В современном спорте все шире используются новые методы тренировки и стимуляции организма, основанные на глубоких физиологических исследованиях. Одним из таких методов является гипоксическая тренировка - метод, основанный на стимулирующем и адаптирующем действии дыхания воздухом с уменьшенным содержанием кислорода.
Проблема адаптации к гипоксии в горных условиях привлекла особое внимание специалистов в области спорта, когда столицей XIX Олимпийских игр был выбран г. Мехико, расположенный на высоте 2240 м над уровнем моря. На заседании Комитета по адаптации, созданного Госкомспортом СССР, было принято решение о проведении обязательных тренировочных сборов в горных условиях для спортсменов сборных команд страны. С того времени гипоксическая тренировка стала обязательным компонентом подготовки спортсменов самой высокой квалификации.
К числу положительных сторон тренировки в горных условиях относятся: повышение аэробной производительности и выносливости спортсменов после переезда с гор в равнинные условия, повышение общей работоспособности. К числу недостатков, помимо организационных и материальных затруднений, следует отнести необходимость более длительного пребывания в горах для более полной адаптации, чем сроки обычных тренировочных сборов и существенное снижение работоспособности как в первую неделю пребывания в горах, так и сразу после спуска на равнину, а для многих видов спорта и отсутствие условий для специальной подготовки.
Эти недостатки побудили специалистов в области спортивной медицины к поиску новых методов гипоксической тренировки. Одним из таких методов оказалась прерывистая тренировка в барокамере, в которой спортсмены ежедневно или через день проводили от 30 мин до нескольких часов на "высоте" 3000 - 5000 м. Для гипоксической тренировки использовали также метод возвратного дыхания, во время которого на организм спортсмена оказывала действие не только гипоксия, но и гиперкапния. Однако большинство этих методов не позволяют точно дозировать силу гипоксического воздействия и применять режимы тренировки, связанные с быстрым изменением степени создаваемой гипоксии, а также отнимают ценное время планового тренировочного процесса спортсменов. Кроме того, барокамерная тренировка требовала дополнительного времени для компрессии и декомпрессии, что в ряде случаев сопровождается неприятными ощущениями и негативным эффектом мелких баротравм.
В начале 90-х годов в Киевском институте физической культуры (А.3. Колчинская) и в Центральном институте физической культуры, г. Москва (Н.И. Волков) был внедрен метод комбинированной интервальной гипоксической тренировки (ИГТ). Этот метод предполагал воздействие на организм гипоксии двух типов: гипоксической гипоксии, которую организм испытывает во время вдыхания воздуха со сниженным (до 14-9%) содержанием кислорода при нормальном давлении, и гипоксии нагрузки, проявляющуюся в различных условиях спортивной деятельности. Существенным в комбинированном методе было то, что тренировка с применением гипоксической гипоксии проводилась в покое в свободное от тренировочного процесса время, что создавало условия для раздельного действия на организм спортсмена гипоксической гипоксии и гипоксии нагрузки. Тренировка спортсменов осуществлялась в строгом соответствии с планами спортивной подготовки. В ней сохранялись все условия для совершенствования техники и тактики соревновательной деятельности.
Для выявления эффективности комбинированного метода были проведены многочисленные исследования по выявлению его эффективности и механизмов действия. Проведенные работы показали, что:
Тренировочный эффект комбинированного метода определяется действием на организм спортсменов как гипоксической гипоксии, так и гипоксии нагрузки.
Нормобарическая интервальная гипоксическая тренировка спортсменов должна проходить на фоне планового тренировочного процесса спортивной тренировки в покое, когда спортсмен может расслабиться и, когда усилия его компенсаторных механизмов могут быть направлены на компенсацию только гипоксической гипоксии.
Кроме интервальной гипоксической тренировки, действующей на спортсменов в покое, их организм испытывает действие гипоксии нагрузки, сопровождающей напряженную мышечную деятельность во время тренировочных нагрузок в плановом тренировочном процессе.
Комбинированный метод гипоксической тренировки является более эффективным тренировочным средством, чем длительная тренировка спортсменов в горах либо в условиях искусственной гипоксической среды в барокамерах. Он более эффективен, чем сочетанный метод гипоксической тренировки, когда спортивные нагрузки выполняются в условиях пониженного парциального давления кислорода, при которых работоспособность существенно снижается из-за аддитивного действия гипоксической гипоксии и гипоксии нагрузки, усиливающего развитие тканевой гипоксии и, ее повреждающего действия на организм.
При комбинированном методе гипоксической тренировки особое значение придается планированию тренировочных нагрузок, их направленности, учету объема и интенсивности в микроциклах спортивной тренировки, во время которых в часы, свободные от спортивных тренировочных занятий, осуществляется ИГТ.
В настоящее время, в спорте высших достижений, наибольшее распространение получили два метода нормобарической гипоксической тренировки.
В первом случае спортсмен находится в замкнутом пространстве (помещение, барокамера, специальная палатка), в которое подается воздух с пониженным содержанием кислорода при нормальном атмосферном давлении. Достоинством этого метода является то, что имеется возможность выполнять одновременно физические упражнении и экономить время на тренировку, поскольку гипоксическая тренировка может быть совмещена со сном. Однако у этого метода имеются ряд недостатков. Процентное содержание кислорода в подаваемом воздухе ограничено по соображениям безопасности. Установлено, что оптимальная концентрация кислорода в подаваемом в палатку воздухе должна соответствовать концентрации кислорода на высоте от 2500 до 3500 метров над уровнем моря (содержание кислорода 15,4% -13,6%)**. Подача воздуха с более низким содержанием может вызвать головные боли, потерю аппетита и боль в суставах, а также затруднения в восстановлении после физических тренировок в нормальных условиях. Этот метод даже при такой относительно слабой степени воздействия дает положительный тренировочный результат, однако, как и в гипобарической барокамере, метод не позволяет в динамике, когда спортсмен выполняет физические упражнения, точно дозировать силу гипоксического воздействия.
Во втором случае, спортсмен определенное время дышит через маску воздухом с уменьшенной концентрацией кислорода – «поднимается на высоту», а затем атмосферным воздухом - «опускается на уровень моря». При этом, средняя продолжительность одной гипоксической тренировки составляет 60 минут. Длительность интервалов дыхания и концентрация кислорода подбираются индивидуально для каждого спортсмена и могут легко корректироваться в процессе тренировки. При этом, «высота подъема» может достигать до 5800 м и более (чему соответствует содержание кислорода 10%-9%) причем без опасности каких-либо отрицательных последствий для спортсмена, а, наоборот, с пользой для его здоровья. Кроме того, поскольку в процессе каждого сеанса тренировки спортсмен многократно (5 - 10 раз) «поднимается на высоту» и «опускается на уровень моря», при этом, положительный эффект тренировки еще более усиливается*.
Многолетние исследования Колчинской А.З. и др. убедительно доказали высокую эффективность интервальной тренировки, при которой за 10-24 сеанса курса суммарное гипоксическое воздействие составляет всего 300-420 мин и достигается эффект, равный результату месячного пребывания в среднегорье в условиях, в которых суммарное гипоксическое воздействие составляет 480-720 часов, т.е. 28800 мин и более*.
______________________________________________________________________
* Колчинская А.З., Цыганова Т.Н. Остапенко Л.А. Нормобарическая интервальная гипоксическая тренировка в медицине и спорте. – М.: Медицина, 2003. – 408 с.
** Озолин Э.С. Использование гипербарической оксигенации и нормобарической гипоксии в подготовке спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №1.-С. 5-8.
Комментариев нет:
Отправить комментарий