В далёком 1946 году некоторые фермеры Австралии обнаружили, что скот, пасшийся на полях, богатых клевером, становился менее многочисленным. У животных снижалась фертильность, развивалось бесплодие. Данное явление получило название «клеверная болезнь». Некоторое время никто не мог разобраться в причинах этого заболевания.
Исследования, направленные на установление этиологии выявили прямую зависимость поступления фитоэстрогенов, вырабатываемых в больших количествах клевером Trifolium subterranium, с развитием бесплодия и снижением репродуктивных функций.
В механизме данных расстройств основным является нарушение рецепции эндогенных эстрогенов гормоночувствительными клетками гипоталамуса, вследствие интенсивного связывания с ними фитоэстрогенов. В ходе эволюционного процесса растения выработали своеобразный механизм защиты от полного уничтожения путем синтеза веществ с эстрогенными свойствами и «регулирования» численности стад травоядных
животных путем снижения их плодовитости. При этом происходила адаптация животных к фитоэстрогенам путем выработки способности эффективного их метаболизма и быстрого выведения из организма, неспособности их депонироваться в организме млекопитающих.
Фитоэстрогенами принято называть представители класса биофлавоноидов, которые содержатся в растениях и грибах. Их физиологическое значение для растений сводится к регуляции процессов роста и размножения, защите, контролю действия других биологически активных веществ.
Согласно химическому строению, фитоэстрогены подразделяются на две группы: изофлавоноиды, в основе строения которых содержатся гетероциклические фенолы, и лигнаны, относящиеся к дифенольным соединениям, которые могут синтезироваться из фенилаланина димеризацией замещенных коричных спиртов.
Так называемые лигнаны млекопитающих и человека в том числе - энтеродиол и энтеролактон, обнаруженные в конце 60-х годов, являются продуктами, осуществляющегося под влиянием кишечной микрофлоры, метаболизма их предшественников: секоизоларицирезинолдигликозида (СДГ) и метайрезинола, находящихся в зерновой оболочке, особенно пшеницы, ржи и риса, семени льна, орехах, во фруктах и овощах. Энтеродиол может окисляться в кишечнике до энтеролактона. Энтеродиол и энтеролактон, как вещества стероидной природы, обладают способностью к энтерогепатической циркуляции.
Ещё древние врачи, Гиппократ и Авиценна, писали об использовании растений и овощей, богатых фитоэстрогенами, в качестве контрацептивных средств, или наоборот, стимуляторов фертильности. Доказано, что потребление в течение 3-4 недель рациона, содержащего 60 г соевого белка, приводило к увеличению на 1-6 дней менструального цикла за счет фолликулярной фазы, а также к супрессии пиков фолликулостимулирующего и лютенизирующего гомонов в середине цикла. Имеется прямая корреляция между количеством потребляемых фитоэстрогенов и возрастом менархе, обратно коррелирующим, в свою очередь, с уровнем продукции эстрогенов яичниками девочки.
В странах Азии, где растительная пища является традиционно преобладающей, расстройства, связанные с наступлением менопаузы, встречаются в значительно менее выраженной форме, чем на Западе. Установлено, что у мужчин этих стран отсутствовала или была незначительно выражена тенденция к прогрессивному снижению средней концентрации сперматозоидов в эякуляте. Еще у мужчин этого региона в 80-100 раз ниже смертность от рака простаты.
Полученные экспериментальные данные позволяют сделать вывод о том, что фитоэстрогены способны модулировать специфические ответы тканей-мишеней репродуктивных органов. При этом в зависимости от уровня в организме эндогенных эстрогенов и их метаболических форм, способности последних связываться с рецепторами, состояния репродуктивной системы в момент воздействия лигнаны могут выступать в роли как агонистов, так и антагонистов собственных эстрогенов. Гормональная модуляция зависит и от концентрации фитоэстрогенов: чем она выше, тем более выражен антиэстрогенный эффект. Выявлена способность фитоэстрогенов стимулировать образование в печени глобулинов, связывающих половые стероиды. Установлено, что лигнаны, влияя на активность ферментов ароматозной системы, могут ингибировать переход андростендиона в эстрон, а последнего в эстрадиол.
Гипотеза, согласно которой лигнаны могут проявлять антиканцерогенные свойства, была сформулирована Томпсоном в 1995 году. Она базировалась на основании данных эпидемиологических исследований о географии распространенности и о пищевых традициях больных с определенными онкологическими заболеваниями. Отмечено, что так называемая западная диета, характеризующаяся преобладанием мясных и молочных продуктов с повышенным содержанием животных жиров, в отличие от традиционного, преимущественно вегетарианского, питания азиатских народов ассоциируется с более частым возникновением гормонозависимых опухолей (рак молочной железы, матки, простаты) и рака толстого кишечника. В исследованиях показана более низкая мочевая экскреция энтеролактона и энтеродиола у больных раком молочной железы по сравнению со здоровыми. У женщин Финляндии, у которых рак молочной железы встречается реже, чем у женщин Бостона, обнаружена положительная корреляция между экскрецией с мочой лигнанов и уровнем глобулинов, связывающих половые гормоны, и отрицательная корреляция с уровнем в крови свободного эстрадиола, играющего существенную роль в генезе рака молочной железы. Подтвержден канцеро-протективный эффект семени льна в отношении рака толстой кишки, при этом защитная роль принадлежит СДГ.
По данным биохимического анализа, фитоэстрогены обладают определенным структурным сходством с эндогенными эстрогенами животных с близкой молекулярной массой. Доказано структурное сходство лигнанов с диэтилстильбестролом и антиэстрогенным препаратом «Тамоксифен». Подофиллотоксин, который является лигнаном из Podophyllum peltatum (мандрагора), лежит в основе противоопухолевых препаратов «Этопозид» и «Тенипозид». В опытах in vitro было показано, что энтеролактон и энтеродиол активно реагировали с эстрогенными рецепторами цитозоля матки овец и крыс и рецепторами к эстрогенам клеток рака молочной железы человека. Доказана их потенциальная способность модифицировать механизмы, регулирующие половой цикл и репродуктивный процесс у человека и животных.
Исследовано влияние лигнанов семени льна на гематологические параметры у крыс. Продемонстрировано увеличение объема циркулирующей крови при неизменном уровне гемоглобина и уменьшение щелочной фосфотаза плазмы. Сделаны закономерные выводы о возможном увеличении синтеза в печени токоферола и о положительной роли богатой льняной диеты на обмен железа. Вместе с тем рассматривается возможное негативное влияние льняных фитоэстрогенов на образование костной ткани.
Большинство фитоэстрогенов действуют так же, как слабые антиандрогены, то есть уменьшают влияние мужских половых гормонов. Это делает их полезными при юношеской угревой болезни, когда избыток андрогенов чрезмерно стимулирует сальные железы, и при гормонозависимом облысении. Наиболее эффективны изофлавоны эквол и генистеин, а также продукт микробного метаболизма лигнанов в кишечнике — энтеролактон.
И главное открытие, которое вероятно обрадует добрую половину читателей: фитоэстрогены, содержащиеся в пиве, находятся там в ничтожно низких концентрациях и почти не оказывают воздействия на организм. Женщины, работающие на хмель-обрабатывающих предприятиях, однако, подвержены гормональным расстройствам, но после длительной обработки и периода брожения хмельные флавоноиды теряют почти всю свою активность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий