые коробочки-портсигары оранжевого цвета, набитые «кайфом», свободно валялись на складах брошенных гарнизонов.
Нейролептик азалептин (клозапин) также обладает холинолитической активностью и, помимо того, что неплохо себя зарекомендовал при лечении резистентной шизофрении, до сих пор особо любим и почитаем наркоманской братией (естественно знающей «чо-почем»), ведь, приняв дозу азалептина и переборов вызываемую им сонливость, можно «насладиться» ИСС с глюками. Не так давно был введен особый термин «синдром альбатроса» - это когда наркоман ходит по пятам врача (обычно молодого и не достаточно опытного) и слюняно-гнусавым голосом выпрашивает у него азалептин, потому что «может спать только на этом соннике» или «потому что другой доктор ему давал» или «вообще, заведующий приказал выдавать ему азалептин по первому требованию». Мелет, что ни попадя, дурачок же, что с него взять.
Так вот, знающие люди от криминальной наркологии наверняка обратили внимание, что и циклодол и тарен и азалептин относят к группе веществ, обладающих холинолитической активностью. Ну а дальше всё просто: берётся справочник Машковского или поисковая система, тот же Гугль и выписываются на клочок бумажки все вещества относящиеся к группе холинолитиков.
И хотя список большой и масса побочек имеется у данной группы препаратов помимо психомоторного возбуждения, что с того, ведь в любой наркогруппе из «подвалов Дыбенко» помимо лидера - «шустрилы» (это тот кто способен раздобыть наркотик хоть на дне морском) обитает вроде бы совсем никчемный и слабохарактерный «кролик»-лох, основная роль которого – испытывать на себе действие новой «темы» (за этим его и терпят в группе).
Что с того, если новая «тема» окажется «жестью» и «кролик склеет ласты», ночью тельце оставят в углу какого-нибудь подвала и быстро найдут очередного кандидата в «кролики», дурачков нынче много…
Можно посмотреть на разных интернет ресурсах, что пишут по поводу тропикамида сами наркоманы или их родственники, мнения разные, но прослеживается и нечто общее.
    - Это необычайно сильная, фактически непреодолимая тяга на фоне психомоторного возбуждения с полным отсутствием критики, когда, сшибая все препоны бегут в аптеку, покупают и колют внутривенно флакон за флаконом и остановить это может только ударом дубиной по голове…
Практикующие врачи, особенно в бюджетных медучреждениях довольно часто сталкиваются с холинолитическим психозом и труднокупируемое психомоторное возбуждение – одно из основным его проявлений (где уж тут маме с папой словами и уговорами удержать сынка от очередного вояжа в аптеку)
    - Это особенности протекания абстинентного синдрома («ломки»): если раньше «омолодиться», «промыть тушку», «перекумарить» в течение 3-5 дней не составляло особого труда, то нынче «опиушники с тропиком» – головная боль наркологической клиники куда «дурачок» решил лечь, подлечиться, т.к. «ломка» протекает гораздо тяжелее, с возбуждением, агрессией и неутолимой тягой и часто покидают медучреждение (пишут отказ от лечения) на 2-3 день, в самый разгар абстиненции.
    - Это выраженное токсическое влияние вещества на внутренние органы (фактически все): поражение печени по типу ХАГ (хронического активного гепатита) с быстрым образованием цирроза и печеночной недостаточности (становятся худыми, сухими и желтыми как осенний лист); из-за немыслимых перегрузок сердца - поражение сердечной мышцы по типу тяжелой миокардиопатии и возникновением жизнеопасных нарушений ритма, являющихся частой причиной смерти на игле при введении чистого тропикамида (не передоз, заметьте, а аритмия); угнетение кроветворной системы - гемоглобин валиться до минимума; поражение ЦНС вплоть до комы.
Если покопаться ещё, наверняка найдется ещё немало специфических повреждений внутренних органов, чаще всего выявляемых на патологоанатомическом столе, неплохо было бы обсудить эти вопросы со знающим токсикологом (если появится такой, на форуме создана специальная тема).
Ну вот, если коротко, на этом можно пока остановиться, «тема» живет, по мере поступления свежей информации будем добавлять, корректировать.
Для тех же, кто уже приобрел глазные капли, но призадумался, призадумайся ещё и ещё, «дурачков» сегодня хватает...

Комментариев нет:

Отправить комментарий