Эфедрон в нашей стране включен в список наркотиков, и с возникновением зависимости от него диагностируется наркомания.
Злоупотребление чаще всего начинается сразу с внутривенных вливаний. Приобщение обычно происходит в группе, куда входит старший по возрасту опытный наркоман ("учитель"). Влияние подобного лидера, а также свойство эфедрона быстро вызывать психическую, а затем и физическую зависимость обусловливают высокий риск стать наркоманом для подростка, однажды решившегося на его внутривенное вливание. Возможно, что не менее чем у половины из тех, кто один раз ввел себе эфедрон внутривенно, формируется наркомания.
Главным мотивом первого злоупотребления Г. Я- Лукачер и соавт. (1987) отметили "подражание товарищам". Скорее дело не просто в имитации, а во влиянии группы на подростка (реакция группирования, групповой конформизм и т. п.).
Эфедроновая наркомания отличается особой злокачественностью. Бывает достаточно 2-3 внутривенных вливаний, чтобы появились признаки психической зависимости-неудержимое желание еще и еще раз испытать эфедроновое опьянение. По мере повторения вливаний все тяжелее становятся постинтоксикационные состояния на выходе из эфедронового опьянения. Появляются сжимающие боли в области сердца и поясницы, мучительные задержки мочи. Приступы озноба чередуются с проливным потом. Особенно беспокойным становится сонс частыми пробуждениями, кошмарными сновидениями, приступами страха. Развиваются гиперакузия (вздрагивают при неожиданных .звуках) и светобоязнь (носят темные очки даже вечером при электрическом освещении). Через сутки-двое это мучительное состояние сменяется астенией и сонливостью [Найденова Н. Г., 1988].
В зависимости от частоты злоупотребления проходит от 23 нед до нескольких месяцев, когда уже можно выявить тяжелый абстинентный синдром и компульсивное влечение. Последнее всегда особенно сильно на выходе из эфедронового опьянения. Из-за этого наркоманы начинают делать себе вливания по нескольку раз в день, одно за другим, каждые 2-4 ч. Возникают состояния, сходные с тяжелым алкогольным запоем [Пятницкая И. Н. и др., 1986: Найденова Н. Г., 1988]. Суточная доза вводимого (кустарным образом приготовленного) эфедрона возрастает по сравнению с первоначальной с 2-3 мл до 30-80 мл. Разовая доза редко увеличивается больше чем вдвое из-за неприятных побочных явлений при переДозировке (сильное сердцебиение и др.).
Подобные эксцессы обычно становятся периодическими. Цикл злоупотребления продолжается 2-5 сут. Во время него не спят, не едят, быстро худеют, доводят себя до изнеможения. К этому моменту влечение к эфедрону падает [Пятницкая И. Н. и др., 1986]. Наступает постинтоксикационное состояние ("отход") с резкой астенией, мучительной бессонницей, головокружением, резью в глазах. Через 6-12 ч наступает новая фазаразвивается сомнолентное состояние: крепко спят, разбуженные-тотчас засыпают снова. Но по мере развития наркомании уснуть становится все труднее. Начинают прибегать к транквилизаторам и снотворным. Постепенно их доза также возрастает в 2-4 раза. Отоспавшись сутки-другие, ощущают "зверский аппетит", все время что-то жуют, при отсутствии пищи под рукой - ее воруют. При первых циклах в этот период также усиливается половое влечение, но по мере развития наркомании оно полностью угнетается, и у юношей развивается импотенция. Через несколько дней влечение к эфедрону вспыхивает с новой силой, и цикл повторяется. С развитием наркомании интервалы между циклами укорачиваются с 5-10 до 2-3 дней.
Изменение картины опьянения также служит проявлением сформировавшейся наркомании. Эйфория укорачивается и делается более "хрупкой" [Пятницкая И. Н. и др., 1986]: ее легко прерывают внешние раздражители, даже обращение к подростку может "сломать кайф". Беспорядочная активность сменяется более целенаправленной деятельностью и предприимчивостью, поведение оказывается более собранным.
Эфедроновые параноиды чаще всего возникают именно на фоне подобных наркотических эксцессов.
Абстинентный синдром характеризуется, прежде всего, тяжелой дисфорией [Лукачер Г. Я., и др., 1987]. Мрачное настроение сочетается со злобностью и неприязненным отношением ко всему окружающему. Сонливость чередуется с двигательным беспокойством. Наблюдается мышечный тремор. Очень характерны фибриллярные подергивания мышц лица и языка. Зрачки сужены, реакция на свет ослаблена. Иногда виден спонтанный нистагм. Вызываются патологические стопные рефлексы. Отмечаются стойкий красный дермографизм, сальность лица. Артериальное давление колеблется, часто снижено, имеется склонность к коллаптоидным реакциям, особенно ортостатическим. Жалуются на головную боль, разбитость, "внутреннее беспокойство".
Разнообразные девиации в неврологическом статусе [Лукачер Г. Я. и др., 1987], с нашей точки зрения, возможно, свидетельствуют о выявлении компенсированных и сглаженных в обычном состоянии признаков резидуального органического поражения головного мозга.
Длительность абстинентного синдрома-1-2 нед. Абстинентные острые параноиды по клинической картине не отличаются от острых эфедроновых параноидов, возникающих на высоте интоксикации. Обычно они затягиваются на несколько дней. Их главное отличие от острых интоксикационных эфедроновых параноидов состоит в том, что очередная инъекция эфедрона их немедленно купирует [Найденова Н. Г., 1988].
Социальная деградация происходит довольно быстро. Забрасывают учебу, не желают нигде трудиться. Ведут паразитический образ жизни, обирая прежде всего близких, попрошайничая, воруя. Прежние интересы и привязанности утрачиваются. Становятся неряшливыми и нечистоплотными.
Соматические осложнения проявляются миокардиодистрофией (боли в области сердца, на ЭКГ- -гипертрофия левого желудочка, диффузные мышечные изменения, нарушения внутрижелудочковой проводимости), хроническим гастритом и спастическим энтероколитом [Пятницкая И. Н. и др., 1986].
Признаки хронической интоксикации марганцем (как примеси в кустарно изготовляемом эфедроне) сводятся к появлению хореиформных гиперкинезов-размашистых движений руками и ногами, от которых больному трудно удержаться, и парезу мягкого неба, языка, лицевых мышц. Эти признаки появляются после 2-3-летнего злоупотребления эфедроном [Найденова Н. Г., 1988].
Комментариев нет:
Отправить комментарий