Профессор Н.В. Чичасова, ММА имени И.М. Сеченова
С иновиальные суставы (диартрозные) обеспечивают движение различных частей туловища человека. Кость в синовиальном суставе покрыта гиалиновым хрящом — высокоэластичной тканью, смягчающей давление на твердую костную ткань. В хрящевой ткани отсутствуют кровеносные сосуды, и питание его осуществляется за счет синовиальной жидкости. Таким образом, эластичность хряща важна не только для осуществления амортизационных функций, но и для собственного обеспечения питательными элементами, «впитываемыми» из синовиальной жидкости при сдавлении хряща.
При развитии дегенеративных процессов в хрящевой ткани вторично страдают и все остальные структуры сустава: в синовиальной оболочке развивается воспаление (синовит), в подлежащей кости увеличиваются деструктивные процессы (субхондральные кисты) и параллельно с ними компенсационное разрастание костной ткани (остеофиты), ослабевает сухожильно-связочный аппарат, что приводит к нестабильности сустава. Дегенерация хряща является центральным звеном патогенеза самого распространенного ревматоло-гического заболевания — остеоартроза (OA).
Одним из основных клинических проявлений остеоарт-роза (OA) является боль, поэтому в первую очередь больным назначается анальгетическая терапия. Рекомендации ВОЗ по лечению OA динамически изменялись с 1995 г. по 2003 г., отражая получение новых данных об эффективности или недостаточной эффективности различных лечебных мероприятий (табл. 1). На современном этапе считается, что обезболивание при OA надо начинать с назначения ацетаминофена (парацетамола), проведения ортопедических мероприятий, и назначения нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) из группы ЦОГ-2 селективных ингибиторов. Далее назначаются «хондропротективные» препараты, и только при необходимости назначают неселективные НПВП. Считается, что ацетаминофен имеет лучшую переносимость, чем неселективные НПВП.
Однако недавнее исследование [1] показало, что использование парацетамола в высоких терапевтических дозах имеет одинаковую переносимость с НПВП. Основным по-казанием для использования НПВП является наличие вторичного синовита. По современным представлениям синовит облигатно развивается при OA, поэтому за рубежом принят термин «остеоартрит», подчеркивающий по-стоянность воспалительного компонента в синовии. Безусловно, НПВП более эффективно купируют боль при OA, однако неизбежность развития побочных эффектов со стороны ЖКТ, печени, почек и др. при подавлении синтеза физиологически значимых простагландинов (ЦОГ-1 опосредованный механизм) лимитирует назначение неселективных в отношении ЦОГ НПВП. Тем более что большинство больных ОА-это пожилой контингент, что является фактором риска развития побочных эффектов неселективных средств. Именно у этой категории больных и стали широко применяться селективные (мелоксикам, нимесулид) и спе-цифические ингибиторы ЦОГ-2 (Целебрекс), что позволило значительно уменьшить число осложнений в первую очередь со стороны слизистой желудка и кишечника [2,3,4].
Таблица 1. Рекомендации ВОЗ по фармакотерапии ОА коленного и тазобедренного сустава
1995 год | 2000 год | 2003 год |
---|---|---|
1. В/с введение ГК (только в коленный сустав) | 1. Не опиоидные анальгетики (ацетаминофен) | 1. Не опиоидные анальгетики (ацетаминофен) |
2. Не опиоидные анальгетики (ацетаминофен) | 2. ЦОГ—2 селективные НПВП | 2. Ортопедические мероприятия |
3. Локальные анальгетики (мази, кремы, гели) | 3. Неселективные НПВП + мизопростол или ингибиторы протонной помпы (при риске гастропатии) | 3. ЦОГ—2 селективные НПВП |
4. НПВП | 4. Другие анальгетики (трамадол, кодеин) | 4. «Хондропротекторы» — хондроитин сульфат, соли глюкозамина и др. |
5. Опиоидные анальгетики (кодеин, трамадол) | 5. В/с ГК (только в коленный сустав) | 5. В/с гиалуронан |
6. В/с гиалуронан | 6. Авокадо/соя | |
7. Локальные анальгетики (мази, кремы, гели) | 7. Неселективные НПВП | |
8. Хирургическое лечение |
Однако существуют и другие аспекты, лимитирующие назначение неселективных НПВП при ОА. Ряд авторов разделяет НПВП на потенциально «хондро-агрессивные» и «хондро-протективные» [5]. Для понимания возможной положительной или отрицательной роли НПВП в развитии и течении ОА следует обратить внимание на некоторые аспекты патогенеза этого заболевания. На рисунке 1 схематически представлены процессы, приводящие к прогрессирующей деградации матрикса хряща. Видно, что основными процессами, приводящими к развитию ОА, являются деструкция хряща, ригидность субхондральной кости и синовиальное воспаление.
Считается, что подавление образования провоспали-тельных простагландинов, цитокинов, свободных кислородных радикалов, протеаз (то есть подавление синовита) может иметь и некоторое «хондропротективное» действие [5,6]. Позднее появились новые данные, которые освещают влияние неселективных НПВП на синтез матрикса хряща. Некоторые НПВП (ибупрофен, салицилаты, фенопрофен) при систематическом применении в течение 4-6 мес. ускоряют деструкцию хряща, угнетая синтез простаглан-динов, пролиферацию хондроцитов, ингибируя ферменты, необходимые для синтеза гликозаминогликанов (ГАГ) [7,8,9]. Учитывая, что ГАГ играют центральную роль в супрамолекулярной организации агрегатов простагландинов и, вследствие этого, в биомеханической функции хряща, применение неселективных НПВП приводит к выраженному снижению содержания гиалуронана в хряще при экспериментальном ОА [10] и в хряще человека [11,12], не зави-сящее от возраста пациентов [13,14]. Оценка влияния на хрящ некоторых неселективных НПВП показала зависящие от дозы различия воздействия на катаболические и анаболические процессы. Введение низких доз НПВП (5 мг/кг тиапрофеновой кислоты) в эксперименте in vitro приводило к снижению деградации протеогликановых агрегатов и повышению синтетической активности хондроцитов, а введение более высоких (терапевтических) доз вызывало ускорение катаболических процессов и потерю протеогликанов из хрящевой ткани [15]. Аналогичные данные были получены для диклофенака и индометацина. Кроме того, было показано, что при длительном лечении диклофенаком и тиапрофеновой кислотой происходит гибель остеоцитов в субхондральной кости [16].
Синтез ГАГ хондроцитами при развитии ОА снижается [17]. В таблице 2 отражена синтетическая активность клеток головки и кондилусов бедренной кости при отсутствии ОА и при различной тяжести ОА. Исследование in vitro проведенное у 300 больных по исследованию влияния НПВП на синтез ГАГ хрящом головки бедра [17] показало, что в наибольшей степени отрицательным влиянием по сравнению с контрольной группой не леченных больных обладали ибупрофен, индометацин и напроксен и меньшим — диклофенак, пироксикам. На рисунке 2 продемонстрировано сравнительная частота увеличении и снижения синтеза ГАГ у больных, леченных различными НПВП. На рисунке 3 показано нарастание частоты рентгенологического прогрессирования (деградации хряща) при применении индометацина, напроксена и парацетамола по сравнению с плацебо [18,19].
В исследованиях in vitro и in vivo было показано, что не-селективные и умеренно селективные НПВП ингибируют синтез простагландинов хряща [20,21], отрицательно влияя на метаболизм протеогликанов и гиалуронана. В недавнем исследовании in vitro в хряще, полученном при оперативном лечении больных ОА, было изучено влияния Целебрекса и диклофенака на процессы метаболизма хряща [22]. Целебрекс в отличие от диклофенака: 1) увеличивал число [3H]-PG молекул, участвующих в синтезе простагландинов хряща (рис. 4); 2) увеличивал число вновь синтезированных молекул гиалуроновой кислоты; 3) замедлял разрушение сети [3H]-HA молекул, участвующих в синтезе гиалуроновой кислоты. Это положительное влияние Целебрекса на метаболизм гиалуронана может иметь большое биологическое и клиническое значение. Считается, что лечебное действие Целебрекса на хрящ связано с предотвращением ингибиции синтеза простагландинов хряща, индуцируемое интелейкином 1 и фактором некроза опухоли а-[23].
Внутрисуставные (в/с) инъекции глюкокортикоидов (ГК) широко используются в лечении ОА. Однако результаты такого лечения могут быть различными, что обусловлено неодинаковой ролью воспалительного компонента в развитии и прогрессировании ОА у различных больных и в различные фазы болезни [24]. Эффективность в/с введений ГК зависит от наличия сино-вита, выбора препарата и типа пораженного сустава. Основным показанием для в/с введения ГК является наличие воспаления в суставе — синовита. К сожалению, нередко ГК в/с назначаются при наличии только болевого синдрома. Напомним, что боль при ОА не всегда обусловлена наличием синовита. Появление боли при ОА может быть следствием различных причин [25]:
- синовит
- трабекулярные микропереломы
- внутримедуллярная гипертензия
- давление на обнаженную субхондральную кость
- спазм околосуставных мышц
- дегенеративные изменения интраартикулярных связок
- наличие остеофитов
Клинически при развитии синовита, помимо боли, имеет место утренняя скованность (до 30′ при артрозе большинства мелких и крупных суставов и до 60′ при наличии коксартроза), умеренная припухлость окружающих сустав тканей. Наличие синовита может быть подтверждено при ультразвуковом исследовании. Рекомендации Министерства здравоохранения РФ по внутрисуставным манипуляциям (2001 г.) [26] определяют отсутствие воспаления («сухой» сустав) как противопоказание для введения ГК. Имеются данные о том, что наличие выпота и его выраженность ассоциируются с эффективностью ГК [27]. Продолжительность эффекта в/с введения ГК при ОА не велика и варьирует от 1 до 3-4 недель [24].
Внимание! Отсутствие воспаления в синовиальной оболочке «сухой сустав» — противопоказание для в/с введений ГК
Механизмы, определяющие эффективность ГК при ОА до конца не ясны. По экспериментальным данным выраженность воспаления коррелирует со скоростью потери хрящевой ткани, клинические исследования также подтверждают, что наличие воспаления в коленном суставе ассоциируется с более неблагоприятным исходом и рентгенологическим прогрессированием ОА. С этой точки зрения подавление воспаления в синовиальной мембране имеет «хондропротективное» действие. Однако в ряде других исследований было показано, что ГК не всегда оказывают положительный эффект и в некоторых случаях их введение может приводить к потере протеогликана хряща [28]. С учетом фармакодинамики современных ГК, используемых для в/с введения, повторное использование этого метода в лечении ОА возможно только через 4-6 недель. При правильно аранжированной терапии этот срок достаточен для реализации эффекта базисных (медленнодействующих) противоартрозных препаратов и необходимость в повторных введениях ГК отпадает. Следует учитывать, что если однократное введение ГК привело лишь к кратковременному эффекту (1-2 недели), повторные введения гормональных средств требуют особых показаний. Это связано с тем, что причиной усиления болей может быть не обострение синовита, а повреждение хряща, которое может прогрессировать при повторных введениях ГК. Таким образом, отсутствие эффекта при однократном введении ГК является противопоказанием для дальнейших в/с инъекций препарата.
Внимание! Отсутствие эффекта при в/с введении ГК – противопоказание для повторных введений
Необходимо помнить, что превышение дозы ГК, в том числе и при в/с введении, ведет к увеличению частоты побочных эффектов, как самих стероидных гормонов, так и нежелательных явлений, связанных с в/с манипуляцией. Практически у всех больных наблюдается всасывание ГК из полости сустава в системный кровоток, локальная терапия ГК, как и системная, приводит к угнетению оси гипоталамус-гипофиз-надпочечники [29], выраженность которого пропорциональна числу суставов, в которые вводились ГК. Значительные побочные эффекты ГК при превышении их дозы определяются особенностями фармакодинамики этих препаратов. ГК -это липофильные вещества, которые связываются со стероидосвязывающими белками — альбумином и транскортином. Высокие дозы ГК уменьшают их способность связываться с белком с 80-90% до 60-70% за счет насыщения транскортинсвязывающих участков. В связи с этим большое количество препарата способно диффундировать в периферические ткани, что сопровождается увеличением побочных реакций ГК [30].
Наиболее частыми побочными эффектами ГК при в/с введении являются:
- инфекционные осложнения, частота которых возрастает при выраженной деформации суставов и выраженной деструкции хряща и подлежащей кости;
- обострение синовита по типу кристаллической артропатии;
- нарастание деструкции хряща и кости, вплоть до асептических некрозов (особенно при частых повторных введениях) — стероидная артропатия.
Реже встречаются:
- разрывы сухожилий, повреждение нервных стволов (особенно часто повреждение срединного нерва в карпальном канале);
- маточное кровотечение;
- панкреатит;
- задняя подкапсулярная катаракта;
- реакции гиперчувствительности [31].
Развитие «стероидной артропатии» (по типу сустава Шарко), как полагают, связано с катаболическим действием ГК [32] или с анальгетическим эффектом в/с инъекций ГК, что позволяет больным увеличивать нагрузку на суставы и тем самым способствовать прогрессированию суставной деструкции вплоть до остеонекроза [33]. Эта патология встречается не часто и, как правило, связана с слишком частыми (чаще 1 раза в месяц) в/с инъекциями или введением очень большого количества ГК. Особенно нежелательны в/с введения ГК в тазобедренные суставы, тем более повторные, поскольку именно в головке бедренной кости наиболее часто развивается асептический некроз, что резко увеличивает инвалиди-зацию пациента.
Внимание! Введение ГК в тазобедренный сустав требует особых показаний для предупреждения остеонекроза
Таким образом, внутрисуставные введения ГК могут применяться только при наличии выраженного вторичного синовита, при формировании кист Беккера, но не являются способом бороться с болью при ОА. Решение о необходимости проведения этих манипуляций следует согласовывать с врачами, проводящими диспансерное наблюдения и лечение пациентов с ОА (ревматологами, терапевтами), необходимо учитывать наличие сопутствующих заболеваний пациента и оценивать возможные осложнения такой терапии. В рекомендациях ВОЗ 2003 г. данный вид терапии (в/с введения ГК) не фигурируют. Неселективные НПВП, особенно при длительном приеме, ухудшают метаболизм хряща, усугубляя течение ОА. Специфический ингибитор ЦОГ-2 -препарат Целебрекс не только не оказывал отрицательного влияния на метаболизм хряща, но и продемонстрировал позитивное влияние на синтез гиалуронана в хряще человека.
Литература
- Garcia Rodriguez L.A., Hernandez-Diaz S. "The relative risk of upper gastrointestinal complications among users of acetaminophen and non-steroidal anti-inflammatory drugs.«Epidemiology, 2001,
12:570-576. - Adams P.F., G.E. Hendershot и M.A. Marano. «Current Estimates from the National Health Interview Survey.» 1996. National Center for Health Statistics. Vital Health Stat 10(2000). 1999.
- Ruoff G. Management of pain in patients with multiple health problems: a guide for the practicing physician. Amer. J. Med., 1998; 105 (1B):53S-60S.
- Janssen M., Dijkmans B., van der Sluijs F.A. «Upper gastrointestinal complaints and complication in chronic rheumatic patients in comparison with other chronic diseases’ Br.J.Rheum., 1992., Vol.31:
747-752. - Насонова В. А., Сигидин Я.А. «Патогенетическая терапия ревматических заболе-ваний»., М., 1985,
58-63 - Haskisson E.C. «Clinical aspects of chondroprotection». Sem. Arthr. Rheum., 1990, V.19,
30-32 - Doherty M. «Chondroprotection by nonsteroidal anti-inflammatory drugs». Ann. Rheum. Dis., 1989, V.48:
619-621 - Brandt K.D. «The mechanism of action of nonsteroidal anti-inflammatory drugs». J. Rheum., 1991, V.18:
120-121 - Ostensen M. «Cartilage changes in arthritis do non-steroidal antiphlogistics have positive or negative effects?» Tiddsskr-Nor-Laegeforen, 1991, V. 111,
838-840 - Manicourt D.H., Pita J.C. «Progressive depletion of hyaluronic acid in early experimental osteoarthritis in dogs.» Arthr. Rheum., 1988, 31:
538-544 - Sweet M.B., Thonar E.J., Immelman A.R., Solomon L. "Biochemical changes in progressive osteoarthrosis.«Ann. Rheum. Dis.,1977,
36:387-398. - Thonar E.J., Sweet M.B., Immelman A.R., Lyons G. «Hyaluronate in articular cartilage: age-related changes.» Calcif. Tissue Res., 1978, 26:
19-21. - Rizkalla G., Reiner A., Bogoch T., Poole A.R. «Studies of the articular cartilage pro-teoglycan aggrecan in health and osteoarthritis. Evidence of molecular heterogeneity and extensive molecular changes in disease.» J. Clin. Res., 1992,
90:2268-2277. - Holmes M.W., Bayliss M.T., Muir H. «Hyaluronic acid in human articular cartilage. Age-related changes in content and size.» Biochem. J., 1988,
250:435-441. - Meyer-Carrive I., Ghosh P «Effects of tiaprofenic acid (Surgam) on cartilage proteoglycans in the rabbit joint immobilization model». Ann. Rheum. Dis., 1992, V.51:448-455
- Vries B.J., Van der Berg W. Hlmpact of NSAIDS on murine antigen induced arthritis. A light microscopic investigation of anti-inflammatory and bone protective effects«. J. Rheum., 1990, V
17:295-303 - «Osteoarthritis. Clinical and Experimental aspects.» Ed.J.-E. Reginster, J.-P. Pelletier, Y. Henrotin. Springer, 1999.
- 18. Haskinsson E.C., Berry H., Gishen P. et.al. «Effects of anti-inflammatory drugs on the progression of osteoarthritis of the knee» J. Rheum., 1995, 22:
1941-1946. - Rashad S., Revell P., Hemingway A. et.al. «Effect of non-steroidal anti-inflammatory drugs on the course of osteoarthritis.» Lancet, 1989, i:
519-522. - Howell D.S., Pita J.C., Muller F.J. et.al. «Treatment of OA with tiaprofenic acid: biochemical and histological protection against cartilage breakdown in the Pond-Nuki canine model.» J. Rheum., 1991, 18 Suppl. 27:
138-142 - Blot L., Marcelis A., Devogelaer J.P., Manicourt D.H. «Effects of diclofenac, ace-clofenac and meloxicam on the metabolism of proteoglycans and hyaluronan in osteoarthritic human articular cartilage.» Br. J. Pharmacol., 2000, 131:
1413-1421 - Hajjal H.E.L., Marcelis A., Devogelaer J-P., Manicourt
D-H. «Celecoxib has a positive effect on the overall metabolism of hyaluronan and proteoglycans in human osteoarthrit-ic cartilage.» J. Rheum., 2003,30:2444-2451 - Mastberger S.C., Lafeber F.P., Bijlsma J.W. «Selective COX-2 inhibition prevents proinflammatory cytocin-inducedcartilage damage.» Rheumat., 2002,
41:801-808. - Е.Л. Насонов, Н.В. Чичасова, В.Ю. Ковалев «Глюкокортикоиды в ревматологии» Москва. 1998.
- ЕЛ. Насонов «Болевой синдром при патологии опорно-двигательного аппарата» Врач, № 4, 2002, стр.
15-19. - «Условия и требования к внутрисуставному и периартикулярному введению глю-кокортикостероидных препаратов» Методические указания № 2001/25Министерст-ва здравоохранения РФ, М., 2001.
- K. Gaffiney, J. Ledingham, J. Perry «Intra-articular triamcinolone hexacetomid in knee osteoarthritis: factor influencing the clinical response». Ann.Rheum.Dis., 1995;
54:379-381. - KaiserH., Kley H. «Cortisontherapie: Corticoide in Klinikund Praxis.» Georg Thieme Verlag, Stutgart, New York, 1997
- Reid D., Eastmond C., Rennie J. «Hypotalamo-pituitary-adrenal axis suppression after repeated intra-articular steroid injection.» Ann.Rheum.Dis., 1986,
45:45-87. - Е.Л. Насонов «Противовоспалительная терапия ревматических заболеваний». М. «М-СИТИ», 1996, 345стр.
- Gray R., Tenenbaum J., Dottlieb N., et.al., «Local corticosteroid injection treatment in rheumatic disorders» Sem.Arthr.Rheum., 1981,
10:231-254. - Gray R., Tenenbaum J., Dottlieb N., et.al., «Local corticosteroid injection treatment in rheumatic disorders» Sem.Arthr.Rheum., 1981,
10:231-254. - Todhunter R., Fubini S., Wooton J., Lust G. «Effect of methylprednisolon acetate on proteoglycan and collagen metabolism of articular cartilage explants.» J.Rheum., 1996, 23:
1207-1213.
Комментариев нет:
Отправить комментарий