Считается, что первые образцы листьев коки в 1580 году привез в Европу врач и ботаник из Севильи Николас Монардес, которого испанцы называют «отцом фармакологии». Но настоящий «кокаиновый бум» начался после того, как фрегат «Новара» в 1859 доставил в Европу целый сундук листьев коки
Начало "кокаинового бума" в Европе положил фрегат "Новаро", привезший в 1859 году целый сундук листьев коки
С 1565 по 1574 год Николас Монардес опубликовал несколько работ, в которых анализировал медицинские и фармацевтические традиции индейцев, не обойдя вниманием и коку. Труд Монардеса был переведен на латинский и английский языки. А вот листья коки впечатления не произвели.
Вероятно, из-за долгого хранения в плохих условиях они утратили свое действие. На протяжении двух последующих веков сообщения об этом растении появлялись в трудах путешественников и ботаников, но широкой известности в Европе кока не приобрела.
Итальянец, раскусивший коку
В XIX веке картина изменилась. Интерес европейцев к экзотическому растению пробудил итальянский ученый и писатель, доктор медицины Паоло Мантегацца. Непоседливый молодой доктор много путешествовал, в том числе по Южной Америке, в Аргентине и Парагвае занимался врачеванием.
Заинтересовавшись местным обычаем жевать листья коки, Мантегацца в 1859 году решил исследовать их действие на собственном опыте.
Сначала он, подобно индейцам, жевал листья, а потом стал настаивать их на кипятке и пить настой. Испытанные ощущения понравились итальянцу. Сперва он чувствовал прилив энергии, побуждавший совершать какие-нибудь физические действия, например, вспрыгнуть с пола на стол с необыкновенной ловкостью. Затем наступал период спокойствия и довольства, а сны после приема препарата становились необычайно яркими и фантастичными.
Мантегацца подробно описал свой опыт в статье «О гигиенических и медицинских достоинствах коки», где горячо ее пропагандировал. Побочных действий препарата итальянский врач на себе не испытал, потому что принимал коку в умеренных дозах - от трех до десяти граммов листьев.
Дурной пример заразителен
Однако другие исследователи - немецкий ботаник Эдуард Фридрих Пёппиг в 1836 году, а несколько позднее, в сороковых годах, и швейцарский натуралист и дипломат Иоганн Якоб фон Чуди, - опираясь на наблюдения за индейцами в Перу и других странах Южной Америки, предостерегали от чрезмерного употребления коки, которое приводит к истощению сил и преждевременной старости.
Пёппиг сравнивал пагубное действие коки с морфием и описал болезненное пристрастие к этому зелью, возникающее при длительном употреблении.
Как получили кокаин
В 1855 году немецкий химик Фридрих Гедике выделил из листьев коки бесцветные кристаллы неизвестного алкалоида, который назвал эритроксилином (по латинскому названию растения). Судя по составу, установленному Гедике, это был не кокаин, а, скорее всего, смесь алкалоидов коки.
Действующим началом коки заинтересовался и великий Фридрих Вёлер. В 1857 году он попросил австрийского путешественника Карла фон Шерцера, который отправлялся в кругосветную экспедицию на борту фрегата «Новара», привезти из Перу листья чудесного растения.
В 1859 году фон Шерцер привез в геттингенскую лабораторию Вёлера целый сундук листьев.
Изучением действующего начала коки Вёлер поручил двадцатипятилетнему соискателю докторской ученой степени Альберту Ниманну. Молодой сотрудник в течение года выделил новый алкалоид, который назвал кокаином, и не побоялся попробовать его на вкус. Как и положено алкалоиду, кокаин оказался горьким, вызывал слюноотделение, а необычным было ощущение холода и онемения на поверхности языка.
Ниманн установил его состав и написал в 1860 году докторскую диссертацию «О новом органическом основании, содержащемся в листьях коки». Правда, формула кокаина была определена неточно, но продолжить исследования Ниманну не пришлось: в 1861 году он умер в возрасте двадцати шести лет от токсической пневмонии.
Причиной смертельного заболевания было отравление горчичным газом - ипритом, который незадолго до этого впервые синтезировал молодой ученый. Точный состав кокаина - С17Н21NO4 - был выяснен позднее после тщательной очистки, а структуру установил в 1897 году будущий нобелевский лауреат и исследователь хлорофилла Рихард Вильштеттер, осуществивший полный синтез этого алкалоида:
Метод выделения кокаина из растительного сырья, который использовал Ниманн, взяла на вооружение знаменитая фармацевтическая фирма «Мерк», уже специализировавшаяся на производстве морфина. В 1862 году эта фирма произвела целых 100 граммов кокаина.
Кокаин как панацея
Увлечение «андским порошком» охватило Европу и Америку уже в восьмидесятые-девяностые годы позапрошлого века. Сначала новому алкалоиду нашли медицинское применение. Напомним: речь идет именно о кокаине. О медицинском использовании листьев коки сообщали и Монардес, и Мантегацца, и не только они.
Комментариев нет:
Отправить комментарий