пятница, 14 августа 2015 г.

Речь психолога Гирина «О красоте» из книги И. Ефремова «Лезвие бритвы»

 

     Привожу фрагмент текста из романа "Лезвие бритвы". До сих пор лучшего описания сочетающего в себе научный и художественный подходы найти не смог. Считаю, что для телесной индивидуации это произведение очень важно. Пришедший на русскую землю западный фитнес несет стереотипы «животной красоты» и не учитывает менталитета нашей души. В России красота физическая и душевная всегда составляли целостную натуру человека. 

Нельзя. не склонить голову перед титаническими усилиями понять красоту в Древней Индии, древней и новой Европе, Китае, Японии! Но нельзя и не видеть всей безрезультатности этих попыток, потому что объяснение искали вне человека. Теперь уже совершенно ясно, что ощущения красоты заложены в глубинах нашего существа. Надо идти дальше и установить причинные закономерности, по которым определенные формы, линии, краски отражаются в нашем сознании «красой ненаглядной». И если говорить о челове­ческой красоте, то никак нельзя отрывать ее от чувства страсти, потому что ее первоначальная цель—это компас в поиске совершенного, Наилучшего для продолжения рода! Однако рассмотрение, даже самое поверхностное, великой сложности строения человека увело бы нас далеко. Вернемся к наиболее простому.
Каковы общие отправные точки нашего заключения: человек этот красив? Блестящая, гладкая и плотная кожа, густые волосы, ясные, чистые глаза, яркие губы. Но ведь это прямые показатели общего здоровья, хорошего об­мена веществ, отличной, жизнедеятельности. Красивая прямая осанка, распрямленные плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы—мы называем ее гордой. Это признаки активности, энергии, хорошо развитого и находящегося в постоянном действии или тренировке тела—алертности, как сказали бы. физиологи. Недаром актеров, особенно киноактрис, танцовщиц, манекен­щиц,—всех, для кого важно их женское или мужское очарование, специально обучают ходить, стоять или си­деть в алертной, мы в просторечии скажем—подтянутой позе.. Недаром военные выгодно отличаются от нас, штатских, не спортсменов, своей подтянутостью, быстро­той движений. Скажу больше. Обращали ли вы внимание, в каких позах животные— собаки, лошади, кошки - ста­новятся особенно красивы? В моменты высшей алертности, когда животное высоко приподнимается на пе­редних ногах, настораживает уши, напрягает мускулы. Почему? Потому, что в такие моменты наиболее резко выступают признаки активной жизни тела! Неспроста древние греки считали удачными изображения своих богов лишь в том случае, если ваятелю удавался энтазис—то серьезное, внимательное, напряженное выражение—ос­новной признак божества. Вспомните великолепную голо­ву Афины Лемнии — в ней алертность или энтазис может служить образцом для всех остальных скульптур.
Итак, тугая пружина энергии, скрученная нелегкими условиями жизни, в живом теле человека воспринимается нами как прекрасное, привлекает нас и тем самым выпол­няет поставленную природой задачу соединения наиболее пригодных для борьбы за существование особей, обес­печивая правильный выбор. Таково биологическое значе­ние чувства красоты, игравшего первостепенную роль в диком состоянии человека и продолжающееся в цивили­зованной жизни.
Идеально здоровый человек не испытывает потреб­ности сморкаться или плевать и обладает лишь слабым собственным запахом. Излишне пояснять, какое большое значение имела такая, отличная химическая балансировка организма в дикой жизни, когда человека выслеживали хищники или он сам подкрадывался к добыче.
Но это лишь первая ступень красоты, хотя и основная. Пойдем дальше. Что безусловно красиво у человека вне всяких наслоений индивидуальных вкусов, культуры или исключительных расовых отклонений? Скажем, большие глаза и притом широко расставленные, не слишком выпук­лые и не чересчур впалые. Чем больше глаза, тем больше поверхность сетчатки, тем лучше зрение. Чем шире рас­ставлены глаза, тем больше стереоскопичность зрения, глубина планов. Насколько ценилась испокон веков широ­кая расстановка глаз, показывает очень древний миф о красавице, дочери финикийского царя Европе. Ее имя по - древнегречески означает или «широколицая» («широко взорая») или «широкоглазая».
Положение глаз в глазных впадинах говорит о состоя­ний окружающих тканей и точности гормональной регули­ровки организма: очевидно, что среднее их положение во впадинах—наилучшее. "Красивые ровные, плотно поса­женные зубы; изогнутые правильной дугой,—такая зубная дуга отличается наибольшей механической прочностью при разгрызании твердой растительной пищи или сырого мяса. Красивы длинные ресницы—они лучше защищают глаз. Нам кажутся они изящнее, если изогнуты квер­ху,— ощущение верно, потому что. отогнутые вверх кон­чики не дают ресницам слипаться или смерзаться.
Анатомическое чутье, заложенное в нас, очень тонко. Подсознательно мы сразу отличаем и воспринимаем как красоту черты, противоположные для разных полов, но никогда не ошибаемся, какому из полов, что нужно. Выпуклые, сильно выступающие под кожей мышцы красивы для мужчин, но для женщины мы это не считаем достоинством. Почему? Да потому, что нормально сложенная здоровая женщина всегда имеет более развитый жировой слой, чем мужчина. Это хорошо известно, но так ли уж всем понятно, что это не более как резервный месячный запас пищи на случай внезапного голода, когда женщина вынашивает или кормит ребенка. Попутно заметьте, где на теле женщины располагаются эти подкожные пищевые запасы? В нижней части живота и области вокруг таза — следовательно, эта резервная пища одновременно служит тепловой и противоударной изоляцией для носимого в чреве ребенка. И в то же время этот подкожный слой создает мягкие линии женского тела—самого прекрасного создания природы.
Еще пример. Стройная длинная шея немало прибавляет к красоте женщины, но у мужчины она воспринимается вовсе не так—скорее как. нечто слегка болезненное. Шея мужчины должна быть некой средней длины и достаточно толстой для прочной поддержки головы в бою, для несения тяжестей. Женщина по своей древней природе— страж, а ее длинная шея дает большую гибкость, быстроту движений головы, снова эстетическое чувство совпадает с целесообразностью. Наконец, Одна из главных противоположностей полов— широкие бедра прямо безобразны у мужчин и составляют одну из наиболее красивых чёрт женского тела.
—--Это в домостроевское время, старо! Теперь все изменилось, что и доказывает вашу неправоту. Нет вечных . канонов красоты! —бесцеремонно перебила женщина с тя­гучими движениями и словами, та, которая спросила: «Зачем?»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         
 —О-о! Я ожидал подобных возражений. Действитель­но, в истории человечества было немало периодов, когда здоровые идеалы красоты временно заменялись нездоро­выми. Подчеркиваю: я имею в виду только здоровый идеал, канон, называйте его как хотите,—в природе ника­кого иного быть не могло. Да и во всех культурах в эпоху наибольшего расцвета и благоденствия идеалом красоты было здоровое, может быть, с нашей современной точки зрения, и чересчур здоровое тело. Таковы, например, женщины, которых породили матриархатные общества Крита и протоиндийской, дравидийской цивилизации, древ­няя и средневековая Индия. Интересно, что у нас в Европе в средние века художники, впервые изображавшие обнажен­ное тело, писали женщин-рахитичек с резко выраженными признаками этой болезни: вытянуто-высоких, узкобедрых, малогрудых, с отвислыми животами и выпуклыми лбами. И не мудрено—им служили моделями запертые в феодаль­ных городах женщины, почти не видевшие солнца, лишен­ные достаточного количества витаминов в пище. Поредение волос и частое облысение, отодвигание назад границы волос на лбу даже вызвало моду, продержавшуюся более двух столетий. Стараясь походить на самую рахитичную городскую аристократию, женщины выбривали себе воло­сы надо лбом. Они все одинаковы, эти патологические, трагические фигуры  Ев, «святых» Ариадн и богинь пятнад­цатого века на картинах Ван-Эйка, Бурдиньонд, Ван-Гееа, де Лнмбурга, Мемлинга, Иеронима Боша, Дюрера, Луки Кранаха, Николая Дейтша и многих других. Ранние ита­льянцы, вроде Джотто и Беллини, писали своих красавиц в кавычках с таких же моделей, и даже великий Сандро Боттичелли взял моделью своей Венеры типичную горо­жанку — рахитичную и туберкулезную. Позднее итальянцы обратились к моделям, происходившим из сельских или приморских здоровых местностей, и результаты вам известны лучше, чем мне. Интересно, что печать ослабления здоровья в городских условиях жизни лежит уже на некото­рых фигурах позднейших римских фресок—те же, более слабые в солнечном климате следы рахита, нехватки витаминов, отсутствия физической работы.
Насколько глубоко непонимание истинно прекрасного, можно видеть в известном стихотворении Дмитрия Кед­рина «Красота»: «Эти гордые лбы винчианеких мадонн я встречал не однажды у русских крестьянок..». Загип­нотизированный авторитетом великих мастеров Возрож­дения, наш поэт считает выпуклые, рахитичные лбы «гор­дыми». Находя их у заморенных работой и голодом русских женщин прошлого, что в общем-то вполне естест­венно для плохих условий жизни, он проводит знак равен­ства между мадоннами и тт. А по-нашему, врачебному, чем меньше будет таких «мадонн», тем лучше.
В нашем веке начинается возвращение к этим кано­нам — ярко выраженные рахитички составляют темы живо­писаний Мюнха, Матисса, Пикассо, Ван-Донгена и иже с ними. Мода современности ведет к признанию красоты в удлиненном, как бы вытянутом теле человека, особенно женщины,—явно городском, хрупком, слабом, не приспо­собленной к физической работе, успешному деторождению и обладающем малыми резервами сил. И опять проявляются «гордые» рахитические лбы, непомерно высокие от отступа­ющих назад жидковатых волос, некрасиво выпуклые, с вогнутой, вдавленной под лоб переносицей. И опять идеальный женский рост в 157 —160 сантиметров сменяется «город­ским» в 170—175, как бы специально для контраста со странами, где у бедно живущих народов «экономный» женский рост в среднем около 150 сантиметров.
—Словом, у вас древние вкусы!— съязвила та же женщина.   
—Я не говорю здесь ничего о вкусах и не могу обсуждать, правильны они или нет. Безусловно, появление множества женщин городского, нетренированного обли­ка, не делавших никогда долгой и трудной физической работы, должно оказать влияние на вкусы нашего време­ни. Разве их можно назвать неправильными для насто­ящего момента? Однако они будут неправильны с точки зрения наибольшего здоровья, мощи и энергии, на какую, так сказать рассчитан человек. В связи с этим поговорим еще немного о широких бедрах, не имея в виду их красоту, хотя древние эллины, обращаясь к женщинам, частенько восклицали: «Красуйтесь бедрами!»
Процесс рождения ребенка у человека более труден, чем у животных и ведет к более резкому различию полов. Налицо крупное противоречие.
Вертикальная походка человека требует максималь­ного сближения головок бедренных костей—этим облег­чается бег, равновесие и обеспечивается выносливая ходь­ба. Но человек рождается с огромной круглой головой, и процесс рождения требует широкого таза с раздвину­тыми бедренными суставами. Проклятие Евы, так умело использованное религией,—«в муках будешь рождать де­тей своих»—существует на самом деле: процесс родов у человека более мучителен и болезнен, чем у животных. В истории развития человека это противоречие возраста­ло—увеличение мозга требовало расширения таза матери, а вертикальная походка—сужения таза. Разрешением этого противоречия частично явились роднички—не заросшие области на темени ребенка. В момент прохождения через нижнее отверстие хаза кости свода черепа ребенка заходят одна на другую, череп сдавливается и голова приобретает характерную удлиненную форму, впоследствии исправляю­щуюся. Но мало и этого. Человек рождается абсолютно беспомощным и требует продолжительного" кормления - материнским молоком, дольше, чем все животные. Из сравнения развития человека и слона—животного, наиболее сходного с ним по долголетию и всем этапам роста, можно думать, что человек родится недоноском и что нормальный срок для беременности у человека должен был быть того же порядка, как у слонихи, носящей детеныша 22 месяца. Очевидно, что за такой срок ребенок стал бы значительно больше и его огромная голова обязательно погубила бы  мать. И тут пришло на помощь особое биологическое приспособление-—возвращение к стадии низших млекопита­ющих-—сумчатых, рождающих недоношенных детенышей. Только у человека вместо сумки — интеллигентность, само­отверженность и нежность матери. 
А для того чтобы нанести наименьшие повреждения мозгу ребенка, так же как и для того, чтобы выносить его в наилучшем состоянии, мать должна быть широкобед­рой. В то же время спутница жизни дикого человека, много бегающая, носящая подолгу добычу, да и ребят за собой, в процессе отбора становится узкобедрой, часто гибнет при родах, рождает ребят менее жизнеспособных. Живу­щие в наихудших условиях представители человечест­ва — дикие охотники Австралии, пигмеи, многие лесные племена Южной Америки — могут служить примером. Как только люди стали жить, более оседло—еще в пеще­рах Южной Европы, Северной Африки, Азии, — начался отбор могучих широкобедрых матерей, давших человече­ству тех его представителей, которые по праву заслужили название хомо сапиенс—человека мудрого. Это проис­ходило во всех частях света, от Японии до Англии—в удобной для жизни средиземноморской полосе, когда обилие животной и растительной пищи, а также изобрете­ние копья и дротика превратили человека из бездомного бродяги в обитателя крепкого жилья.
Так, "в инстинктивном понимании красоты запечатле­лось это требование продолжения рода, слившееся, разумеется, с эротическим восприятием подруги, которая силь­на и не будет искалечена первыми же родами, которая даст потомство победителей темного необозримого царства зверея, как море окружавшего наших предков. И что бы там не говорили законодатели мод и выдумщики всяче­ских оригинальностей, когда вам, художникам, надо напи­сать образ женщины-обольстительницы, покорительницы мужчин, в серьезном или шутливом, бидструповском, оформлении,— кого же вы рисуете, как не крутобедрую, высокогрудую женщину, с осиной талией? Заметим кстати, что тонкая, гибкая талия есть анатомическая компенсация широких бедер для подвижности и гибкости всего тела.
 Для мужчин тонкая талия, увы, противопоказана, если они хотят быть действительно мужчинами, могучими и выносливыми, как древние эллины. Я уже говорил, что тело человека не имеет скелетной компенсации позвоноч­нику спереди. Поэтому, для того чтобы носить тяжести, поднимать их, быть выносливым (вспомните об особенностях мужского дыхания), на передней поверхности тела, между ребрами и тазом, должна быть толстая и крепкая мышечная стенка, да что там, целая стена, сантиметров в пять толщиной, как на греческих статуях. Не меньшей мощности пластины нужны и на боковых сторонах—ко­сые брюшные мышцы. Тут уж не до гибкой талии, в этом месте мужчина становится шире, чем в бедрах, зато приобретает великую мощь.
А у женщины важнее совеем другие, не поверхностные, а внутренние мышцы, способные в прочной чаше удержи­вать внутренности при огромной дополнительной нагруз­ке—ребенке. Помните, все это не для города и даже не для деревни. Создавалось оно в дикой жизни, полной ог­ромного напряжения. Поэтому. широкий и крепкий лист поперечной брюшной мышцы стягивает талию глубже косых мышц, до самого лобка, низко поддерживая мышеч­ную чашу живота с помощью еще и подпирамидальной мышцы, которая, будучи сильно развита, дает тот плоский живот, о котором мечтают красавицы: Я думаю, что мускульная анатомия вам известна. Упомяну еще, что" у хорошо танцующих женщин наиболее сильно развиты средняя и маленькая ягодичные мышцы, а в самой глуби­не — грушевидная и подвздошно-поясничная. Все они запо­лняют впадину над вертлугом и дают выпуклую, «амфорную», линию крутых бедер Можно прибавить развитие самого верхнего конца портняжной мышцы и мышцы, натягивающей широкую фасцию. Если проанализировать мускулатуру превосходно развитых танцовщиц, конькобе­жек и гимнасток, то мы увидим несколько иное, чем у мужчин, усиление самых верхних частей аддукторов бедренных мышц. Посмотрите на фигуры здоровых, при­вычных к разнообразному труду деревенских девушек, и вы увидите, что и тут наше эстетическое чувство безошибочно отмечает наивысшую целесообразность.
Вот мы и разобрали вторую главную ступень красо­ты — гармоническое разрешение, казалось бы, губительных противоречий, разрешение, доведенное до той единст­венной совершенной возможности, которая, как лезвие бритвы, как острие стрелки, качается между противоположностями.. Путь нашего познания прекрасного, поисков его везде и всюду, видимо лежит через поиски этой тонкой линии сформировавшейся- за долгую историю и означа­ющей совершенство в многостороннем преодолении вели­чайших затруднений существования в природе живого мыслящего существа — человека. Позвольте на этом закончить!  

Комментариев нет:

Отправить комментарий