воскресенье, 3 ноября 2013 г.

Кокаин как лекарство от насморка

 

Толчок «кокаиновому буму» 80-х годов ХIX века дали медицинские исследования и алчность фармацевтических компаний. Пока врачи на себе испытывали пагубное воздействие кокаина и пытались лечить морфиновую зависимость кокаиновой, фармацевты за несколько лет в 200 тысяч раз увеличили объемы его выпуска и продажи на рынке
В 19 веке кокаин продавался в аптеках в качестве лекарства от насморка и укачиваний
Химпром публикует четвертую часть истории о кокаине,  
Еще в доколумбову эпоху индейцы кечуа и аймара применяли коку не только как стимулятор, но и для анестезии. Рано или поздно европейские врачи должны были додуматься до этого. Собственно, с кокаина и началась местная анестезия.

Эксперименты на себе и на солдатах

Русский врач из лифляндских дворян Василий Константинович Анреп, или Базиль фон Анреп, как его называли в Европе, первым провел опыты по обезболиванию с кокаином и опубликовал результаты в конце 1879 года. Двадцатисемилетний доктор в то время стажировался в Вюрцбурге.
Он погружал лапки лягушек в солевой раствор и раствор кокаина и обнаружил, что они по-разному реагируют на раздражение. Затем Анреп вводил себе под кожу раствор кокаина, наносил его на язык и убедился в локальном анестезирующем действии. Результаты исследований, рекомендации и направление дальнейших исследований он опубликовал в немецком медицинском журнале «Архив физиологии».
Анреп первым предложил после необходимых испытаний использовать для местной анестезии инъекции раствора кокаина. А тем временем немецкий врач Теодор Ашенбрандт в 1883 году испробовал тонизирующее действие кокаина на баварских солдатах во время маневров.
Солдат, упавший на марше в обморок от усталости, принял по рецепту доктора Ашенбрандта столовую ложку раствора гидрохлорида кокаина и, несмотря на жару и тяжелый ранец, бодро прошагал еще несколько километров. Этот эпизод, а также ряд подобных Ашенбрандт описал в статье в «Германском медицинском еженедельнике», отмечая повышение выносливости, подавление чувства голода, улучшение настроения под действием кокаина.

Кокаин на вооружении Зигмунда Фрейда

Эта статья попалась на глаза двадцативосьмилетнему венскому врачу, никому тогда еще не известному Зигмунду Фрейду. Молодой исследователь приобрел в фирме «Мерк» некоторое количество алкалоида и начал с ним экспериментировать: принимал небольшими дозами в разных формах и анализировал свои ощущения.
К опытам он привлек своего товарища, коллегу по венской больнице, молодого офтальмолога Карла Коллера. Если Фрейда в первую очередь занимало влияние алкалоида на психику, то Коллер обратил внимание на потерю кожной чувствительности под действием кокаина.
Ранее Коллер уже занимался поиском анестезирующего средства для глаз, а потому решил попробовать на эту роль кокаин. Сначала испытание проводилось на лабораторных животных, а затем экспериментатор закапал раствор кокаина себе в глаз. Чтобы убедиться в действии препарата, Коллер колол глаз иглой!
Убедившись в потере глазом болевой чувствительности, молодой врач начал применять раствор кокаина в своей практике.

Кокаин как анестетик

Осенью 1884 года Карл Коллер сделал доклад о своем опыте применения кокаина, сославшись в нем на статью Василия Анрепа как своего предшественника. И позднее, при обсуждении проблемы приоритета, Карл Коллер отдавал должное другим исследователям, ставя себе в заслугу лишь то, что известные свойства кокаина он первым применил в офтальмологии. Однако именно Коллера многие считают основоположником местной анестезии.
А Зигмунд Фрейд в том же 1884 году опубликовал свою первую, весьма объемную статью «О коке», в которой сделал обзор литературы о растении, его алкалоиде и описал в самых восторженных тонах действие кокаина на организм, испытанное им на себе.
Всего на эту тему было написано восемь статей. Фрейд возлагал на исследования кокаина (которые, кстати, оплачивали фирмы «Мерк» и «Парк и Дэвис») немалые надежды. Он был беден и поэтому не мог жениться на любимой и любящей его девушке.
За исследования кокаина Зигмунд взялся с энтузиазмом, надеясь сделать открытие и прославиться, а там и разбогатеть.
Но открытие совершил его друг Карл Коллер, который вел целенаправленный поиск анестезирующего вещества.
За исследования кокаина Зигмунд Фрейд взялся с энтузиазмом, надеясь разбогатеть и жениться.

Расплата за врачебные ошибки

А Фрейду кокаин принес только разочарования. Поначалу Зигмунд сам малыми порциями принимал кокаин, испытывал прилив умственных и физических сил, а депрессия сменялась бодростью и эйфорией.
Без должной клинической проверки, опираясь на публикации предшественников и свои ощущения, Фрейд стал рекомендовать кокаин своим друзьям, невесте и пациентам как универсальное средство от самых разных недугов, в том числе от морфиновой зависимости. Он предложил полюбившийся ему алкалоид для лечения своего друга, физиолога Эрнста фон Фляйшля, страдавшего пристрастием к морфию. Как вы догадываетесь, морфиновая зависимость сменилась кокаиновой.
Михаил Булгаков от имени своего персонажа написал гораздо позже в рассказе «Морфий»: «Я - несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадет на долю такая же участь, как и мне, не пробовать заменить морфий кокаином. Кокаин - сквернейший и коварнейший яд». Фрейд этого не знал, однако наблюдения за страданиями друга- наркомана сделали его более осторожным.
Он уже предостерегал от инъекций, тон статей стал более сдержанным, и после 1887 года Фрейд больше не писал о кокаине. А Эрнст фон Фляйшль умер в 1891 году в возрасте 45 лет. В Нью-Йорке в том же 1884 году хирург Уильям Стюарт Халстед начал испытывать на себе и ассистентах кокаиновые инъекции для местной анестезии.
Кокаиновая блокада вошла в хирургическую практику, и в 1885 году Халстед уже обучал этому методу европейских хирургов в Венской городской больнице. За открытие пришлось заплатить высокую цену: и Халстед, и многие из его ассистентов стали кокаиновыми наркоманами. С 1885 года кокаин начали применять в самых разных областях медицины.
Считается, например, что повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберт Льюис Стивенсон написал в течение шести дней во время приема кокаина, который был ему прописан для лечения туберкулеза в 1886 году.

Кокаин как лекарство «от насморка»

Знаменитый краковский офтальмолог профессор Вихеркевич рекомендовал кокаин детям до и во время морского путешествия для профилактики укачивания. Фармацевтические компании торопились удовлетворить спрос.
По сравнению с 1883 годом объем производства кокаина компанией «Мерк» в 1885 году возрос в 200 000 раз (с четырехсот граммов до девяти с лишним десятков килограммов). И это только германский «Мерк», а были еще американский «Парк и Дэвис», британский «Берроуз и Уэлкам» и множество мелких фармацевтических предприятий.
Конкурирующие фирмы предлагали потребителю и порошок кокаина «от насморка», и аэрозоль для полости рта и носа, и капли от зубной боли, и леденцы для лечения охрипшего горла у певцов и ораторов. Американская фирма «Парк и Дэвис» выпускала даже раствор для внутривенных инъекций в комплекте со шприцем.
Вместе со спросом выросли и цена, и доходы производителей. А медики тем временем все чаще сталкивались с отравлениями кокаином, в том числе и смертельными. К середине 80-х годов накопилась статистика неблагоприятных исходов операций с кокаиновой анестезией, и практикующие врачи стали отказываться от этого средства.

Наступившее прозрение

Но фармацевтические компании от своих доходов отказываться не собирались. Содержащие кокаин препараты продолжали поступать в свободную продажу, а последствием стал лавинообразный рост числа кокаиновых наркоманов.
И вот: «Шерлок Холмс взял с камина пузырек и вынул из аккуратного сафьянового несессера шприц для подкожных инъекций. Нервными длинными белыми пальцами он закрепил в шприце иглу и завернул манжет левого рукава. Несколько времени, но недолго он задумчиво смотрел на свою мускулистую руку, испещренную бесчисленными точками прошлых инъекций. Потом вонзил острие и откинулся на спинку плюшевого кресла, глубоко и удовлетворенно вздохнул. - Что сегодня, - спросил я, - морфий или кокаин? Холмс лениво отвел глаза от старой книги с готическим шрифтом. - Кокаин, - ответил он. - Семипроцентный. Хотите попробовать?».
«Знак четырех» написан в 1890 году. Доктор Ватсон уже знает о зловредных свойствах кокаина, но запрета на его продажу нет.
Щерлок Холмс в исполнении Гая Ричи не курил трубку, но был наркоманом
В последнее десятилетие ХIХ века в общественном мнении укрепилось неодобрительное отношение к наркоманам, в частности к кокаинистам. Среди них становится все больше искателей острых ощущений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий