среда, 8 марта 2017 г.

Наука и практика силового тренинга от Владимира ЗАЦИОРСКОГО. Часть вторая.



    Справка: Владимир Зациорский профессор Пенсильванского Университета, доктор наук, консультант по подготовке сборных команд СССР и, позднее, США к Олимпийским играм, выдающийся ученый с мировым именем в области спорта, доктор педагогических наук, работал в спортивной науке в СССР, после перестройки уехал в США. Тренировал сотни атлетов мирового уровня, автор 15 книг и более чем 350 научных статей.
    Серия статей в журнале «БОГАТЫРЬ» познакомит читателя с замечательной книгой Владимира Зациорского «Наука и практика силового тренинга». В этих статьях я попробую максимально просто и кратко изложить основные положения, которыми пользуется Владимир Зациорский в своей книге. Если что-то покажется читателю слишком сложным, то, увы, и сам объект исследований – организм человека - очень сложен.  И простыми методами описать его функционирование и добиться выдающихся достижений в тренировке невозможно. Статьи являются лишь упрощенным и кратким пересказом книги. Тем же, кто желает ознакомиться с трудом Владимира Зациорского полностью, следует приобрести его книгу. Начало обзора труда Владимира Зациорского в первом выпуске журнала "БОГАТЫРЬ"
    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ТРЕНИНГА
    Теория одного фактора (Теория суперкомпенации).
                В данной теории, непосредственный тренировочный эффект какой-либо нагрузки рассматривается, как значительный распад определённых биохимических субстанций. Принято, что предрасположение спортсмена к предстоящему соревнованию или тренировке (обозначаестя как состояние подготовленности) находится в конкретном соответствии с доступным количеством химических веществ. В спортивно-научной литературе имеются доказательства того, что определённые субстанции полностью разлагаются в результате тяжелых тренировочных нагрузок. Наиболее известным примером является опустошение запасов гликогена после тяжелой анаэробной тренировки.
    Однако после периода восстановления, уровень данных химических субстанций уже превышает исходный уровень. Этот процесс называют суперкомпенсацией, а временной промежуток, в котором наблюдается этот повышенный уровень, обозначают фазой суперкомпенсации (см. рис. 1.4).


    Рис. 1.4.

    Если же временные интервалы между нагрузками слишком коротки, то уровень состояния подготовленности спортсмена снижается (см. рис. 1.5 a).  
    Если же паузы между следующими друг за другом нагрузками верной длительности и следующая тренировка выпадает на фазу суперкомпенсации, то результативность спортсмена улучшается (см. рис. 1.5 b).В случае слишком длинных временных промежутков между тренировками физические способности спортсмена остаются неизменными (см. рис. 1.5 c).

    Рис. 1.5 a, b, c.
    Тренер и спортсмен должны избегать слишком коротких или же длительных пауз между тренировками, вместо этого они должны искать:
    • оптимальные интервалы восстановления между следующими друг за другом тренировками и
    • оптимальные тренировочные нагрузки для каждого занятия. 
    Целью поиска этих временных интервалов и нагрузок является обеспечение того, чтобы следующая тренировка приходилась на фазу суперкомпенсации.
    В рамках этой теории приемлимы так же и более усовершенствованные тренировочные процессы. Среди тренеров популярен микроцикл с перенагрузкой (ударный микроцикл) (см. рис. 1.6). В этом случае после нескольких тренировок с высокими нагрузками и короткими паузами между ними следует относительно долгий период восстановления. Считается, что при таком тренировочном процессе достигается более лучшая суперкомпенсация, по сравнению с обычным методом (сравн. рис 1.5 b и 1.6).
    Рис. 1.6.

    На протяжении десятилетий модель суперкомпенсации была самой популярной тренировочной теорией. Она была описана во многих учебниках и была принята многими тренерами. Но не смотря на свою популярность она заслуживает критической перепроверки.
    Как раз-таки для большинства метаболических субстанций существование фазы суперкомпенсации экспериментально доказать не возможно. Для некоторых метаболитов, в частности гликогена, была достоверно подтверждена потеря субстанции после нагрузки. Так же возможно вызвать суперкомпенсацию гликогена, когда соответствующая тренировочная программа комбинируется с обильным приёмом углеводов. Однако эта процедура не может повторятся регулярно и может быть использована лишь перед важными соревнованиями, а не в тренировочном процессе. Концентрации других биохимических субстратов, чьё значение для работы мышц бесспорно, например аденозинтрифосфат (АТФ), изменяются даже после очень тяжёлых нагрузок не значительно. Восстановление исходного уровня различных метаболических субстанций требует периодов различной длительности. Абсолютно не ясно, по каким критериям (субстанциям) определяются оптимальные временные промежутки между нагрузками. В своей основе теория суперкомпенсации слишком проста, чтобы быть верной. В последнее время она сильно утратила популярность.
    Теория двух факторов (Теория результативности-утомления).
                Теория двух факторов гораздо претенциозней? чем теория суперкомпенсации. Она основывается на идее, что состояние подготовленности, которое характеризуется потенциальной результативностью, не стабильно и может иметь в течение времени некоторые отклонения. При этом нужно определить две области компонентов состояния подготовленности: компоненты которые медленно изменяются и компоненты, которые изменяются быстро. К примеру, силовые показатели спорсмена изменяются не существенно в течение нескольких минут, часов и даже дней. Однако как результат утомления, психологического стресса или внезапного заболевания, вроде гриппа, физичсекая кондиция спортсмена может быстро ухудшится. Поэтому состояние подготовленности спортсмена характеризуется количством латентных признаков, существующих постоянно, но которые могут быть измеряны лишь время от времени. Соответсвенно теории двух факторов, непосредственный тренировочный эффект после определенной нагрузки, представляет собой комбинацию двух процессов:
    1. Повышение результативности непосредственно после нагрузки и
    2. Утомление
    После тренировки состояние подготовленности спортсмена
    • улучшается благодаря приросту результативности, но
    • ухудшается вследствие утомления
    Суммарный эффект определяется перераспределением позитивных и негативных изменений (см. рис. 1.7).
    Как видно на графике, улучшение разультата после тренировки относительно невелико, но долговременно. Действие утомления значительно больше, но более короткой длительности.
    Рис. 1.7.
    Одно- и двухфакторная тренировочные модели 
                Эти модели помогут тренерам наглядно усвоить временной процесс распределения нагрузок и отдыха при подготовке спортсменов. Они представляют тренировку, как организованный процесс, а не как хаотичную последовательность муштрований и передышек.
                Представим себе двух тренеров с различными тренеровочными философиями. Тренер А придерживается тренировочной теории одного фактора и старается создать тренировочный план, при котором (по его мнению) будет наступать суперкомпенсация. Тренер Б предпочитает теорию двух факторов и старается определять довольно долгие интервалы отдыха для достаточного восстановления, с другой стороны же напротив, настолько короткие, чтобы сохранить достигнутый результативный уровень. Временами планы обоих тренеров могут быть сравнимо одинаковыми, хотя в их основе лежат разные философии. Но наибольшие различия в этих планах определятся в период "пиковых нагрузок", непосредственно перед соревнованиями. Тренер А скорее всего будет советовать, чтобы его спортсмен сократил число тренировок (но не нагрузку), чтобы выступить на соревнованиях на максимуме суперкомпенсации. К примеру, в соответствии с теорией одного фактора, спортсмен будет тренироваться на последней неделе перед соревнованиями два или три раза. При этом каждая из тренировок будет представлять собой относительно большую нагрузку. Тренер Б с другой стороны исходит из того, что его спортсмен достиг соответствующего уровня подготовленности, чтобы противостоять явлениям утомления и проводит несколько тренировок разминочного характера. При этом предусматривается скорее сокращение нагрузок, нежели числа тренировок.
                Соответственно тренировочной теории двух факторов, временные промежутки между двумя тренировками должны определяться таким образом, чтобы все нежелательные последствия предыдущей нагрузки могли быть устранены, а улучшения результативности сохранялись. Эта модель стала очень популярной среди тренеров и она используется первоочередно для планирования процесса тренировки в последние дни перед соревнованием.
    Тренировочное воздействие
                Под тренировочным воздействием понимаются изменения в организме, которые наступили вследствие тренировки. Они могут быть классифицированы следующим образом:
      • Острое воздействие - те изменения, которые наступают во время тренировки.
      • Непосредственное воздействие - наступает как результат отдельной тренировки и обнаруживается непосредственно после нагрузки.
      • Кумулятивное воздействие - наблюдается при последовательных тренировках или трен. периодах.
      • Замедленное воздействие - определяется после определённого временного промежутка по окончании тренировочного процесса.
      • Частичное воздействие - касается изменений, после отдельного трен. элемента (напр. жим лежа)
      • Остаточное воздействие - определяется, как отсталые изменения после окончания тренировки, вне того временного промежутка, в котором может происходить адаптация. 

      Продолжение в следующем номере…

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий