XVII - международная научно-практическая конференция "Экстремальные ситуации, конфликты, социальное согласие" - Академия Управления МВД России, Управление (Центр) по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации МВД России, Оперативное Управление МВД России, Московская школа конфликтологии.
Сборник материалов XVII международной научно-практической конференции (Москва,26.11.2015)
Влияние неосознаваемых стресс-факторов на результативность субъекта спортивной деятельности (на примере сборной России по боксу)
Балыкин А.И. - генеральный директор ООО АРС "Гармония", педагог-психолог, e-mail:b2000s@yandex.ru, http://www.osoznanie.biz
Балыкина-Милушкина Т. В. - психолог, e-mail:b2000t@yandex.ru, http://www.iper1k.ru
Ключевые слова: Стресс-фактор, бокс, стрессоустойчивость, неосознаваемый стимул, психосемантическая диагностика, кожно-гальваническая реакция, семантические понятия, АПК «ИПЭР-2К».
Актуальность. В современных условиях, с целью повышения результативности выступления спортсменов на международных соревнованиях, руководители спортивных организаций, тренеры и спортсмены стали искать возможность использования психологических и психофизиологических методов для повышения стрессоустойчивости, так как важным фактором при подготовке спортсмена является умение справляться со стрессом, возникающим в результате экстремальных физических и психологических нагрузок.
Исследованиями психических процессов с использованием психофизиологических методов занимался отечественный психолог В.Н.Мясищев, он, исследовав психологическое значение кожно-гальванической реакции человека, пришел к выводу, что «особое значение эмоций в психогальванической реакции представляется убедительно доказанным» [6, с. 141]. А.К.Тихомиров, изучая «состояние эмоциональной активации» шахматистов, обращал внимание на «некоторое событие, вызывающее состояние эмоциональной активации, проявляющееся в появлении КГР, и может рассматриваться как причина этого состояния тогда, когда она появляется не ранее чем через 1,5 с после воздействия. Во всех случаях, когда латентный период меньше названной величины, ее можно рассматривать как индикатор состояния, возникшего до наступления анализируемого события» [10,с.44]. С.Л.Рубинштейн, обсуждая психологическое значение психофизиологических методов, писал: «Спорно, в какой мере КГР специфичен именно и только для эмоций, но несомненно, что он является реакцией вегетативной нервной системы и что эмоциональные состояния отражаются в ней» [7, с. 474]. И.В.Смирнов на базе кафедры психоэкологии РУДН разрабатывал методики изучения психических явлений основанных на принципе КГР и функциональной пробы, а также создавал акцентный локус латентной информации, затрагивающий еще и неосознаваемые сферы психики [8]. Если перечислять исследования стресса, то авторам кажутся интересными результаты и выводы следующих ученых. Л.Д. Гиссен в работе «Время стрессов» писал, что развивая учение о стрессе Р. Лазурус, выдвинул концепцию разграничивающую физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором оценивается предстоящая ситуация, как угрожающая или трудная [4] . Ю.Л. Ханин, изучая стресс и тревогу в спорте, определял, что стрессоры внутренней значимости проявляются в опасениях возникновения субъективного неприятных переживаний в ходе спортивной борьбы или неудачного исхода, в боязни получения травм, опасности поражения [9]. В.А. Бодров описывал психологический стресс, как состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического и профессионального характера [3].
Актуальность современного спорта и результаты вышеперечисленных исследований позволили сформулировать цель исследования по выявлению у спортсменов стресс-факторов, влияющих на стрессоустойчивость в соревновательной деятельности.
Методами исследования были - наблюдение, структурированное интервью, экспертная оценка тренера, тестирование стрессоустойчивости спортсменов, психосемантическая диагностика с использованием регистрации амплитудных показаний кожно-гальванических реакций (КГР) при помощи аппаратно-программного комплекса «ИПЭР-2К» [1,2]. Также мы разработали модель и способ выявления осознаваемых и неосознаваемых стресс-факторов, влияющих на стрессоустойчивость спортсмена. Выявление стресс-факторов происходило посредством регистрации амплитудных показаний фазических составляющих кожно-гальванических реакций на значимые семантические понятия спортивной деятельности.
Графическое представление преобразованных единиц сопротивления в условные безразмерные единицы производится программным обеспечением устройства по математической формуле: ПТ=10/(R1/R2/+1), где R1 – опорная сопротивление измерительной цепи устройства, R2 – измеряемая величина сопротивления от 0 до бесконечности (рис.1).
Рис. 1 Модель и графическое представление преобразованных единиц сопротивления.
Семантические понятия спортивной деятельности были разбиты на шесть областей описывающих спортивную деятельность: «тактико-технические характеристики вида спорта», «понятия учебно-тренировочной и соревновательной деятельности», «отношение к соперникам», «мотивация и целеполагание», «личностные качества», «телесные ощущения». В процессе диагностики в режиме интервьюирования по информационным шаблонам при регистрации на индикаторе аппаратно-программирующего устройства «ИПЭР-2К» резкого максимального падения амплитудных показаний фазической составляющей на фоне регистрируемых абсолютных величин тонических составляющих диагностировался доминирующий стресс-фактор, влияющий на понижение стрессоустойчивости спортсмена в его учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
После проведения диагностики на каждого спортсмена была создана Карта личностного потенциала. Степень стрессоустойчивости вызываемой предъявленным стимулом (значимое семантическое понятие спортивной деятельности), регистрируемый АПК «ИПЭР-2К», отображена на Карте личностного потенциала спортсмена в цвете. Белый, светло-серый и темно-серый цвет отражает на диаграммах и таблицах Карты личностного потенциала разный уровень напряжения. Субъективная оценка стресс-факторов, которую спортсмен давал самостоятельно во время диагностики, обозначена, синей линией, а показания АПК «ИПЭР-2К» – красной (рис. 2).
Рис. 2 Цветовое обозначение степени стрессоустойчивости вызываемой предъявленным стимулом, субъективной оценки и показаний АПК «ИПЭР-2К» на Карте личностного потенциала спортсмена.
Рассмотрим полученные результаты в боксе. На рисунке 3 представлен блок Карты личностного потенциала боксера «Стресс-факторы в тренировочно-соревновательной деятельности». Если синяя и красная линии на диаграмме расходятся (находятся в разных участках диаграммы), это интерпретируется как – спортсмен не осознает влияние предъявленного стимула. Именно данный стимул в реальной жизни повысит вероятность появления стресса. Анализируя данный блок можно сказать, что разминка, бой с тенью, работа на мешке, четвертый раунд, будущие соревнования, разбор соревнования – являются стресс-факторами, понижающими его личностный потенциал в соревнованиях, а воспоминание о предыдущих соревнованиях вызывает у спортсмена очень большой стресс. Разница между красной (показания АПК «ИПЭР-2К») и синей (субъективная оценка) линиями, показывает, что неосознаваемыми стресс-факторами являются: разминка, бой с тенью, четвертый раунд, взвешивание и жеребьевка, будущие соревнования и разбор соревнования. То есть, спортсмен думает, что эти факторы не являются стрессогенными, а на самом деле они понижают его стрессоустойчивость.
Рис. 3 Блок «Стресс-факторы в тренировочно-соревновательной деятельности» Карты личностного потенциала спортсмена.
Теперь рассмотрим Блок «Соперники» Карты личностного потенциала спортсмена (рис.4).
Рис. 4 Блок «Соперники» Карты личностного потенциала спортсмена.
На рисунке 4 видно, что наибольший стресс во время боя у данного спортсмена вызовут соперники под номерами 5 и 9, так как именно их стрессогенное влияние спортсмен осознает меньше всего. Подтверждением наших предположений был результат выступления данного спортсмена на Олимпийских играх в Лондоне (2012 г.), где он проиграл сопернику под номером 5 из нашего списка.
Рис. 5 Сводная таблица семи спортсменов-боксеров по блоку «Стресс-факторы в тренировочно-соревновательной деятельности».
Выявленные стресс-факторы на основные стимулы профессиональной деятельности семи спортсменов-боксеров, завоевавших лицензии на Олимпийские игры в Лондоне (2012 г.), были сведены в таблицу, в которой также указаны занятые ими места на Олимпийских играх (рис.5).
Выводы
1. При регистрации на индикаторе аппаратно-программирующего устройства резкого максимального падения амплитудных показаний фазической составляющей КГР при воздействии на спортсмена значимым семантическим раздражителем можно диагностировать доминирующие неосознаваемые стресс-факторы, влияющие на понижение стрессоустойчивости спортсмена в соревновательной деятельности.
2. Стрессоустойчивость спортсмена в его учебно-тренировочной и соревновательной деятельности тем больше, чем меньше у него неосознаваемых стресс-факторов.
Литература.
1. Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В., Качнов С.М. Патент РФ на полезную модель №107482 «Устройство для оценки психоэмоционального состояния человека» – выдан 20.08.2011. – по заявке №2011102973
2. Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В.,Невзоров П.В. Патент РФ на изобретение №2373965 «Способ гармонизации психоэмоционального состояния человека» – выдан 27.11.2009. – по заявке №2008117272
3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А.Бодров. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН". - 1995. - 136 с.
4. Гиссен Л.Д. Время стрессов / Л.Д. Гиссен. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 192 с.
5. Игнатьева В.А., Балыкина-Милушкина Т.В., Балыкин А.И. Инновационный метод психологического контроля спортивной деятельности гандболисток высокой квалификации / Журнал Спортивный психолог. – М. – 2012 №1 (25). – С.48.
6. Мясищев В. Н. Психологическое значение электрокожной характеристики человека / Труды ин-та мозга им. Бехтерева. – Л. – 1935. – С.141.
7. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии / С.Л. Рубинштейн – М. – 1946. – С.474.
8. Смирнов И.В. Психоэкология / И.В. Смирнов – М. – 2003. – С.204.
9. Стресс и тревога в спорте: международный сборник научных статей / сост. Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 288 с.
10. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие / О. К. Тихомиров– Изд-во Моск. ун-та – М. – 1984. – С.44.
Сборник материалов XVII международной научно-практической конференции (Москва, 26.11.2015), стр.30
Посмотреть видео доклада можно по этой ссылке http://iper1k.ru/novosti/2015-11-27-the-police-of-russia.html
-----
С уважением,
Балыкин Александр Иванович
Диагностика одаренности.
Психология управления.
Раскрытие скрытого ресурса.
http://www.osoznanie.biz - диагностика и раскрытие личностного ресурса
http://www.iper1k.ru - приборы для раскрытия личностного ресурса
ООО Академия Развития Способностей "Гармония"
Россия, г. Москва, ул. 11-я Парковая, д. 49, офис 14 (7 этаж)
(Спорткомплекс "Трудовые резервы")
моб.: +7-916-801-1732
e-mail:b2000s@yandex.ru
Skype:b2000s1
Сборник материалов XVII международной научно-практической конференции (Москва,26.11.2015)
Влияние неосознаваемых стресс-факторов на результативность субъекта спортивной деятельности (на примере сборной России по боксу)
Балыкин А.И. - генеральный директор ООО АРС "Гармония", педагог-психолог, e-mail:b2000s@yandex.ru, http://www.osoznanie.biz
Балыкина-Милушкина Т. В. - психолог, e-mail:b2000t@yandex.ru, http://www.iper1k.ru
Ключевые слова: Стресс-фактор, бокс, стрессоустойчивость, неосознаваемый стимул, психосемантическая диагностика, кожно-гальваническая реакция, семантические понятия, АПК «ИПЭР-2К».
Актуальность. В современных условиях, с целью повышения результативности выступления спортсменов на международных соревнованиях, руководители спортивных организаций, тренеры и спортсмены стали искать возможность использования психологических и психофизиологических методов для повышения стрессоустойчивости, так как важным фактором при подготовке спортсмена является умение справляться со стрессом, возникающим в результате экстремальных физических и психологических нагрузок.
Исследованиями психических процессов с использованием психофизиологических методов занимался отечественный психолог В.Н.Мясищев, он, исследовав психологическое значение кожно-гальванической реакции человека, пришел к выводу, что «особое значение эмоций в психогальванической реакции представляется убедительно доказанным» [6, с. 141]. А.К.Тихомиров, изучая «состояние эмоциональной активации» шахматистов, обращал внимание на «некоторое событие, вызывающее состояние эмоциональной активации, проявляющееся в появлении КГР, и может рассматриваться как причина этого состояния тогда, когда она появляется не ранее чем через 1,5 с после воздействия. Во всех случаях, когда латентный период меньше названной величины, ее можно рассматривать как индикатор состояния, возникшего до наступления анализируемого события» [10,с.44]. С.Л.Рубинштейн, обсуждая психологическое значение психофизиологических методов, писал: «Спорно, в какой мере КГР специфичен именно и только для эмоций, но несомненно, что он является реакцией вегетативной нервной системы и что эмоциональные состояния отражаются в ней» [7, с. 474]. И.В.Смирнов на базе кафедры психоэкологии РУДН разрабатывал методики изучения психических явлений основанных на принципе КГР и функциональной пробы, а также создавал акцентный локус латентной информации, затрагивающий еще и неосознаваемые сферы психики [8]. Если перечислять исследования стресса, то авторам кажутся интересными результаты и выводы следующих ученых. Л.Д. Гиссен в работе «Время стрессов» писал, что развивая учение о стрессе Р. Лазурус, выдвинул концепцию разграничивающую физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором оценивается предстоящая ситуация, как угрожающая или трудная [4] . Ю.Л. Ханин, изучая стресс и тревогу в спорте, определял, что стрессоры внутренней значимости проявляются в опасениях возникновения субъективного неприятных переживаний в ходе спортивной борьбы или неудачного исхода, в боязни получения травм, опасности поражения [9]. В.А. Бодров описывал психологический стресс, как состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического и профессионального характера [3].
Актуальность современного спорта и результаты вышеперечисленных исследований позволили сформулировать цель исследования по выявлению у спортсменов стресс-факторов, влияющих на стрессоустойчивость в соревновательной деятельности.
Методами исследования были - наблюдение, структурированное интервью, экспертная оценка тренера, тестирование стрессоустойчивости спортсменов, психосемантическая диагностика с использованием регистрации амплитудных показаний кожно-гальванических реакций (КГР) при помощи аппаратно-программного комплекса «ИПЭР-2К» [1,2]. Также мы разработали модель и способ выявления осознаваемых и неосознаваемых стресс-факторов, влияющих на стрессоустойчивость спортсмена. Выявление стресс-факторов происходило посредством регистрации амплитудных показаний фазических составляющих кожно-гальванических реакций на значимые семантические понятия спортивной деятельности.
Графическое представление преобразованных единиц сопротивления в условные безразмерные единицы производится программным обеспечением устройства по математической формуле: ПТ=10/(R1/R2/+1), где R1 – опорная сопротивление измерительной цепи устройства, R2 – измеряемая величина сопротивления от 0 до бесконечности (рис.1).
Рис. 1 Модель и графическое представление преобразованных единиц сопротивления.
Семантические понятия спортивной деятельности были разбиты на шесть областей описывающих спортивную деятельность: «тактико-технические характеристики вида спорта», «понятия учебно-тренировочной и соревновательной деятельности», «отношение к соперникам», «мотивация и целеполагание», «личностные качества», «телесные ощущения». В процессе диагностики в режиме интервьюирования по информационным шаблонам при регистрации на индикаторе аппаратно-программирующего устройства «ИПЭР-2К» резкого максимального падения амплитудных показаний фазической составляющей на фоне регистрируемых абсолютных величин тонических составляющих диагностировался доминирующий стресс-фактор, влияющий на понижение стрессоустойчивости спортсмена в его учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
После проведения диагностики на каждого спортсмена была создана Карта личностного потенциала. Степень стрессоустойчивости вызываемой предъявленным стимулом (значимое семантическое понятие спортивной деятельности), регистрируемый АПК «ИПЭР-2К», отображена на Карте личностного потенциала спортсмена в цвете. Белый, светло-серый и темно-серый цвет отражает на диаграммах и таблицах Карты личностного потенциала разный уровень напряжения. Субъективная оценка стресс-факторов, которую спортсмен давал самостоятельно во время диагностики, обозначена, синей линией, а показания АПК «ИПЭР-2К» – красной (рис. 2).
Рис. 2 Цветовое обозначение степени стрессоустойчивости вызываемой предъявленным стимулом, субъективной оценки и показаний АПК «ИПЭР-2К» на Карте личностного потенциала спортсмена.
Рассмотрим полученные результаты в боксе. На рисунке 3 представлен блок Карты личностного потенциала боксера «Стресс-факторы в тренировочно-соревновательной деятельности». Если синяя и красная линии на диаграмме расходятся (находятся в разных участках диаграммы), это интерпретируется как – спортсмен не осознает влияние предъявленного стимула. Именно данный стимул в реальной жизни повысит вероятность появления стресса. Анализируя данный блок можно сказать, что разминка, бой с тенью, работа на мешке, четвертый раунд, будущие соревнования, разбор соревнования – являются стресс-факторами, понижающими его личностный потенциал в соревнованиях, а воспоминание о предыдущих соревнованиях вызывает у спортсмена очень большой стресс. Разница между красной (показания АПК «ИПЭР-2К») и синей (субъективная оценка) линиями, показывает, что неосознаваемыми стресс-факторами являются: разминка, бой с тенью, четвертый раунд, взвешивание и жеребьевка, будущие соревнования и разбор соревнования. То есть, спортсмен думает, что эти факторы не являются стрессогенными, а на самом деле они понижают его стрессоустойчивость.
Рис. 3 Блок «Стресс-факторы в тренировочно-соревновательной деятельности» Карты личностного потенциала спортсмена.
Теперь рассмотрим Блок «Соперники» Карты личностного потенциала спортсмена (рис.4).
Рис. 4 Блок «Соперники» Карты личностного потенциала спортсмена.
На рисунке 4 видно, что наибольший стресс во время боя у данного спортсмена вызовут соперники под номерами 5 и 9, так как именно их стрессогенное влияние спортсмен осознает меньше всего. Подтверждением наших предположений был результат выступления данного спортсмена на Олимпийских играх в Лондоне (2012 г.), где он проиграл сопернику под номером 5 из нашего списка.
Рис. 5 Сводная таблица семи спортсменов-боксеров по блоку «Стресс-факторы в тренировочно-соревновательной деятельности».
Выявленные стресс-факторы на основные стимулы профессиональной деятельности семи спортсменов-боксеров, завоевавших лицензии на Олимпийские игры в Лондоне (2012 г.), были сведены в таблицу, в которой также указаны занятые ими места на Олимпийских играх (рис.5).
Выводы
1. При регистрации на индикаторе аппаратно-программирующего устройства резкого максимального падения амплитудных показаний фазической составляющей КГР при воздействии на спортсмена значимым семантическим раздражителем можно диагностировать доминирующие неосознаваемые стресс-факторы, влияющие на понижение стрессоустойчивости спортсмена в соревновательной деятельности.
2. Стрессоустойчивость спортсмена в его учебно-тренировочной и соревновательной деятельности тем больше, чем меньше у него неосознаваемых стресс-факторов.
Литература.
1. Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В., Качнов С.М. Патент РФ на полезную модель №107482 «Устройство для оценки психоэмоционального состояния человека» – выдан 20.08.2011. – по заявке №2011102973
2. Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В.,Невзоров П.В. Патент РФ на изобретение №2373965 «Способ гармонизации психоэмоционального состояния человека» – выдан 27.11.2009. – по заявке №2008117272
3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А.Бодров. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН". - 1995. - 136 с.
4. Гиссен Л.Д. Время стрессов / Л.Д. Гиссен. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 192 с.
5. Игнатьева В.А., Балыкина-Милушкина Т.В., Балыкин А.И. Инновационный метод психологического контроля спортивной деятельности гандболисток высокой квалификации / Журнал Спортивный психолог. – М. – 2012 №1 (25). – С.48.
6. Мясищев В. Н. Психологическое значение электрокожной характеристики человека / Труды ин-та мозга им. Бехтерева. – Л. – 1935. – С.141.
7. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии / С.Л. Рубинштейн – М. – 1946. – С.474.
8. Смирнов И.В. Психоэкология / И.В. Смирнов – М. – 2003. – С.204.
9. Стресс и тревога в спорте: международный сборник научных статей / сост. Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 288 с.
10. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие / О. К. Тихомиров– Изд-во Моск. ун-та – М. – 1984. – С.44.
Сборник материалов XVII международной научно-практической конференции (Москва, 26.11.2015), стр.30
Посмотреть видео доклада можно по этой ссылке http://iper1k.ru/novosti/2015-11-27-the-police-of-russia.html
-----
С уважением,
Балыкин Александр Иванович
Диагностика одаренности.
Психология управления.
Раскрытие скрытого ресурса.
http://www.osoznanie.biz - диагностика и раскрытие личностного ресурса
http://www.iper1k.ru - приборы для раскрытия личностного ресурса
ООО Академия Развития Способностей "Гармония"
Россия, г. Москва, ул. 11-я Парковая, д. 49, офис 14 (7 этаж)
(Спорткомплекс "Трудовые резервы")
моб.: +7-916-801-1732
e-mail:b2000s@yandex.ru
Skype:b2000s1
Комментариев нет:
Отправить комментарий