понедельник, 19 февраля 2018 г.

Физическая выносливость - период воспитания



Солдату, обладающему общей физической выносливостью, или хорошо тренированному спортсмену гораздо легче приобрести комплексную выносливость. В связи с этим первостепенной задачей тренировки является воспитание общей физической выносливости.

Тренировка выносливости должна делиться на три этапа: подготовительный, основной и специальный. На первом (подготовительном) этапе изучается техника тех упражнений, с помощью которых проводится воспитание общей и комплексной выносливости. Лучшие средства воспитания общей физической выносливости в условиях воинской части — быстрые и продолжительные марши, бег по пересеченной местности (кроссы) и ходьба на лыжах. Подготовительный этап включает также изучение техники основных видов физических упражнений. На это, в зависимости от физической подготовленности молодых воинов (сдавали ли они до армии нормы на значок «ГТО», имеют ли опыт спортивных соревнований), может уйти несколько месяцев.

На подготовительном этапе изучают технику тех упражнений, с помощью которых будет вырабатываться комплексная выносливость: гимнастика, легкая атлетика, приемы рукопашного боя, спортивные игры.

Во втором, основном, этапе вырабатывается общая физическая выносливость и продолжается совершенствование отдельных качеств и элементов комплексной выносливости. Здесь решаются задачи по укреплению у солдата сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, мускулатуры и связок. Все это необходимо для повышения общей работоспособности организма, выработки у человека силы, ловкости и быстроты реакции.

Общую физическую выносливость необходимо вырабатывать у солдат любой воинской специальности, ибо она является основой, на которой следует строить последующие этапы и периоды тренировки. Даже в любом виде спорта, будь то лыжный бег, плавание, гребля или футбол, прежде чем вырабатывать специфические для данной спортивной специальности качества, необходимо воспитать общую физическую выносливость.

Для сухопутных войск с этой целью целесообразнее всего летом пользоваться маршевой тренировкой и кроссами, а зимой — лыжами. Подобные занятия не требуют специальных сооружений и могут проводиться на любой местности. При условии регулярных занятий основной этап тренировки может длиться один — три месяца.

Регулярность тренировок обеспечивается не только проведением в неделю 2—3 уроков по физической подготовке. Подобное условие не всегда выполнимо, так как в программу физической подготовки входят и другие задачи. Каждая часть в любое время года может вполне выделять в неделю один час специально для тренировки выносливости. Но этого, безусловно, мало. Выносливость нужно и можно воспитывать в повседневной жизни, во время утренней зарядки, на занятиях по другим дисциплинам.

Основой для воспитания общей физической выносливости должна стать утренняя зарядка. Большей частью зарядка проводится в виде стереотипных вольных движений. Упражнения редко выполняются в быстром темпе с максимальным размахом движений, с волевым напряжением и большим количеством повторений. Вместо 15—20 минут зарядка иногда ограничивается 8—10 минутами. Сказанное в полной мере относится не только к зарядке, проводимой в подразделениях под руководством офицеров и сержантов, но и к индивидуальным занятиям офицерского состава.

Между тем 15-минутную утреннюю зарядку можно превратить в отличное средство тренировки общей выносливости. Для этого необходимо:
— все отводимое на зарядку время максимально насыщать упражнениями с таким расчетом, чтобы не меньше 90% времени было занято движениями; при этом отдых должен быть минимальным;
— в первые недели упражнения даются в медленном темпе, затем изо дня в день темп повышается; после 2—3 месяцев занятий все упражнения зарядки проводятся в быстром темпе, с максимальным размахом движений, при высокой степени волевого напряжения;
— через день в зарядку включать кроссы.

Следует иметь в виду, что зарядка — всего лишь одно из средств воспитания общей физической выносливости. Во время выходов на учения в поле и при возвращении также необходимо тренировать солдат на выносливость. Средством такой тренировки могут стать короткие марши. Короткие марши (в первые недели) надо проводить со скоростью 120—130 шагов в минуту. По мере того как солдаты будут втягиваться в темп, привыкать к нагрузке, марши нужно чередовать с бегом (скорость 180—190 шагов в минуту).

Вначале режим чередования устанавливается следующий: 4 минуты ходьба, 1 минута бег, 4 минуты ходьба, 1 минута бег и т. д. Дальше продолжительность каждой пробежки увеличивается до 2 минут, а продолжительность ходьбы сокращается до 3 минут. Таким образом, за 30-минутную тренировку втянутое в нагрузку подразделение будет тратить на ходьбу 18 минут (6 раз по 3 минуты) и на бег 12 минут (6 раз по 2 минуты).

Таков один из методов тренировки выносливости на марше. Согласно другим методам, интенсивность нагрузки повышается за счет более быстрого шага, по третьим — за счет увеличения длины пробегаемой дистанции.

Урок по физической подготовке, будь то гимнастика, рукопашный бой или легкая атлетика, также должен подчиняться задаче воспитания общей физической выносливости за счет большей плотности упражнений, сокращения интервалов для отдыха, повышения повторяемости и скорости отдельных упражнений. Кроме того, при каждом удобном случае офицеры должны разъяснять подчиненным пользу и значение выносливости, рекомендуя каждому в повседневной жизни (при переходе с одного места занятий на другое, в момент подъема или спуска с лестницы и т.д.) выполнять движения не в медленном темпе или, как говорят, вразвалку, а быстро, ловко и молодцевато.

Это только некоторые средства воспитания общей физической выносливости. Офицеры при желании могут значительно расширить их сообразно местным условиям и специфике военной специальности.

На уроках по физической подготовке и в процессе спортивно-массовой работы с помощью гимнастических упражнений, занятий по рукопашному бою, преодолению полосы препятствий, футбола, баскетбола и других спортивных игр у солдат совершенствуются сила, ловкость, подвижность, быстрота реакции и другие качества, необходимые для приобретения комплексной выносливости.

К третьему, специальному, этапу тренировки выносливости можно переходить после получения положительных результатов на втором этапе тренировки. Критерием высокого качества воспитания общей выносливости могут быть контрольные испытания в беге на 1 или 3 км в сочетании с показателями медицинского контроля и самоконтроля. Улучшение этих показателей укажет на повышение выносливости.
В специальном этапе тренировки выносливости решаются уже специфические для данной военной специальности задачи. Здесь должны преобладать длительные физические напряжения в комбинации с внезапными скоростными и силовыми упражнениями, воспитывающими контрастную выносливость.

Особенность таких занятий — постепенное увеличение дозировки нагрузки за счет упражнений, условия которых приближены к боевой обстановке. Кроссы и марши проводятся на те же дистанции, что и во втором этапе, но вне дорог, по сильно пересеченной местности, с полной выкладкой.

Для воспитания комплексной выносливости надо широко использовать не только бег, марши и лыжи, но и другие различные виды спорта, например гимнастику, прыжки, метание, бокс, борьбу, гиревой спорт, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т. д.

Маршевая тренировка должна проводиться и в ночное время, ибо она приучает организм солдата стойко переносить круглосуточную работу. Ненастную погоду — дождь, ветер, пургу — нельзя считать поводом для отмены тренировок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий