Сестру директора Московской антидопинговой лаборатории осудили за распространение допинга
Суд первой инстанции приговорил Марину Родченкову к полутора годам лишения свободы по ст. 234 ч. 3 УК РФ «незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта», но после кассационной жалобы срок заменили условным наказанием. Это было бы обычным уголовным делом, пусть даже в нем замешана известная в прошлом бегунья, если бы не родственный нюанс. Брат осужденной Григорий Родченков возглавляет Московскую антидопинговую лабораторию, то есть фактически находится на первом рубеже борьбы с допингом. Во всем мире это привело бы к немедленному прошению об отставке, хотя бы по этическим причинам. В России все сделали вид, будто ничего не случилось.
Марина Родченкова — известная в 1980-х годах бегунья на неолимпийских дистанциях легкой атлетики. Заслуженный мастер спорта, чемпионка СССР по кроссу (1988), двукратная чемпионка мира в беге по шоссе в командном первенстве (1986, 1988), чемпионка мира по кроссу в командном первенстве (1988). Выпускница факультета журналистики МГУ. В Москве регулярно проводится пробег на ее призы. В последнее время работала в экспериментальной школе высшего спортивного мастерства по легкой атлетике «Москвич». Иначе говоря, фигура, прочно встроенная в систему российского спорта.
Как гласят материалы уголовного дела, Марина Родченкова приобрела анаболические стероиды, активно используемые в профессиональном спорте: тестостерон (общим весом 15 г), оксандролон (32,4 г) и метандиенон (10 г), которые, как пояснила сама Родченкова, она намеревалась в дальнейшем сбыть. Именно на этой попытке были задержаны ее супруг и предполагаемый покупатель товара. При обыске у подследственной нашлись приготовленные для продажи вещества.
Кунцевский районный суд города Москвы, заседание которого прошло в конце декабря, признал Марину Родченкову виновной в незаконном приобретении и хранении в целях сбыта, а равно в незаконном сбыте сильнодействующих веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, в крупном размере. Приговор по ст. 234 ч. 3 УК РФ «незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта» составил один год и шесть месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В конце февраля судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда рассмотрела кассационную жалобу и частично ее удовлетворила, заменив реальный срок условным. Причина: судом не были установлены обстоятельства незаконного приобретения препаратов (ключевое слово — незаконного). Цитируя кассационное определение: «Показания Родченковой о незаконном приобретении сильнодействующих веществ в 2010 году в Кисловодске и в январе 2011 года у украинских спортсменов достаточными для ее осуждения быть не могут, тем более что они согласно п. 2 ст. 307 УПК РФ не подтверждаются другими доказательствами». Однако обвинение в хранении и незаконном сбыте были оставлены в силе.
История прошла на фоне очередного выступления министра спорта Виталия Мутко о «нулевой толерантности» к допингу, известия о том, что звезды российской легкой атлетики прошлого десятилетия были уличены в использовании запрещенных препаратов, и очередного заявления МОК о достигнутом в России прогрессе в антидопинговой работе. Скандал постарались не афишировать — все запросы «Московских новостей» причастным организациям остались без ответа. На комментарии отважились только несколько экспертов на условиях анонимности.
«Формально Григорий Михайлович Родченков не имеет никакого отношения к этому делу, — сказал один из них. — Но в том мире, который принято называть цивилизованным, эта ситуация стоила бы ему карьеры. Когда ты являешься одним из главных в стране экспертов по антидопингу, возглавляешь крупнейшую в стране лабораторию, через тебя проходят тысячи допинг-проб — и вдруг твои родственники получают срок за распространение запрещенных препаратов… Это немедленная и чаще добровольная отставка. Исключительно по этическим мотивам. Почему у нас не так? Во-первых, потому что мы живем в России. Во-вторых, Родченков — профессионал, каких мало даже в мире. Если он уйдет, на его место ставить некого».
Находящееся в ведении Минспорта ФГУП «Российский антидопинговый центр», которое более известно как Российская антидопинговая лаборатория, является одной из 33 антидопинговых лабораторий в мире, аккредитованных Всемирным антидопинговым агентством (WADA). Кандидат химических наук, мастер спорта по легкой атлетике Григорий Родченков возглавляет лабораторию с 2006 года (до этого полтора года был исполняющим обязанности). По мнению специалистов, Родченков играет существенную роль в деятельности, направленной на борьбу с применением допинга в нашей стране.
«В российском спорте такая же проблема, как и в политике: любые резкие движения, и сразу приходится ворошить прошлое, поднимается война компроматов, — говорит другой эксперт по антидопингу. — Все знают, что в этой индустрии на месте Родченковых мог оказаться каждый второй, можно наугад тыкать пальцем и вряд ли ошибешься. Поэтому очищаться по частям не получится, только целиком. Знаете историю про знаменитую кафедру спортивной медицины Фрайбургского университета? В 2009 году там попались на махинациях с допингом два гематолога, и немцы мгновенно закрыли всю кафедру, а это десятки сотрудников, профи экстра-класса. Потому что там понимают, что допинг — это зло, это тупик для спорта».
В России до такого понимания еще далеко. Последний пример: в качестве кандидатов на место в национальной команде по биатлону перед Сочи-2014 рассматривается врач Андрей Дмитриев. Тот самый, который четыре года назад был уволен после допингового скандала с биатлонистами Альбиной Ахатовой, Екатериной Юрьевой и Дмитрием Ярошенко. Даже если допустить, что Дмитриев лишь козел отпущения в той истории, в другом месте и других обстоятельствах дорога в большой спорт ему была бы закрыта. Мы все еще идем другим путем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий