Страх – весьма распространенное состояние у спортсменов во время соревнований. Страх вызывает различные стратегии поведения, заставляя некоторых спортсменов убегать, других – замирать в ожидании своей участи, а третьих – неадекватно действовать, не видя, что происходит на самом деле.
Страх наиболее опасная из всех эмоций, потому что страх парализует и понижает двигательную активность спортсмена до 80% или вызывает у него панику и неадекватное поведение.
Природа страха.
Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула (опасности). В свою очередь, понимание опасности, ее осознание формируются в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безопасные для спортсмена раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.
Пример: юный фехтовальщик, впервые фехтующий на дорожке, случайно запнулся за провод и упал, разбив колено. В дальнейшем каждый раз, когда он выходил на дорожку, у него возникает необъяснимое беспокойство.
Пример: спортсмен несколько раз проиграл ответственные турниры, при этом он не может объяснить причину проигрыша. Когда тренер объявляет о том, что скоро будет ответственный турнир, у спортсмена возникает страх, как предчувствие очередного проигрыша.
Важно понимать, что в формировании ощущения страха участвуют гормоны адреналин и норадреналин, вызывающие сужение сосудов мускулатуры, брюшной полости, слизистых оболочек. Сосуды спазмируются, возникает дефицит кровоснабжения мозга, появляется нехватка кислорода, и работа всего организма притормаживается. Гормональный выброс же всегда опережает осознание появления страха на 0.7-1.0 секунд, то есть, когда спортсмен начинает ощущать страх или волнение – адреналин и норадреналин уже у него в крови, и поэтому аналитически (усилием воли) подавить действие гормонов уже невозможно.
Фактором, понижающим страх, служит защитная реакция организма:
Необходимо понимать, что бывает состояние и реакция.
Состояние – это продолжительное течение чего-либо: физического самочувствия, расположение духа, настроения, эмоционального состояния.
Реакция – это резкая перемена в самочувствии или эмоциональном состоянии в ответ на какой-либо раздражитель.
Важно чтобы спортсмен не находился долго именно в состоянии страха.
Эмоции.
В психологии страх относят к эмоции.
Эмоция – это психическое переживание, душевное волнение (гнев, страх, радость и т.д.) возникающее у человека и животного в результате воздействия на него внешних и внутренних раздражителей или возникающее в связи с оценкой возможности достижения или не достижения цели.
Эмоции разделяют на положительные и отрицательные.
Эмоцию называют положительной, если она возникает в связи с удовлетворением потребности или достижением цели, соответственно, отрицательной эмоцию называют, если она возникла в связи с неудовлетворением потребности или недостижением цели.
Такие эмоции как гнев, страх и другие не могут быть однозначно отнесены к положительным или отрицательным эмоциям. В одних ситуациях они могут ощущаться как полезные и, следовательно, как положительные, в других как вредные и, следовательно, как отрицательные.
Способы устранения страха.
Для того, чтобы устранить страх, необходимо использовать два способа:
Для устранения причины страха необходимо найти в памяти первый случай с угрозой выживанию или болью, для этого используют специально разработанный аппаратно-программный комплекс «ИПЭР-1К».
Когда человек вспоминает первый случай, нейроны головного мозга срабатывают, и он будет ощущать эмоцию, которая была в этом случае. Эту эмоцию необходимо переживать 6-12 раз (а не вытеснять логикой), после чего произойдет нейронная разрядка и страх исчезнет (по теории «стимул-реакция» профессора И.П. Павлова).
Великий русский психофизиолог И.П.Павлов говорил: «Вся внутренняя среда организма, все внутренние органы и ткани подчинены деятельности коры мозга, импульсы со стороны которой могут воздействовать на состояние любого органа и любой системы организма. В силу этого благодаря временным связям, возникающим при помощи слова, мозг человека осуществляет тесные взаимоотношения между внутренней и внешней средой нашего организма, приводя его к полной гармонии, а значит, к здоровью».
Чтобы эффективно помогать спортсмену управлять страхом, переводя страх из одной эмоции в другую, существуют специальные упражнения.
Упражнение №1
Тренер зачитывает список Шкалы эмоциональных состояний по порядку снизу вверх. Напарник имитирует каждое эмоциональное состояние.
Упражнение №2
Тренер зачитывает название эмоциональных состояний вразброс. Напарник демонстрирует эмоциональное состояние.
Упражнение №3
Тренер демонстрирует поведение, соответствующее определенному эмоциональному состоянию, двигаясь снизу вверх по Шкале эмоциональных состояний. Напарник распознает эмоциональное состояние и отвечает Тренеру в эмоциональном состоянии на один малый резонанс выше.
Упражнение №4
Тренер демонстрирует вразброс поведение, соответствующее определенному эмоциональному состоянию. Напарник распознает эмоциональное состояние и отвечает Тренеру в эмоциональном состоянии на один резонанс выше.
Упражнение №5
Тренер изображает спортсмена на соревнованиях в разных эмоциональных состояниях, начиная с апатии. Напарник, используя метод ступенчатого перехода, поднимает Тренера по Шкале эмоциональных состояний до энтузиазма.
Выводы:
Вместе – мы победим!
Спортивные психологи:
Балыкин Александр Иванович
Балыкина-Милушкина Тамара Викторовна
www.osoznanie.biz
P.S.
Шкала эмоциональных состояний:
12. Энтузиазм, как желание эффективно действовать.
11. Радость, веселость.
10. Интерес к взаимодействию и познанию.
9. Конструктивизм, разумность и рассудительность.
8. Скука.
7. Отторжение, нежелание взаимодействовать.
6. Гнев, желание навредить и разрушить.
5. Скрытая враждебность, как невозможность проявить недовольство.
4. Страх, оцепенение на угрозу выживания.
3. Горе, реакция на потерю чего-либо.
2. Жертва, ощущение несправедливости по отношению к себе.
1. Безнадежность и бесполезность что-либо изменить.
Страх наиболее опасная из всех эмоций, потому что страх парализует и понижает двигательную активность спортсмена до 80% или вызывает у него панику и неадекватное поведение.
Природа страха.
Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула (опасности). В свою очередь, понимание опасности, ее осознание формируются в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безопасные для спортсмена раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.
Пример: юный фехтовальщик, впервые фехтующий на дорожке, случайно запнулся за провод и упал, разбив колено. В дальнейшем каждый раз, когда он выходил на дорожку, у него возникает необъяснимое беспокойство.
Пример: спортсмен несколько раз проиграл ответственные турниры, при этом он не может объяснить причину проигрыша. Когда тренер объявляет о том, что скоро будет ответственный турнир, у спортсмена возникает страх, как предчувствие очередного проигрыша.
Важно понимать, что в формировании ощущения страха участвуют гормоны адреналин и норадреналин, вызывающие сужение сосудов мускулатуры, брюшной полости, слизистых оболочек. Сосуды спазмируются, возникает дефицит кровоснабжения мозга, появляется нехватка кислорода, и работа всего организма притормаживается. Гормональный выброс же всегда опережает осознание появления страха на 0.7-1.0 секунд, то есть, когда спортсмен начинает ощущать страх или волнение – адреналин и норадреналин уже у него в крови, и поэтому аналитически (усилием воли) подавить действие гормонов уже невозможно.
Фактором, понижающим страх, служит защитная реакция организма:
- слезы;
- выброс энергии (в виде агрессии);
- желание рассказать о страхе другим людям;
- сон (или состояние апатии).
Необходимо понимать, что бывает состояние и реакция.
Состояние – это продолжительное течение чего-либо: физического самочувствия, расположение духа, настроения, эмоционального состояния.
Реакция – это резкая перемена в самочувствии или эмоциональном состоянии в ответ на какой-либо раздражитель.
Важно чтобы спортсмен не находился долго именно в состоянии страха.
Эмоции.
В психологии страх относят к эмоции.
Эмоция – это психическое переживание, душевное волнение (гнев, страх, радость и т.д.) возникающее у человека и животного в результате воздействия на него внешних и внутренних раздражителей или возникающее в связи с оценкой возможности достижения или не достижения цели.
Эмоции разделяют на положительные и отрицательные.
Эмоцию называют положительной, если она возникает в связи с удовлетворением потребности или достижением цели, соответственно, отрицательной эмоцию называют, если она возникла в связи с неудовлетворением потребности или недостижением цели.
Такие эмоции как гнев, страх и другие не могут быть однозначно отнесены к положительным или отрицательным эмоциям. В одних ситуациях они могут ощущаться как полезные и, следовательно, как положительные, в других как вредные и, следовательно, как отрицательные.
Способы устранения страха.
Для того, чтобы устранить страх, необходимо использовать два способа:
- Устранение причины страха - заключается в том, чтобы найти в памяти первый случай, когда была реальная угроза выживанию. Для этого псиользуют прибор "ИПЭР-1К"
- Управление страхом - заключается в том, чтобы используя специальные упражнения развить у спортсмена способность переводить страх в другое эмоциональное состояние, тем самым повышая свою физическую активность и психоэмоциональную устойчивость.
Для устранения причины страха необходимо найти в памяти первый случай с угрозой выживанию или болью, для этого используют специально разработанный аппаратно-программный комплекс «ИПЭР-1К».
Когда человек вспоминает первый случай, нейроны головного мозга срабатывают, и он будет ощущать эмоцию, которая была в этом случае. Эту эмоцию необходимо переживать 6-12 раз (а не вытеснять логикой), после чего произойдет нейронная разрядка и страх исчезнет (по теории «стимул-реакция» профессора И.П. Павлова).
Великий русский психофизиолог И.П.Павлов говорил: «Вся внутренняя среда организма, все внутренние органы и ткани подчинены деятельности коры мозга, импульсы со стороны которой могут воздействовать на состояние любого органа и любой системы организма. В силу этого благодаря временным связям, возникающим при помощи слова, мозг человека осуществляет тесные взаимоотношения между внутренней и внешней средой нашего организма, приводя его к полной гармонии, а значит, к здоровью».
Чтобы эффективно помогать спортсмену управлять страхом, переводя страх из одной эмоции в другую, существуют специальные упражнения.
Упражнение №1
Тренер зачитывает список Шкалы эмоциональных состояний по порядку снизу вверх. Напарник имитирует каждое эмоциональное состояние.
Упражнение №2
Тренер зачитывает название эмоциональных состояний вразброс. Напарник демонстрирует эмоциональное состояние.
Упражнение №3
Тренер демонстрирует поведение, соответствующее определенному эмоциональному состоянию, двигаясь снизу вверх по Шкале эмоциональных состояний. Напарник распознает эмоциональное состояние и отвечает Тренеру в эмоциональном состоянии на один малый резонанс выше.
Упражнение №4
Тренер демонстрирует вразброс поведение, соответствующее определенному эмоциональному состоянию. Напарник распознает эмоциональное состояние и отвечает Тренеру в эмоциональном состоянии на один резонанс выше.
Упражнение №5
Тренер изображает спортсмена на соревнованиях в разных эмоциональных состояниях, начиная с апатии. Напарник, используя метод ступенчатого перехода, поднимает Тренера по Шкале эмоциональных состояний до энтузиазма.
Выводы:
- Эмоциональное состояние страх (беспокойство) является следствием гормонов адреналин и норадреналин, которые вырабатываются организмом на стимулы, угрожающие (реально, либо воображаемо) выживанию.
- Уговаривать спортсмена подавить страх усилием воли – бесполезно, так как выработанные организмом гормоны должны совершить свою работу, а на это требуется время.
- Если спортсмен долго находится в состоянии страха (беспокойство), это может привести к тяжелым заболеваниям.
- Справиться со страхом помогают два способа: нахождение причины страха, а также тренировка навыка переводить страх в другие эмоции.
- Научившись управлять страхом, спортсмен возвращает до 80% своей силы, скорости и умений, помогающие ему достигать лучших результатов в тренировочной и соревновательной деятельности.
Вместе – мы победим!
Спортивные психологи:
Балыкин Александр Иванович
Балыкина-Милушкина Тамара Викторовна
www.osoznanie.biz
P.S.
Шкала эмоциональных состояний:
12. Энтузиазм, как желание эффективно действовать.
11. Радость, веселость.
10. Интерес к взаимодействию и познанию.
9. Конструктивизм, разумность и рассудительность.
8. Скука.
7. Отторжение, нежелание взаимодействовать.
6. Гнев, желание навредить и разрушить.
5. Скрытая враждебность, как невозможность проявить недовольство.
4. Страх, оцепенение на угрозу выживания.
3. Горе, реакция на потерю чего-либо.
2. Жертва, ощущение несправедливости по отношению к себе.
1. Безнадежность и бесполезность что-либо изменить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий