пятница, 6 января 2017 г.

Переутомление и его влияние на психику спортсменов



Источник:
«Обучение и тренировка боксеров».
Автор: В.Н. Остьянов Изд.: Олимп. лит-ра, 2011 г.

В течение длительного времени в психологии и спортивной медицине существовало представление о том, что первым объективным признаком переутомления у спортсменов является снижение спортивного результата. По поводу причин его возникновения высказывались различные точки зрения.

Ретроспективный анализ показывает, что еще в исследованиях А. Н. Крестовникова (1937,1946,1954) причиной переутомления считалось систематическое напряжение и повышение требований к организму, которое даже у тренированного спортсмена вместо дальнейшего роста спортивных результатов вызывало его снижение. По данным Г. Л. Комендантова и Я. Б. Лехтмана (1963), переутомление рассматривалось как результат суммирования явлений утомления от повторных тренировочных занятий или соревнований. Основной его причиной считался недостаточный отдых. С. П. Летунов (1949) характеризовал переутомление как генеральный процесс, вызывающий изменения ряда главнейших физиологических систем и сопровождающийся нарушением оптимума, выработанного в процессе роста тренированности. Вместе с тем А. Н. Крестовников (1946) и Т. П. Фанагорская (1958) наблюдали, что первыми признаками переутомления являются невротические симптомы: повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, отсутствие желания тренироваться, нарушение сна, головная боль. Снижение спортивных результатов наступало несколько позже.

Современная научно-методическая литература не отвергает высказанные ранее положения, а в определенной степени дополняет и уточняет их. В литературе последних лет по-прежнему в понятие “переутомление” вкладываются различные представления. Так, Н. Д. Граевская (1980) считает, что при неправильном построении тренировки могут возникнуть такие нарушения, как переутомление, перетренированность, перенапряжение, сопровождающиеся снижением работоспособности, изменением функционального состояния, а иногда и здоровья.

В своих исследованиях Raglin, Morgan (1989) указывают на следующие причины перетренированности и переутомления у спортсменов:

Чрезмерный уровень стресса и давления.
Чрезмерный объем тренировочной и соревновательной деятельности.
Физическое изнеможение.
Однообразие вследствие слишком большого количества повторений.
Недостаточный отдых или отсутствие нормального сна.
Большинство испытуемых, по Раглину и Моргану, испытывали состояние перетренированности и переутомления хотя бы один раз за время спортивной карьеры, причем перетренированность превалировала.

Два состояния, которые возникают вследствие чрезмерных физических и эмоциональных нагрузок, предлагает выделить А. Г. Дембо (1980). Это общее переутомление, представляющее собой крайнюю степень утомления, и расцениваемое им как предпатологическое состояние и перенапряжение одного или нескольких органов и систем с возникающими в них различными патологическими состояниями. К состоянию перенапряжения автор относит и перетренированность, которую рассматривает как невроз.

Другие ученые, например Р. С. Уэйнберг и Д. Гоулд (1997), предлагают выделить три состояния, возникающие в результате чрезмерных физических и эмоциональных нагрузок. Это перетренированость, переутомление и “перегорание” (“выгорание”). Перетренированность представляет собой аномальное удлинение тренировочного процесса, результатами которого является переутомление (Morgan et al., 1987). Перетренировка наступает при использовании тренировочных нагрузок, которые слишком интенсивны и продолжительны, чтобы испытуемые могли к ним адаптироваться, что приводит к последующему снижению спортивных результатов (Murphy et ski 1990). В то же время авторы не отвергают применение высокоинтенсивных тренировочных нагрузок, указывая при этом на различия между перетренированностью и высокодозированной тренировкой, ссылаясь на индивидуальные особенности спортсменов.

Переутомление — результат перетренированности. Перетренированность можно рассматривать как стимул, а переутомление — как реакцию (рис. 41; Morgan et al., 1987, 1988).

Переутомление ассоциируется с целым рядом поведенческих расстройств. Основной психологической характеристикой переутомления является депрессия. Переутомленный спортсмен с трудом выдерживает стандартный режим тренировочной нагрузки и не способен демонстрировать результаты, которые он до этого показывал.

“Перегорание” (“выгорание”) представляет собой сложную психофизиологическую реакцию, обусловленную индивидуальными, иногда чрезмерными, но, как правило, малоэффективными усилиями, направленными на то, чтобы удовлетворить высокие тренировочные или соревновательные потребности.

Один и тот же объем тренировочных нагрузок вызывает различную реакцию организма спортсмена. Например, Марк Спитц, установивший 7 мировых рекордов в плавании и выигравший 7 золотых олимпийских медалей на Играх 1972 г., никогда не проплывал более 10 ООО ярдов в день, а олимпийский чемпион Владимир Сальников проплывал за день до 20 000 м (21 880 ярдов). Такой объем нагрузок был бы чрезмерным для большинства сильнейших пловцов, однако ему он позволял добиваться выдающихся успехов.

Эти особенности следует учитывать при определении объема тренировочных нагрузок. Известно, что спортсмены с приблизительно одинаковым уровнем одаренности по-разному реагируют на стандартные режимы тренировочных нагрузок. Стандартная нагрузка, с одной стороны,больше подходит для лабораторных измерений, так как в условиях тренировки сделать это очень трудно, а с другой — необходимо учитывать то психическое напряжение, которое сопутствует данной нагрузке. Один объем нагрузки у боксера, когда он отрабатывает задание в условном бою, и совсем другой, когда он отрабатывает это же задание в условиях жесткого спарринга. Один и тот же соперник, один и тот же временной регламент, но пресс нагрузки совсем иной.

Многоэтапный процесс подготовки к наиболее ответственному соревнованию сезона в ряде видов спорта (прежде всего в единоборствах) предусматривает такую направленность тренировочных занятий, при которой вначале превалируют средства общей физической подготовки, а затем специальной подготовки (СП). Получается так, что в этих видах спорта необходимость сохранения уровня психических качеств и оптимальных состояний вступают в противоречия с необходимостью своевременного повышения функциональных возможностей и уровня физической подготовленности (Родионов, 1983). На первом этапе подготовки, когда в большом объеме применяются средства ОФП, спортсмены, как правило, отличаются особенностями, которые объединяются термином “психическая свежесть”, т. е. желанием тренироваться.

Увеличение интенсивности учебно-тренировочных занятий за счет средств ОФП и объема СП на втором этапе приводит к улучшению физической подготовленности и, одновременно, к ухудшению координации важнейших психических функций и “загрублению” наиболее тонких из них, связанных со специализированными восприятиями.

Часто, под прессом доз физической нагрузки последнего этапа пред-соревновательной подготовки, отмечается ухудшение показателей антиципирующих реакций (которые наиболее информативны к показателям технико-тактической подготовки боксеров). В данном случае отмечается эффект гетерохронности изменения физической и психической подготовленности, субъективно вызывающий у спортсмена неудовлетворенность качеством технико-тактических действий, вследствие чего у него наблюдаются чрезмерная психическая напряженность и замедленное восстановление после тренировки. Подобные исследования были проведены Murphy с соавт. (1990). Изучалось влияние повышенных тренировочных нагрузок на эмоциональное состояние и уровень физической активности дзюдоистов-олимпийцев. В течение 4 нед (микроциклов) повышали объем общефизических нагрузок (ОФП), а затем в течение 2 нед — объем специально-физических (СФП). Если в первом случае не наблюдали увеличения степени отрицательных эмоциональных состояний, то во втором — повысился уровень гнева и тревожности (симптомов клинических расстройств, таких, как депрессии, не отмечали). Как в первом, так и во втором случае наблюдали снижение уровня физических показателей (силы и анаэробной выносливости).

Снижение общей нагрузки в подобных случаях не помогает оптимизации психической подготовки и эмоциональной комфортности спортсменов, с одной стороны, и ухудшает состояние физической подготовленности — с другой.

Более эффективно в подобных случаях применение средств психорегуляции наряду с уменьшением объема средств ОФП и кратковременным повышением интенсивности средств СП задолго до соревнований. Здесь мы видим своего рода “переплетение” педагогических и психологических средств (Родионов, 1982).

Даже оптимальный режим тренировочных нагрузок может привести к улучшению спортивных результатов одного спортсмена, одновременно ухудшая результаты другого. Исследование спортсменов-студентов университетов показало, что 66 % из них испытывают состояние перетренированности, причем около 59 % отметили, что это состояние было трудным (Morgan et al., 1987; 1988). Оказалось, что состояние переутомления характерно не только для спортсменов высокого уровня. Спортсмены колледжа также испытывали состояние переутомления не менее двух раз за время спортивных выступлений. Характерными симптомами переутомления являются физическое утомление, депрессия, психическое изнеможение, апатия и нарушение сна. В таблице 11 приведены симптомы перетренированности и “перегорания”, которые отмечались у спортсменов-студентов.

Многолетние исследования, проведенные Э. М. Синельниковой (1984), показали, что переутомление, как правило, возникает в соревновательный период тренировки, когда наряду с большой физической нагрузкой очень велико нервно-эмоциональное напряжение. При этом, естественно, возникновение переутомления находится в определенной зависимости от психологических особенностей личности, в частности от значимости для этой личности конкретной соревновательной ситуации.

Совершенно очевидно, что у спортсменов, имеющих те или иные отклонения в психике, сформированные в процессе его жизни, более вероятна возможность развития невротического срыва. Физическая нагрузка при этом является разрешающим фактором, тем более что она, в ряде случаев, по объему и интенсивности меньше выполняемой во время тренировки. Если у спортсмена развито нездоровое стремление к успеху без должного учета своих сил и возможностей, то в случае неудачи может возникнуть болезненное состояние.

Иначе говоря, в основе переутомления лежит психологический конфликт между уровнем притязаний и реальными возможностями спортсмена. Совершенно естественно, что на состояние спортсменов могут влиять и семейнобытовые обстоятельства, выступающие как самостоятельный фактор или сочетающийся с производственными факторами. Как свидетельствуют данные Б. Д. Карвасарского (1980), из производственных психотравмирующих обстоятельств первое место принадлежит напряженному характеру работы.

Однако нельзя представить патогенез переутомления как психогению. Последняя должна рассматриваться в единстве с нейрофизиологическими и другими механизмами, способствующими возникновению невроза (Карвасарский, 1980).

Как видно из описания клинических проявлений переутомления спортсменов, при этом синдроме наблюдаются разнообразные симптомы вегетативных расстройств, свидетельствующие о нарушении кортикально-субкортикальных взаимоотношений (Синельникова, 1984).

Невроз по современному определению—это психогенное заболевание личности, сопровождающееся неврологическими, соматическими и эмоциональными расстройствами. У спортсменов с переутомлением налицо все эти признаки. Переутомление, по мнению автора, является частным случаем невроза.

В развитии синдрома переутомления у спортсменов наблюдаются две основные стадии, которые, по существу, являются первыми стадиями невроза. Первая стадия проявляется общеневротическими расстройствами: изменяется настроение, нарушается сон (бессонница ночью, сонливость в дневное время); у одних наступает возбужденное состояние с повышением уровня притязаний к окружающим, со склонностью к повышенным реакциям на мелочи быта. У других, наоборот, отмечаются вялость, апатия, отсутствие желания тренироваться. Часто появляются жалобы на головную боль.

Очень характерной для спортсменов чертой поведения являются диссимуляция симптомов своего состояния, желание скрыть ухудшение самочувствия. Лишь исключительное доверие спортсмена к тренеру или врачу и их внимательное отношение к спортсмену позволяют установить начало заболевания.

Перетренированные и переутомленные спортсмены подвергаются высокой степени риска возникновения нарушений эмоционального состояния, что может привести к снижению уровня спортивной деятельности и уходу из спорта.

Поэтому тренеры-преподаватели должны тщательно контролировать уровень тренировочных и соревновательных нагрузок каждого спортсмена (Уэйнберг, Гоулд, 1997). Индивидуализация тренировочного процесса и соответствующее лечение в этот период позволяют полностью и очень быстро купировать начавшееся заболевание. Если же необходимые меры не предпринимаются, первая стадия очень быстро переходит во вторую, так называемую, стадию возникновения первичного синдрома, когда при исследовании уже выявляется нарушение функции того или иного органа (Синельникова, 1984). По данным автора, в механизме симптомообразования имеют значение как врожденные, так и приобретенные причины, обусловливающие выраженность реакций физиологических систем организма. Они и определяют индивидуальную специфику клинической картины. Последняя имеет определенные особенности по механизму формирования системных соматических нарушений (расстройства сна, боль в области сердца, головная боль и др.).

Психофизиологические исследования с использованием индивидуально значимых словесных раздражителей или моделирования эмоционально значимой ситуации позволяют установить изменение физиологических и других показателей, обусловливающих соответствующий симптомокомплекс.

Анализ психологических и неврологических исследований спортсменов убеждает в целесообразности выделения во второй стадии переутомления двух фаз: 1-я — без снижения работоспособности и 2-я — с ее снижением. Выделение этих фаз имеет большое значение для практики, ибо выявление переутомления на ранних его этапах предупреждает развитие тяжелых невротических расстройств и резкое падение спортивных результатов. Хочется обратить внимание на то, что хотя у спортсменов в большинстве случаев невроз протекает значительно слабее, чем у лиц, не занимающихся спортом, но и здесь есть определенный предел. В случае наступления декомпенсации, сопровождающейся снижением работоспособности, процесс обратного развития болезненных проявлений очень длителен, что усугубляется ухудшением психического состояния. При повторении подобных случаев длительность ремиссии сокращается, и рассчитывать на спортивное долголетие такому спортсмену не приходится. -

Поэтому большое значение отводится объективизации ранних признаков переутомления. У спортсменов наиболее часто при этом регистрируется неврастенический синдром с вегетативно-сосудистыми нарушениями: отмечаются изменения в рефлекторной сфере, повышается височное давление, понижается кожная температура на поверхности активно работающих мышц. По результатам вегетативно-сосудистых проб у спортсменов с переутомлением отмечается преобладание тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы. Свидетельством нарушенных координаторно-регуляторных соотношений является большая частота случаев асимметрии вегетативных функций (Синельникова,1984).

Знание признаков психического переутомления позволяет тренеру вносить коррективы в тренировочный процесс сообразно с динамикой психических состояний спортсмена, который, в свою очередь, должен понимать причины этого состояния, вовремя поделиться своими сомнениями с тренером, врачом, психологом с тем, чтобы быстрее преодолеть это состояние и помочь им правильно скорректировать процесс выхода из него, с учетом выполняемых физических и психических нагрузок или их прекращением на каком-то этапе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий