четверг, 18 февраля 2016 г.

Маскированная депрессия

  
 
Ещё её называют ларвированной - от латинского larva, то есть личинка или нечто недоразвитое. Так, слово, бывшее ранее в России чем-то вроде ругательного, наравне с курвой (тоже, кстати, латинского происхождения), таки смогло, хотя бы отчасти, вернуться ближе к своему истинному толкованию. Другие названия, вроде соматизированной или вегетативной депрессии, отражают тот факт, что на первом месте при этом заболевании находятся не собственно депрессивные симптомы, в виде классической триады и иже с нею, а так называемые факультативные, сопутствующие и не всегда столь заметные при классической эндогенной депрессии. Эта депрессия словно маскируется под различного рода недомогания, и в зависимости от преобладания тех или иных симптомов принято выделять различные её варианты.

Алгическо-сенестопатический — когда на первом плане боли и неприятные (а также необычные) ощущения в теле. Эти ощущения могут сосредоточиваться в области сердца, тогда вариант маскированной депрессии будет кардиалгическим, в области головы (цефалгическим), ныть, свербить, булькать и переливаться в области живота (абдоминальный), крутить, стрелять и всячески напоминать несмазанный механизм в районе суставов (артралгический), либо блуждать по всему телу, всплывая то там, то тут (паналгический).
Агрипнический вариант характерен тем, что нарушается сон: больной или не может уснуть, или спит поверхностно, с частыми пробуждениями, либо просыпается рано и не может больше уснуть. Отсутствует чувство, что отдохнул после сна. Соответственно, днём — вялость, разбитость и ощущение, что ветхий завет писали при тебе. Ну, и настроение соответствующее.
Вегетативно-висцеральный вариант, как следует из названия, включает в себя все прелести того, что принято называть вегетососудистой дистонией плюс приветы от внутренних органов. Это и изменчивость артериального давления, и ветренная непостоянность пульса, и неровность дыхания — то частое, то неровное — и ведь было бы к чему, а то просто так! В этом же эшелоне и потливость, и постоянная слегка повышенная (субфебрильная) температура тела, и ложные позывы срочно сбегать народной тропой к домику неизвестного архитектора (добежал — расхотел), и метеоризм — словом, любой каприз за счёт ушедшей в загул вегетатики.
Психопатоподобный вариант наблюдается чаще в подростковом и юношеском возрасте и выглядит как расстройства поведения — периоды лени и валяния на диване с трагическим видом, сплин не хуже, чем у золотой молодёжи, только без тех денег и того положения, уходы из дома под соусом «глаза бы мои на вас не глядели», пока ещё без осознания того, что как раз кроме дома он нафиг нигде не нужен, периоды, когда любые просьбы и тем более приказы воспринимаются в штыки — этакий праздник непослушания, только без атмосферы праздника. Сразу оговорюсь: всё это может протекать и в рамках психопатии как таковой, но в данном случае имеются особенности, характерные именно для депрессии: временные колебания, отсутствие радости от происходящего, общий субдепрессивный фон и другие отличия, которых я ещё коснусь.
Наркоманический вариант, как следует из названия, протекает с алкогольными либо наркотическими эксцессами на фоне субдепрессивного фона настроения. Отличается от собственно наркомании и алкоголизма тем, что иных признаков того или другого не обнаруживает, приём алкоголя и наркотиков служит попыткой хоть как-то справиться с подавленным настроением и проявляется периодами, которые соответствуют периодам обострения маскированной депрессии. Кроме того, здесь вы не найдёте того истинно алкоголического или наркотического влечения, а опьянение будет лишено того гедонистического компонента, что присутствует у настоящего алкоголика или наркомана.
При варианте маскированной депрессии с нарушениями в сексуальной сфере будет прослеживаться интересная закономерность: пациенты будут отмечать в своей жизни периоды, когда противоположный пол будет им совершенно неинтересен, а способность получать наслаждение от интимного общения полностью пропадать как у женщин (фригидность), так и у мужчин (импотенция). По прошествии же депрессивного эпизода пациент чудесным образом вновь чувствует себя способным на поступок.
При всём разнообразии масок, есть особенности, характерные для всех вариантов и позволяющие расценивать их именно как депрессию. 
  1. Прежде всего, периодичность. Суточная, когда хуже всего с утра, а к вечеру становится более или менее терпимо (она характерна не только для депрессии, но и для других психических расстройств и служит отличием от соматической патологии, где такой закономерности или нет, или она обратная). Сезонная: весенне-осенняя, либо с привязкой к одному какому-то сезону. Может прослеживаться иная периодичность, в других временных границах. Просто периодичность, скорее всего, будет. Как и повторяемость.
  2. Аутохтонность возникновения, или, если без медициинского мата, отсутствие связи с внешними причинами — стрессом, нарушением диеты, чётко обозначенным телесным недугом.
  3. Присутствие субдепрессивного фона, пусть даже нерезко выраженного.
  4. Отсутствие эффекта от терапии, направленной на лечение недомогания наряду с хорошим эффектом от лечения антидепрессантами.
Стоит помнить, что маскированная депрессия — это всё же депрессия, и выраженность аффекта, хоть и крайне редко, но тем не менее может поменяться с субдепрессивного на депрессивный, с опасностью совершения суицида.

Комментариев нет:

Отправить комментарий