суббота, 7 января 2017 г.

Какой спорт – такой и допинг. Часть 6

 

«Спортфакт» завершает публикацию материалов Сергея Лисина, посвященных специфике допинга в различных видах спорта. 
Сегодня мы будем подводить итоги. Если вы прочитали все пять предыдущих материалов этого сериала, то должны были заметить: выбор запрещенных субстанций по видам спорта, на самом деле, не так уж и велик. Найти что-то уникальное, используемое только в одном виде, сложно. Ну, разве что бета-блокаторы в стрелковых видах - кроме как там, они больше нигде не нужны.
Поэтому продолжать свой цикл я мог бы, но сообщить что-то новое уже, боюсь, не получится. Если вид предполагает силовые показатели, то там начинают работать со стероидами, пептидными факторами, тестостероном, если требуется выносливость - используются кровь, блокаторы голода, жиросжигатели. При этом в ряде видов применяют и первое, и второе, но в разных соотношениях.
Вопрос использования запрещенных субстанций - это не вопрос того, что требует тот или иной вид, а того, как эти требования можно удовлетворить. В связи с чем я хотел бы поговорить о допинге не в разрезе видов спорта, а в разрезе страны. Нашей страны.
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Два кита

Как я уже писал (и вы, возможно, прочитали), ситуация с распространением допинга в спорте базируется на двух китах - слабой тренерской школе и обмене опытом между спортсменами разных видов.
Слабая тренерская школа приводит к тому, что рост результатов начинает обеспечиваться через нелегальное фармакологическое обеспечение. В условиях России это усугубляется тем, что создание коррупционных схем, покрывающих подобные подходы, вовсе не является проблемой.
Обмен опытом между спортсменами и тренерами разных видов зачастую приводит к тому, что в арсенале появляются разнообразные интересные препараты. Предотвратить подобный обмен нельзя, потому что нельзя запретить спортсменам и тренерам разных видов пить и общаться друг с другом на сборах.
Собственно, именно неформальное общение составляет порядка 90% реально продуктивного обмена опытом в спорте. Все эти семинары, консилиумы и прочая, и прочая - лишь повод неформально пообщаться вечером, в номере. Это реалии российского спорта, и не только российского.
Несмотря на все разнообразие видов спорта, лазейка для допинга найдется везде и всегда. Показательным примером является упоминание в докладе Макларена позитивной пробы у представительницы керлинга в период подготовки к Олимпиаде в Сочи. Уж казалось бы – керлинг! Ан нет, и там тоже.
В последнее время на волне новостей о российских проблемах с допингом из щелей повылезало огромное количество экспертов, которые предлагают разнообразные способы борьбы с этим злом. Хотя на самом деле бороться с допингом, как мне представляется, бесполезно. Нужно бороться с невежеством и зашоренностью.
Вопрос использования допинга - это всегда вопрос альтернативы выбора.

Ищите там, где деньги

К сожалению, на всей этой ситуации зарабатывает огромное количество людей. Не только сейчас, так было и прежде.
Борцы с допингом борются с ним, привлекая все большие бюджеты - как правило, под скандальные новости. Благо поводов для них Россия в последнее время дала немало.
Врачи, работающие с допинговыми схемами, тоже не страдают - на каждый новый сезон они готовят новые методики обхода контроля, и под это дело повышают расценки на свои консультации.
Дилеры, поставляющие непосредственно субстанции, когда речь идет о новейших препаратах, также получают повод заработать.
Клиники, обслуживающие частных клиентов и предлагающие им разнообразные процедуры, тоже не в накладе – они получают клиентуру. Нужно же где-то, к примеру, центрифугировать отмываемую после разморозки эритромассу. Чтобы затем через микротранфузии проскочить контроль. И за это платят.
Журналисты пишут про это - и им тоже платят. Экспертов развелось, как (тысяча извинений) говна за баней, а спроси такого эксперта - какого цвета листочек, остающийся на руках у спортсмена после допинг-контроля, он обзываться начинает.
Короче, всем – в целом - хорошо живется. Ну, потряхивает иногда, но терпимо. Сформировались индустрия и сопутствующая ей сфера услуг. Одни ловят, другие принимают, третьи помогают, а четвертые про это рассказывают обывателям.
Не странно ли?
Самое страшное для этой системы - сбой налаженного механизма. Например, когда вдруг перестали ловиться доперы в ком-то виде спорта. Статистика ползет вниз, антидопинговые службы  внутри федерации не оправдывают выделяемые бюджеты, и нужно что-то делать. Или обратная ситуация - какой-то вид закошмарили до такой степени, что он начал деградировать и перестал быть зрелищным. Спонсоры уходят, владельцы прав на трансляции теряют деньги. И тоже нужно что-то делать.
В результате такого вот перетягивания одеяла возникают странные ситуации, когда спортсменов одного вида проверяют каждые десять дней, а других каждые десять месяцев. Когда вдруг выясняется, что в теннисе не было допинг-контроля на крупнейших турнирах. Когда мы узнаем, что один из лидеров мирового велоспорта не сдавал пробы на биопаспорт около полугода.
Или вот борьба с головной болью последних лет в циклических видах спорта - микродозами ЭПО. Профессор Брайтонского университета Яннис Пицилладис разработал высокочувствительную методологию определения использования синтетического ЭПО. В отличие от традиционных тестов мочи и крови, эта методология работает со следами, оставшимися на генетическом уровне.
Так этот Пицилладис отправил запрос в Международный союз велосипедистов с просьбой выделить на дальнейшие исследования 750 тысяч долларов. И - получил отказ.
Вообще-то 750 тысяч - деньги очень не большие. Ну, по меркам масштабов проблемы, которую предлагает решить британский профессор. Но, возможно, решить ее хочет только он, а те, у кого он запросил финансирование, лишь делают вид, что решают подобные проблемы.
Похожая ситуация с методикой определения синтетического тестостерона через изотопную подпись. В данный момент это слишком дорого, а для удешевления нужны дальнейшие исследования, которые никто не хочет финансировать. При том что внедрение подобной технологии в стандартный допинг-контроль закрыло бы варианты со всякими тестостероновыми гелями, пластырями и подкожными микродозами навсегда.
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Про жуликов и дураков

Но вернемся в Россию - чтобы с сожалением констатировать: мы отстали от мирового спорта и спортивной науки лет примерно на 30. А с точки зрения культуры здорового образа жизни - еще больше.
Неудивительно, что подготовка спортсменов в России носит сейчас, скажем так, проектный характер. Подобная ситуация была в ГДР, но там просто не хватало людей, катастрофически не хватало, поэтому они не могли ждать, когда из толпы детей вырастет чемпион, там не было толпы. Они брали одного ребенка, определяли для него наилучший вид спорта, в котором ребенок одарен, и вели его точечно в этом виде к конкретной Олимпиаде.
 Увы, слабость тренерских штабов в подавляющем большинстве наших видов спорта привела к распространению простой и понятной концепции: “Все жрут!” Это отлично пудрит мозги молодым и доверчивым спортсменам.
И таки да, многие жрут. Но умные люди сначала думают. Иногда они находят варианты прогресса без запрещенной фармакологии и идут этим путем. Если иначе нельзя, они делают терапевтическое разрешение - и идут этим путем. И уже если совсем беда, дома семеро по лавкам, сверху давит ипотека и платят только за результаты - тогда западный спортсмен пускается во все тяжкие, и мы получаем немногочисленные допинговые скандалы «у них».
А у нас КМС по санному спорту - на стероидах. Перворазрядники - на адреномиметиках. Выездная биатлонистка, которая по специфике своего вида спорта постоянно находится в Европе и в любой момент может быть там проверена иностранной лабораторией, - на трех стероидах одновременно!
Лично я сильно сомневаюсь, что тренер, у которого КМС на стероидах, способен думать.
Подойти к такому тренеру и спросить: где гребенчатая мышца находится?! Где, отвечай быстро, телефон сюда дай, без википедии говори, козлина, ты же в институте учился, высшее образование имеешь, по памяти отвечай, лишенец!
Не ответит. Обидится еще, наверное, за лишенца. Ну и вот какие варианты у такого тренера? А у его спортсмена какие варианты? А у страны какие?
Для удовлетворения потребностей подобных персонажей всегда найдутся ушлые ребята. Дураки создают спрос, жулики рождают предложение. Всё просто.
Пока пара жуликов, почуяв жареное, не сбежит и не сдаст всех дураков.                                                        Сергей Лисин

Комментариев нет:

Отправить комментарий